Студопедия — Аххиява - где же она?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Аххиява - где же она?






Прежде всего нам необходимо установить, где же находилась Аххиява. А после размышлять над отведенной ей ролью на историческом полотне.

Всего мы рассмотрим три версии, те которые кажутся наиболее достоверными на сегодняшний день, и над которыми идут такие ожесточенные споры. Повторим ещё раз для читателя выдвигаемые предположения об Аххияве: она находилась либо в Греции, либо в Малой Азии или же на островах.

Что же открывается нашему взор? Большую часть Малой Азии (в современном контексте – это серединная часть Турции), оккупировала могущественное Хеттское царство – оно тянется к востоку от реки Сахерья(Сакарья). Большая часть территории попадает на горные ландшафты. Мы видим в западной части Малой Азии множество государств, они же упоминаются и в хеттских «летописях».

Что же представляла политическая карта того времени? Отвлечёмся на её подробное описание. Обычно в качестве наиболее авторитетной и подробной указывают карту, творения рук А.А Немировского.

В «Анналах» Тудхалии IV запечатлено много на сегодняшний день утерянных государств, с которыми хетты вели кровопролитные войны. Все они были объединены вокруг Ассувы – конфедерации на западе полуострова. Это земли: Киспува, Уналия,Ададаура, Тура, Халлува, Хувалуссия, Дунда, Париста, Варсия, Куруппия, Алатара, Пасухалда, горы Пахурина, реки Лилия, Апкуиса, Хаттарса, Парияна, Валларима.

Безошибочное и точное их местоположение назвать мы уже не в состоянии.

Где-то неподалеку от Ассувы находилась Циппасла, отданая в удел Мадуватте. А по правую сторону от неё – «страна реки Сеха». На юге раскинулось ещё одно мощное укрепление - Арцава, против которой та же постоянно велись военные компании, не увенчавшиеся успехом. Южнее её (современная Анатолия) были страны Аринна и Лукка (позже Ликия).

На северо-западе находилась Подчиненная Аххияве Миллаванда (позже Милет). Ещё севернее – Вилуса и Таруиса (Илион и Троя). А на самом севере располагались две страны: Маса, позже предположительно известная как Миссия, и Каркия – в позднейшей традиции Кария.

Все эти страны практически граничат друг с другом, и весьма слаба вероятность затесания в их ряды величественной Аххиявы. К тому же они не столь большие по охватываемой территории и по влиянию, за исключением двух сравнительно грандиозных стран, а последняя явно должна была иметь в приобретении обширные владения, если её имя писали среди «братьев» Солнца - Египта, Вавилонии и Ассирии.

Следующее допущение касается островов. Так как мы уж оговаривали, что повелевающей империи скорей присущи большие пространства, то задумаемся, какие же острова вероятней всего подходят под такую характеристику. В совокупности употребим метод от обратного: Лесбос значился у хеттов как Лацпа, а Кипр как Аласия – а значит, бесспорно, их можно исключить. Проследуем дальше - Хиос и Самос. А теперь вспомним мифы Иллиады, Агамемнон собирает ополчения с разных островов, но северных островов - Самоса, Хиоса и Лесбоса они отсутствуют, то есть вероятно то были острова принадлежащие к троянским союзникам, а не к Микенам. Южные острова не удовлетворяют первому критерию, касательно размера – они довольно малы. Что можно сказать о Родосе? Он являлся одним из центров Эгейской культуры, и потому обилен великолепнейшими находками, но Родос представлял собой колонию – не центр производства культуры, а её переработки и пожинания.[11] Крит минойского времени несомненно являл собой мощное образование. Однако расцвет и неизбежный упадок минойской культуры пришелся до XV века, здесь наглядное временное несоответствие. После же Критский остров был заселен греками, но то государство как и Родосское зависело и подчинялось более сильному и властному.

Нам остается последний вариант – Балканская Греция. Какие факты говорят в пользу такого варианта?

Греческая цивилизация действительно уществовала: «…проведенные раскопки в 1870-90-х годах Г. и В. Дерпфельдом раскопки слоев Трои, относящихся к бронзовому веку, а также великих столиц Ахейской Греции – Микен, Пилоса и Тиринфа… (доказывают) главное – героическая эпоха, о которой говорили предания, передаваемые сквозь века аэдами, - не поэтический вымысел, а совокупность действительных событий: были великие цари Микен, лидировавшие в этом мире…»[12]. Можно смело судить по находкам, что Микены являли собой могущественную цивилизацию.

Так же следует принять во внимание само название государства Аххиява из источников, в которой легко можно услышать Ахейю. Царь ее, упоминаемый в документах, носит имя Аттарсия, соответствующее имени Атрея, отца Менелая и Агамемнона. Тавагалава может быть расценено как Этевоклевес –Этеокл. Пока мы имеем в наличие очевидные основания, чтобы верить в то, что Аххиява – это Ахейское государство.

Если же Аххиява – это Ахейский союз, то вполне вероятно, что власть между предводителями племен была равной. Но, скажем, для ведения военных действий или политических переговоров требовался всё же главный – его то, вероятно и прозвали, хеттские писчие «великим царем». Так в «Письме о Тавагалаве» мы можем усмотреть косвенное тому доказательство. Царь Аххиявы не выдает скрывающегося Пиямараду, но разве нежеланием содействовать вызван такой поступок? Логичней всего предположить, что он просто не имел на то полномочий. Хетты же, не знающие такой системы в своем царстве, не могли прочувствовать существования иной и в другом. Вдобавок на поле сражения предводитель был один, представлявший весь греческий народ. Поэтому в своих записях хеттские писцы предрасположены рисовать Атпу и Аваяну – чиновниками, подчиненными одиозному царю. На самом деле, то могли быть определенно свободные и вольные в своих решениях правители, которые не сразу дали согласие на выдачу предателя, тем самым способствуя отсрочке выдачи. Аналогичная ситуация видится и с Царевичем Пиямаинару из Арцавы. Между прочим, оба изгнанника могли быть прекрасно осведомлены о таком порядке вещей, и даже рассчитывать на такой исход дела.

Какие данные так же свидетельствуют о том, что ахейцы и аххиявцы – одно и то же воплощение? Прежде всего, их вооружение: греки славились своим мастерством в управлении колесницами, множество учреждаемых соревнованний - яркий тому пример. Огромное значение придавалась колесницам и у аххиявцев. Брат царя Аххиявы Тавагалава обучался искусству управления колесницей у хеттов. Из «Анналов Тудхалии IV следует, что Аххиява оказывала помощь странам, восставшим против хатти, далее идет упоминание о захвате около 500 колесниц у восставших, часть их бесспорно составляет присланная помощь. «Обличение Маддуватты» содержит данные о наличии 100 колесниц в амуниции аххиявцев.

Микенцы были сведущими мореплавателями. В «Обличении Мадуватты» говорится о большом походе на Кипр, а он был бы не возможен без флота.

Необходимо сказать об археологических находках изделий ахейского производства в Миллаванде, Лукке и других областях Малой Азии. И о находках средиземноморского типа в греческих захоронениях. В черновом варианте договора Тудхалии IV с Саускамувой, царем страны Амурру, первый запрещает последнему пропускать через его области аххиявские корабли, держащие путь в Ассирию. Значит эти корабли совершали остановку там. В общем всё это очевидно свидетельствует о торговой связи с прибрежными странами Азии. Подведя итог, можно сказать, что Балканская Греция – это загадочная Аххиява.

Далее мы намерены разобраться, какого рода отношения связывали господствующие державы того времени – хеттов и ахейцев. Недостаточная информативность источника, некая его односторонность затрудняет восстановление повседневного быта, верований или же среднестатистического хозяйства простого аххейца. Однако мы в состоянии проследить характер политических отношений, к чему мы и приступим.

Самый ранний источник, который относится ко времени Мурсили II, повествует о том, что отец Мурсили - Суппилулиума I отправил свою жену в ссылку в страну Ахиява. Форрер предположил, что, поссорившись с женой, царь, не желая её больше видеть, оправил её на родину – в Аххияву. Это мнение было встречено резкой критикой и оспорено И. Фридрихом и Ф. Шахермейстером. В тексте не сказано ни слова о происхождении принцессы, была ли она аххиянкой. Если дело бы шло о разводе, и царица автоматически лишалась прав на престол, то положение Форрера могло быть верным. О разводе также нет и слова, речь идет именно о сослании жены. Однако представляется неразумным отправлять неугодную царевну, в оппозиционное государство, где бы она могла устроить козни незадачливому супругу. В случае заручения поддержкой поданных своего государства – опасно оставлять обиженную жену вдвойне. Наилучшим выходом видится отослать опальную принцессу в мирное дружественное государство, окруженное морем, чтобы предотвратить возможность побега. Им и была Аххиява. Когда же Мурсили II заболевает, то согласно принятому обычаю, к его особе были доставлены божества стран Аххиява и Лацпа (Лесбоса). Он приказывет установить такое же богослужение и для чужеземного божества. Во-первых, это показывает то почтение и трепет, с которым хетты относились к божествам Аххиявы –с равным родным. Во-вторых, так как злые боги ассоциируются у древних народов с враждебными явлениями стихии или человеческого фактора, а добрые – с благодушием, то можно с твердостью говорить о дружественном и равноправном взаимообщении двух государств.

Дальше в «Анналах» Мурсили II, под 3-м годом сообщается о войне между Арцвой и Хатти. Столкновение интересов в Малой Азии вылилось в отчаянную борьбу. «Когда пришла весна, то Уххацити (царь Арцавы) обратился к царю страны Аххиява, и страна Миллаванда подчинилась царю страны Аххиява».[13] Ученые предлагают абсолютно различные трактовки этого фрагмента. Согласно А. Гётце события, отраженные в источнике, выглядили так: царь Арцавы предложил царю Аххиявы заключить союз против Хатти, в результате чего ахейцами была взята Миллаванда и укрепление их в том районе. Э. Форрер и Ф. Зоммер имеют иное видение проблемы: Аххиява выступала третьей стороной в роли помощницы хеттам.

Возможно, что предчувствуя войну, более уязвимая Арцава стремилась найти союзника в лице могучей Аххиявы. Дальше либо, Аххиява выступила на стороне Арцавы, завладев при этом Миллавандой, либо она отвергла выдвинутое предложение, но как же тогда должно воспринимать захват Миллаванды? Так как в документах не упоминается о заключении договора, вероятней всего думать, что его и не было. Царь Аххиявы поступил мудро, не вмешиваясь в конфликт с Хеттской империей; видимо, по собственной инициативе завоевав Миллаванду. Она была необходима для закрепления в Малой Азии. В то время уже давно велась активная колонизация островов Эгеи. Почему Аххиява посягнула на Миллаванду? Дело в том, что та страна не была под влиянием хеттов, поэтому такое действие не должно было расцениваться в качестве посягательства на сферу влияния хеттов. Но хеттский царь, не желая продвижения Аххиявы, крушит Миллаванду, пленея множество местного населения. Конечно, следует помнить, что прочтение таблички могло изначально нести в себе искажения истинного сообщения. В худшем случае, нам останется лишь строить эфимерные догадки о произошедшем.

Под 4-м годом в «Анналах» говорится, что царевич Пиямаинара «вышел из моря и прибыл к царю страны Аххиява». До него могло дойти известие о разрушительных действиях Хатти, и он смел надеяться на союз с как и его отец – союз Аххиявы и Хеттской державы остался в силе. На протяжении дальнейшего времени страны сохраняют теплые отношения друг с другом.

Однако при Муваталли грянули перемены. Причиной явилась серия беспокойств в Вилусе, и противостояние бывших друзей из-за неё.

В начале договоре хеттского царя Муваталли с правителем Вилусы Алаксанду, говорится, что при самых печальных стечениях обстаятельствах. Она «никогда не отлагалась от страны Хатти, но издалека они сохраняли верность царям страны Хатти». При Суппилулиме I и Мурсили II, вместе с ними Вилуса противостояла Арцаве, причем в качестве союзника. Когда же Алаксанду взял регалии в свои руки, то страна находилась на положении вассала по отношению к Хатти-сюзерну. Похоже, что Вилуса чуть ли не вечно была яблоком раздора и переходящим знаменем Аххиявы и законного правителя, опирающегося на хеттов в кризисные моменты. Дальнейшие свидетельства позволяют думать о масштабности войны, хотя о её тяготах можно лишь догадываться. Она затягивается и ведется и при Хаттусили III. На этом этапе царь Аххиявы предпринимал попытку к примирению, которая впрочем была решительно и в довольно пренебрежительно отклонена. Переписка походит в некоторой мере на упрек, вот Хаттусили отвечает царю Аххиявы: «Ты назвал меня трусом, ты враждебно вел себя со мной». И обратный ответ: «Тогда я был ещё молод!..».

Но как показало время Хаттусли III следовало все-таки согласится на предложенный мир. Держава, находящаяся в постоянном перенапряжении ресурсов страны из-за параллельных войн с Египтом и Ассирией, была не в состоянии отвлекаться и на Аххияву. Итогом многодинастических сражений стал мирный договор, бывший невыгодным для хеттов. Хаттусили кается в письме: «Мы по делу города Вилусы, из-за которого мы вели войну, помирились, что тут ещё? Мой грех, который я перед братом признал, он отпустил, и я больше не собираюсь совершать его против моего брата».[14]

«Письмо о Тавагалаве» превосходно отражает последующее эволюцию отношений двух государств в середине XIII века. Ахейсое царство – на пике своего крещендо. Обращения, используемые Хаттусли III, предельно учтивы и всячески подчеркивают равенство мощи. Текст так и пестрит лестными эпитетами: «мой брат», «великий царь, тот кто мне равен», «равный мне по положению». Хаттусили снисходит до повторного извинения, касаясь оскорбления владыки Аххиявы. Ведь невозможо вообразит подобное в прощлом столетии.

Из письма также следует о продолжении вторжения в Малую Азию: братья царя Аххиявы Тавагалава и Лахурци попытались укрепиться в сране Лукка, на юго-западе Малой Азии, под благовидным предлогом помощи, взывавшего к ним населения о защите от нападающих. Тавагалава, понимая, что собственных сил ему не хватит, решает поступить а подданство к хеттскому царю. И уже с его помощью воплотить задуманное, но ожидания оправдываются совсем не в том желаемом объеме и виде. Во-первых, на встречу приходит главный военачальник, во-вторых, вместо царевича и Хаттусили ограничивается обещанием о выделении области внутри своих владений. Переговоры так и не сдвинулись с места. И оскорбленному приходится уйти ни с чем.

Другой проблемой представляется дело о выдаче пирата Пиямараду, задержка в котором абсолютно не нравится хеттскому царю. Мы уже высказали свои взгляды почему выдача не была осуществлена мгновенно. Потому не будем останавливаться на этом аспекте вновь.

В правление Тудхалии IV снова радикально меняются политические отношения. В «Письме о Милавате» правитель Милаваты (Миллаванды) подневолен Хатти, а границы последней достигают моря. В послании содержится упоминание о выступлении отца адресата (вероятно Атпа) против хеттов: «Он повел вражду с моим Солнцем и сокрушил город, и на меня, моё Солнце, напал, тогда и я, моё Солнце, вышел воевать и победил его»[15]. То есть Тудхалия завоевал Милавату и после изгнания Атпы, посадил его сына, который признал себя его вассалом. Атпа упорно продолжает нападать на хеттские владения, навлекает недовольство Тудхалии на себя. Примечательно, что об ААххияве вовсе нет никаких известий. Вероятно, она утрачивает свой вес, в этом регионе. Получается, что Миллаванда переходит из-под эгиды Аххиявы, под покровительство Хеттского царя., при этом часть её владений отдается ей же.

Краски в отношениях сгущаются все больше и становятся откровенно враждебными, что неудивительно, так как в это время формируется конфедерация из двадцати пяти стран запада Малой Азии, подконтрольных гнёту хетов. А поддержку её обеспечила Аххиява. Мятежник были разбиты, армия врагов по возможности устранена. Апофеозом выступает запрет в договоре с царем Амурру Саускамувой разгружать в гаванях Амурру аххиявские суда. Это было своего рода предупредительные меры, чтобы хоть как-то подорвать процветание Ассирии, угрожающе крепнувшей. Весьма интересен тот факт, что в черновой версии договора при перечислении равных себе царей, Тудхалия упоминает Египет, Вавилонию и Аххияву. Но в беловике название Аххиявы стерто. Видимо, Микенская Греция начинает клониться к упадку.

Последний источник, запечатлевший имя Аххиявы – «Обличение Маддуватты». В нем фигурирует Аттарсия – «человек страны Аххия». У Форрера он отождествляется с Атреем. Итак, новообъединившаяся коалиция ахейцев начинает кампанию по повторной экспансии в Малую Азию. Маддуватта была разгромлна. Дальнейшее продвижение наступавших было остановлено всецело благодаря усилиям Тудхалии IV. Аххиява предпринимает ещё одну попытку к захвату Маддуватты, но тому была оказана помощь со стороны хеттов. «И Аттарсия отступил в свою страну». Куда удалились ахейцы точно до сих пор не известно, может быть,.в район Малой Азии или в Аххею.

Таковы свидетельства Богазкейского архива, которые предоставляют ученым уникальную возможность к восстановлению картины прошлого, понятию реалий внешнеполитических процессов прошлого.

 

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 863. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия