Особенности жанра летописи
Своеобразие древнерусской литературы как литературы средневековой -рукописный характер (вначале было слово, слово было у бога, слово было бог) -вариативность текста (редакция – если сознательно изменен, вариант – если есть описки, извод – если текст перенесен далеко от места написания, список - копия) текст текуч, непостоянен -анонимный характер (не знали личностного начала, преобл. Коллективные формы восприятия) -средневековый историзм – документальность, достоверность литры.(до 16 века литра не знала вымысла) -прикладной характер (создание произведения – общественный заказ; текст выполнял не литературную функцию) -религиозный характер (литра того времени связана с христианством) Художественное своеобразие древнерусской литературы -нет рифмы -др. жанры (не знали романа и драмы; зато были летописание, житие и красноречие) -двуязычие (перемешка старославянского и древнерусского языков даже в одном произведении) -рукописный хар-р -про чернила и бересту и пергамен (телячья кожа) -не книги, а рукописи (почти не употр. Слово «книга») -бывают палимпсесты (это когда первоначальный текст рукописи стерт, и написан другой) - анонимность произведений Особенности жанра летописи Летописями принято называть «памятники исторической письменности и литературы Древней Руси. Повествование в них велось по годам в хронологической последовательности (рассказ о событиях каждого года начинался словами «в лето:» - отсюда и название «летопись» (Слово «летопись» многозначно: так называется и вид исторического сочинения, имеющий особые внешние признаки («писание по летам») - запись исторических событий ведется по годам - т.е. в хронологической последовательности; и отдельная книга, состоящая из записей такого вида, и часть книги, содержащая годовую сетку. В узком смысле этого слова летописями называются записи современников событий. Соединенные в хронологической последовательности, такие записи и другие исторические сочинения образуют летописный свод. Составитель свода может уже не быть современником событий, о которых идет речь в его сочинении. Специалисты различают также летописные сборники, представляющие иногда механическое соединение в одной рукописи нескольких летописей или сводов, и летописные списки, т.е. рукописные копии с летописи, свода или сборника. Составление летописных сводов было моментом историко-юридическим; летописный свод, рассказывая о прошлом, закреплял какой-то важный этап настоящего. Над составлением летописей трудились по преимуществу официальные лица: служащие княжеские и владычнии, уставщики, псковские посадники, позднее - дьяки. Известно, что от ведения летописи можно было отстранить, и это воспринималось как наказание; летописи никогда не показывались иноземцам. Летописный стиль, который соответствовал литературному этикету 11 - 13 вв., получил название стиль монументального историзма. Основой этого стиля авторы считают стремление древнерусского книжника судить обо всем с точки зрения общего смысла и целей человеческого существования, отсюда - стремление показывать только самое крупное и значительное, с больших пространственных и временных дистанций. Содержание летописи как жанра составляет преимущественно политическая история страны. Цель летописи - рассказать потомкам о прошлом, об исторических событиях своего времени, на примерах показать, как надо и как не надо поступать. Формы летописного повествования: погодная запись, летописное сказание, летописный рассказ. Летопись – светский жанр, жанр-господин. Композиция – ансамблевый хар-р. Первая летопись – ПВЛ.
|