Раздражитель
Разум Режиссерский акцент Рассудок Рефлекс Рецептор Речь
С
Самобытность - характерные, не присущие никому другому черты национального характера или образа мышления. Уникальность культуры народов. Сарказм (гр. - терзание) - язвительная, жестокая, ироническая насмешка; едкая ирония. Сатира (лат. - мешанина) - одна из форм комического, содержащая резкое обличение, осмеяние отрицательных явлений действительности. Важное значение сатиры - актуальность и злободневность. Сверхзадача - (выражение К.С. Станиславского) - основная, главная, всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения события, задачи, действия, вызывающая творческое стремление двигателей психической жизни. Это то, ради чего я, как режиссер, ставлю спектакль, что хочу изменить в сознании зрителя, какие чувства и мысли хочу вызвать в нем. Индивидуальная идея режиссера и актера. Световая аппаратура - электрические приборы, предназначенные для освещения сцены, декораций, актера; световые эффекты и т.д. Один из важных компонентов в работе режиссера над спектаклем. Свобода (творческая ) – сценическая свобода, достигнутая посредством работы актера над собой, способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знания, психофизическое самочувствие и опыт. Сезон (фр.) – период, в течении которого осуществляется театральная деятельность, удобное, пригодное время для творческой работы. Театральный сезон длится с сентября по май. Сенсация ( лат. - чувство) - Сильное, волнующее всех впечатление от яркого события, известия. Шумиха. Символ художественный (гр. - опознавательная примета) - образ чего-либо, имеющий определенное сходство с обозначенным объектом. В символе всегда присутствует определенный смысл, слитый с образом, но не сводимый к нему буквально, требующий внимания, интерпретации. Художественный символ тем содержательней, чем более он многозначен. Синтез (гр. - соединение, сочетание) - процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей. Органическое соединение различных сторон объекта в единое целое. Синхронный (гр. - вместе + время) - происходящий одновременно. Синхронность действия на сцене. Система К. С. Станиславского - “система должна быть не в голове, а в памяти ваших мышц.” Компоненты системы: 1.Работа актера над собой: а) работа над собой в творческом процессе переживания (развитие внутренних элементов психики, необходимых для творчества); б) работа над собой в творческом процессе воплощения (работа над физическим аппаратом). 2. Работа актера над ролью. 3. Этика Система не рецептура и не отмычка, нельзя обращать систему в справочник, где содержатся точные данные о том, как применить тот или иной прием, чтобы получить эффект. Умение слить в неразрывное целое самые высокие задачи искусства с простейшими и конкретными актерскими задачами - одно из важнейших свойств системы К.С. Станиславского. Ситуация (фр. - положение) - жизненная обстановка, которая складывается в различных эпизодах и сценах спектакля, в результате взаимоотношений и борьбы действующих лиц. Ситуация всегда требует выхода из сложившихся обстоятельств. Сквозное действие (К.С. Станиславский) - это та реальная, конкретная борьба, которая происходит в пьесе. В результате чего утверждается сверхзадача. Сквозное действие - это путь, по которому режиссер, актер идут к своей цели в спектакле, роли. Стремление к сверхзадаче должно быть сплошным, непрерывным, проходящим через всю пьесу. Все характеры, мизансцены должны лежать на линии сквозного действия. Каждое сквозное действие имеет свое контрсквозное действие. Сверхзадача - хотение. Сквозное действие - стремление. Выполнение его - действие. Скетч (англ. - набросок) - короткая сцена, в которой разыгрывается, как правило, комическая ситуация с участием двух-трех актеров без глубоких характеристик персонажей и сложной интриги. Театральное представление шутливого или сатирического характера, построенное на неожиданных забавных ситуаций. Скоморохи - странствующие актеры, играющие роли в театральных сценах (обычно комических), так и танцоры, певцы, музыканты, дрессировщики, исполнители акробатических номеров. Словесное воздействие – способ воздействия на сознание партнера с целью перестроить его, «приспособить» в интересах действующего лица. Шесть “адресов” воздействия на сознание: внимание, чувство, воображение, память, мышление и воля. Событие – это психологическое происшествие, которое в корне меняет у всех действующих лиц отношение к происходящему, порождает новое соотношение сил. Система взаимоотношений персонажей в определенный отрезок времени. Событие определяет движение и развитие конфликта спектакля и его разрешения. Сопереживание - нравственный принцип, связанный с общечеловеческими представлениями о правде и лжи, о справедливости. Эмоциональный настрой зрителей во время просмотра спектакля, концерта и т. д. Софиты - специальная световая аппаратура, помещенная над сценой и скрытая падугами. Спектакль (лат. - зрелище) - театральная постановка в ограниченном сценой пространстве. Пьеса, поставленная режиссером и сыгранная актерами. Спектакль состоит из одного или нескольких актов, действий, частей, прерываемых антрактом. Иногда это слово употребляется для обозначения смешного, занятного зрелища. Спектакль, как художественная ценность (М.Чехов) – спектакль - есть живое, самостоятельное существо, подобное человеку. Как человек имеет дух, душу и тело, так имеет их и живой, действенный спектакль. Дух спектакля - это идея заложенная в нем. Идея, ради которой автор, режиссер и актеры сообща создают спектакль. Душа спектакля - это та атмосфера, в которой протекает и которую излучает спектакль. Тело спектакля - это все, что мы видим и слышим в нем. Специфика (лат. - особенный) - отличительные особенности какого - либо рода деятельности. Способности - индивидуально-психологические особенности личности. Особые природные задатки от которых зависит успешность выполнения различных видов деятельности, приобретения знаний, умения, навыков. Способности формируются и развиваются по мере становления и совершенствования личности. Художественные способности - особая одаренность, выражающаяся в потребности и возможности художественного творчества. Станок - помост на деревянном или металлическом каркасе, крытый щитами из досок. Статист (гр. - стоящий) - актер, участник массовых сцен; роль без слов. В Древней Греции так называли стоящего человека. Актер, исполняющий на сцене второстепенную роль. Стереотип (гр. - твердый, отпечаток) - образец художественного творчества, лишенный оригинальности, с элементами заимствования. Противоположность индивидуальности. Копирующий, сделанный по шаблону. Стилизация - (фр. - стиль, палочка для письма) - использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм, приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определенных идеологических и эстетических целей. Студия театральная - творческий коллектив, сочетающий в своей работе учебный эксперимент и показ спектаклей. (“Школа на ходу” - так называл студию К.С.Станиславский) Субретка (фр.) - актерское амплуа. Представляет собой служанку с находчивым и лукавым характером и бойким нравом. Как правило, она помогает своим хозяевам в их любовных похождениях. Сценарий (лат. - сцена) - литературно - драматургическое произведение, предназначенное для постановки театрализованного представления. Включает детальное описание действия с текстом речей персонажей. План, сюжетная схема пьесы, оперы, балета. Композиционное построение театрализованного представления. Сценическая задача - своеобразное определение понятий цели и направления сценического действия. Результат выполнения правильного, осмысленного, продуктивного действия. Сценическая задача отвечает на три вопроса: 1. Что делаю? (физическое действие) 2. Зачем делаю? (чего хочу добиться данным действием). 3.Как делаю? (форму выполнения задачи принято называть актерским приспособлением). Сценическая наивность - вера актера в предлагаемые обстоятельства, свойство детской непосредственности актера. Наивность «уживается» с умом, а не с рассудочностью. Сценическая условность - совокупность знаков, символов, элементов игры, создающие не правду реальной жизни, а ее правдоподобие, однако узнаваемое и реально переживаемое. Условность места действия. Условность сценического действия и т. д. Сценическое внимание - восприятие объектов внешнего мира с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Процесс познания, творческое состояние любой профессии. Сосредоточенность на объекте. Степень готовности к действию, выработанная и воспитанная в процессе тренинга и упражнений. Внимание - ворота ко всякому творчеству. Сценография (гр. - сцена и пишу) - организация театрального пространства, среды, в которой существует спектакль. Искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники и т.п. Художественное оформление спектакля. Его образ, объединяющий драматургию, воплощающий замысел режиссера и художника, игру актеров. Оформление зрительного зала, фойе в зависимости от решения и замысла спектакля или представления. Сюжет (фр. - предмет) - ряд связанных между собой, последовательно развивающихся событий, взаимоотношений людей, борьба характеров и мировоззрений. Основное содержание художественного произведения.
|