Студопедия — Этика Любви
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Этика Любви






Любовь - важнейшее понятие религии, мифологии и философии (как классической, так и современной). Теме любви посвящен один из диалогов Платона (Пир), в котором философ излагает свою концепцию любви, ставшую основополагающей для всех последующих теорий. Платон выделяет разные виды любви - эротическая (чувственно-телесная) и духовная (любовь к идеям или философия).

Всепрощающая любовь - центральное понятие христианской этики.

Заповедь любви была провозглашена И. Христом в ответ на вопрос о высшем законе человеческой жизни. В христианской заповеди - любовь к Богу и любовь к ближнему - даны в единстве, и в качестве ближнего указан не только соплеменник, но каждый человек. Этим заповедь Христа отличается от заповеди Моисея, для которого любовь к ближнему означала любовь к соплеменнику и ненависть к чужаку.

Однако по своему нормативному содержанию заповедь любви не принадлежит исключительно христианской этике. Гимн любви, содержащийся в послании апостола Павла коринфинянам: " Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, любовь не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все понимает, всему верит, все надеется, все переносит ". Такое понимание любви рассматривает ее как высшую ценность и высшую цель, которая никогда не может быть средством для других целей.

Мораль описывается Павлом как область человеческих чувств, а не сфера рассудка, как в античной философии. Павел отмечает особую эвдемонию любви, называя милосердие, сострадание, трепетное духовное общение отрадой любви, говорит о радости и нежности как переживании любви.

Апостол Павел в своей проповеди провозгласил идеал всепрощающей безусловной любви как высшей ценности человеческой жизни. Для Павла также высшим этическим принципом является любовь.

Августин рассматривает любовь как высшую ценность и величайшую добродетель. Выделяя различные виды любви (любовь к ближнему, к родителям. к самому себе, половая любовь), Августин говорит, что именно любовь человека к Богу является критерием его оценки. Он выделяет два типа людей - духовные, у которых любовь к Богу доходит до ненависти к себе, и плотские, у которых любовь к себе доходит до ненависти к Богу. Только Бог знает, к какому типу относится каждый человек, и в этом заключается тайна предопределения.

К. Войтыла (Папа Иоанн Павел II) в своей книге "Любовь и ответственность"; подробно изложил основные моменты понимания половой любви в современном католицизме. Основными этическим принципами в этом вопросе являются:

· персонализм.

· моногамия.

· благодать.

Принцип персонализма исходит из признания каждого человека личностью, имеющей внутренний мир, субъектом, радикально отличающимся от объектов.

Субъект - тот, кто действует и принимает решения, объект - то, на что обращено действие.

Но человек может выступать и в качестве объекта (например, в отношениях врач и пациент врач выступает в качестве субъекта, а пациент в роли объекта; часто отношения между родителями и детьми носят такой же характер, когда ребенок воспринимается как объект воспитания, субъект-объектный характер могут носить и отношения между мужчиной и женщиной). В этих случаях возникают нравственные проблемы, поскольку не только субъект, но и объект этих отношений является личностью, имеющую свободную волю и не желающую быть объектом.

Не является ли женщина для мужчины в сексуальном отношении чем-то вроде средства? Не является ли мужчина для женщины средством для достижения ее целей?

Подобные вопросы свидетельствуют о том, что сексуальная сфера создает пространство для трактовки личности как объекта использования.

Между тем, любовь - противоположность использования личности как средства.

Чтобы исключить такую возможность, любящих людей должна объединять общая цель.

Персонализм исходит из понимания любви как межличностного отношения, основанного на общности духовных интересов и целей.

Личность - это такое бытие, с которым по настоящему полноценно соотносится только любовь. Идея достоинства личности означает, что личность рассчитывает на то, чтобы к ней относились как к объекту любви, а не как к объекту использования. Это означает, что личность имеет вне вещную, вне- потребительскую ценность.

Любовь - это жажда личности. Любовь обеспечивает полноценное существование человека. Настоящая любовь совершенствует и облагораживает. Любовь между мужчиной и женщиной - это нечто высшее, чем сумма двух чувств; это не две любви, но единосущное бытие, в котором участвуют две личности.

Сексуальный импульс со временем ослабевает, тогда остается ценность личности и тогда проявляется подлинность любви. Подлинная любовь не только устоит, но и укрепится. Если же она основана только на чувственности, то со временем она потеряет всякий смысл.

Так из принципа персонализма вытекает принцип моногамного брака.

Главной целью брака является деторождение (procreatio), второстепенной - то, чтобы мужчина и женщина жили вместе (mutium adjutorium), третьестепенной - удовлетворение естественного вожделения (remedium concupiscentiae).

Критерием любви является способность к полной самоотдаче, которая является противоположностью использования. Истинная любовь - это единение мужчины и женщины в моногамном браке. Если лишить любовь самоотдачи, основательности личностного участия, тогда то, что от нее останется, будет ее полной противоположностью (проституция).

Главный парадокс персоналисткой любви заключается в следующем.

Личность - это человек, обладающий свободой воли и неотчуждаемым внутренним миром. В любви личность хочет отдать себя другому, тем самым как бы отказываясь от принципа собственной свободы и непередаваемости. Но это отречение ведет не к сокрушению и оскудению личности, а как раз напротив, к обогащению. Это закон экстаза - надо выйти из своего Я, чтобы полнее существовать в другом.

Тайна взаимной любви - это переплетение двух личностей, готовых друг для друга к самопожертвованию, переплетение жертвенной любви.

Брак - это не факт полового сожительства, но институт социальный и божественный.

Люди, находящиеся в браке, принадлежат обществу и должны оправдать свое сожительство перед обществом. И если женщина родит ребенка, то общество должно его принять. Без общественного признания любовь чувствует себя неполноценной.

Брак - признание и оправдание факта сожительства перед богом, перед друг другом, перед другими людьми. Главное - перед Богом.

Каждый человек имеет внутренний мир, разум, душу. Этот мир принадлежит не только ему самому, но еще и Богу.

Таинство брака - оправдание богом человека посредством благодати. Эту благодать получает человек через церковный брак.

В Западной Европе любовь всегда выступала как нечто запретное, связанное с преодолением препятствий. Любовь - страстное желание невозможного, это порыв, разрушающий стабильность нашего бытия. Если другой ответил взаимностью, мы считаем, что на нас обрушилось счастье, которого мы недостойны. На нас обрушилась "благодать". Настоящая любовь может быть только моногамной - так как это признание уникальности и неповторимости единственного человека. Любовь раздвигает эмоциональные границы повседневной жизни - дарит человеку экстаз и страдание.

Патологические формы любви описаны Э. Фроммом: некрофилия (любовь к мертвому, пример - Гитлер), садизм (удовольствие от причинения страдания другому), мазохизм (удовольствие от того, как тебе причиняют страдания), нарциссизм (патологическая любовь человека к самому себе).

 

Песнь Соломона — книга Ветхого Завета, приписываемая царю Соломону. В буквальном прочтении Песнь песней представляет собой собрание любовных гимнов, раскрывающих взаимные чувства Соломона и Суламиты (Суламифи).

ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ ”, библейская ветхозаветная книга: собрание отличающихся яркой образностью лирических песен, гимн страстной, преодолевающей все преграды любви. Поэтому со светской точки зрения книга рассматривается как изображение пламенной любви жениха и невесты, предположительно царя Соломона и Суламиты-Суламифь. С иудаистической точки зрения здесь описывается любовь Яхве и еврейского народа, с христианской — события книги толкуются как любовь божественного жениха — Христа и невесты — соборной Церкви.

Действующие лица книги — царь Соломон и его любовница, однажды названная по имени — Суламита. Смуглая кожа невесты (Песн. 1.4) позволяет некоторым комментаторам предполагать тождественность Суламиты царице Савской или дочери фараона — одной из жён Соломона. Иногда имя Суламиты связывают с Ависагой Сунамитянкой, последней наложницей царя Давида.

Также существует толкование (так называемая «гипотеза пастуха»), согласно которому Суламита отвергает притязания Соломона ради своей истинной любви — простого пастуха.

Изложение в Песни песней ведётся попеременно от лица Соломона, Суламиты и стороннего наблюдателя (условно такие части обычно называют «партиями хора»), причём явных границ между «партиями» не обозначено, поэтому местами трудно определить от чьего имени идёт текст.

У евреев существовал запрет на чтение Песни песней до достижения тридцатилетнего возраста, сторонником этого же запрета был Лютер.

Название книги появилось позже текста. Выражение с сочетанием единственного и множественного числа того же существительного характертерно для древнееврейского языка и означает обычно превосходную степень понятия (Святая святых, небо небес, суета сует). «Песнь песней» — значит наилучшая или наиглавнейшая из песен. В толковании Афанасия Александрийского название книги объясняется тем, что Песнь песней следует после других песен (то есть пророчеств), объединяет и завершает их, после неё не нужно ждать иного обетования.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1724. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия