Край света в изображении отечественной литературы.
Геродот о качественной разнице между цивилизованным Средиземноморьем и варварскими окраинами ойкумены («История». Кн. 3: 106). «Александрия» о путешествии Александра Македонского на край света («Письмо Александра Олимпиаде» – «Изборник», с.265-271). Рассказ Гюряты Роговича («Повесть временных лет» под 1096 г.) – первое упоминание в отечественной литературе об Уральских горах. Урал как идеальная гора. Где находится вход в золотой город Сатаны («Повесть о Савве Грудцине»)? В расщелинах каких гор мятется бог подземного царства Плутон в «Оде на восшествие… Елизаветы Петровны 1747 года» М.В.Ломоносова? Как статус Урала как «конца света» использовал П.П.Бажов? Еще одна маргинальная зона – Индия, легендарное описание ее в «Сказании об Индийском царстве». Разрушение легенды в «Хождении за три моря» Афанасия Никитина. Образ русского путешественики в этом произведении.
18. «Москва – третий Рим» как объединительная идея.
Общественно-политическая ситуация в России и мире, благоприятствовавшая формированию этой идеи. «Послание на звездочетцев» старца псковского Елиазарова монастыря Филофея к дьяку Мисюрю Мунехину с формулировкой концепции «Москва – третий Рим». «Сказание о князьях Владимирских» – легендарная генеалогия русских князей. Использование «Сказания» в политической борьбе за укрепление сначала великокняжеской, а затем и царской власти, претензиях России на полноправное участие в мировом политическом процессе. Сюжет «Сказания» в рельефах, украшающих «царское место» в Успенском соборе Московского Кремля. «Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.» Нестора Искандера(?) – рассказ о неибежности гибели Константинополя, погрязшего в грехах. Композиция «Повести»: Вступление, «предсказывающее» судьбу столицы Византийской империи, и Заключение, пророчествующее о будущей мессианской роли России. «Повесть о новгородском белом клобуке» - отголосок теории «Москва – третий Рим» в новгородской литературе. «Москва – третий Рим» и русское мессианство нового времени.
|