Определив существование в древности истинной науки, способ ее передачи и главные предметы, которым она предпочтительно учила, мы попробуем продвинуть вперед наше исследование, определив методы, употреблявшиеся в древней науке, являвшейся, как мы отмечали наукой тайной (Scientia occulta). Основная ее цель заключалась в определении невидимого посредством видимого, нумена посредством феномена, идеи посредством формы.
Первый вопрос, который нам нужно разрешить, сводится к выяснению: существует ли на самом деле это отношение невидимого к видимому, и не служит ли эта мысль выражением чистейшего мистицизма.
Приведенный выше пример с книгой может проиллюстрировать и сущность учения о видимом - о "феномене".
Нам удается определить, что хотел сказать автор посредством знаков, которыми он пользовался для выражения своих мыслей, благодаря тому, что мы знаем о существовании постоянного соотношения между знаком и мыслью, которую он выражает, т.е. между видимым и невидимым.
Также как по знаку можно уяснить себе мысль, изучая видимое, можно непосредственно изъяснить невидимое. Но чтобы открыть идею, сокрытую в печатных буквах, нам нужно было выучиться читать, то есть употребить специальную систему. Чтобы открыть невидимое, скрытое в каком-нибудь явлении, нужно выучиться читать по специальному методу. Главный метод тайной науки - это аналогия. Аналогией определяют отношения, существующие между явлениями.
Для изучения человека прибегают к трем главным методам: можно изучать его органы и его функции: это изучение видимого, или изучение посредством индукции.
Можно также изучать жизнь человека, его разум, его душу - это изучение невидимого или изучение посредством дедукции.
Можно, наконец, соединяя эти два метода, рассматривать отношение, существующее между органом и функцией, или между двумя функциями, или между двумя органами - это изучение посредством аналогии.
Итак, если мы рассматриваем легкие, подробное изучение нам покажет, что этот орган получает снаружи воздух, который подвергается в нем известному превращению.
Если мы рассматриваем желудок, наука поможет нам определить что этот орган преобразовывает пищу, которую он получает извне.
Изучение феномена тут же прекращается. Оно и не может идти далее, чем констатирование факта.
Аналогия позволяет обобщить эти данные, взглянуть на них с точки зрения противоположной методу аналитическому: легкие получают извне нечто, ими преобразуемое, желудок получает нечто им перерабатываемое.
Следовательно, легкие и желудок, осуществляя аналогичные функции, аналогичны между собой.
Это заключение покажется более, чем странным людям, привыкшим к подробному изучению, но они должны вспомнить о новой отрасли анатомии, называемой анатомией философской 1.
1 См. Д-р Жерар Энкосс (D-r Gerard Encausse "L'Anatomie philosophique et ses divisions", | т.)
Если я выбрал в качестве примера сходство между легкими и желудком, то только для того, чтобы предостеречь от заблуждения, которое навсегда закрывает знание герметических текстов, предполагая, что две аналогичные вещи сходны между собой.
Это совершенно ложно: две аналогичные вещи не более похожи друг на друга, чем легкое и желудок, или рука и нога. Я повторяю, что это замечание как нельзя более важно для изучения тайных наук.
Метод аналогии нельзя назвать ни дедукцией ни индукцией: он пользуется преимуществами, происходящими от соединения этих двух методов.
Если вы хотите ознакомиться с каким-нибудь памятником, то можете воспользоваться двумя средствами:
1.Ходить или скорее ползать 1 вокруг памятника, изучая малейшие подробности. Таким образом вы познакомитесь с составом самых маленьких частиц, с отношениями, которые они имеют между собой и т.д., но вы не будете иметь ни малейшего представления об общем виде здания. Таково употребление метода индукции.
1 См. Эдгара По. (Edg. Poe "Eureka").
2.Взойти на возвышенность и смотреть на этот монумент как можно лучше, тогда вы получите о нем общее понятие, но без малейшего представления о подробностях. Таков способ дедукции.
Недостаток эти двух методов бросается в глаза и без дальнейших разъяснений. Каждому из них недостает того, чем обладает другой; соедините их и истина блистательно обнаружится, изучайте подробности, потом взойдите на возвышение и начинайте снова, сколько понадобится, тогда вы великолепно узнаете все здание, соедините метод физический с методом метафизическим - и вы дадите начало методу аналогическому, подлинному выражению древнего синтеза.
Употреблять одну метафизику - как это делают богословы- это настолько же ложно, как употреблять только физику, подобно физикам. Соедините "нумен" с "феноменом", и явится истина.
"Что можно заключить из этого?"
"Из этого следует заключить, что сочинения Канта, в своей критической части, показывают тщетность философских методов в том, что касается выражения явлений высшей физики, и указывает необходимость постоянной проверки отвлеченных выводов с наблюдением явлений, осуждая заранее и бесповоротно все, что осталось в чистых феноменализме и рационализме" 1.
1 Lonis Lucas "Chimie nouvelie", стр. 21
Мы сделали новый шаг в изучении древней науки, определив существование этого вполне специального метода, но этого мало: мы не должны забывать, что преследуемая нами цель есть объяснение, хотя и самое первоначальное, всех этих символов и аллегорических историй, прослывших такими таинственными.
Когда, говоря об аналогии между легкими и желудком, мы обобщили факты, открытые^эксперимен-тальной или индуктивной науками, то расположили эти факты по степеням.
Но меня могут спросить, разве существуют степени между " феноменами " и " нуменами "!
Достаточно простой наблюдательности, чтобы заметить, что очень большое количество фактов управляется небольшим числом законов. К изучению этих законов, известных под именем " вторых причин " и относятся труды науки.
Но эти "вторые причины" сами управляются довольно ограниченным числом " первых причин ". Впрочем, изучением этих последних совершенно пренебрегает современная наука, которая, удалившись в область осязаемых истин, " verites sensibles ", предоставляет разыскивать своим последователям всякое учение и веру. А между тем, там-то и есть сущность науки.
Не будем в данную минуту спорить о том, кто прав и кто виноват, довольно с нас доказать существование этой тройной градации:
1.Бесконечная область " фактов ".
2.Более ограниченная область " законов " или " вторых причин ".
3.Еще более ограниченная область " принципов " или " начал " (первых причин). Объясним все это рисунком, взятым из сочинения "Миссия Евреев",стр.32.
Эта градация, основанная на числе три, играет важную роль в древней науке. На ней же основана большею частью и область аналогии. Поэтому мы должны обратить внимание на ее подробности. Эти три границы можно применить при изучении человеческого тела, жизни и воли.
Какая-нибудь часть тела, палец, например, может не испытывать влияния воли, не прекращая из-за этого существования (паралич локтевой и лучевой),он может быть поражен гангреной, но все же не перестать двигаться.
Итак, вот три особые области, которые рассматриваются при изучении человека: область тела, обозначающая инертную массу костей и мускулов, область жизнедеятельности, осуществляющая свои функции с помощью целого ряда специальных проводников (главный нерв и нервы vaso moteurs, или сосудо-двигатели) и сосредоточенная в кровяных шариках, и область воли, действующая посредством специальных проводников и не имеющая непосредственного влияния на органы, необходимые для поддержания жизнедеятельности. Прежде чем идти далее, попробуем воспользоваться аналогическим методом, чтобы осветить некоторые неясные положения.
Если какая-нибудь вещь аналогична другой, то все части, из которых составлена эта вещь, аналогичны соответствующим частям другой.
Поэтому древние и установили аналогичность человека со вселенной. Они назвали вследствие этого человека малым миром - микрокосмом, а вселенную большим миром - макрокосмом. Значит, чтобы узнать движение жизни во вселенной, достаточно изучить жизненное течение в человеке, и наоборот, чтобы узнать подробности рождения, роста и смерти человека, нужно изучить те же самые явления в истории мироздания. Все это покажется таинственным одним и непонятным другим, поэтому я прошу читателей вооружиться терпением и обратиться к следующей главе, где они найдут все необходимые объяснения по этому предмету.
В подтверждение сказанного, приведем две ссылки. Одна из них касается троичной градации: факты - законы - принципы, названные древними именами трех миров; другая - микрокосма и макрокосма. Они извлечены нами из Пифагорова учения, изложенного Фабром д'Оливе.
"Это применение числа 12 ко вселенной совсем не было произвольной выдумкой Пифагора, оно было свойственно и халдеям, и египтянам - у которых он его и заимствовал,- а равно и всем главнейшим народам земли. От него получил начало зодиак (солнечный путь), с разделением его на 12 созвездий, которое существовало везде с незапамятных времен".
"Разделение трех миров и их развитие в большее или меньшее количество концентрических сфер, населенных умами различной степени развития, было также известно до Пифагора, который только распространил учение, заимствованное им в Тире, Мемфисе и Вавилоне. Это учение мы находим также и у индусов".
"Пифагор рассматривал человека в трех главных аспектах, как и вселенную, вот почему он дал человеку название микрокосма или маленького мира. У древних народов было распространено сравнение великого человека с вселенной, а обыкновенного человека - с маленьким миром. Вселенная, рассматриваемая как великое одушевленное целое, состоящее из разума, души и тела,- была названа Тан или Фанес. Человек, или микрокосм, рассматривался так же, но в обратном порядке: тело, душа и разум, а каждая из этих трех частей, в свою очередь, разделялась на три компонента, так что тернер (тройственность) господствовал как в целом, так и в мельчайшей его частице. Каждый тернер - начиная с того, который описывал бесконечность, и кончая тем, который составлял самую слабую особь,- по мнению Пифагора, вмещался в единицу абсолютную или относительную, составляя, таким образом, кватер-нер или священную четверку - тетраду пифагорейцев. Этот кватернер, был и всеобщим, и частным.
"Создателем этого учения, распространенного от Китая до Скандинавии, был, впрочем, не Пифагор. Очень изящно оно выражено в изречении Зороастра:
..."Тернер сверкает повсюду во вселенной, и монада (единица) его начало"... 1
1 F. d'Olivet "Versdores ", стр. 239
"Итак, по этому учению, человек, рассматриваемый как относительная единица, заключенная в абсолютную единицу Великого Целого, представляется как всемирный тернер, в трех аспектах: тела, души и духа, или разума.
У души, как места пребывания страстей, в соответствии с импульсами выделяется три группы свойств: рассудительные, раздражительные и желательные. Следуя далее той же классификации Пифагора, недостатком "желательной" способности души является невоздержанность или скупость; "раздражительной" способности - трусость и "рассудительной" способности - безумие. Недостаток, захватывающий область всех трех способностей, есть несправедливость. Чтобы избежать этих пороков, философ рекомендует своим последователям четыре главные добродетели: умеренность для способности желательной, мужество для раздражительной, острожность для рассудительной и для всех трех свойств вместе - справедливость, на которую он смотрел, как на самую совершенную из добродетелей души. Я говорю души, потому что тело и разум, развиваясь одинаково, с помощью трех инстинктивных, или духовных способностей, также как и душа, восприимчивы к пороку и добродетели, которые им присущи".
Едва покончили мы с аналогией, при помощи которой мы взяли на себя изучение трех миров, как являются новые затруднения - числа, требующие рафяснений.
Откуда же взялось употребление " трех ", так 'распространенное в древности?
Это обыкновение началось со способа выражать свою мысль в трех смыслах(Египетские жрецы выражали свои мысли тремя способами. Первый был прост и ясен, второй - символический и образный, третий - священный, или иероглифический; они пользовались тремя родами начертаний, но не тремя наречиями, как это можно было бы предположить. (F. d'Olivet "La lang. hebr.", стр. 24).) и доходило до метафизики(Древние маги из наблюдения, что физическое равновесие есть мировой закон и что оно является результатом видимого противодействия двух сил, заключая то же и для равновесия в отвлеченном мире, показали, что в Боге, т.е. в первой причине живой и активной, можно узнать два качества, необходимые одно другому: неподвижность и движение, уравновешенные посредством венца - внешней силы (El. Levi. "Dogme et Rit", стр. 79).).
В наше время о нем упоминает известный писатель - Бальзак(Существуют три мира: Физический, Духовный и Божественный. Поэтому существует Божественный культ, три формы которого выражаются посредством действия, слова и молитвы; иначе говоря: поступков, понимания и любви. (Balzac. "Louis Lambert").
Язык чисел вытекает из употребления специального языка, всецело утраченного, для современной науки.
"Платон, который понимал музыку не так, как теперешние музыканты, видел и в числах такой смысл, какого наши алгебраисты не видят больше. Он их понимал в том же смысле, как и Пифагор, который заимствовал свои взгляды у Египтян. Но не одни Египтяне давали числам таинственное значение. Достаточно открыть любую древнюю книгу, чтобы убедиться, что от восточных границ Азии до западных пределов Европы, повсюду господствовало одно и то же понятие об этом предмете" 1.
1 F.d'Olivet "La Laugheb. rest.", т.||, стр. 30.
Нам, может быть, не удастся восстановить этот язык чисел, но по крайней мере, знание некоторых из них послужит нам большим подспорьем впоследствии.
Изучим сначала какое-нибудь явление природы, в котором мы должны отыскать число три и узнать его значение.
Затем мы займемся изучением неизвестных новейшим писателям действий, которые производились над числами всем древним миром.
И, наконец, посмотрим, не можем ли мы узнать что-нибудь об их происхождении.
Рассмотрим, верна ли формула древних алхимиков " все во всем " - в своих применениях.
Возьмем первое попавшееся явление, например: свет дня, и попробуем отыскать в нем настолько общие законы, чтобы точно применить их к явлениям совершенно другого порядка.
День противопоставляется ночи, чтобы установить периоды деятельности и отдыха, которые мы находим во всей природе. Что особенно поражает в этом явлении - это противоположность между светом и тьмою.
Но действительно ли это противоречие так непримиримо?
Вглядимся внимательнее и заметим, что между светом и темнотою, кажущимися безусловно разделенными, существует что-то, чего нельзя назвать ни светом, ни тьмою, и что известно в физике под именем полусвета, который имеет сходство и со светом, и с темнотою.
Когда свет уменьшается, темнота увеличивается; она зависит от большего или меньшего количества света и есть просто видоизменение света.
Таковы факты.
Повторим их вкратце:
Свет и темнота не вполне отделены друг от друга. Между ними существует посредник - полусвет, имеющий сходство с ними обоими - это видоизменение света.
Чтобы открыть законы, сокрытые под этими фактами, нужно освободиться от частности (изучение света) и перейти к общему. Попробуем обобщить положения, которые здесь рассматривались. Для этого возьмем одно из самых общих выражений - слово "вещь".
Две вещи, диаметрально противоположные, всегда разделены переходной ступенью между собой. Этот переход вытекает из взаимодействия двух полюсов и имеет сходство с ними обоими.
Две вещи, внешне противоположные, в действительности всего лишь различные степени одного и того же.
Если эти законы действительно общие, то они должны быть применимы ко многим явлениям; так как мы видели, что закон характеризует возможность объяснения посредством него фактов.
Для подтверждения обратимся к противоположностям из различных отраслей знания и посмотрим, применяются ли к ним наши выводы.
В биологии две основных противоположности - это самец и самка.
В физике мы могли бы обратиться к противоположностям температур (тепло - холод), зарядов (положительный - отрицательный) и состояний материи (твердое и газообразное).