ГЛАВА 6. Задумавшись о том, из какой причины возникают те описанные страдания, придешь к пониманию того, что они возникают из загрязненных действий
Задумавшись о том, из какой причины возникают те описанные страдания, придешь к пониманию того, что они возникают из загрязненных действий. В "Сутре ста действий" сказано так: "Также что касается действий. то действия множественны, И ими создается множество этих существ". В "Белом лотосе сострадания" сказано: "Мир создан действием, действием оборачивается; чувствующие существа созданы действием, возникли по причине действия, действием полностью разделяются". Также в "Сокровищнице истинного Учения" сказано: "Разнообразие мира возникает из действия". Что же такое это действие? - Это умственное действие и намеренное действие. Так, в "Компендиуме всего истинного Учения" сказано: "Что такое действие? Это умственное действие и намеренное действие". Также в "Сокровищнице истинного" сказано: "Действие - это ум и совершенное им". Также в "Корне Мудрости" сказано так: "Сказано высшим Святым: действия - Это ум и намерение". Что же такое эти два? - Умственные действия - это мысленные действия, а все то, что порождено умом - это намеренные действия, понимаемые как действия тела и речи.
Также в "Сокровищнице истинного" сказано так: "Умственные - это мысленные действия; Порожденное ими - действия тела и речи". Итак, действия и порожденные ими результаты объясняется вкратце следующим образом: Подразделения, определяющие характеристики, Принадлежность действия себе, соответствующее проявление в судьбе, Созревание большого из малого и неутрачиваемость Этими шестью суммируется действие и результат. В первом, подразделениях действия и результата, необходимо знать три [вида]: причина и результат недостохвального действия; причина и результат достохвального действия; и причина и результат неподвижных действий. Во-вторых, объясняются определяющие характеристики каждого раздела. Что касается причин и результатов недостохвальных действий, то вообще их существует множество, однако они могут быть суммированы как десять недобродетелей: посредством тела три - убийство и так далее; посредством речи четыре - ложь и так далее; и посредством ума три - алчность и так далее. Также в каждом из этих трех содержится три предмета обсуждения: подразделение, результат и исключительное. Первое, "отнятие жизни", подразделяется на три [вида]: убийство из-за желания и привязанности, убийство из-за ненависти, и убийство из-за невежества. Первое - это убийство или ради мяса, шкуры и тому подобного, или ради развлечения, или ради богатства, или для защиты себя и друзей. Второе - это убийство, порожденное ненавистью к озлобленным, ставшими соперниками и тому подобными. Третье - это жертвоприношения и тому подобное. Результаты этого также трехчастны: полностью созревший результат, соответствующий причине результат и влияющий результат. Полностью созревший результат - рождение среди адских чувствующих существ; соответствующий причине результат - даже и родившись человеком, но жизнь коротка и исполнена болезней. Влияющий результат - быть рожденным в несчастной стране или в убогой местности. Исключительным даже среди убийств является убийство Архата; это великое преступление. "Брать то, что не дано" подразделяется на три [вида]: грабеж, воровство и мошенничество. Первое - это безосновательно захватывать силой. Второе - это, проделав отверстие в доме и тому подобное, нечувствительно красть. Третье - фальсифицировать меры объема, веса и тому подобное. Среди результатов этого полностью созревший результат - переродиться голодным духом; соответствующий причине результат - даже и родившись человеком, утратить свое добро. Влияющий результат - быть рожденным в холодной стране "Множества инея и града". Исключительным среди завладевания не данным является брать не данное достояние Ламы и Драгоценностей; это великое преступление. "Превратно прелюбодейственный блуд" подразделяется на три вида: с охраняемыми семьей, с охраняемыми хозяином и с охраняемыми Учением. Первое - это извращенно совокупляться с матерью, сестрой и так далее. Второе - это извращенно совокупляться с женщиной, находящейся замужем за человеком, королем и тому подобное. Третье [подразделяется] на пять: совокупляться даже с собственной женой в ненадлежащую часть тела, в ненадлежащем месте, в ненадлежащее время, не в меру и неправильно. Что касается первого - в ненадлежащую часть тела - то это совокупляться в рот или анус; ненадлежащее место означает совокупляться поблизости от ламы, в хранилище священных текстов, вблизи от ступ и в месте, где собралось много людей. В ненадлежащее время - это иметь сношение, когда взяты обеты кратковременного воздержания, во время беременности, кормления и в светлое время дня. Не в меру - иметь сношения больше пяти раз. Неправильно - это [принуждать] к сношению битьем, а также иметь сношения с мужчиной или евнухом в рот или анус. Среди трех результатов этого полностью созревший результат - это быть рожденным голодным духом; соответствующий причине результат - даже и родившись человеком, иметь жену ненавидящим врагом. Влияющий результат - быть рожденным в чрезвычайно пыльной стране. Исключительным среди извращенных вожделений является иметь извращенные сношения с матерью, а также с Архатом; это великое преступление. "Произнесение лжи" подразделяется на три [вида]: ложь морального падения, великая ложь и малая ложь. Первое - это лгать о высочайших качествах человека. Второе - это ложь, приносящая вред себе и другим. Третье - это ложь, не приносящая вреда. Среди трех результатов этого полностью созревший результат - родиться животным; соответствующий причине результат - даже и родившись человеком, стать великим клеветником. Влияющий результат - родиться с дурным запахом изо рта. Исключительным среди произнесения лжи является клеветать на Татхагату, а также говорить неправду Ламе; это великое преступление. Злословие подразделяется на три [вида]: сильное злословие, заглазное злословие и тайное злословие. Первое - это [злословить] в лицо, разделяя двух друзей. Второе - разделяя [друзей], злословить за глаза. Третье - разделять [друзей], тайно вызывая разлад. Среди трех результатов этого полностью созревший результат - родиться в аду; соответствующий причине результат - даже и родившись человеком, быть лишенным друзей. Влияющий результат - родиться в гористой стране. Исключительным злословием является вести необдуманные речи в Благородной Сангхе; это великое преступление. Брань подразделяется на три [вида]: порочащая брань, заглазная брань и передача оскорблений. Первое - это говорить постороннему о дурных поступках впрямую. Второе - это говорить множество дурных слов посторонним, смешивая незначительные и пустые вещи. Третье - это говорить о дурных поступках его друзьям и другим близким. Среди трех результатов этого полностью созревший результат - родиться в аду; соответствующий причине результат - даже и родившись человеком, слышать много неприятных слов. Влияющий результат - родиться в пустынной, иссохшей и исполненной насилия стране. Исключительной бранью является говорить вредоносные слова родителям или Благородным; это великое преступление. Пустая болтовня подразделяется на три [вида]: извращенная болтовня, болтовня о мирском и болтовня об истинном. Первое - это повторение мантр небуддистами, чтение [их книг] и тому подобное. Второе - болтать без толку и так далее. Третье - объяснять Учение не имеющим преданности и "неподходящим вместилищам". Среди трех результатов этого полностью созревший результат - родиться животным; соответствующий причине результат - даже и родившись человеком, стать тем, чьи слова не почитаются. Влияющий результат - родиться в месте, где лето и зима перемешаны. Исключительной пустой болтовней является заставить колебаться человека, преданного Учению; это великое преступление. Алчность подразделяется на три [вида]: алчность в отношении своего, алчность в отношении чужого и алчность ни к тому ни к другому, Первое - это жадность и привязанность к собственному клану, телу, качествам и имуществу, когда возникает мысль: "Нет подобных мне". Второе - это привязанность к благосостоянию посторонних, когда возникает мысль: "Вот было бы это мое!" Третье - это привязанность к не принадлежащим ни мне, ни другим богатствам под землей и тому подобное, когда возникает мысль: "Вот принадлежало бы это мне!" Среди трех результатов этого полностью созревший результат - родиться голодным духом; согласующийся с причиной результат - даже и родившись человеком, [обладать] очень большим желанием и привязанностью. Влияющий результат - родиться в стране с плохими урожаями. Исключительная алчность - это желание украсть приобретенное отказавшихся [от мирского ради] чистоты; это великое преступление. Злобность подразделяется на три [вида]: злобность, возникающая из ненависти; злобность, возникающая из зависти; и злобность, возникающая из вражды. Первое - это намерение убить, например, возникшее к врагу на поле битвы. Второе - это намерение убить и тому подобное из-за боязливого сомнения о превосходстве соперника. Третье - это намерение убить при памятовании о ранее причиненном мне вреде и тому подобное. Среди трех результатов этого полностью созревший результат - родиться в аду; согласующийся с причиной результат - даже и родившись человеком, быть очень гневливым. Влияющий результат - родиться в стране с горькой и грубой пищей. Исключительная злобность - подготавливать [совершение] безграничных [злодеяний]; это великое преступление. Превратные воззрения подразделяются на три [вида]: превратные воззрения на действие и результат; превратные воззрения на Истины; и превратные воззрения на Драгоценности. Первое - это не принимать добродетельные и дурные действия как причину счастья и страдания в результате. Второе - это утверждать то, что посредством Истины Пути Истина Прекращения не достигается. Третье - это рассматривать Три Драгоценности как неистинные и клеветать [на них]. Среди трех результатов этого полностью созревший результат - это родиться животным; соответствующий причине результат - даже и родившись человеком, быть чрезвычайно невежественным. Влияющий результат - родиться в совершенно бесплодной местности. Исключительно превратные воззрения - это запутанные взгляды; это великое преступление. В этом отношении эти полностью созревшие результаты были подчинены общему представлению; особых же отделов три: представление посредством эмоциональных затемнений, представление посредством количества и представление посредством объектов. Первое - если совершены недобродетельные действия в силу гнева, то перерождение происходит в аду; если [они] совершены в силу желания и привязанности, то перерождение происходит в области голодных духов; если [они] совершены в силу невежества, то перерождение происходит в области животных. Подобным же образом в "Драгоценном украшении" сказано так: "Из-за привязанности становишься голодным духом; Ненависть бросает в ад; Из-за невежества чаще всего становишся животным". Представление посредством количества: безмерно недобродетельным поведением достигается перерождение в аду; совершив много - перерождаешься голодным духом; совершив несколько - перерождаешься животным. Представление в отношении объектов: в зависимости от деяний, совершенных по отношению к занимающим особое положение, следует перерождение в аду; в зависимости от деяний, совершенных по отношению к занимающим среднее положение следует перерождение голодным духом, в зависимости от деяний, совершенных по отношению к занимающим низкое положение, следует перерождение животным. Об описании причин и результатов недостохвальных действий в "Драгоценном украшении" сказано таким образом: "Привязанностью, ненавистью и невежеством Порождены недобродетельные действия; И из этих недобродетельных действий [возникает] как все страдание, Так и все дурные существования". Что касается причин и результатов достохвальных действий, то действия, отвергающие десять недобродетельных поступков, и являются десятью добродетельными действиями. Если же действия соответствуют также интересам других - сохранение жизни других, проявление великой щедрости, пребывать в состоянии чистотого поведения, произнесение истины впрямую, примирение враждующих, неизменно мирная и откровенная беседа, изъяснение словами, исполненными смысла, малая привязанность и умеренность в действиях, медитация на любовь и так далее и проникновение в истинную суть. Результат этого трехчастен: полностью созревший результат - родиться богом или человеком сферы желаний; соответствующий причине результат: поскольку убийство отвергнуто и сохраняются жизни других, жизнь становится продолжительной, и таким же образом применяется далее. Влияющий результат: поскольку убийство отвергнуто, происходит перерождение в изобильной и могущественной стране, и таким же образом применяется далее. Об объяснении причин и результатов этих достохвальных действий в "Драгоценном украшении" сказано таким образом: "Отсутствием привязанности, ненависти и невежества Зарождаются добродетельные действия; Из добродетельных же действий [возникают] как все счастливые состояния, Так и все счастливые рождения". Что касается причин и результатов неподвижных действий, то медитация безучастного созерцания как причина [ведет] к обретению созерцательного перерождения как результата; и что касается безучастного созерцания, то существует восемь подготовительных, восемь действительных созерцаний и особое созерцание. Созерцательным перерождением как результатом является состояние семнадцати семейств богов сферы форм и боги четырех видов, [характеризуемые] бесформенными аятанами [источниками сознания]. Общим для этих причин и результатов является применение практики десяти добродетелей. Первое подготовительное созерцание отбрасывания - это отсутствие неспособности медитировать беспрепятственным путем, из чего возникает первое действительное созерцание усовершенствования, являющееся медитативным погружением, которому присущи концепции, анализ, радость и счастье, и в силу этого происходит перерождение богом области Брахмы. Медитацией особого созерцания [достигается] перерождение Великим Брахмой. Второе подготовительное созерцание отбрасывания - это медитация беспрепятственного пути, из чего возникает второе действительное созерцание усовершенствования, являющееся медитативным погружением, в котором концепции и анализ отвергнуты, но имеется счастье и радость, и в силу этого происходит перерождение богом второго созерцания Малого Света и прочих. Подобным же образом сочетаются [прочие] подготовительные отбрасывания. Третье действительное созерцание усовершенствования является медитативным погружением, в котором радость отвергнута, но имеется счастье, и в силу этого происходит перерождение богом третьего созерцания Малой Добродетели и прочих. Четвертое действительное созерцание усовершенствования является медитативным погружением, в котором концепции, анализ, радость и счастье отвергнуты, и в силу этого происходит перерождение богом четвертого созерцания Безоблачности и прочих. Что же касается возникающего из обособленности от четырех созерцаний, то это аятаны Безграничного Пространства; в силу медитации на это происходит перерождение богом аятан Безграничного Пространства. Возникающее из обособленности от этого - это аятаны Безграничного Сознания; в силу медитации на это происходит перерождение богом аятан Безграничного Сознания. Возникающее из обособленности от этого - это аятаны Вообще Ничего; в силу медитации на это происходит перерождение богом аятан Вообще Ничего. Возникающее из обособленности от этого - это аятаны Ни Различения, Ни Неразличения; в силу медитации на это происходит перерождение богом аятан Ни Различения, Ни Неразличения. Что же это за путь, называемый "возникновением из обособленности"? - Это суть умственное явление низкого уровня, хотя и ведет к высвобождению от желания и привязанности. Тогда потому ли аятаны Безграничного Пространства и так далее именуются, или называются, вышеупомянутым образом, что происходит сосредоточение на самом пространстве и так далее? - Нет. Первые три являются Безграничным Пространством во время безучастности. Такими и подобными действиями в уме к этому прикрепляется созвучное имя, однако впоследствии, когда безучастность завершается, этих действий в уме более нет. Последние названы так из-за низкого различения, однако [здесь] не присутствует ни ясное различение, ни [его] отсутствие. Опять-таки все восемь действительных [созерцаний] являются однонаправленным добродетельным умом. Об объяснении причин и результатов неподвижных действий в "Драгоценном украшении" сказано так: "Посредством неизмеримых и бесформенных созерцаний Испытывается счастье Брахмы и других". Таким образом, эти три загрязненных действия являются порождающим началом самсарических сущностей. Третья тема, так называемая "принадлежность действия себе", - это то, что результат совершенного действия применяется к самому себе и созревает в скоплениях самого совершившего действие, а не в другом. Подобным же образом об этом сказано в "Энциклопедии всего истинного": "Что же такое активность собственного действия? Поскольку полное созревание совершенного действия испытывается самим собой и не является общим с другими, это называется 'принадлежностью себе'". Если бы это не было так, то совершенные действия терялись бы, и возникали бы ошибки столкновений с несовершенным. Также сказано в сутре: "Действия, свершенные Девадаттой, не созревают в земле, воде и так далее, но становятся созревшими лишь в его собственном собрании скоплений и аятанах. В ком другом они могут созреть?" Четвертая тема, так называемое "соответствующее проявление в судьбе",- это то, что результатом свершенного добродетельного или дурного действия является неизбежное переживание счастья или страдания: так, в результате накопления добродетельных действий переживается счастье, а в результате накопления дурных действий испытывается страдание. Подобным же образом об этом сказано в "Энциклопедии всего истинного": "Что же такое соответствующее проявление в судьбе действия? Испытывается полное созревание свершенного самим собой, потому что добродетельные или недобродетельные действия соответственно проявляются в судьбе каждого". Также в "Малом объяснении о памяти" сказано: "Добродетелью обретается счастье, Из недобрдетели возникает страдание; Так добродетельные и недобродетельные Действия и результаты ясно объясняются". Также в "Сутре вопрошений Сураты" сказано: "Жгучие семена Рождают жгучие плоды; Сладкие семена Рождают сладкие плоды. - В этом примере Созревание дурного - в жгучем И созревание светлого - в сладком Мудрый распознает". Пятая тема - это созревание великого результата из малого действия, и сказано, что в силу свершения дурного действия будут испытываться кальпы адского состояния по числу мгновений [состояния] ума. Также во "Вхождении на путь Бодхисаттвы" сказано: "Кто в отношении подобных царственных жертвователей Замышляет недоброе - Тот столько кальп, сколько мгновений дурное обдумывал, Будет в аду пребывать, - так Святой возвестил". Также сказано, что за каждое преступление речи следует пятьсот перерождений в страданиях ада и так далее. Также в "Ассамблее" сказано: "Даже если свершен малый проступок, Это становится ужасающим иным миром, Исполненным великих бед, Подобно яду, проникшему вовнутрь". Также через малое добродетельное действие даруется великий результат. Так, в "Ассамблее" сказано: "Даже свершение малого достохвального Направляет в иной мир великого счастья, Появляются великие блага, Подобно созреванию налитых зерном колосьев". Шестая тема, так называемая неутрачиваемость: за исключением случая, когда применено противоядие, несозревший результат не уничтожается, или не утрачивается, даже на протяжении неизмеримой кальпы; и состояния, дремлющие в хранилище в течение долгого времени, при встрече с соответствующими условиями оборачиваются данным результатом. Таким образом, если бояться страдания самсары и верить в действие и результат,- "Отворачиваясь от самсарического существования И отвращаясь от дурных действий, тот, кто лишь для себя Ища мира и блага, - Этот человек называется средним",- то, как сказано, он является развивающим ум среднего человека, как, например, [в истории] с семью девушками короля Тритри. Также и в "Сотой сутре" сказано: "Действия обладающих телом Не истощаются, утрачиваясь, даже сто кальп. Когда приходит время, накопленное Становится созревшим в самом результате". Также в "Малом объяснении о памяти" говорится так: "Даже пламя может стать холодом, Даже ветер можно поймать арканом, Даже солнце и луна могут упасть на равнину - Но полное созревание действия не обманешь". На этом шестая глава, полностью объясняющая действие и результат, из "Драгоценного украшения освобождения, [подобного] исполняющей желания драгоценности превосходного учения", завершается.
|