Освобождение от иллюзии
Есть и другие осмысления этого образа. Так, Салли Николс называет этот аркан «The stroke of liberation» (что-то вроде «Освобождающий удар»). На карте XVI аркана Марсельской колоды она видит уединенную маленькую башенку, которая держала двоих людей в заточении, в уединении и отъединении от мира, в то время как божественная небесная сила, наконец, разрушила тюрьму и освободила затворников. Иногда эту карту связывают с духовным преображением (молния) материалистической концепции (башня из камня). Я бы, в свою очередь, не разделяла столь буквально материю и дух. Внезапное «не люблю» будет Башней для влюбленной девушки, которая уже много мечтала о развитии отношений, представляла, что будет дальше, и старалась изо всех сил понравиться партнеру, но никто не упрекнет ее в излишней материалистичности, как и бескультурного[57] молодого человека – в духовном миссионерстве. Меж тем даже такая Башня способна избавить человека от иллюзий. Можно обратить внимание на само место Башни после Дьявола в последовательности Старших арканов, и тогда крах окажется неминуемым результатом дьявольского искушения. Дьявол мог соблазнить инструментализмом отношений, материальной корыстью или же иллюзорной надеждой и «стопроцентной гарантией», которая оказалась блефом. В результате героя поджидает катастрофа, падение, разрушение. В «Средневековом Таро Скапини» эта карта отображает именно крах инфантильных представлений о мире: башню подтопляет море или она погружается в зыбучие пески, сверху с ней расправляется гневное черное Солнце, из нее со всех сторон вываливаются детские игрушки и даже «сказочный принц». Это веселая и ужасная карта. В противоположность ей в «Таро Лунатиков» мрачный, подавляющий готический собор, в который попадает молния, выглядит совершенно целым и невредимым. Эта карта – скорее образ пре-Башни Таро, того замкнутого сценария или системы, которая для человека незыблема, страшна и опасна.
|