да будет доволен ею Аллах. 5 страница
вет? О.: Она сказала пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, что матери правоверных Аиша и Зайнаб, да будет доволен Аллах ими обеими, говорят, что они имеют преимущество над другими матерями правовер- ных, поскольку являются не только жёнами пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, но и его двоюродными сёстрами. В. 25: Что сказал пророк, да благословит его Аллах и да при- ветствует, матери правоверных Сафийе, да будет дово- лен ею Аллах, услышав эти слова? О.: Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ей: “Почему же ты не сказала им: “Как можете вы иметь преимущество надо мной, когда Харун, мир ему, является моим отцом, Муса, мир ему, - моим дя- дей, а Мухаммад, да благословит его Аллах и да при- ветствует, - моим мужем?”? (Достоверный хадис, кото- рый приводит ат-Тирмизи, № 3894) В. 26: Как звали мать правоверных, после женитьбы на кото- рой пророка, да благословит его Аллах и да приветству- ет, иудеи перестали противостоять ему? О.: Сафийа, да будет доволен ею Аллах, причиной же это послужило то, что она пользовалась любовью двух главных иудейских племён. В. 27: О ком мать правоверных Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Я не встречала ни одной женщины, ко- торая готовила бы лучше неё”? О.: О Сафийи, да будет доволен ею Аллах. В. 28: Когда мать правоверных Сафийа, да будет доволен ею Аллах, в первый раз после свадьбы с пророком, да бла- гословит его Аллах и да приветствует, приехала в Ме- дину, мать правоверных Аиша, да будет доволен ею Аллах, пришла в дом Харисы бин ан-Ну`мана, да будет доволен им Аллах, чтобы посмотреть на неё. Когда она вернулась обратно, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил её: “Что ты думаешь о ней?” Что ответила на это Аиша, да будет доволен ею Аллах? О.: Мать правоверных Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Я увидела иудейку”, - на что пророк, да благо- словит его Аллах и да приветствует, сказал ей: “Не го- вори так, ибо она приняла ислам, и ислам её хорош!” (“Табакат” Ибн Са`да, 8/125) В. 29: Как-то раз, находясь в пути, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, попросил Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, отдать одного из её верб- людов Сафийе, да будет доволен ею Аллах, однако Зай- наб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, не сдела- ла этого. Как отреагировал на это пророк, да благосло- вит его Аллах и да приветствует? О.: Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, рассердился на Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, и перестал разговаривать с ней и посещать её, что продолжалось в течение двух месяцев. В. 30: Как звали мать правоверных, которая пожелала: “Пусть Аллах сделает так, чтобы вместо посланника Аллаха заболела я”, - когда увидела, как страдает пророк, да благословит его Аллах и да приветствует? О.: Сафийа, да будет доволен ею Аллах. В. 31: Как звали мать правоверных, освободившую ради Ал- лаха свою рабыню, которая пожаловалась на неё Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, упомянув при этом, что она, да будет доволен ею Аллах, любит субботу и поддерживает отношения с иудеями? О.: Сафийа, да будет доволен ею Аллах. В. 32: Кому мать правоверных Сафийа, да будет доволен ею Аллах, завещала отдать треть своего имущества после своей смерти? О.: Своему племяннику, который был иудеем. В. 33: Сколько лет мать правоверных Сафийа, да будет дово- лен ею Аллах, прожила с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует? О.: Она была женой пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в течение трёх лет и трёх месяцев. В. 34: Сколько хадисов о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, передаётся со слов матери правоверных Сафийи, да будет доволен ею Аллах? О.: Десять хадисов. В. 35: Когда умерла мать правоверных Сафийа, да будет до- волен ею Аллах? О.: Она умерла в 50 году хиджры. В. 36: В каком возрасте умерла Сафийа, да будет доволен ею Аллах? О.: В возрасте шестидесяти лет В. 37: Где была похоронена мать правоверных Сафийа, да бу- дет доволен ею Аллах? О.: Она была похоронена на кладбище Джаннат аль-Баки` в Медине.
Маймуна бинт Харис, да будет доволен ею Аллах. Вопрос 1: Кем была Маймуна, да будет доволен ею Аллах? Ответ: Маймуна, да будет доволен ею Аллах, была доче- рью аль-Хариса бин Хазна и одиннадцатой женой пророка, да благословит его Аллах и да приветст- вует. В. 2: Какое имя дали Маймуне, да будет доволен ею Аллах, родители? О.: Они назвали её Барра, но пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, дал ей имя Маймуна. В. 3: Как звали мать Маймуны, да будет доволен ею Аллах? О.: Её мать звали Хинд. В. 4: Кто был первым мужем Маймуны, да будет доволен ею Аллах? О.: Её первого мужа звали Мас`уд бин Амр бин Умайр ас- Сакафи. В. 5: Верно ли, что первый муж Маймуны, да будет доволен ею Аллах, развёлся с ней? О.: Да, это так. В. 6: За кого вышла замуж Маймуна, да будет доволен ею Аллах, после развода с её первым мужем? О.: После того, как она была разведена, на ней женился Абу Рухам бин Абд аль-`Узза. В. 7: Верно ли, что Абу Рухам умер, оставив Маймуну, да бу- дет доволен ею Аллах, вдовой? О.: Да, это так. В. 8: Когда пророк, да благословит его Аллах и да приветст- вует, женился на Маймуне, да будет доволен ею Аллах? О.: В месяце зу-ль-када 7 года хиджры. В. 9: При каких обстоятельствах пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, женился на Маймуне, да будет доволен ею Аллах? О.: Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, женился на ней, когда она приехала в Мекку для совер- шения умры. В. 10: Сколько лет было матери правоверных Маймуне, да будет доволен ею Аллах, когда она вышла замуж за пророка, да благословит его Аллах и да приветствует? О.: Ей было тридцать шесть лет В. 11: Сколько лет было в это время пророку, да благословит его Аллах и да приветствует? О.: Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, было пятьдесят девять лет. В. 12: В каком месте совершилось бракосочетание пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, с матерью правоверных Маймуной, да будет доволен ею Аллах? О.: В Сарифе, который находится в десяти километрах от Мекки. В. 13: Верно ли, что Маймуна, да будет доволен ею Аллах, умерла там же, где вышла замуж за пророка, да благо- словит его Аллах и да приветствует? О.: Да, это так. В. 14: Верно ли, что Аббас, да будет доволен им Аллах, пред- ложил пророку, да благословит его Аллах и да приветс- твует, взять Маймуну, да будет доволен ею Аллах, в жёны? О.: Да, это так. В. 15: С кем мать правоверных Маймуна, да будет доволен ею Аллах, приехала к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, в Сариф из Мекки? О.: Её сопровождал её слуга Абу Рафи`, да будет доволен им Аллах. В. 16: Верно ли, что Аббас, да будет доволен им Аллах, обра- тился к пророку, да благословит его Аллах и да привет- ствует, с предложением жениться на Маймуне, да будет доволен ею Аллах? О.: Да, это так. В. 17: Как звали мать правоверных, которая являлась сестрой жены Аббаса Умм аль-Фадль, да будет доволен Аллах всеми ими? О.: Маймуна, да будет доволен ею Аллах. В. 18: Как звали мать правоверных, которая приходилась тёт- кой Халиду бин Валиду,[54] да будет доволен им Аллах? О.: Маймуна, да будет доволен ею Аллах. В. 19: Кто из матерей правоверных сопровождал пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, во время за- воевания мусульманами Мекки? О.: Умм Салама и Маймуна, да будет доволен Аллах ими обеими. В. 20: Как звали мать правоверных, которая любила освобож- дать рабов? О.: Маймуна, да будет доволен ею Аллах. В. 21: О ком мать правоверных Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Она больше всех из нас боится Аллаха и лучше всех поддерживает родственные связи”? О.: О Маймуне, да будет доволен ею Аллах. В. 22: Однажды служанка Маймуны, да будет доволен ею Аллах, сообщила ей, что Абдуллах бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, стал спать отдельно от сво- ей жены в те периоды, когда у неё начинались месяч- ные. Что ей сказала на это Маймуна, да будет дово- лен ею Аллах? О.: Мать правоверных Маймуна, да будет доволен ею Ал- лах, сказала ей: “Ступай и спроси у него, почему он от- клоняется от сунны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, который спал вместе с нами в такие периоды?” В. 23: Сколько хадисов передаётся со слов матери правовер- ных Маймуны, да будет доволен ею Аллах? О.: Тринадцать хадисов, из которых один приводится в “Сахихе” аль-Бухари, пять - в “Сахихе” Муслима, а ос- тальные - в “Сунан”.[55] В. 24: Сколько лет Маймуна, да будет доволен ею Аллах, прожила с пророком? О.: Три года и три месяца. В. 25: Когда умерла мать правоверных Маймуна, да будет до- волен ею Аллах? О.: Она умерла в 51 году хиджры. В. 26: В каком возрасте она скончалась? О.: Ей было восемьдесят лет. В. 27: Кто прочитал заупокойную молитву по матери право- верных Маймуне, да будет доволен ею Аллах? О.: Абдуллах бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обо- ими. В. 28: Что сказал Абдуллах бин Аббас, да будет доволен Ал- лах ими обоими, когда тело Маймуны, да будет дово- лен ею Аллах, доставили для погребения в Сариф? О.: Абдуллах бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обо- ими, сказал: “Она является вашей матерью и женой пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, так не слишком сильно трясите её тело и несите его ос- торожно!” (“Табакат” Ибн Са`да, 8/140) В. 29: Где была похоронена мать правоверных Маймуна, да будет доволен ею Аллах? О.: Она была похоронена в Сарифе.
Некоторые дополнительные вопросы Вопрос 1: Кем была Мария Кыбтийа,[56] да будет доволен ею Аллах? Ответ: Она была египтянкой, которую мукаукис (намест- ник Египта) послал в подарок пророку, да благо- словит его Аллах и да приветствует, в 7 году хид- жры. В. 2: Верно ли, что она родила пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, сына Ибрахима? О.: Да, это так. В. 3: Где именно в Медине жила Мария, да будет доволен ею Аллах? О.: Она жила в квартале Алийа. В. 4: Когда родился Ибрахим? О.: Ибрахим родился в 7 году хиджры. В. 5: Кем была Райхана бинт Шам`ун бин Зайд ан-Надирийа,[57] да будет доволен ею Аллах? О.: Райхана бинт Шам`ун была пленницей, захваченной во время похода против племени бану курайза. В. 6: В какой суре Корана есть аят, в котором говорится о том, что Аллах разрешил пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, иметь более четырёх жён и жениться на невольницах? О.: В суре “Сонмы” сказано: - О пророк! Мы сделали дозволенными для тебя тво- их жён, которым ты отдал их вознаграждение[58], и тех, кто принадлежит тебе, из дарованного тебе Аллахом[59], и дочерей твоих дядей со стороны отца, и дочерей твоих тёток со стороны отца, и дочерей твоих дядей со сторо- ны матери, и дочерей твоих тёток со стороны матери, которые переселились[60] вместе с тобой, и (любую ве- рующую женщину, если она подарит себя пророку[61] и если пророк захочет на ней жениться; (это)[62] дозволено лишь тебе, но не другим верующим. Нам известно, что Мы вменили им[63] в обязанность относительно их жён и их пленниц(, тебе же позволено больше), чтобы у тебя не было затруднений, а Аллах - Прощающий, Мило- сердный. (“Сонмы”, 50) В. 7: В какой суре Корана упоминается о высоком положении матерей правоверных? О.: В суре “Сонмы” сказано: - Пророк ближе к верующим, чем сами они (к себе), а его жёны (являются) их матерями. (“Сонмы”, 6) В. 8: Из каких именно религиозных побуждений пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, взял в жёны так много женщин? О.: Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, хо- тел выбрать несколько женщин, достигших разного воз- раста и обладавших разными способностями, с целью их систематического обучения, что впоследствии позволило бы им распространять учение ислама среди других жен- щин.
Список использованной литературы: 1 - Священный Коран. 2 - “Сахих” аль-Бухари. 3 - “Сахих” Муслима. 4 - “Джами`” ат-Тирмизи. 5 - “Сира” Ибн Хишама. 6 - “Сийар а`лям ан-нубаля” аз-Захаби. 7 - “Ар-рахик аль-махтум”. Сафиу-р-Рахман Мубаракфури. 8 - “Тухфату-ль-ашраф”. Аль-Миззи. 9 - “Усуд аль-габа”. Ибн Асир. 10 - “Аль-исаба”. Ибн Хаджар. 11 - “Муснад” имама Ахмада. 12 - “Фатх аль-Бари” Ибн Хаджара. 13 - “Сират куйиз”. Фаран Саййид. 14 - “Матери правоверных”. Али Асгар Чоудри.
1 - Сообщается, что Абдуллах бин Мас`уд, да будет доволен им Аллах, сказал: - (Однажды мне пришлось видеть, как вёл себя) аль-Микдад бин аль-Асвад, да будет доволен им Аллах, и, поистине, окажись я (на его месте), это было бы для меня дороже всего иного! Он подошёл к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, призывавшему (мусульман вступить в бой) с многобожниками, и сказал (ему): “Мы не скажем того, что сказали соплеменники Мусы(, сказавшие ему): “Ступай ты вместе с твоим Господом и сражайтесь …”[64], - но будем сражаться справа и слева от тебя, перед тобой и позади тебя!”, - и я увидел, как озарилось лицо (пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, ибо это) порадовало его. 2 - Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал: - Сподвижники Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, из числа участников битвы при Бадре рассказывали мне, что их было столько же, сколько и сподвижников Талюта[65], перешедших через реку(, а именно -) более трёхсот десяти (человек).[66] 3 - Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Кто (пойдёт и) посмотрит, что случилось с Абу Джахлем?” И (посмотреть на него) отправился Ибн Мас`уд, увидевший, что его поразили два сына `Афра, и он (находился уже при последнем издыхании. Абдуллах бин Мас`уд) спросил: “Ты Абу Джахль?”, - и взял его за бороду. (Абу Джахль) сказал: “А есть ли (кто-нибудь,) стоящий выше человека, которого вы убили (или: … человека, которого убили его соплеменники)?” 4 - Сообщается, что Абу Тальха, да будет доволен им Аллах, сказал: - В день Бадра по приказу пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, тела двадцати четырёх человек из числа предводителей курайшитов были брошены в один из грязных и высохших колодцев. Одержав победу над кем-либо, (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) обычно оставался на поле боя в течение трёх дней. На третий день после битвы при Бадре он велел оседлать свою верблюдицу, что и было сделано, после чего двинулся в путь, а за ним последовали его сподвижники, которые говорили (между собой): “Он едет не иначе как по необходимости.” Когда же он подъехал к краю колодца, то стал обращаться к ним[67], называя их имена и имена их отцов (и говоря): “О такой-то, сын такого-то, и такой-то, сын такого-то! Радовались ли бы вы (сейчас), если бы покорились Аллаху и Его посланнику? Поистине, мы (убедились), что обещанное нам Господом нашим - истина, а убедились ли вы, что обещанное Господом вашим - истина?!” (Услышав это,) Умар сказал: “О посланник Аллаха, почему ты обращаешься к телам, в которых нет душ?!” (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, они не хуже вас слышат то, что я говорю!” 5 - Сообщается, что Рифа`а бин Рафи` аз-Зураки, да будет доволен им Аллах, отец которого был участником битвы при Бадре, сказал: - Джибрил явился к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: “Кем вы считаете тех из вас, кто участвовал в битве при Бадре?” (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Лучшими из мусульман”, -или же (он сказал) что-то подобное. (Джибрил) сказал: “ Такими же являются и ангелы, принимавшие участие в битве при Бадре.” 6 - Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что в день Бадра пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Вот Джибрил с боевым оружием держится за голову своего коня. 7 - Передают со слов Хишама бин `Урвы, что его отец `Урва бин аз-Зубайр, да помилует его Аллах Всевышний, передал, что аз-Зубайр, да будет доволен им Аллах, сказал: - В день битвы при Бадре я встретился (на поле боя) с Убайдой бин Са`идом бин аль-Асом по прозвищу Абу Зат аль-Кяриш, у которого были видны одни глаза, так как он был полностью закован в доспехи. Он сказал: “Я - Абу Зат аль-Кяриш”, - после чего я напал на него с дротиком, поразил его в глаз и он умер. Хишам передал, что ему сообщили, что аз-Зубайр сказал: - Я упёрся ногой о его (тело) и стал вытаскивать (дротик), но и после этого мне пришлось приложить немало усилий, чтобы вытащить его, так как оба конца (этого дротика) были изогнуты. `Урва сказал: - А потом (этот дротик) попросил у него посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и он отдал его ему, когда же посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, умер, (аз-Зубайр) взял его себе. Потом (этот дротик) попросил Абу Бакр, и он отдал его ему, а когда Абу Бакр умер, его попросил Умар, и он отдал его ему, а после смерти Умара (аз-Зубайр снова) взял его себе. Потом его попросил у него Усман, и он отдал его ему, а после того, как Усмана убили, (этот дротик) оказался в семье Али, и его попросил Абдуллах бин аз-Зубайр, у которого он и оставался, пока его не убили. 8 - Сообщается, что ар-Рубаййи` бинт Му`аввиз, да будет доволен ею Аллах, сказала: - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, зашёл ко мне на следующее утро после моей свадьбы, когда маленькие девочки(, которые находились у меня,) били в бубны, оплакивая моих предков, погибших в день Бадра. Одна девочка сказала: “Среди нас находится пророк, знающий, что будет завтра”, - и тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ей: “Не говори так, а говори то, что ты говорила (прежде).”[68] 9 - Передают со слов Абу Тальхи, да будет доволен им Аллах, принимавшего участие в битве при Бадре вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, что (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Ангелы не входят в (такой) дом, где есть собака или изображение”, - имея в виду изображения того, в чём есть дух. 10 - Передают со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими,(что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах,) сказал: - (Когда моя дочь) Хафса бинт Умар, да будет доволен ею Аллах, лишилась своего мужа, Хунайса бин Хузафы ас-Сахми, который был одним из сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, участвоввал в битве при Бадре и умер (от ран) в Медине, я повстречался с Усманом бин Аффаном и предложил ему (в жёны) Хафсу, сказав: “Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт Умар.” (В ответ) он сказал: “Я подумаю над этим.” И я (ждал несколько) дней(, а потом) он сказал (мне): “Я думаю, что не не стану жениться сейчас.” (Через некоторое время) я встретил Абу Бакра и сказал: “Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт Умар”, - (однако) Абу Бакр промолчал и вообще ничего не ответил мне, и я рассердился на него ещё больше, чем на Усмана, а ещё через несколько дней к ней посватался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и я выдал её замуж за него. А потом меня встретил Абу Бакр и спросил: “Наверное, ты рассердился на меня после того, как предложил мне (в жёны) Хафсу, а я не ответил тебе?” Я сказал: “Да.” Он сказал: “Принять твоё предложение помешало мне лишь моё знание о том, что о ней упоминал[69] посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, выдать же тайну посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я не мог, а если бы он отказался, то я обязательно взял бы её сам!” 11 - Передают со слов Абу Мас`уда аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Тому, кто станет читать ночью два последних аята из суры “Корова”, этого будет достаточно. 12 - Сообщается, что (однажды) аль-Микдад бин Амр аль-Кинди, да будет доволен им Аллах, союзник племени бану зухра и один из тех, кто вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, участвовал в битве при Бадре, сказал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: “Скажи мне, если я встречу кого-нибудь из неверных, и мы сразимся с ним, и он отрубит мне руку мечом, а потом (попытается) спастись от меня, забравшись на дерево, и скажет: “Я покорился Аллаху!”[70], - то могу ли я убить его, о посланник Аллаха, после того, как он скажет это?” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Тебе не следует убивать его.” (Аль-Микдад) сказал: “О посланник Аллаха, но ведь он отрубил мне руку и произнёс эти слова только после того, как он сделал это!” (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Тебе не следует убивать его, ибо если ты убьёшь его, он станет таким же, каким был ты до его убийства, а ты станешь таким же, каким был он до того, как произнёс эти слова!”[71] 13 - Передают со слов Джубайра бин Мут`има, да благословит его Аллах и да приветствует, что о людях захваченных в плен в битве при Бадре, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (следующее): - Если бы аль-Мут`им бин Ади был жив и вступился передо мной за этих (людей), от которых исходит зловоние, я бы обязательно (простил) их ради него.
[1] - “Сахих” аль-Бухари, хадис № 3. [2] - Имеется в виду ангел Джибрил. [3] - См.: “Сахих” аль-Бухари, хадис № 3. [4] - См.: “Сахих” аль-Бухари, хадис № 3. [5] - “Муснад” имама Ахмада, 6/117, 118. [6] - Подразумевается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, с похвалой отзывался о Хадидже. [7] - То есть: взволновало. [8] - Имеется в виду, что из выдубленной овечьей кожи был сделан бурдюк, наполнявшийся водой, которую подсла- = = щивали, бросая в неё финики. [9] - Имеется в виду специальный паланкин для женщин, укре- плявшийся на спине верблюда. [10] - В то время Аише, да будет доволен ею Аллах, ещё не ис- полнилось пятнадцати лет. [11] - “Корова”, 156. [12] - Аиша, да будет доволен ею Аллах, имеет в виду, что со- вершил тяжкий грех тот, кому было суждено его совер- шить. [13] - Название места в Медине. [14] - Битва при Бадре, состоявшаяся в марте 624 года, стала первой крупной военной победой мусульман над превосхо- дящими силами противника. Её участники пользовались особым уважением в мусульманской среде. [15] - Имеются в виду ложные обвинения Аиши, да будет дово- лен ею Аллах, в измене мужу с Сафваном бин аль-Му`атта- лем ас-Сулами. [16] - Имеется в виду откровение от Аллаха относительно винов- ности Аиши, да будет доволен ею Аллах, в супружеской неверности, в которой её обвиняли клеветники, и того, как следует поступить в данном случае. [17] - То есть: с Аишей, да будет доволен ею Аллах. [18] - Имеется в виду Сафван, да будет доволен им Аллах. [19] - То есть: родители Аиши, да будет доволен ими Аллах. [20] - Иначе говоря, сказал: “Свидетельствую, что нет бога, кро- ме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха” /Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва анна Мухаммадан - расулю-Лла- хи/. [21] - “Йусуф”, 18. [22] - “Свет”, 11. [23] - “Свет”, 22. [24] - Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, - одна из жён пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. [25] - Аиша, да будет доволен ею Аллах, хочет сказать, что Ал- лах наделил Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, благочес- тием, которое не позволило ей взять на душу грех и окле- ветать Аишу. [26] - См.: “Сийар а`лям ан-нубаля`”, 2/139. [27] - Садака - подаяние неимущим. [28] - Му`авийа (661 - 680) - первый халиф из династии омейа- дов. [29] - Бусра - город на юге Сирии. [30] - Речь идёт о состоявшейся в 656 году под Басрой битве ме- жду сторонниками Али, да будет доволен им Аллах, с од- ной стороны, и Аиши, Тальхи и аз-Зубайра, да будет дово- лен ими Аллах, с другой. Такое название это сражение по- лучило по той причине, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, наблюдала за её ходом, сидя на верблюде в палан- кине. [31] - Магафир - название цветка с неприятным запахом. [32] - Сарид - похлёбка, в которую крошатся кусочки хлеба. [33] - Речь идёт о “верблюжьей битве.” [34] - Имеются в виду Аиша, да будет доволен ею Аллах, и про- рок, да благословит его Аллах и да приветствует. [35] - То есть: за Аллахом. [36] - Имеется в виду предсмертная болезнь пророка, да благо- словит его Аллах и да приветствует. [37] - То есть: тот день, когда к ней приходил пророк, да благо- словит его Аллах и да приветствует. [38] - Имеются в виду другие жёны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. [39] - Речь идёт о подарках. [40] - Работы по перестройке и ремонту Каабы были осуществ- лены курайшитами в 603 или 605 году. [41] - Габа - пастбище в окрестностях Медины. [42] - Ухуд - гора близ Медины, где в 625 году состоялось сра- жение между мусульманами и курайшитами, решившими взять реванш за поражение при Бадре. В битве при Ухуде мусульмане потерпели поражени. [43] - В 628 году пророк, да благословит его Аллах и да привет- ствует, в сопровождении полутора тысяч сподвижников отправился из Медины в Мекку для совершения умры (ма- лого паломничества). На подступах к Мекке путь им пре- градили мекканские многобожники, которые решили не допустить мусульман в город. Вооружённое противостоя- ние закончилось заключением перемирия, в соответствии с условиями которого мусульмане должны были вернуться назад, но им предоставлялось право совершить паломниче- ство на следующий год. [44] - Причиной подавленности было то, что мусульмане не во- шли в Мекку, в связи с чем они посчитали, что их умра не состоялась, несмотря на то, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, убеждал их в обратном, призывая принести в жертву животных и обрить головы. [45] - См.: “Сийар а`лям ан-нубаля`”, 2/210. [46] - Имеется в виду, что для них горем стала её смерть. [47] - То сть: которому стыдно сказать вам об этом прямо. [48] - Имеются в виду жёны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. [49] - То есть: частью того, что было собрано с мусульман в ка- честве налога в пользу бедных. Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и членам его семьи употреб- лять в пищу такую еду запрещалось. В данном случае речь идёт о еде, полученной в качестве садаки одной бедной женщиной, а уже потом подаренной Джувайрийе, да будет доволен ею Аллах, в результате чего она как подарок стала
|