МЕРА ПРОЩЕНИЯ
Основано на Еванг. Матф. 18:21-35.
Петр пришел ко Христу с вопросом: «сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» Раввины ограничивали возможность прощения тремя разами. Петр. выполняя, как он полагал, учение Христа, думал поднять ее до семи, до числа, обозначающего совершенство. Но Христос учил, что мы не должны никогда утомляться прощением. Нет, не «до семи», сказал Он, но до «седмижды семидесяти раз». Потом Он показал истинное основание, на котором должно быть даровано прощение, и опасность лелеяния в себе духа непрощения. Он рассказал в притче об обращении царя со служителями, управлявшими делами его государства. Некоторые из этих служителей получили огромные суммы денег, принадлежащие государству. Когда царь исследовал доверенное им управление, к нему был приведен один человек, счет которого показывал долг его господину на громадную сумму в 10.000 талантов. Ему нечем было заплатить, и, согласно обычая того времени, царь повелел продать его со всем, что он имел, дабы этот платеж мог быть произведен. Но испуганный человек упал к его ногам и умолял его, говоря: «потерпи на мне, и все тебе заплачу». Господин этого слуги был тронут сочувствием к нему и освободил его, и простил ему долг. «Раб же тот, вышед, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его. умолял его, и говорит: «потерпи на мне, и все отдам тебе». Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видевши происшедшее, очень огорчились и, пришедши, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как я помиловал тебя?» И разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга». Эта притча представляет детали, необходимые для выполнения картины, но не имеющие соответствующей части в их духовном значении. Внимание не должно отвлекаться ими. Здесь иллюстрируются некоторые великие истины, и к ним должна быть прикована наша мысль. Прощение, дарованное царем, символизирует Божественное прощение всего греха. Христос представлен царем, который будучи движим состраданием, простил долг своего слуги. Человек находился под осуждением нарушенного закона. Он не мог спасти самого себя, и по этой причине Христос пришел в этот мир, одев свою Божественность человечностью, и отдал Свою жизнь, праведник за неправедных. Он отдал Самого Себя за наши грехи, и каждой душе Он даром предлагает купленное кровью прощение. «У Господа милость и многое у Него избавление». Вот основание, на котором мы должны упражнять наше сострадание по отношению нашего брата-грешника. «Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга». «Даром получили», говорит Христос, «даром давайте». В притче, когда должник просил об отсрочке, обещая: «потерпи на мне, и все отдам тебе», приговор был отменен. Весь долг был вычеркнут. И вскоре ему была дана возможность последовать примеру господина, простившего его. Выйдя, он встретил своего товарища, который задолжал ему маленькую сумму. Ему было прощено 10.000 талантов, должник же его задолжал ему всего сто динариев. Но тот, к кому так хорошо отнеслись, поступил со своим сотоварищем совершенно иным образом. Его должник обратился к нему с просьбою, подобною той, какую он сам представил царю, но без подобного результата. Тот, кому так недавно было прощено, не был мягкосердечным и милосердным. Благодать, оказанную ему, он не проявил в обращении со своим сотоварищем. Он не принял просьбы быть терпеливым. Маленькая сумма, которую задолжали ему, была всем, что держал в своем уме этот неблагодарный слуга. Он требовал все, что ему, как он думал, следовало и привел в исполнение приговор, подобный тому, который был так милостиво отменен для него. Как много людей в настоящее время проявляют тот же дух. Когда должник умолял господина своего о милости, он не имел правильного представления о величине своего долга. Он не сознавал своей беспомощности, он надеялся освободить себя сам. «Потерпи на мне», сказал он, «и все тебе заплачу». Так есть многие, кто надеются своими собственными делами заслужить Божие благоволение. Они не сознают своей беспомощности. Они не принимают благодати Божией, как щедрого дара, но стараются основаться на собственной самоправедности. Их собственные сердца не сокрушены и не смирены по отношению греха, и они — требовательные и непрощающие по отношению других. Их собственные грехи против Бога по сравнению с грехами братьев их против них относятся, как 10.000 талантов к 100 динариям — около 1.000.000 к 1, — и все же они осмеливаются не прощать. В притче господин призвал немилосердного должника и сказал ему: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. «Так и Отец Мой небесный», — сказал Иисус, — «поступите вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Тот, кто отказывается прощать, тем самым отгоняет от себя свою собственную надежду на прощение. Но учение этой притчи не должно быть ложно применяемо. Прощение Божие по отношению нас нисколько не уменьшает нашей обязанности повиноваться Ему. Так и дух прощения по отношению наших ближних не уменьшает требований справедливого обязательства. В молитве, которой Христос научил Своих учеников. Он говорил: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Он этим не имел в виду того, что для того, чтобы получить прощение наших грехов, мы не должны требовать справедливо следуемого нам от наших должников. Если они не могут уплатить, даже если бы это и явилось результатом немудрого управления делами, они не должны быть брошены в тюрьму, притесняемы или подвергнуты грубому обращению; в то же время притча не учит нас ободрять нерадивость. Слово Божие заявляет, что, если человек не желает работать, он не должен и есть. Господь не требует, чтобы тяжело работающий человек поддерживал других в их лености. Многих приводит к бедности и нужде пустая трата времени и недостаток усилий. Если эти ошибки не исправляются теми, кто позволяет их себе, все, что могло бы быть сделано для них, было бы похоже на помещение сокровища в мешок с дырами. Но есть неминуемая бедность, и мы должны проявить нежность и сочувствие по отношению к несчастным. Мы должны относиться к другим так, как мы желали бы, чтобы в подобных обстоятельствах к нам относились другие. Святой Дух через апостола Павла наставляет нас: «если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Но на грех нельзя смотреть с легкостью. Господь повелел нам не дозволять неправды нашему брату. Он говорит: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему». Грех должен быть назван его правильным именем и должен быть ясно представлен пред поступившим дурно. В своем наставлении к Тимофею, Павел, под влиянием Святого Духа, говорит: «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещавай со всяким долготерпением и назиданием». И Титу он пишет: «есть много и непокорных, пустословов и обманщиков… по сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере». «Если же согрешит против тебя брат твой», сказал Христос, «пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Наш Господь учит, что затруднения между христианами должны разрешаться в среде верующих. Они не должны быть открываемы пред теми, кто не боится Бога. Если христианин обижен своим братом, пусть он не обращается к неверующим, в их суды. Пусть он последует наставлению, данному Христом. Вместо того, чтобы стараться отомстить, пусть он старается спасти своего брата. Бог будет охранять интересы тех, кто любят и боятся Его, и мы доверчиво можем передать наше дело Тому, Кто судит справедливо. Часто, когда неправильные поступки совершаются опять и опять, и обидчик исповедует свою вину, обиженный утомляется и думает, что он прощал уже достаточно. Но Спаситель ясно рассказал нам, как поступать с обидчиками: «если согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и, если покается, прости ему». Не отдаляйтесь от него, как от недостойного вашего доверия. Подумайте о том, чтобы «не быть искушенным». Если ваши братья делают ошибки, вы должны прощать им. Когда они приходят к вам с исповедью, вы не должны говорить: «я не думаю, что они достаточно смирились. Я не думаю, что они прочувствовали свою исповедь». Какое право имеете вы судить их, как если бы вы могли читать сердце? Слово Божие говорит: «если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», прости ему.» И не только семь раз, но семижды семьдесят раз, так часто, как Бог прощает вам. Мы сами обязаны всем щедрой милости Божией. Милости — в завете нашего усыновления. Милости — в совершении Спасителем нашего искупления, нашего возрождения и нашего возвышения до сонаследничества со Христом. Пусть эта милость будет проявлена и к другим. Не давайте впадающим в ошибки никакого повода для потери мужества. Не позволяйте фарисейской черствости найти и причинить вред вашему брату. Не дозволяйте горькой насмешке подняться в уме или сердце. Не дозволяйте насмешливому тону проявиться в вашем голосе. Если вы будете говорить ваши собственные слова, если вы примете вид безразличия или покажете подозрение или недоверие, это может произвести разрушение души. Он нуждается в брате с сочувствующим сердцем Старшего Брата, чтобы тронуть его человеческое сердце. Дайте ему почувствовать пожатие сочувствующей руки и услышать шепот: «давай помолимся». Бог желает дать богатое переживание вам обоим. Молитва соединяет нас друг с другом и с Богом. Молитва приводит Иисуса на нашу сторону и дает ослабевшей, смущенной душе новую силу: победить мир, плоть и дьявола. Молитва отбивает атаки сатаны. Когда кто-нибудь отвращается от человеческого несовершенства, чтобы взирать на Иисуса, в характере занимает место Божественное перерождение. Дух Христа, работая над сердцем, преобразует его в образ Божий. Тогда пусть будет предметом ваших усилий возвеличение Иисуса. Пусть очи разума направятся к «Агнцу Божию, который берет на Себя грех мира». И когда вы займетесь этим делом, помните, что «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов». «А если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Ничто не может оправдать дух непрощения. Тот, кто немилостив по отношению других, показывает, что он сам не есть сопричастник прощающей Божией милости. В Божием прощении сердце заблуждающегося привлекается ближе к великому сердцу Бесконечного. Прилив Божественного сочувствия втекает в душу грешника и от него в души других. Нежность и благодать, проявленные Христом в Его собственной драгоценной жизни, будут видны в тех, кто сделались участниками Его благодати. Но, «если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Он отчужден от Бога, пригоден только для вечного отделения от Него. Правда, что однажды он получил прощение, но его собственный дух непрощения показывает, что в настоящее время он отвергает прощающую любовь Божию. Он отделился от Бога и находился в том самом положении, в котором находился ранее того, как был прощен. Он отверг свое покаяние, и его грехи на нем, как если бы он никогда не раскаивался. Но великий урок притчи находится в контрасте между Божией сострадательностью и человеческою черствостью сердца; в действительности же Божия прощающая благодать должна быть мерилом нашей собственной. «Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» Мы получаем прощение не потому, что мы прощаем, но когда мы прощаем. Основание для всякого прощения находится в незаслуженной любви Божией, но нашим положением по отношению других мы показываем — сделали ли мы эту любовь нашею собственною. Поэтому-то Христос и говорит: «каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».
|