Экономические воззрения в традиционных обществах
Изучение экономики невозможно без извлечения уроков из большого опыта накопленного во всем мире. Оно ведется с древнейших времен: ее зачатки появились в Риме, Индии, Китае. Мыслители того времени по-разному относились к собственности, труду, деньгам, устройству общества. В их взглядах на экономику красной нитью проходит мысль о необходимости накопления богатства. Однако учение о богатстве зародилось не в этих государствах, которые находились на достаточно высоком уровне хозяйственного развития и были центрами хорошо развитых торговых отношений, а в Греции около V в. до н.э. К тому времени греки достигли высокой ступени развития знаний. Наряду с философией они развивали теорию полезных искусств, в которую входили искусство земледелия, медицины, военное искусство, а также искусство управления своим домом. Греческие мыслители Ксенофонт, Платон, Аристотель внесли крупный вклад в развитие и накопление сведений о производственной деятельности людей. Именно им принадлежит описание хозяйственного быта греческих полисов через образы идеализированных правителей и общественных порядков. Считается, что первым стал употреблять термин «экономия» ученик Сократа, греческий мыслитель Ксенофонт. Ксенофонт (430 – 355 гг. до н.э.) изложил свои взгляды в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Ксенофонт писал, что экономия (от греческого «ойкос» – дом, «номос» – закон) – это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. Источник богатства он видел в домоводстве и сельском хозяйстве, а ремесло, торговлю и ростовщичество отвергал как недостойные виды деятельности. Основную цель он видел в обеспечении производства полезных вещей. Другой греческий мыслитель Платон (427 – 347 гг. до н.э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде «Политика или государство». Основой такого устройства является идея справедливости. В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высшую часть общества, которая по мнению Платона, требовала особой заботы. Наиболее глубокие суждения об экономических проблемах имелись у Аристотеля. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) различал два вида хозяйства: экономию – хозяйство для поддержания и более полного удовлетворения семейных нужд, к которому он относил главным образом земледелие, и хрематистику – хозяйство для обогащения, в которое включал ремесло и торговлю. К хрематистике, которая рассматривалась как искусство «делать деньги», Аристотель относился отрицательно, считая, что она противоречит как законам этики, так и требованиям природы, поскольку направлена не на удовлетворение повседневных нужд, а на накопление богатства, не имеющее предела. Заслугой Аристотеля является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, положив начало экономическому анализу. Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, он рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Все, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. То, что расшатывало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. Естественные явления способствуют поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший накопление денег, обогащение за счет сферы обращения, спекулятивной торговли, ростовщичества. Противоестественные явления Аристотель связывал с чрезмерным развитием сферы обращения и включал ее в хрематистику. С точки зрения Аристотеля, истинной задачей человека должна быть не физическая жизнь, не накопление богатства, а размышление и созерцание истины, стремление к собственному совершенству. После Аристотеля мало что нового было внесено в развитие понимания экономии. Одним из представителей экономической мысли Средневековья стал Фома Аквинский (1221 – 1275 гг.). Общественное разделение труда он характеризовал как естественное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия. В частной собственности он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Цену, которая основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов, считал «справедливой ценой». С одной стороны, Аквинский считает «справедливой ценой» правильную цену, соответствующую трудовым затратам, а с другой – доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу существование. В России конец XV – начало XVI вв. ознаменованы как этап завершения процесса ликвидации раздробленности страны и образования Русского централизованного государства. Наряду с наследственной собственностью бояр расширились поместья и дворянское землевладение как вознаграждение за службу. Экономические интересы поместного дворянства выражал в XVI в. Ермолай – священник Московской дворцовой церкви (позднее Еразм). В поместном землевладении служилых людей Еразм видел экономическую основу Русского централизованного государства. Экономические доктрины Средневековья опирались, в основном, на христианское толкование богатства. Христос, например, осуждал богатство, считал его большим препятствием к спасению души. «Богатому трудно войти в Царство Небесное. Если хочешь быть совершенным, продай свое имущество и раздай нищим, и ты получишь сокровище на небе; потом следуй за мной», – говорил Он. Труд признавался достойным похвалы лишь как страдание, как умерщвление плоти, как искупление греха. Но он не должен сопровождаться даже мыслью о приобретении, об обогащении. Вот почему в эпоху Средневековья понятие экономии предается забвению. Существовавшие экономические доктрины были, скорее, сводом правил поведения индивидов в соответствии с принципами раннехристианской справедливости, а не результатом обобщения реальных фактов экономической жизни. Формирование экономики как науки относится к периоду зарождения капитализма. Именно в это время появляются и первые школы экономической теории. В России капитализм начал развиваться позднее, чем в странах Западной Европы. Поэтому русский меркантилизм возник лишь во второй половине XVII в. и не существовал в чистом виде. Первые русские меркантилисты также заботились об увеличении товарооборота внутри страны, стремились устранить конкуренцию иностранных купцов, вводя высокие таможенные пошлины. Но в отличие от западных меркантилистов, русские не ограничивали свои наблюдения сферой обращения, не отождествляли богатство только с деньгами. Внешнюю торговлю они рассматривали как средство развития промышленности и сельского хозяйства. Своеобразной программой реформ Петра I явилась «Книга о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова (1652 – 1726 гг.), которая принадлежит к числу выдающихся произведений не только русской, но и мировой экономической литературы. Не сводя богатство к деньгам, Посошков различал богатство вещественное и невещественное. Под вещественным богатством он разумел богатство государства (казны) и богатство народа. Под невещественным – «истинную правду», т.е. законность, правовые условия, хорошее управление страной, – те ценности, которые сегодня мы называем «институтами». Источником богатства он называл производительный труд, а причинами скудости – отсталость сельского хозяйства, недостаточное развитие промышленности, неудовлетворительное состояние торговли.
|