Прогрессивные мыслители, начиная с XVI в. видели недовольство ремесленников, наемных рабочих, земледельцев пороками, порожденными капиталистическими отношениями и отразили недовольство в социальных отношениях. Но незрелым на ранних стадиях капиталистическим и общественным отношениям, незрелым сословным отношениям соответствовали и незрелые теории, зачастую - утопические. В эпоху Возрождения разработкой теории общества занялись Томас Мор, Томмазо Кампанелла. Позже стремятся осуществить разработку социально-политических учений об обществе справедливости Мелье, Морелли, Мабли и др. Но величайшая заслуга Томаса Мора в том, что он сумел в начале XVI в. подняться от коммунистического устройства общества и потребления коммунистической организации производства, поставил в центре внимания вопрос о праве собственности на средства производства. В этом-то и проявляется историческая специфика социальной мысли, которая имела вполне определенные корни в социальной структуре, в развитии общественных социально-политических отношений и отражала, хотя под час еще в абстрактной форме, настроение пролетариата. Первые коммунистические утопии - своеобразное отражение процесса становления идущего на смену феодальным отношениям капиталистического общества, выражение настроения не вообще эксплуатируемых, а именно пролетариата. Социалистическими идеям свойственен общественный идеал, состоящий в осуждении частной собственности, возвеличивании общности имущества и обязательности труда для всех. Впервые всесторонне продуманную картину справедливого общества создает Томас Мор в книге "Утопия".
Учения социалистов эпохи Возрождения выражали интересы угнетенных масс, рассматривали государство как естественное общество людей, созданное для защиты их интересов, жизни и т.п. и выводили из его сущности естественные законы разума и опыта, видели политический идеал в обществе без частной собственности, строящемся на основе демократизма, с самым широким участием людей труда в управлении делами общества и государства. Конечно же, во взглядах Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и других много еще наивного, утопического. Они смешивали право с нравственностью, проповедовали грубую уравнительность, аскетизм и т.п. Но в их трудах отражены мечты народа о справедливом гуманном обществе.