Студопедия — Аркадий Вяткин – Диалектика Кармы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Аркадий Вяткин – Диалектика Кармы

Продолжая анализ столь значительного явления, как карма или закон причинности, я полагаю, что не все (по крайней мере, сразу) согласятся с моей версией сопоставления этого древнеиндийского закона и современных научных представлений. Кому-то покажется дерзкой или диковинной моя интерпретация классических физических теорий, кто-то, наверное, решит, что мое представление кармы кощунственное. Как бы там ни было, я пытаюсь открыть новые страницы в постижении причинности, ибо считаю, что мы сейчас переживаем очередной кризис - не только материальный, но и мировоззренческий.

Считаю не лишним повторить, что закон кармы является наиболее общим законом природы, обусловливающим существование и эволюцию физических систем.

В этом случае феноменология кармы - многообразна. Карма способна проявляться как прямое, непосредственное руководство к действию. Она может косвенно, неспецифически побуждать к активности, но она же может действовать подобно взрыву, шоку или быть растянутой на тысячелетия. Она способна выглядеть как нечаянная удача или как самая черная несправедливость. Обыкновенному человеку не дано до конца знать характер собственной кармы, поскольку он отгорожен от постижения истинной причинности многочисленными физическими барьерами и собственными амбициями.

Как уже говорилось в предыдущей главе, человек определяет и строит мир только в соответствии с собственными критериями и неспособен всецело постичь себя "со стороны", пользуясь эталонами и размерностями других систем, которые в этих условиях могут даже иногда превосходить его собственные, увеличивая его личную жизнеспособность.

Любой человек, как и любая физическая система, соединяется с весьма ограниченным набором систем, объектов вокруг себя. Если бы даже допустить совершенно фантастическую возможность овладения или хотя бы изучения человеком иных форм бытия во всей их потенциальной беспредельности, то для этого потребовался бы мозг, равный вселенной и бесконечная жизнь.

Все физические системы, включая и человека, имеют свое представительство и на уровне тонких миров, для которых и соединение, и существование имеет всеобъемлющий, универсальный характер. По той же причине выделение отдельных систем, состояний и процессов оказывается условным, относительным. Располагаясь как субъект в этой своей реальности, человек наблюдает только результат или даже малый фрагмент этой причудливой кармической связи, основа которой тянется через столетия со стороны тонких миров. При этом, несмотря на вселенский характер тонких связей, буквально, ко всем системам остального мира, их проявление на уровне грубого мира весьма избирательно и прихотливо. Иными словами, "равноправие", индивидуальная неразличимость связей имеется только наверху всей Иерархии, но не в физическом мире, по мере приближения к которому связь получает все более специфический, дифференцированный, частный характер, вплоть до окончательно жесткого, однозначного, предметного выражения в проявленном мире. Точно так же мы можем говорить и о причинности, которая весьма абстрактна наверху Иерархии, но находит атрибутивность и поляризацию на физическом уровне. В своем первоначальном виде эта причинная энергия, именуясь в разные времена, у разных народов и в разных эзотерических учениях - космической, психической, оргонной, одической энергией, жизненной силой, энтелехией, праной, фохатом, ци, - не является в прямом смысле кармической. Побуждая к неспецифической активности и являясь основой всех основ на физическом уровне, указанная энергия является весьма абстрактной, но не частной причиной. Она не обладает собственно командными, эгоистическими, авторитарными, поляризующими, директивными тенденциями. Являясь эманацией бескачественного Абсолюта, эта энергия представляет собой источник жизни, движения, физических форм вообще.

Преломляясь через внутренние условия социальных, психологических, биологических, физико-химических систем (как и создавая эти условия), космическая энергия приобретает вторично их специфические черты и повторно манифестирует уже как собственная активность или энергия названных специфических образований. Таким образом, не имеющая атрибутов и полярностей, прежде бескачественная космическая энергия получает кармический, причинный характер, ответственность за происхождение которого с этого самого момента целиком ложится на действующие в соответствии с их кармой системы.

Известно, что непременной чертой энергии любого рода является ее динамический, подвижный характер. Она не может задерживаться в системах и телах в мертвом, недвижимом виде, буквально, требуя своего дальнейшего воплощения во внешних или внутренних актах тех же самых систем. В конце концов, получается, что все то, по привычке называемое нами формой, конфигурацией или физическим содержанием, несмотря на его недвижимость и внешнюю устойчивость, образовано разнообразными внутренними процессами, замыкающимися в кольцо. Все системы представляют замкнутые циклы прямых и обратных связей, в которых происходит движение и обмен не только энергией, но также информацией и веществом.

Выше уже говорилось, что любая система обоснованно полагает себя субъектом или центром конструируемого ею мира, утверждая как непреложную истину свои собственные программы, эталоны, ценности и в такой же степени принижая и подвергая инфляции содержание окружающих систем, стараясь по возможности включить их в свой мир в качестве объектов. Именно природный эгоцентризм и ранжирование окружения в соответствии со своими размерностями и ценностями и оказывается причиной самой причинности или кармы. Несмотря на то, что каждая система ведет себя столь "недостойным" образом, будто бы вселенная существует только для нее, ее поведение вполне естественно и носит не абсолютно авторитарный, а зависимый от других систем характер. Иными словами, для того чтобы какое-то взаимодействие произошло, системы должны иметь степень сходства, равновесия со своим окружением с одной стороны и степень неравенства, расхождения - с другой. Система, которая полностью уподобляется своему окружению, как и система, отгораживающаяся от других систем "китайской стеной", выпадает из плана мироздания и прекращает свое существование. Таким образом, система не способна существовать как в изоляции, так и в тотальной и совершенно "равноправной" внешней связи. Взаимное расхождение между системами необходимо, но оно не может ни уменьшаться, ни увеличиваться за пределы некоторой пороговой величины. Именно потому, что система находится в некоторой оппозиции к своему окружению, - это и создает условия для ее личной кармы, создает саму причинность. Отсюда так называемое "уничтожение негативной личной кармы", практикуемое, примеру, некоторыми целителями, не может быть абсолютным, поскольку оно напрямую связано с фактом вашего существования. На данном примере можно проследить, что постепенная изоляция системы, проявляющаяся степенью сужения или обрыва ее прямых и обратных связей, приводит к нарушению информационного обмена (энергообмена), который и является основанием дальнейших кармических ошибок. Накапливающаяся энергия системы должна быть выведена во вне, отработана в ее внешних актах, ибо в противном случае эта энергия, играющая роль негативной кармы, находит стихийный выход, подчас имеющий для системы драматический, разрушительный характер.

Укажем и на относительность другого рода. В данном случае это касается именования и роли системы в качестве субъекта и объекта, а также соответствующей релятивности связей между ними. Так по рисунку 3 для системы А, являющейся в данном случае субъектом, прямой связью оказывается АА?, а А?А - обратной. Если субъектом названа система А?, то роль связей (а, следовательно, и определение частной причинности) меняется местами. Отметим также, что эти связи, замыкаясь в кольцо, демонстрируют своего рода "социализацию", вовлечение в совместный, "коллективный" опыт в системе большей общности, для которой взаимодействующие системы оказываются элементами.

Рисунок 3 демонстрирует самую простую причинную связь. Реальные отношения, как правило, несравненно более сложны и многообразны, когда система соединяется не с одной, а с множеством других систем с помощью самых разных связей, имеющих неоднозначный характер. В то же время информационные потоки, направляющиеся в систему со стороны ее окружения (так называемая обратная связь) имеют значение для нее не только как коррекция ее основного поведения (прямой связи), но и как неспецифический источник ее активности или как энергия. Все это для человечества и порождает коллективную карму, в которую помимо ныне живущих на Земле людей включаются их далекие предки, а также многочисленные природные и технологические системы. С учетом того, что каждая из реальных систем соединяется с другими и сама состоит из множества иерархически расположенных циклов, образованных ее внутренними элементами, являющихся в плане самих себя самостоятельными субъектами, оказывается условным и относительным выделение каких-то систем в качестве "справедливых" и независимых образований.

Отметим также, что активность, в которую действующая система вовлечена как одно целое, выглядят в ее плане и как наиболее ценное поведение. Отсюда видно, что активность системы или ее способность к спонтанному, ареактивному поведению имеет два различных аспекта.

Первый из них количественный или энергетический, по которому активность - это внутреннее множественное, неспецифическое обеспечение всех системных программ и внешних целей.

Второй аспект - качественный или информационный, согласно которому активность системы - это вынесенный во вне, наиболее ценный, наиболее высший и важный целевой результат ее внешней деятельности, имеющий характер "потребного будущего" (Н.А.Бернштейн) или "цели" (П.К.Анохин)[1][2].

Обращает на себя внимание несомненное сходство космической и физической энергии, каждая из которых способна выполнять тривиальную активирующую роль для выполнения и поддержания самых различных программ и целей. Однако роль физической энергии этим и исчерпывается, поскольку она слепа и не может управлять. Космическая же энергия и ближайшие ее эманации, напротив, способны являть собой особые ценности, имеющие целевой, программный характер. Космическая или психическая энергия по-своему уникальна, поскольку она выполняет в зависимости от обстоятельств как целевую (информационную), так и энергетическую роль. При этом следует помнить, что физическая энергия не есть нечто самостоятельное, а только лишь отдаленная эманация той же космической энергии.

Древнеиндийские мудрецы, как известно, не различали в пране целевой и энергетический компоненты. Но даже и в наши дни, несмотря на дифференциацию знания с появлением таких дисциплин как кибернетика, теория информации, теория катастроф и теория систем, а также синергетика, - четкое различение в самодвижении материи неспецифических побудительных и специфических целевых составляющих в большинстве случаев невозможно.

При всем этом понятно, что, рассуждая о тривиальной активности биологических, психологических и социальных систем, мы можем называть ее энергией только на основании самых общих аналогий с энергией физической, и, разумеется, не можем измерять ее в киловатт-часах и лошадиных силах. В отношении живых или так называемых самоорганизующихся систем, к которым относятся системы не только биологической, но также психологической и социальной природы, следует говорить не столько об энергии, сколько об информации, которая содержится здесь в относительно свободной и активной форме. Подобные взгляды высказывал в 70-ые годы отечественный ученый В.И.Кремянский в своей идее "инфов" или "метасистемности информации" [3].

Наличие особым образом организованных тонкоматериальных (информационных) "псевдоорганизмов", имеющих автономный характер и независимость от физической материи, в последнее время отмечено в уфологии, явлениях полтергейста, биоэнергетическом целительстве, а также в феномене так называемых "компьютерных вирусов".

В этом смысле физическая энергия, являясь отдаленным производным праны или космической энергии, не считается единственным неспецифическим побудителем такого рода. Следует предположить великое множество подобных "энергий" и даже соответствующих им "масс" помимо чисто физических.

Так, к примеру, для объектов квантовой механики массы в обычном понимании нет, как нет и прежней физической энергии. Аналогичным в принципиальном плане представляется наличие соответствующей "энергии" и "массы" для биологических, психологических и социальных систем.

Фигурально называя такого рода самодвижущую, активную способность энергией, мы относим к ней лишь то содержание, которое оказывается в соответствующей системе наименее ценным, неспецифическим, аморфным, способным поддерживать самые различные целевые акты. Такое представление тривиальной активности, удовлетворяющее выполнение самых разных программ и в самых разных системах, в действительности обнаруживает и некоторую специфичность. Отмеченная "энергия" оказывается при самом тщательном изучении не только особенной, но и иерархически структурированной. Более того, обнаруживаются различного рода переходы не только между различного рода энергиями, но и между энергией и информацией.

Известно, что знаменитый кибернетик У.Р.Эшби в свое время высказал следующую мысль: все системы относительно открыты для энергии, но относительно замкнуты для информации [4]. В этом прослеживается определенный адаптивный смысл: система закрывается от чуждой ей информации с командным, целевым началом, но, в то же время, бывает открыта или даже испытывает "нужду" в источнике неспецифической активности, т.е. в энергии для выполнения собственных программ. Можно сказать, что все системы соперничают за получение энергии, но сопротивляются получению активной информации.

Скажем, что в большинстве случаев системы не просто изолируются от чуждых им целевых информационных влияний, но и стремятся использовать их для собственной полезной работы. Последнее, как уже говорилось, прослеживается в механизме обратной связи. Принципиально другой, но очень важный механизм утилизации посторонних программ отмечается в принципе доминирования, открытым нашим отечественным физиологом А.А.Ухтомским. Основные выводы из теории доминанты, первоначально открытой им для уровня нейрофизиологических систем, заключаются в следующем: система внутренних органов или нервных центров может становиться чрезвычайно активной, возбудимой (и в то же время устойчивой, инертной), используя все поступающие посторонние сигналы исключительно для своего тривиального, количественного усиления [5].

Уже в наше время Г.Н.Косицкий и В.М.Смирнов экспериментально доказали, что наличие сильного, но безопасного для жизни животных доминантного очага во многом предотвращает последствия таких опасных состояний, как отморожение, воздушная эмболия и т.д. Как пишут авторы, "один и тот же раздражитель… оказывал противоположное действие на судьбу патологического очага в зависимости от того, предшествовал ли он действию патогенного раздражения или наслаивался на него" [6].

Логично допустить, что вся наличная активность расходуется в живой системе для развития какого-то одного доминантного состояния, "не оставляя сил" для развития другого. В практической медицине аналогичным образом отмечены конкурентные состояния между некоторыми заболеваниями и состояниями, которые можно объяснить именно законом доминирования. Так, к примеру, если у человека развивается язвенная болезнь желудка, то у него навряд ли возникнет гипертоническая болезнь, и наоборот. На основании опытов и множества клинических наблюдений были предложены способы лечения психических заболеваний искусственно вызываемой лихорадкой (Розембаум, Вагнер-Яурегг), судорогами (Медуна), инсулиновыми комами (Закель). Отмечено также, что принцип доминанты, являясь важнейшим системным принципом, характерен не только для физиологических, но также для психологических и социальных систем [7].

Известен также и механизм, "вынужденного доминирования". Если в классическом варианте доминанты торможение специфической программы осуществляется по причине своеобразной "астенизации" или, точнее, облегченного "оттока" биоэнергии по каким-то другим (доминантным) каналам с занятием моторного и сенсорного поля господствующей программой, то во втором случае выполнение специфической деятельности изначально невозможно в силу чисто механической причины. Это так называемая сублимация, конверсия, гиперкомпенсация, введенные в медицинский и психологический обиход и хорошо изученные авторами психоанализа.

В этом случае энергия избыточного напряжения, нереализованного желания или чувства сублимируется, переносится на какие-то иные пути, выражаясь в других, подчас в совершенно далеких от первоначального и чуждых ему действиях. Такого рода "гидродинамический" механизм, когда информация принудительно обесценивается, но, продолжая быть активной, уподобляется воде, текущей по трубам, лежит в основе так называемых психосоматических заболеваний, столь типичных для нашего беспокойного времени: глаукомы, сахарного диабета, аллергии, бронхиальной астмы, гипертонической болезни и многих других болезней адаптации, причиной которых является именно неотреагированный стресс. Все это было отмечено еще средневековыми медиками в их концепции "места наименьшего сопротивления" (locus minoris resistentiae] в организме человека, постепенно переходящего в "место наибольшей реактивности" (locus majoris reactivae].

Известно, что еще Е.П.Блаватская в одной из своих работ сообщала: "Накопленная энергия - не может быть уничтожена, она должна быть переведена в другие формы или преобразована в другие виды движения; она не может оставаться навеки бездействующей и все же продолжать существовать. Бесполезно пытаться заглушить страсть, которой мы не в силах управлять…" [8].

Чрезмерная аккумуляция в себе чистейшей космической энергии, являющейся энергией самого высокого плана, - не излечивает человека и не делает его очень умным или святым, если последний грешит. Если порочная жизнь не изменена и помыслы остались грязными, то излишнее накопительство может даже навредить. В этих случаях наблюдается трансмутация праны, которая только усиливает низшие программы по причине их доминирования. То же самое отмечал известный исследователь в области эниологии - профессор А.Н.Меделяновский, по которому неиспользованная психическая энергия может становиться "шлаковой", провоцируя хроническую болезнь [9].

Согласно теории запредельного торможения И.П.Павлова центральная и периферическая нервная система отвечает на избыточный рост нервного импульса следующим образом: сначала происходит уравнивание ответов на сильный и на слабый раздражитель, а при дальнейшем его увеличении происходит изоляция всей системы от среды, в результате чего система тотально не отвечает ни на какую поступающую в нее информацию. Принципиально то же самое, но в отношении не амплитуды, а частоты поступающего сигнала отмечено другим отечественным физиологом Н.И.Введенским для нервно-мышечной организации тканевого типа в его концепции парабиоза. В гомеопатии известен также закон Арндта-Шульца, по которому слабые лекарственные раздражения возбуждают жизненность организма, средние - ускоряют ее, а сильные - ее сдерживают. Все сказанное выше как бы объединяет теория информации, согласно которой увеличение притока информации в систему (по силе или частоте) вызывает параллельное увеличение информации на выходе, но только до некоторого предела, вслед за чем информационная перегрузка приводит к нивелировке ответов на сильный и на слабый импульс, а при еще большем информационном напряжении - к изоляции системы от среды. Последнее экспериментально доказано Дж.Миллером для пяти уровней организации: клетки, ткани, органа, индивидуума и общества [10].

На протяжении жизни каждый человек имеет дело в основном не с космической энергией, а с ее производными в изрядной степени искаженными и "загрязненными" эгоистическими человеческими воздействиями, неуемной деятельностью в политике, культуре, бизнесе, которые, постепенно накапливаясь в ноосфере, способны влиять даже на Землю, вызывая или провоцируя природные и технологические катастрофы, тем самым поражая "место наименьшего сопротивления", но уже на теле нашей родной планеты, о чем имеются свидетельства ученых [11].

Основоположник космобиологии А.Л.Чижевский писал: "В нас должна быть уверенность в том, что процесс развития органического мира не является процессом самостоятельным, автохтонным, замкнутым в самом себе, а продолжает собой результат действия земных и космических факторов, из которых вторые являются главнейшими, так как обуславливают состояние земной среды" [12].

Все природные процессы и сама человеческая деятельность не только взаимосвязаны, но и находятся в особой градации друг к другу, образуя относительно замкнутые миры, системы или организмы с автономными свойствами, в которых зачастую трудно выделить какой-то из факторов в качестве основного, ведущего. Образуются разного рода пересекающиеся иерархии, отдельными ступенями которых и являются названные планы или миры, которые в свою очередь представлены описанной выше специфической активностью - информацией в активной форме и неспецифической - различными видами физических и надфизических энергий. Все виды активности находятся в иерархическом отношении друг к другу, порождая собственно иерархию или иерархическую лестницу, символически отображенную на рисунке 4, где А - системы в аспекте их совокупной энергетики, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и т.д. - символические формы или элементы активности. Фигурная скобка объединяет два иерарархически расположенных элемента активности в их систему, где верхний обозначает целевую или информационную активность, а нижний соответственно, - активность неспецифическую, энергетическую.

По рисунку видно, что энергетика каждой из условных систем включается в состав иерархически высшей системы в качестве элементарного неспецифического звена, и в то же время она принимает в свой состав иерархически низшую систему в качестве элементарной, неспецифической.

Иными словами, каждая из символических активностей, обозначенной цифрой, сама по себе играет двоякую роль: она оказывается "энергией" для иерархически высшей системы, в которую она входит как обесцененный элемент, и "информацией" для самой себя, когда она полностью реализует заложенную в ней целевую программу.

Таким образом, в каждой условной иерархии активностей своеобразно осуществляется принцип доминанты А.А.Ухтомского: всякая система обесценивает и включает в свой состав в качестве "энергии" сначала активность иерархически низших элементов, поскольку они исторически, эволюционно наиболее готовы для этого, а уж потом - всех остальных, включая гетерогенные или иерархически высшие системы.

Предложенная схема является универсальной, ибо отражает энергоинформационный обмен в любых иерархиях и системах как "вверху", так и "внизу", тем самым как бы подтверждая известный тезис из Изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста…

Но, что такое "элемент активности"? И почему он "принадлежит" сразу двум иерархически расположенным системам?

Дело в том, что каждый элемент такого рода образован замкнутыми циклами прямых и обратных связей между системами высшего и низшего звена (которые тоже представляют собой циклы). В этом случае отмеченная выше самоизоляция системы, возникающая в ответ на гиперстимуляцию, информационную перегрузку, в конечном итоге означает разрыв этого кольца связей, притом безразлично, касается ли это только одной прямой или только обратной связи, поскольку эта их квалификация оказывается весьма условной.

Нетрудно представить себе, что точно такая же метаморфоза происходит и при чисто механическом разрыве кольца связей между системами, причем также в любом его месте.

Как показано на рисунке 3 и 4, верхняя и нижняя системы в иерархии не просто претерпевают ущерб, изолируясь друг от друга, но и осуществляют своего рода переоценку своих внутренних ценностей. В результате иерархически низшая, "энергетическая" активность трансформируется в высшую, информационную или целевую с одновременной актуализацией, вовлечением в опыт непосредственно подлежащей иерархически низшей активности (которая ранее не входила в ее динамическую структуру) в качестве "энергетической".

Обращает на себя внимание несомненное сходство космической и физической энергии, каждая из которых способна выполнять тривиальную активирующую роль для выполнения и поддержания самых различных программ и целей. Однако роль физической энергии этим и исчерпывается, поскольку она слепа и не может управлять. Космическая же энергия и ближайшие ее эманации, напротив, способны являть собой особые ценности, имеющие целевой, программный характер. Космическая или психическая энергия по-своему уникальна, поскольку она выполняет в зависимости от обстоятельств как целевую (информационную), так и энергетическую функции. При этом следует помнить, что физическая энергия не есть нечто самостоятельное, а только лишь отдаленная эманация той же космической энергии.

Чем обусловлен последний процесс? - Исключительно потребностями выживания, т.е. тем, что, энергетику любой системы в обязательном порядке должна составлять программная (информационная, целевая) и энергетическая (неспецифическая побудительная) часть, которая бы практически реализовывала эту программу. Отмеченный выше процесс можно назвать относительно адаптивным, поскольку система сохраняется ценой некоторого снижения своей внутренней организации, в данном случае - с возвратом к исторически, эволюционно предыдущему своему составу. Такого рода снижение уровня организации подчас оказывается единственно возможным вариантом какого-либо выживания, пусть даже ценой некоторого своего снижения. Всему сказанному есть действительные подтверждения.

Так, например, человек в условиях стресса совершенно независимо от своей воли и желания включает досоциальные и примитивно психологические и даже биологические программы выживания, ценности и стереотипы [15].

Следует добавить, что конфликт между системой и средой, исходом которого является изоляция, как форма избавления от травмирующей обстановки, предшествует не только примитивизации, упрощению внутренней структуры, как самостоятельной формы поведения системы, но и является этапом последующего прогрессивного развития в новом направлении, исключающем прежние коллизии (рисунок 6).

Так, к примеру, ткань, утратившая в результате болезни или в эксперименте связи с уровнем всего организма, адаптивно включает свое клеточное самоуправление и производит своего рода "девальвацию" своих внутренних ценностей. Говоря естественнонаучным языком, ткань подвергается анаплазии (упрощению), и гиперплазии (безудержному, хаотическому росту), что вместе взятое характерно лишь эмбриональным клеткам и тканям [13]. Аналогично, человек, пребывающий в условиях длительного одиночного тюремного заключения [14], экспериментальной либо служебной сенсорной депривации - в одиночном плавании, в сурдокамере, на космической станции, на полярной зимовке и т. д., как бы компенсаторно и совершенно независимо от воли и желания включает досоциальные и примитивно психологические и даже биологические программы, ценности, стереотипы поведения.

Следует добавить, что конфликт между системой (организмом, личностью) и средой, исходом которого является изоляция, как форма избавления от травмирующей обстановки, предшествует не только примитивизации, упрощению внутренней организации действующей так системы, но и является этапом последующего прогрессивного развития в новом направлении, исключающем прежние коллизии (рисунок 6).

Литература

1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966, с. 331.

2. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. - М.: Наука, 1978.

3. Кремянский В.И. Методологические проблемы системного подхода к информации. - М.: Наука, 1977, с. 276 - 277.

4. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. - М.: 1959, с. 17.

5. Ухтомский А.А. Доминанта. - М.-Л.: Наука., 1966.

6. Косицкий Г.И., Смирнов В.М. Нервная система и "эмоциональный стресс". - М.: Медицина, 1970, с. 67.

7. Сержантов В.Ф. Философские проблемы биологии человека. - Л.: 1974, с. 109. Ярошевский М.Г. в ж. "Вопросы философии", № 5, 1975.

8. Блаватская Е.П. Теософия и практический оккультизм. - М.: Сфера, 1993, с. 62.

9. Меделяновский А.Н. Системная биоэнергетика человека, в сб. Лечебно-профилактическая работа на предприятиях угольной промышленности ("Угольный сборник" № 1). - М.: 1989, с. 49.

10. Миллер Дж. в сб. Концепция информации и биологические системы. - М.: Мир, 1966, с. 302.

11. Сб. Сознание и физический мир, вып. 1, под ред. А.Е.Акимова. - М.: изд. "Яхтсмен", 1995, с. 21.

12. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М.: Мысль, 1973, с. 31.

13. Давыдовский И.В. Проблемы причинности в медицине (этиология). - М.: Медгиз, 1962, с. 112. Каудри Е. Раковые клетки. - М.: ИЛ, 1958, с. 49. Сперанский А.Д. Избранные труды. - М.: Медгиз, 1955, с. 1955, с. 310.

14. Гернет М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. - М.: 1925.

15. Кузнецов О.Н., Лебедев В.М. Психология и психопатология одиночества. - М.: Медицина, 1972. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. - М.: Медицина, 1978.

16. Вяткин А.Д. Жизненная сила "психической энергии". - "Terminator" № 1, 1995, с. 66.

17. Вяткин А.Д. Что первично: психическая энергия или информация? - Сб.тезисов докладов третьего международного симпозиума "Феномены природы и экология человека". - Казань: 1997, с. 167.

18. Вяткин А.Д. Что такое энергоинформационный обмен? - сб. Современное понимание проблем уфологии, эниологии, анималистики. Вып. 1. - Пенза: 1999, с. 10.

Вариант статьи впервые опубликован в журнале "Свет" ("Природа и человек") №№ 8-10 за 1995 год под названием "Карма, откройся".




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
FASHION-БИЗНЕС (Маркетинговые исследования, Инновационные бизнес-проекты) | Кыскаша тусінік

Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 429. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия