На рис. 2-14А мы видим, что в результате сброса ГКО предложение этих бумаг на рынке возрастало, что выражалось в сдвиге кривой предложения из положения S0 в положение S1. Цена на ГКО, таким образом, падала (с p0 до p1). Полученные за ГКО деньги направлялись на валютный рынок (эти рынки тесно взаимосвязаны как сообщающиеся сосуды), что увеличивало спрос на доллары на рис. 2-14Б с угрозой повышения курса доллара (с p0 до p1).
Оба эти последствия: и падение цены ГКО и рост доллара были крайне неприятны для российской экономики. Падение ГКО увеличивало процентные ставки, а стало быть и цену государственных заимствований. С другой стороны, рост процентных ставок вел к удорожанию кредита для реального сектора, что резко ухудшало и без того не блестящие инвестиционные перспективы. В свою очередь рост доллара с реальной угрозой его выхода за пределы валютного коридора был чреват резким ускорением инфляции и крахом банковской системы.
В связи со всем этим на первых порах ЦБ пытался поддержать оба рынка: и ГКО, и валютный. С одной стороны, он активно скупал государственные облигации, пытаясь не допустить их обесценения; с другой – продавал доллары, чтобы удержать курс. На рис. 2-15 это отражено смещениями кривой спроса на ГКО вправо-вверх в положение D1 (рост спроса за счет ЦБ) и кривой предложения долларов вправо-вниз в положение S1 (рост предложения за счет ЦБ):
Рис. 2-15. Политика ЦБ на рынках ГКО и доллара