Студопедия — Никомахова этика 20 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Никомахова этика 20 страница






удовольствиях, верно следующее: а) удовольствие не есть собственно благо, б)

не всякое удовольствие достойно избрания, в) существуют некоторые

удовольствия, достойные избрания сами по себе. Что же такое удовольствие в

сущности? Это - чувство, порождаемое совершенной деятельностью и

сопровождающее ее. Деятельность же - категория широкая. Это сама жизнь. "Все

стремятся к удовольствию потому же, почему все тянутся к жизни".

В конце книги Аристотель возвращается к рассмотрению счастья.

Композиция "Никомаховой этики" совершенна. Заявлена тема счастья, дано

исходное определение, а затем подробно обсуждается его понятийные

компоненты: добродетель, дружба, удовольствие. И вот пришло время подводить

итоги. Главный итог в следующем: тот человек самый счастливый, уго проявляет

себя в деятельности ума, т.е. созерцании. Затем обнаруживается любопытная

диалектика. Счастье - качество индивидуальное. Но именно счастливые люди

наиболее подходят к жизни в обществе. Ибо они, почитая ум, подчиняются уму и

правильному порядку. Они проводят жизнь в добрых делах и не совершают дурных

поступков. Как воспитывать таких людей - вот вопрос. Аристотель считает, что

дело это государственное. В том смысле, что воспитание осуществляется

благодаря добропорядочным законам. Здесь намечается естественный переход к

будущему сочинению Аристотеля - "Политике". Чтобы философия, касающаяся

человеческих дел, получила завершенность и полноту.

 

В. В. Шкода

 

 

* КНИГА ВОСЬМАЯ *

 

 

1(1).

Вслед за этим, видимо, идет разбор дружественности (philia), ведь это

разновидность добродетели, или, [во всяком случае, нечто] причастное

добродетели (met aretes), а кроме того, это самое необходимое для жизни.

Действительно, никто не выберет жизнь без друзей (philoi), даже в обмен на

все прочие блага. В самом деле, даже у богачей и у тех, кто имеет должности

начальников и власть государя, чрезвычайно велика потребность в друзьях.

Какая же польза от такого благосостояния (eyeteria), если отнята возможность

благодетельствовать (eyergesia), а благодеяние оказывают преимущественно

друзьям, и это особенно похвально? А как сберечь и сохранять [свое

благосостояние] без друзей, ибо, чем оно больше, тем и ненадежней? Да и в

бедности и в прочих несчастьях только друзья кажутся прибежищем. Друзья

нужны молодым, чтобы избегать ошибок, и старикам, чтобы ухаживали за ними и

при недостатках от немощи помогали им поступать [хорошо]; а в расцвете лет

они нужны для прекрасных поступков "двум совокупно идущим" [2], ибо вместе

люди способнее и к пониманию и к действию.

 

Пo-видимому, в родителе дружественность к порожденному заложена от

природы, так же как в порожденном -- к родителю, причем не только у людей,

но и у птиц, и у большинства животных, и у существ одного происхождения --

друг к другу, а особенно у людей, недаром мы хвалим человеколюбивых

(philanthropoi). Как близок и дружествен (hos oikeiou kai philon) человеку

всякий человек, можно увидеть во время скитаний[3]. Дружественность,

по-видимому, скрепляет и государства[4], и законодатели усердней заботятся о

дружественности, чем о правосудности, ибо единомыслие -- это, кажется, нечто

подобное дружественности, к единомыслию же и стремятся больше всего

законодатели и от разногласий (stasis), как от вражды, охраняют

[государство]. И когда [граждане] дружественны, они не нуждаются в

правосудности, в то" время как, будучи правосудными, они все же нуждаются

еще и в дружественности; из правосудных же [отношений] наиболее правосудное

считается дружеским (philikon).

 

[Дружба -- это] не только нечто необходимое, но и нечто нравственно

прекрасное, мы ведь воздаем хвалу дружелюбным, а иметь много друзей

почитается чем-то прекрасным. К тому же [некоторые] считают, что

добродетельные мужи и дружественные -- это одно и то же [5].

 

 

2.

О дружбе немало бывает споров. Одни полагают ее каким-то сходством и

похожих людей -- друзьями, и отсюда поговорки: "Рыбак рыбака..." и "Ворон к

ворону..." и тому подобные. Другие утверждают противоположное: "Все гончары"

-- [соперники друг lругу][6] Для этого же самого подыскивают [объяснения]

более высокого порядка и более естественнонаучные, так Еврипид говорит:

"Земля иссохшая вожделеет к дождю, и величественное небо, полное дождя,

вожделеет пасть па землю"; и Гераклит: "Супротивное сходится", и "Из

различий прекраснейшая гармония", и "Все рождается от раздора"; этому

[мнению] среди прочих противостоит и Эмпедоклово, а именно: "Подобное

стремится к подобному"[7].

 

Итак, мы оставим в стороне те затруднительные вопросы, которые

относятся к природоведению (это ведь не подходит для настоящего

исследования), а все то, что касается человека и затрагивает нравы и

страсти, это мы внимательно исследуем, например: у всех ли бывает дружба,

или испорченным невозможно быть друзьями, а также один ли существует вид

дружбы или больше. Те, кто думают, что один, по той причине, что дружба

допускает большую и меньшую степень, уверились в этом без достаточного

основания, ибо большую и меньшую степень имеет и различное по виду. Об этом

и прежде было сказано[8].

 

 

(II).

Когда мы будем знать, что вызывает дружескую приязнь (phileton),

вероятно, прояснятся и эти [вопросы]. Ведь считается, что не все вызывает

дружбу (phileisthai), но только ее собственный предмет (to phileton), а это

благо, или то, что доставляет удовольствие, или полезное (agathon e hedy e

khresimon). Правда, может показаться, что полезно то, благодаря чему

возникает известное благо или удовольствие, так что предметами дружеской

приязни окажутся лишь благо вообще (tagathon) и удовольствие -- в качестве

целей. А в таком случае, к чему питают дружбу (philoysi): к благу вообще или

к благу для самих себя (to haytois agathon)? Ведь иногда эти вещи не

согласуются. Соответственно и с удовольствием. Принято считать, что всякий

питает дружбу к благу для самого себя, и, хотя благо есть предмет дружеской

приязни в безотносительном смысле, для каждого [благом является] благо для

него, а дружбу каждый питает не к сущему для него благом, но к кажущемуся.

Разницы тут никакой нет: предметом дружеской приязни будет то, что кажется

[приятным] [8].

 

Есть три [основания], по которым питают дружескую приязнь, но о

дружеском чувстве (philesis) к неодушевленным предметам не говорят как о

"дружбе", потому что здесь невозможно ни ответное дружеское чувство, ни

желание блага для другого (наверное, смешно желать блага вину, но если и

[говорить о таком пожелании], то это желание быть ему в сохранности, чтобы

иметь его самому); между тем говорят: другу надо желать благ вообще ради

него самого. Желающих вообще благ именно таким образом называют

расположенными (eynoi), если то же самое желание не возникает и у другой

стороны, потому что при взаимном расположении (eynoia) возникает дружба.

Может быть, уточнить: "при не тайном [расположении]"? Многие ведь бывают

расположены к тем, кого не видели, полагая, что те добрые люди или полезные

[для других]; и то же самое может испытать один из таких людей к данному

человеку. Тогда эти люди кажутся расположенными друг к другу, но как назвать

их друзьями, если для них тайна, как к ним самим относятся? Следовательно,

[чтобы быть друзьями], нужно иметь расположение друг к другу и желать друг

другу благ вообще, причем так, чтобы это не оставалось в тайне, и по

какому-то одному из названных выше [оснований].

 

 

3(111).

Эти [основания для возникновения дружбы] отличны друг от друга по роду,

а значит, отличаются и дружеские чувства и сами дружбы.

 

Существуют, стало быть, три вида дружбы -- по числу предметов дружеской

приязни; в каждом случае имеется ответное дружеское чувство (antiphilesis),

ne тайное; а люди, питающие друг к другу дружбу, желают друг другу благ

вообще постольку, поскольку питают дружбу. Поэтому, кто питают друг к другу

дружбу за полезность, питают ее не к самим по себе друзьям, а постольку,

поскольку получают друг от друга известное благо. Так и те, кто питают

дружбу за удовольствие; например, они восхищаются остроумными не как

таковыми, а потому, что они доставляют друзьям удовольствие.

 

Итак, кто питает дружбу за полезность, те любят за блага для них самих,

и кто за удовольствие -- за удовольствие, доставляемое им самим, и не за то,

что собой представляет человек, к которому питают дружбу, а за то, что он

полезный или доставляет удовольствие. Таким образом, это дружба постольку

поскольку, ибо не тем, что он именно таков, каков есть, вызывает дружбу к

себе тот, к кому ее питают, по в одном случае тем, что он доставляет

какое-нибудь благо, и в другом -- из-за удовольствия.

 

Конечно, такие дружбы легко расторгаются, так как стороны не постоянны

[в расположении друг к другу]. Действительно, когда они больше не находят

друг в друге ни удовольствия, ни пользы, они перестают и питать дружбу.

Между том полезность не является постоянной, но всякий раз состоит в другом.

Таким образом, по уничтожении былой основы дружбы расторгается и дружба как

существующая с оглядкой на [удовольствие и пользу].

 

Считается, что такая дружба бывает в основном между стариками (люди

такого возраста ищут, конечно, не удовольствий, а помощи); а среди людей во

цвете лет и среди молодежи -- у тех, кто ищет выгоды. Такие друзья, кстати

сказать, вовсе не обязательно ведут жизнь сообща, ведь иногда они даже

доставляют друг другу неудовольствие, и, разумеется, они не нуждаются в

соответствующем общении, кроме тех случаев, когда оказывают поддержку, ведь

эти друзья доставляют удовольствие [ровно] настолько, сколько имеют надежд

на [получение] блага [друг от друга]* К этим дружбам относят и [отношения]

гостеприимства.

 

А между юношами дружба, как принято считать, существует ради

удовольствия, ибо юноши живут, повинуясь страсти (kata pathos), и прежде

всего ищут удовольствий для себя и в настоящий миг. С изменением возраста и

удовольствия делаются иными. Вот почему юноши вдруг и становятся друзьями, и

перестают ими быть, ведь дружбы изменяются вместе с тем, что доставляет

удовольствие, а у такого удовольствия перемена не заставит себя ждать, Кроме

того, юноши влюбчивы (erotikoi), а ведь любовная дружба в основном

подвластна страсти и [движима] удовольствием. Недаром [юноши легко начинают]

питать дружбу и скоро прекращают, переменяясь часто за один день. Но они

желают проводить дни вместе и жить сообща, ибо так они получают то, что для

них и соответствует дружбе.

 

 

4.

Совершенная же дружба бывает между людьми добродетельными и по

добродетели друг другу подобными, ибо они одинаково желают друг для друга

собственно блага постольку, поскольку добродетельны, а добродетельны они

сами по себе ". А те, кто желают друзьям блага ради них, друзья по

преимуществу. Действительно, они относятся так друг к другу благодаря самим

себе[12] и не в силу посторонних обстоятельств, потому и дружба их остается

постоянной, покуда они добродетельны, добродетель же -- это нечто

постоянное. И каждый из друзей добродетелен как безотносительно, так и в

отношении к своему другу, ибо добродетельные как безотносительно

добродетельны, так и. друг для друга помощники. В соответствии с этим они

доставляют удовольствие, ибо добродетельные доставляют его и

безотносительно, и друг другу, ведь каждому в удовольствие поступки,

внутренне ему присущие (oikeiai) и подобные этим, а у добродетельных и

поступки одинаковые или похожие. Вполне попятно, что такая дружба постоянна,

ведь в ней все, что должно быть у друзей, соединяется вместе. Действительно,

всякая дружба существует или ради блага, или ради удовольствия, [причем и то

и другое] -- или в безотносительном смысле, или для того, кто питает дружбу,

т. е. благодаря известному сходству[13].

 

А в совершенной дружбе имеется все, о чем было сказано, благодаря самим

по себе [друзьям]; в ней ведь друзья подобны друг другу и остальное -- благо

и удовольствие в безотносительном смысле -- присутствует в ней[14]. Это

главным образом и вызывает дружбу: так что "дружат" прежде всего такие люди,

и дружба у них наилучшая.

 

Похоже, что такие дружбы редки, потому что и людей таких немного. А

кроме того, нужны еще время и близкое знакомство (synetheia), ибо, как

говорит пословица, нельзя узнать друг друга, прежде чем съешь вместе [с

другом] тот знаменитый "[пуд] соли"[15], и потому людям не признать друг

друга и не быть друзьями, прежде чем каждый предстанет перед другим как

достойный дружбы и доверия. А те, кто в отношениях между собою вдруг

начинают вести себя дружески (ta philika poioyntes), желают быть друзьями,

но не являются ими, разве что они [взаимно] достойны дружеской приязни и

знают об этом; действительно, хотя желание дружбы возникает быстро, дружба

-- нет.

 

 

5 (IV).

Итак, эта дружба совершенная как с точки зрения продолжительности, так

и с остальных точек зрения. И во всех отношениях каждый получает от другого

[нечто] тождественное или сходное, как то и должно быть между друзьями.

Дружба ради удовольствия имеет сходство с этой дружбой, ведь и

добродетельные доставляют друг другу удовольствие. Так обстоит дело и с

дружбой ради пользы, ибо добродетельные тоже полезны друг для друга. И даже

между такими [друзьями ради пользы или удовольствия] дружеские привязанности

(philiai) особенно постоянны, когда они получают друг от друга одинаковое,

например удовольствие, и не просто [удовольствие], а еще и от того же самого

так, как бывает у остроумных, а не как у влюбленного и возлюбленного.

Действительно, эти последние получают удовольствие не от одного и того же,

но один, видя другого, а другой от ухаживаний влюбленного. Когда же подходит

к концу пора. [юности], иногда к концу подходит и [такая] дружба: ведь

первый не получает удовольствия от созерцания второго, а второй не получает

ухаживаний от первого. Многие, однако, постоянны в дружбе, если благодаря

близкому знакомству, как люди сходных нравов, они полюбили нравы [друг

друга] [16].

 

Те, кто в любовных делах обмениваются не удовольствием, а пользой, и

худшие друзья, и менее постоянные, а те, кто друзьями бывают из соображений

пользы, расторгают [дружбу] одновременно с [упразднением] надобности, ибо

они были друзьями не друг другу, а выгоде.

 

Поэтому друзьями из соображений удовольствия и из соображений пользы

могут быть и дурные [люди], н добрые [могут быть друзьями] дурным, и

человек, который ни то ни се, -- другом кому угодно; ясно, однако, что

только добродетельные [бывают друзьями] друг ради друга, ведь порочные люди

не наслаждаются друг другом, если им нет друг от друга какой-нибудь выгоды.

 

И только против дружбы добродетельных бессильна клевета, потому что

нелегко поверить кому бы то ни было [в дурное] о человеке, о котором за

долгое время сам составил мнение: между ними доверие и невозможность обидеть

(adikein) и все прочее, что только требуется в дружбе в истинном смысле

слова. А при других [отношениях] легко может возникнуть всякое.

 

Итак, поскольку друзьями называют и тех, кто дружит из соображений

пользы, как, например, государства (ибо принято считать, что военные союзы

возникают между государствами по надобности), и тех, кто любит друг друга за

удовольствие, как, например, дети, то, видно, и нам следует называть таких

людей друзьями, учитывая, что видов дружбы несколько[17]. Но прежде всего и

в собственном смысле слова (protos men kai kyrios) дружбою является дружба

добродетельных постольку, поскольку они добродетельны, а остальные следует

называть дружбами по сходству с этой, так что другие -- друзья в той мере, в

какой неким благом является и то, что подобно [истинному благу] в [истинной]

дружбе, ведь и удовольствие -- благо для тех, кто любит удовольствие. Эти

[виды] дружбы не обязательно предполагают друг друга, да и не одни и те же

люди становятся друзьями ради пользы и друзьями ради удовольствия, ибо

второстепенные свойства не обязательно сочетаются между собою[18]

 

 

6.

Коль скоро дружба поделена на эти виды, дурные люди будут друзьями из

соображений удовольствия или пользы, ибо в отношении к этим вещам они

похожи, а добродетельные будут друзьями один ради другого, ибо [они дружат]

как добродетельные [сами по себе]. Следовательно, они "друзья" в

безотносительном смысле, а те другие в силу второстепенных обстоятельств и

по сходству с первыми.

 

 

(V).

Так же как в случае с добродетелями одни определяются как

добродетельные по складу, а другие -- по деятельным проявлениям, так и [в

случае] с дружбой [19]. Действительно, одни друзья, живя сообща,

наслаждаются друг другом и приносят друг другу собственно блага; другие,

когда спят или отделены пространством, хотя и не проявляют [дружбы] в

действии (oyk energoysi), но по своему складу [и состоянию] таковы, что

способны проявлять себя дружески (energein philikos), ибо расстояния

расторгают не вообще дружбу, а ее деятельное проявление. Однако если

отсутствие друга продолжительно, оно, кажется, заставляет забыть даже

дружбу; потому и говорится:

 

Многие дружбы расторгла нехватка беседы[20].

 

По-видимому, ни старики, ни скучные люди не годятся для дружбы, ибо с

ними возможны лишь скудные удовольствия, а ведь никто не способен проводить

дни с тем, кто не доставляет удовольствия; действительно, природа, очевидно,

прежде всего избегает того, что доставляет страдание, стремится же к тому,

что доставляет удовольствие[21].

 

Те, кто признают друг друга, но не живут сообща, скорее, походят на

расположенных, чем на друзей. В самом деле, ничто так не свойственно

друзьям, как проводить жизнь сообща (к поддержке-то стремятся и нуждающиеся,

однако даже блаженные стремятся проводить свои дни вместе [с кем-то], ибо

они менее всего должны быть одинокими). Но проводить время друг с другом

невозможно, если не доставлять друг другу удовольствия и не получать

наслаждение.от одинаковых вещей; именно эти [условия] и присутствуют, как

кажется, в товарищеской дружбе[22].

 

 

7.

Стало быть, как уже было сказано многократно, дружба -- это прежде

всего дружба добродетельных, потому что предметом дружеской приязни и

предпочтения (phileton kai haireton) считается безотносительное благо или

удовольствие и соответственно для каждого [благо и удовольствие] для него

самого, между тем для добродетельного добродетельный [человек -- предмет и

дружбы, и предпочтения] как на одном, так и на другом основании: [как

безотносительно, так и для него].

 

Дружеское чувство походит на страсть, а дружественность -- на

определенный склад, ибо дружеское чувство с таким же успехом может быть

обращено на неодушевленные предметы, но взаимно дружбу питают при

сознательном выборе, а сознательный выбор обусловлен [душевным] складом.

Кроме того, добродетельные желают собственно блага тем, к кому питают

дружбу, ради самих этих людей, причем не по страсти, но по складу [души]. И,

питая дружбу к другу, питают ее к благу для самих себя, ибо, если

добродетельный становится другом, он становится благом для того, кому друг.

Поэтому и тот и другой питают дружбу к благу для самого себя и воздают друг

другу равное в пожеланиях.и в удовольствиях, ибо, как говорится, "дружность

(philotes) -- это уравненность" (isotes) [23]; а это дано в первую очередь

дружбе добродетельных.

 

 

(VI).

Между людьми скучными и старыми тем менее бывает дружественность, чем

более они вздорны и чем менее они наслаждаются взаимным общением, а ведь

именно [наслаждение общением], кажется, главный признак дружбы (malista phi-

lika) и создает ее в первую очередь. Недаром юноши быстро становятся

друзьями, а старики -- нет: не становятся друзьями тем, от кого -не получают

наслаждения. То же самое справедливо и для скучных. Однако такие люди могут

испытывать друг к другу расположение, ибо желают друг другу собственно блага

и в нужде идут друг другу навстречу, но едва ли они друзья, потому что не

проводят дни совместно и не получают друг от Друга наслаждения. А именно это

считается главными признаками дружбы.

 

Быть другом для многих при совершенной дружбе невозможно, так же как

быть влюбленным во многих одновременно, ([влюбленность] похожа на чрезмерную

[дружбу] и является чем-то таким, что по [своей] природе обращено на

одного). Многим одновременно трудно быть подходящими для одного и того же

человека, и, вероятно, [трудно, чтобы многие] были добродетельными. Нужно

ведь приобрести опыт и сблизиться, что трудно в высшей степени, [если.

друзей много]. А нравиться многим, принося им пользу или удовольствие,

можно, ибо таких -- [ищущих выгод и удовольствий] -- много, а оказывание

услуг не [требует] долгого срока.

 

Из этих [видов] дружбы больше походит на [собственно] дружбу та, что

ради удовольствия, когда обо [стороны] получают одно и то же и получают

наслаждение друг от друга или от одинаковых вещей; таковы дружбы юношей:

здесь широта (to eleytherion) присутствует в большей степени. А дружба ради

пользы [свойственнее] торговцам.

 

Даже блаженные, не нуждаясь ни в чем полезном, нуждаются в

удовольствиях; поэтому они желают проводить жизнь с кем-то сообща, а что до

страдания, то небольшой срок они его терпят, но никому не выдержать

причиняющее страдание непрерывно, будь это само благо[24], -- вот почему

блаженные ищут друзей, доставляющих удовольствие. Вероятно, нужно, чтобы эти

друзья были также и добродетельными, причем для самих блаженных. Дело в том,

что только в этом случае у них будет все, что должно быть между друзьями.

 

Люди, наделенные могуществом, используют друзей, как мы это видим, с

разбором: одни друзья приносят им пользу, а другие доставляют удовольствие,

по едва ли одни и те же -- и то и другое, ибо могущественных не заботит,

чтобы доставляющие удовольствие были наделены добродетелью, а полезные были

бы [полезны] для прекрасных [деяний]; напротив, стремясь к удовольствиям,

они [ищут] остроумных, а для выполнения приказаний -- изобретательных, по

одни и те же люди редко бывают и теми и другими [одновременно]. Сказано уже,

что и удовольствие, и пользу вместе доставляет добропорядочный человек, во

такой человек не делается другом превосходящему его [по положению], если

только последний не превосходит его также добродетелью; в противном случае

он не будет в положении равенства, т. е. как превзойденный пропорционально

[заслугам превосходящего]. Но такие [властители], что обладают

превосходством еще и в добродетели, обычно бывают редки[25].

 

 

8.

Описанные выше [разновидности] дружбы [основаны] на уравненности.

Действительно, обе стороны или получают и желают друг для друга одного и

того же, или обмениваются разным, допустим удовольствием и помощью; сказано

уже, что эти виды дружбы хуже и менее постоянны. Как кажется, [эти

разновидности] и являются, и не являются дружбами в силу соответственно (и)

сходства и несходства с одним и тем же; действительно, по сходству с дружбой

до добродетели они являются дружбами (ведь в одной разновидности] заключено

удовольствие, в другой -- польза, а в той [дружбе по добродетели]

присутствует и то и другое), но поскольку [дружба по добродетели]

неподвластна клевете и постоянна, а эти [виды дружбы] скоропреходящи, да и

во многом другом от нее отличны, то из-за несходства [с дружбой по

добродетели] кажется, что это -- не дружбы.

 

 

(VII).

Есть и другой род дружбы, основанный на превосходстве [одной стороны],

как, скажем, [дружеские отношения] отца к сыну и вообще старшего к младшему,

мужа к жене и всякого начальника к подчиненному. Эти [отношения] тоже

отличаются друг от друга, ибо неодинаково [чувство] родителей к детям и

начальников к подчиненным, так же как [различно отношение] отца к сыну и

сына к отцу или мужа к жене и жены к мужу. И добродетель, и назначение

каждого из них различны, различно и то, из-за чего питают дружбу. А это

значит, что различаются и чувства дружбы, и [сами] дружбы, ведь, разумеется,

ни один из них не получает от другого того же, [что дает сам], и не следует

искать этого [в таких отношениях]; когда же дети уделяют родителям, что

должно уделять породившим их, а родители (сыновьям) -- что должно детям, то

дружба между ними будет постоянной и доброй.

 

Во всех этих дружбах, основанных на превосходстве, дружеское чувство

должно быть пропорционально, а именно: к лучшему больше питают дружбу, чем

он [к другим], и к тому, кто больше оказывает подашь, тоже и соответственно

ко всякому другому из лучших, ибо, когда дружеское чувство соответствует

достоинству, тогда получается в каком-то смысле уравненность, что а

считается присущим дружбе.

 

 

9.

[Справедливое] равенство (to ison), по-видимому, имеет не один и тот же

смысл в том, что касается правосудия (ta dikaia) и в дружбе: для правосудия

равенство -- это прежде всего [справедливость], учитывающая достоинство (kaf

axian), а уже во вторую очередь учитывается количество (kata poson), в

дружбе же, наоборот, в первую очередь -- [равенство] по количеству, а во

вторую -- по достоинству. Это делается ясным, когда люди значительно отстоят

[друг от друга] по добродетели, порочности, достатку или чему-то еще. Ведь

[тогда] они уже не друзья; напротив, они не считают [себя или другого]

достойными дружбы. Особенно очевидно это [на примере] с богами, ибо у них

наибольшее превосходство с точки зрения всех благ. Ясно это и на [примере]

царей, потому что стоящие много ниже[26] не считают себя достойными быть им

друзьями, а люди, ничего не значащие, [не считают себя достойными дружбы] с

наилучшими или мудрейшими. Конечно, в таких вещах невозможно определить

точную границу, до которой друзья [остаются друзьями]; ведь, с одной

стороны, [даже] если отнять многое, [дружба может] все еще оставаться

[дружбой], но при слишком большом отстояиии одного от другого, например

человека от божества, дружба уже невозможна.

 

Отсюда в возникает еще один сложный вопрос: действительно ли друзья

желают друзьям величайших благ, например быть богами; ведь тогда они не

будут для них ни друзьями, ни, стало быть, благами, а друзья -- это блага

[?] Однако если удачно было сказано, что друг желает для друга собственно







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 393. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия