Летописи. Общественная мысль
В каждом крупном княжеском городе велась своя летопись, в которую записывались происходящие события. Так как князья часто враждовали друг с другом, то княжеские летописцы помещали в свою хронику копии подлинных документов из княжеского архива для большей убедительности своих записей. Вместо прежних кратких заметок (иногда по одной строчки за год) теперь летописцы пишут подробные отчёты о сражениях, дипломатических переговорах, закладке храмов, описывая события нередко день за днём, час за часом. Историки XII – XIII вв. жили интересами своего времени, нередко были пристрастны, субъективны. Летописи являются для нас исключительно важным историческим источником: они сообщают нам сведения о событиях и исторических деятелях, раскрывают нам общественную мысль того времени. Интересным выразителем надежд служилого человека был Даниил Заточник, написавший в самом конце XII века челобитную (письмо с просьбами) новгородскому князю. «Моление Даниила Заточника» всё состоит из искусно подобранных мудрых изречений из Библии и других религиозных книг. О княжеской власти он отзывается положительно: «Дуб крепок множеством корней; так же и город наш - твоею державою». О себе он говорит, что «беден одеждою, но разумом богат, мыслью паря по воздуху, словно орёл…». Поэзия Самым значительным поэтическим произведением Древней Руси было «Слово о полку Игореве», написанное в 1185 году в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака. «Слово о полку Игореве» - прекрасное по форме, патриотичное и мудрое обращение к русским князьям в дни большой опасности. С 1180 по 1185 г. Кончак ежегодно приводил на Русь огромные полчища степных кочевников. Князь Игорь Святославич Северский не выступал против половцев, уклоняясь от участия в общерусских оборонительных походах. В 1185 году киевский князь «великий и грозный» Святослав задумал общий поход всех русских князей для защиты Руси. Князь Игорь снова уклонился и торопливо совершил самостоятельный небольшой поход в степь, чем сорвал план общего похода. Игорь был разбит, взят в плен, а победивший Кончак пошёл войной на Киев. Русские воины мужественно сражались, но один из князей вдруг вывел свои дружины из боя и поехал с ними к себе в Смоленск. Из-за такого княжеского «неподобия» общему делу Кончак не был разбит, а только отогнан обратно в степи и мог в любой момент возобновить нападение. Игорь в это время бежал из плена и прибыл в Киев просить помощи. «Слово о полку Игореве» написано ярким, поэтическим языком. Необычно выразителен и лиричен знаменитый «плач Ярославны»: княгиня стоит на высокой крепостной стене города Путивля; впереди расстилается далеко видимая степная равнина, на другом конце которой томится в плену князь Игорь. Ярославна упрашивает ветер, реку и солнце не причинять зла раненому князю и вернуть его в родную землю. Весь плач пронизан мотивами народной поэзии. Автор широко использует природу, одухотворяет её, воскрешает образы старых языческих богов, использует древний славянский эпос о борьбе с готами, былины о Всеславе Полоцком и «старые словеса» певца Бояна. Любимый образ автора – сокол, быстрая, зоркая птица, поднимающаяся на большую высоту. Автор сам, как сокол, высоко поднялся над русскими землями и дал широкую картину Руси и половецкого поля. «Слово о полку Игореве» выдержало экзамен на бессмертие. В XIV веке автор поэмы «Задонщина» открыто подражал известной поэме 1185 года. 10. Столыпинская реформа: причины, содержание, итоги
|