Значение проповеднической литературы. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.
Расцвет древнерусского государства - во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. В связи с принятием христианства на Руси распространился жанр поучений. Пропаганда нового религиозного вероучения. Дидактическая церковная проповедь не имеет художественного значения, она лежит за пределами литературы. Наряду с церковным поучением создаются торжественные, эмоционально-образные проповеди с чётко выраженной политической направленностью. Выдающееся произведение ораторской прозы 11 века - «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, который в 1051 году стал митрополитом Киевским. Написано между 1037-1050 годами. «Слово» проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси и русского народа как равноправного среди всех христианских народов и гос-в мира. Закон Ветхого завета - символ иудейской религии. Благодать - символ христианства (равноправие всех народов). Говорит о преимуществе благодати. Центральная часть проповеди - о том, как Владимир крестил Русь. «Слово» построено по чёткому логическому плану: 1 часть - сопоставление Закона и Благодати. 2 часть - Похвала Владимиру (крещение Руси) 3 часть - молитвенное обращение к богу от «всея земля нашея». «Слово» выдвигало требование канонизации Владимира как святого. В то же время оно и прославляло деятельность Ярослава, успешно продолжающего распространение христианства на Руси. Стиль: 1. риторические восклицания 2. параллели с Библией 3. книжные метафоры (закон - «иссохшее озеро», благодать - «наводнившийся источник». 4. приём антитезы
|