Изображение духовного мира героев в агиографических произведениях Епифания Премудрого.
Подъем национального самосознания на рубеже XIV – XV вв. Предвозрожденческие явления в культурной жизни страны: в чем они проявляются? Психологизм русской живописи этого периода. Новое «открытие человека» как самоценной личности, способной самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Расцвет русской агиографии под влиянием книжной культуры Болгарии и Сербии (второе южнославянское влияние). Епифаний Премудрый – наиболее яркий представитель южного стиля «плетения словес» в отечественной литературе. Выдающаяся средневековая образованность писателя. Языковая вычурность Стефана – не самоцель, а средство прославить героя и максимально полно реализовать средневековый принцип целостности изображения. «Житие Стефана Пермского» – панегирик вжанре жития. Стефан Пермский как автономный идеальный герой русской агиографии: его интеллектуальный подвиг, психологическая победа над Памом и т.д.Завершающий «Житие» плач «инока списающа» – первое в отечественной литературе «путешествие» в творческую лабораторию писателя. «Житие» преподобного Сергия (Варфоломея) Радонежского – опыт жизнеописания человека во всем многообразии его социальных и духовных связей. Выдающаяся фактографичность «Жития». Сергий в общественно-политической и церковной жизни России рубежа XIV - XV вв.
|