Отождествление оргпреступности с преступлениями, совершенными организованными группами.
И.И. Карпец прямо говорил о том, что определение понятия оргпреступности требует установления четкого перечня преступлений, характерных для организованной преступности (хищения, контрабанда, злоупотребления наркотиками и др.). Однако такой подход малопригоден в криминологическом плане, поскольку такой перечень составить невозможно, а если и составить, то его пришлось бы постоянно пополнять в виду того, что оргпреступность осваивает все новые и новые виды криминальной деятельности. Аналогичного мнения придерживался В.С. Устинов, указывая, что оргпреступность – это явление, выражающееся во множестве преступлений, совершенных преступными формированиями. 4) Интегрированный подход, в рамках которого оргпреступность рассматривается как сложная система организованных преступных формирований с их широкомасштабной преступной деятельностью и созданием для такой деятельности наиболее благоприятных условий (А.И. Долгова). Последний из указанных подходов сегодня можно признать наиболее удачным, а потому и наиболее распространенным.
Исходя из понимания оргпреступности можно сформулировать и основные признаки данного явления. 1. Наличие организованных преступных объединений. В.В. Лунеев называет следующие характерные черты такого объединения: - наличие организатора или руководящего ядра - определенная иерархическая структура - распределение ролей - жесткая дисциплина и система поддерживающих ее наказаний - финансовая база для решения общих задач - нейтрализация и возможное коррумпирование правоохранительных и иных государственных органов - использование легальных институтов для прикрытия незаконной деятельности - диверсификация преступной деятельности - поддержание определенного имиджа (могущественность, способность решить проблемы людей и т.д.)
Эти объединения могут иметь три уровня: - примитивный (3 – 10 человек, простая структура по принципу «главарь – участники», специализация на общеуголовных корыстных преступлениях, коррумпированные контакты на уровне низовых работников органов внутренних дел) - средний (до 50 человек, наличие промежуточных звеньев в структуре, специализация на преступлениях в сфере экономической деятельности (контрабанда, изготовление спирта, наркотики), связи с чиновниками органов власти и управления) - высокий (криминальная организация с сетевой структурой, коллегиальный орган руководства, устав, языково-понятийная система, информационная база, свои люди в органах власти)
2. Занятие преступной деятельностью как бизнесом. Основная цель и смысл деятельности оргпреступных групп – извлечение прибыли. Экономические выгоды извлекаются путем предоставления незаконных услуг или путем предоставления законных услуг и товаров в незаконной форме. Основная тенденция развития экономической составляющей – установление монополии на свои услуги и товары.
3. Наличие прикрытия от действий государственной власти. Для этого используется два основных способа: а) коррупция (прямой подкуп, взносы на избирательные компании и др.); б) молчаливое соглашение об ограничении насилия, покуда власть не вмешивается в функционирование экономических предприятий данной преступной организации.
4. Высокий уровень социальной мимикрии. ОПГ включают в свою деятельность не только преступные, но и вполне легальные формы деятельности и развиваются в тесной связи с дисфункцией социальных институтов, обеспечивая тем самым как законные, так и незаконные потребности людей, а потому могут выступать в качестве инструмента для достижения определенных политических и экономических целей некоторых социальных групп.
|