Студопедия — 3 страница. Прошу вас выполнить в течение десяти минут то же упражнение, что и раньше, с теми же группами по три человека
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

3 страница. Прошу вас выполнить в течение десяти минут то же упражнение, что и раньше, с теми же группами по три человека






 

Прошу вас выполнить в течение десяти минут то же упражнение, что и раньше, с теми же группами по три человека. Прибавьте на этот раз усовершенствования, о которых шла речь. Поскольку прошло уже некоторое время с тех пор, как я их описал, я снова изложу их во всех подробностях. На этот раз вы не начнете описывать переживание, которое д. б. у человека, а усадите его с закрытыми глазами и начнете с описания его нынешнего переживания. Используйте по три предложения, служащих для подстройки и описывающих подлинные переживания. "Вы сидите на стуле... вы чувствуете, что ваше тело касается стула... вы чувствуете, что ваши руки сложены крест-накрест... чувствуете, где ваша нога касается пола... температура вашего лица... движения ваших пальцев... Вы слышите звуки в комнате, когда движутся другие люди... Вы ощущаете температуру воздуха... вы слышите звук моего голоса..."

Все эти предложения можно проверить. Скажите три предложения, которые можно проверить, а затем прибавьте к ним что-нибудь, что не так легко проверить. Вы можете прибавить любое предложение, описывающее, чего вы хотите от того человека: и вы чувствуете себя спокойнее...", "...и вам становится все уютнее...", "...и вы не знаете, что я сейчас скажу...". Итак, вы высказываете по три подстроечных предложения, применяете переходное слово и прибавляете одно предложение, ведущее партнера в желательном для вас направлении. "Вы дышите... В комнате слышны звуки... Вы слышите, как люди движутся... и вы спрашиваете себя, вы в самом деле спрашиваете себя, что же вы делаете". Переходы делайте как можно естественнее. Один из вас пусть будет субъектом, а двое других пусть по очереди скажут подстроечные предложения, сопровождаемые ведущим предложением. После того, как каждый из вас выполнит всю последовательность дважды, начните включать в свои подстроечные и ведущие предложения

описывая те переживания, какие вы использовали в первых двух упражнениях. "...И между тем вы вспомните, постепенно вспоминаете и думаете о том, как вы бегали трусцой". Обратите внимание на то, насколько иначе это получается теперь.

Опять-таки, полезны будут несловесные виды подстройки: дышите с той же частотой, что и человек, которому вы говорите, и соразмеряйте темп вашего голоса с его дыханием. Существенно, чтобы содержание ваших высказываний было согласовано с тем, что и как вы говорите. Когда ваш партнер погрузится в переживание так же глубоко, как раньше, вы начнете нарушать эти принципы, каждый раз по одному. Измените вдруг темп вашего голоса на прямо противоположный. Обратите внимание на то, произвело это действие, или нет. Затем вернитесь к тому, что вы делали раньше, а затем измените тон вашего голоса. После этого попробуйте обойтись без перехода. "Вы сидите здесь. Вам уютно. Вы спокойны. Вы знаете, что произойдет дальше". Обратите внимание на то, что происходит, когда вы это говорите. Попробуйте добавить что-нибудь несущественное. "Вы чувствуете ваши пальцы на клавишах... и вы знаете, что в этом доме где-то есть кухня". "Вы чувствуете, как ваша нога опирается на пол... и вы ощущаете энтузиазм и интерес к политике Вашингтона".

Сосредоточьтесь сначала на применении всех упомянутых элементов. Когда вы заложите твердую основу, измените один небольшой кусок процедуры, и обратите внимание на то, что при этом происходит. После этого вернитесь к применению всех элементов, и затем измените другой кусок процедуры. Обратите внимание на то, как это отражается на выражении лица вашего партнера, на частоте его дыхания, на цвете его кожи, на форме его нижней губы, на движениях его ресниц. В состоянии транса люди говорят немного, так что вы должны научиться получать обратную связь другими путями. Если вы заметите что-нибудь потом, будет уже поздно. Вы должны отмечать происходящее в каждый момент, когда это происходит, и лучшим средством для этого будет ваше зрение.

* * *

Вы заметили, что если упражнение выполняется таким образом, то процесс еще более усиливается? В течение сегодняшнего утра я дал вам проделать это произвольно, затем с небольшими указаниями, а потом еще раз; этим я хотел научить вас рассматривать гипноз, как процесс усиления. Если вы будете представлять себе гипноз, как способ внушения, то в конечном счете вы и отдаленно не достигнете желаемых результатов. И если вы будете представлять себе гипноз, как способ управления, вы и отдаленно не достигнете их. Мы выбираем ситуацию, в которой человек реагирует определенным образом, а затем, используя специальную технику, связанную с этой реакцией, мы можем ее усилить.

Женщина: Что вы скажете о левитации руки и тому подобных вещах? Это тоже усиление? Гипнотизеры очень хитро выбирают реакции, которые, как им известно, должны происходить во всех случаях. Левитация руки - это один из эффектов, которых добиваются многие гипнотизеры. Одно из первых указаний, ведущих к левитации руки, состоит в следующем: "Обратите внимание на вашу руку, и вы почувствуете, что она становится легче. Попробуйте вдохнуть воздух поглубже, и обратите внимание на то, что происходит с вашими руками..." Возникает ощущение, что руки стали намного легче, потому что при вдохе ваша грудь поднимается и подтягивает руки вверх. Таким образом, лучше всего давать указания о легкости рук в моменты вдоха. Хорошие гипнотизеры выбирают такие явления, которые, как известно, все равно должны произойти. Но не все они сознают, как они это делают. Есть старый способ наведения, который можно увидеть в кино,- когда гипнотизер раскачивает часы взад и вперед. Гипнотизер говорит: "Часы медленно движутся туда и сюда, и вы смотрите на часы, и вы видите, как время проходит перед вами. Когда вы смотрите, как часы качаются туда и сюда, ваши глаза начинают уставать". В начале века людей гипнотизировали, заставляя их на что-нибудь смотреть. Пациент садился, гипнотизер становился перед ним, поднимал два пальца и говорил: "Итак, смотрите на эти два пальца, и когда вы смотрите на пальцы, наблюдайте за ними внимательно... И когда ваши глаза начинают уставать, ваши веки наливаются тяжестью, и вы уже знаете, что начинаете погружаться в гипнотический транс".

Если вы смотрите на что-то достаточно длинное, находящееся перед вами, ваши глаза и в самом деле начнут уставать. "И когда ваши глаза начинают уставать, вы начинаете замечать изменения в фокусе вашего зрения". Если вы смотрите на что-то достаточно долго, то фокус зрения и в самом деле меняется. "И ваши веки наливаются тяжестью. Вы чувствуете, что вам хочется закрыть глаза". Конечно вам хочется закрыть веки. Все это делают все время. Это называется морганием.

И если я после этого скажу вам: "И когда вы закроете глаза они останутся закрытыми", то очень вероятно, что так оно в случится. Ведь я взял три фрагмента поддающихся проверке переживаний, присоединив к ним еще один, не поддающийся проверке. Я сделал это с естественным переходом и плавностью, согласованной со всем, что вы переживали. Я построил последовательный процесс, шаг за шагом ведущий к некоторому результату. Я говорю: "У вас сейчас какое-то переживание, оно ведет к другому переживанию, а то в свою очередь_- к третьему", и все три предложения можно проверить. Ваши глаза и в самом деле начинают уставать, ваши веки и в самом деле хотят закрыться, ваш фокус и в самом деде меняется. Но вы не сознаете, что все эти явления составляют естественную часть вашего опыта, и когда я их описываю одно за другим, каждое естественным образом ведет к следующему. И если я прибавляю затем нечто, не являющееся частью вашего опыта, неестественное для вас, а вы уже следили за моим описанием шаг за шагом, то вы попросту сделаете еще один шаг. Это не значит, что вы убеждены. Вы даже не подумали, верно это или нет. Вы просто следуете тем же путем.

Если вы будете представлять себе гипноз, как состояние, в котором вы управляете другим человеком, или что-нибудь внушаете ему, то вы проиграете. Вы ограничите этим число людей, на которых вы воздействуете эффективно. Вы проиграете также в вашей личной жизни, потому что начнете беспокоится о том, кто управляет вами. По моим наблюдениям люди гораздо больше уважают себя в гипнотических измененных состояниях сознания, чем в бодрствующем состоянии. Я могу внушить человеку нечто отрицательное и вредное в бодрствующем состоянии, и он будет гораздо более склонен сделать это, чем если он находится в трансе. Если вы припомните все неприятные веши, которые вы сделали по научению людей, то вероятно вы делали их в бодрствующем состоянии. В трансах очень трудно заставить человека сделать что-нибудь, не ведущее к осмысленной и положительной цели. По-видимому в измененных состояниях люди лучше различают такие вещи. Гораздо легче обмануть человека или злоупотребить его волей в бодрствующем состоянии сознания, нежели в любом другом состоянии сознания из всех, какие мне известны.

Я думаю, что в действительности гипноз - это биологическая обратная связь. Но машина биологической обратной связи не говорит вам, чтобы у вас замедлился пульс. Она говорит вам только, каков он сейчас. Если вы хотите, чтобы ваш пульс замедлился, или чтобы ваше кровяное давление изменилось, то вы должны стремиться к этому результату. Машина лишь представляет вам обратную связь. В качестве гипнотизера вы можете делать итои другое. Вы можете предоставить человеку сообщение, соответствующее тому, что происходит, в точности, как это делает машина обратной биологической связи. А затем вы можете прибавлять шаг за шагом другие вещи, ведущие к чему-то другому, и человек будет следовать за вами естественным путем и удобным. Вы можете создать ситуацию, в которой он должен всего лишь реагировать, а это люди делают все время и делают лучше всего.

В измененном состоянии гораздо легче произвести изменения личности, чем в бодрствующем состоянии. Тот факт, что у вас нет желательного выбора, зависит от состояния сознания, в котором вы находитесь. По определению, ваше нормальное состояние бодрствования - и есть описание ваших возможностей, ограничений. Если вы находитесь в состоянии, в котором ваши возможности ограничены, и если вы пытаетесь изменить эти ограничения в нормальном состоянии сознания, это ситуация типа "один против всех". Эти ограничения лишают сами по себе вас возможности справиться с такими ограничениями, и у вас будет немало трудностей. Если же вы переходите в измененное состояние сознания, то вы встречаетесь уже не с вашими обычными ограничениями. У вас будут ограничения, но другие. И если вы будете пробовать различные измененные состояния, то вы сможете так сильно измениться, что ваше состояние бодрствования уже не будет похоже на прежнее.

Кто из вас клиницисты? Кто из вас испытал однажды такое изменение, что уже не вернулся к прежней личности?.. Кто из этого никогда не испытывал?.. Я рассчитывал, что хотя бы один из вас поднимет руку, и тогда я сказал бы: "Как вы смеете быть клиницистом?" Человек, обязанный изменять других, и сам неспособный меняться_- это предел лицемерия Для меня гипноз_- это лишь способ содействовать изменению. И наша задача научиться выполнять естественные переходы из одного состояния сознания в другое.

Мужчина: Я все еще не понимаю, каким образом можно различить, что человек уже вошел в транс. Вы просили нас обращать внимание на изменения, и я заметил некоторые изменения, но по каким признакам я все-таки могу узнать, что человек погружается в транс?

Понимаю. Скажите, какого рода изменения вы все видели, когда выполняли наведение? Я просил вас обращать внимание на то, что приводило к изменениям. Какие же изменения вы заметили? Женщина: Мне показалось, что мускулы на лице партнера расслабились, и что его лицо стало более плоским.

Это характерно. В трансе бывает уплощение или дряблость мускулов лица, а также симметрия, не характерная для бодрствующего состояния. Я обнаружил, что вначале, когда человек входит в транс, у него усиливается асимметрия лица. И если вы снова наблюдаете симметрию, вы добились довольно глубокого транса. (Выражение, относящееся к игре) Эта симметрия более уравновешенна, чем типичная симметрия в состоянии бодрствования. Когда же человек выходит из транса, вы можете определить, как далеко он продвинулся к нормальному состоянию сознания: он начинает с предельной симметрии лица, затем проходит через асимметричное состояние, и, наконец, достигает нормальной для данного состояния симметрии. Что же вы еще наблюдали? Мужчина: Были небольшие подергивания пальцев и других частей тела. Любые бессознательные (явления) движения_- порывистые, непроизвольные вздрагивания, являются верным признаком наступающего состояния транса. Женщина: Дыхание в самом деле изменялось.

Верно. И хорошо, что вы об этом сказали. Тип дыхания значительно варьирует, когда человек находится в нормальном состоянии, но если он переходит в измененное состояние, то меняются все характерные для него формы дыхания. Если ваш клиент- человек с явно выраженной зрительной ориентацией, который в нормальном состоянии сознания дышит поверхностно верхней частью груди, то его дыхание часто перемещается ниже, в область желудка. Если ваш клиент_- человек с ярко выраженной кинестетической ориентацией, с типичным в таких случаях медленным дыханием животом, то он перейдет к какой-либо другой форме дыхания. Формы дыхания связаны с сенсорными модами, и они меняются, когда изменяется состояние сознания. Женщина: Если я вижу человека, для которого характерно асимметричное лицо, значит ли это, что у него сильная полярность, или сильное различие между сознанием и подсознанием? Я не пришел бы к такому выводу, если вы видите чрезмерную лицевую асимметрию, то вы узнаете по этому признаку, что происходит нечто необычное. Я делаю отсюда заключение, что имеется некоторая неуравновешенность: либо в химии, либо в поведении, либо и в том и в другом. Я не назвал бы это различием между сознанием и подсознанием.

Мужчина: Я заметил, что когда люди погружались в измененное состояние глубже, руки их становились теплее и краснее.

Когда человек входит в более глубокие стадии транса, происходит более выраженное расслабление мускулов и усиливается приток крови к конечностям. Мужчина: Как связано с измененным состоянием закатывание глаз?

Насколько я знаю, никак, если у человека очень уж сильно закатываются глаза, это конечно верный признак довольно глубокого транса. Но многие люди переходят в глубокий транс и с открытыми глазами, так что это не обязательный признак измененного состояния. Мужчина: Что означают движения глаз?

Есть два вида таких движений. В одном случае вздрагивают веки, а в другом случае глазные яблоки движутся под веками, но сами веки не вздрагивают. Второй вид называется быстрым движением глаз и свидетельствует о зрительных образах.

Подведем итоги. Вы познакомились с общими признаками транса, и вдобавок можете увидеть много других изменений; изменений специфических для вашего партнера. Эти изменения свидетельствуют только о том, что человек переходит в измененные состояния сознания. Когда вы спрашиваете, как выглядит состояние транса, вопрос в том, "какое это состояние", и "у кого". До того, как вы приступаете к наведению, вы наблюдаете мышечный тонус человека, цвет его кожи, формы его дыхания, и тем самым узнаете, как выглядит его нормальное состояние. Когда вы производите наведение, вы наблюдаете за изменениями этих параметров и узнаете, что состояние человека меняется.

Следя за общими признаками, указывающими, как у человека меняется состояние сознания, вы должны в то же время следить и за признаками раппорта. Человек реагирует соответственно или несоответственно тому, чего вы хотите, и это хороший признак степени раппорта. Конечно, если вы потеряете раппорт, партнер начнет возвращаться в свое бодрствующее состояние.

 

Резюме

А._Транс можно представить себе, как усиление реакций и переживаний. Когда вы описываете переживание, говоря о том, что в нем должно содержаться, вы помогаете человеку усилить его реакции.

Б.Настройка образует раппорт и лежит в основе перехода в измененное состояние. Вы можете настроиться на любую часть наблюдаемого поведения человека. Особенно полезно настроиться на что-нибудь вроде частоты дыхания,- на то, что всегда происходит, но чего человек не осознает. Если вы соразмерили темп вашего голоса с частотой дыхания партнера, то вы можете просто замедлить вашу речь, и у него замедлится дыхание. Другой способ настройки_- вербализация того, что присутствует в текущем переживании партнера. "Вы улыбаетесь, когда смотрите на меня, вы слышите мой голос, когда я говорю..."

В.Постепенные переходы дают человеку возможность легко переходить в измененное состояние. Переходы смягчаются соединительными словами: "или", "когда", "и", и т. п. Г.Общие признаки транса: вначале лицевая асимметрия, затем более чем обычная лицевая симметрия. Общее расслабление мускулов, небольшие непроизвольные мускульные движения, покраснение кожи, изменение форм дыхания.

 

ПРОСТЫЕ ФОРМЫ НАВЕДЕНИЯ

 

Сегодня днем мы займемся рядом специальных методов гипнотического наведения. Мы опишем эти методы, продемонстрируем их, и приведем по ним систематические упражнения, чтобы предоставить вам выбор в способах наведения транса. Для многих из вас будет достаточно того, что вы делали сегодня утром, но другие люди могут потерпеть неудачу, если не расширят свой репертуар.

Если верить исследованиям традиционных гипнотизеров, они "доказали", что лишь определенная часть людей поддается гипнозу. Они доказали это, применяя во всех случаях один и тот же способ наведения, а это, конечно, приводило к успеху лишь для некоторых людей. Если имеется лишь один способ наведения, то он подействует на одних людей, но не подействует на других. Традиционно гипнотизеры в большинстве случаев даже не дают себе труда прибавлять к своему репертуару основные приемы, использованные вами сегодня утром, например, подстройку темпа голоса к дыханию пациента. Чем шире станут ваши возможности в наведении гипнотического состояния, тем больше будет число людей, с которыми вы сможете успешно работать. Сегодня утром мы говорили о физиологических признаках, сопровождающих измененные состояния сознания. В людях, которых вы переводили в измененные состояния сознания, вы могли заметить по крайней мере отчетливые изменения мышечного тонуса, форм дыхания, цвета кожи, формы нижней губы и т. д. Эти особые признаки измененного состояния вы будете наблюдать и слышать, когда мы продолжим изучение наведения.

Главное правило гипнотического наведения - наблюдать за физиологическими признаками, сопровождающими наступление измененных состояний, и делать все возможное, чтобы усилить эти признаки. Существуют также специальные процедуры. Есть обобщения - приемы, которые, возможно, помогут вам продвинуться к цели, т. е. к изменению состояния партнера. Напомню, что все обобщения, которые мы вам предлагаем, ложны,- это значит, что они подействуют не на каждого человека и не каждый раз. Но это хорошие обобщения, потому что они заставляют вас обратиться к сенсорным переживаниям и замечать, что происходит. И все же следует всегда отказаться от какого-либо обобщения или приема в пользу того, о чем вам говорит в данный момент обратная сенсорная связь. Мы изложим вам такие приемы, чтобы дать вам специальные методы работы. Если по мере вашего продвижения, вы видите у человека признаки наступающего транса, то продолжайте: это значит способ действует. Если же вы не видите развития таких признаков, делайте что угодно другое.

 

СЛОВЕСНАЯ ПОДСТРОЙКА И ВЕДЕНИЕ: упражнения 5-4-3-2-1

Сегодня утром вы выполняли словесную подстройку и ведение: вы высказывали три поддающихся проверке предложения, основанных на сенсорных впечатлениях, использовали переход и прибавляли не поддающееся проверке предложение. Вы можете сделать этот метод более изящным, направляя ваши начальные высказывания почти исключительно на внешнюю обстановку, а затем постепенно увеличивая число неподдающихся проверке предложений, направленных внутрь. Милтон Эриксон часто описывал транс, как состояние с внутренним фокусом внимания. Постепенно увеличивая число предложений, направленных внутрь, вы подстраиваетесь и ведете человека, направляя его внимание внутрь.

Итак, применяя этот метод, начиная с пяти предложений: четырех сенсорных, а затем одного, направленного внутрь. Свяжите их какими-нибудь переходными словами, вроде "и", "или", "когда". "Вы слышите звук моего голоса, и вы замечаете цвета в этой комнате, когда вы замечаете вашу руку, опирающуюся на стул, и вы начинаете испытывать удовлетворение". Затем вы высказываете три поддающиеся проверке предложения, сопровождая их двумя неподдающимися. Затем два и три, одно и четыре, и к этому моменту у вас уже должно развиваться довольно приличное состояние транса.

А теперь подумайте: требуется привести пример описания, не основанного на сенсорных

впечатлениях, которое можно было бы прибавить вслед за вашими поддающимися проверке

высказываниями. Я хочу проверить, понимаете ли вы, что такое несенсорное описание

внутреннего переживания.

Мужчина: И вам будет уютно.

Женщина: И вы испытываете удовольствие.

Женщина: И вы почувствуете удовлетворение от того, что вы продвигаетесь.

Мужчина: И вы почувствуете, что кое-что изменилось.

Мужчина: И вам придут в голову приятные воспоминания.

"И вы вспомните одну приятную историю".

Мужчина: Намеренно ли вы употребляете будущее время?

В действительности я предлагаю применить в таких случаях настоящее время, в сочетании с выражениями, означающими начало некоторого переживания.

"И вы начнете испытывать приятное переживание, и вы начинаете вспоминать..." "Теперь вы

начинаете чувствовать, что значит научиться гипнозу".

Прошу вас, Барб, подойдите сюда, я хочу провести демонстрацию.

Когда я буду демонстрировать, прошу всех остальных обращать внимание на две вещи. Во-первых, следите за физиологическими изменениями, которые будут заметны у Барб во время изменения ее сознания. Во-вторых, следите за моим словесным поведением, потому что я буду применять только что описанные приемы. Таким образом, вы сможете контролировать мое поведение и ее реакции.

Итак, Барб, садитесь пожалуйста вот здесь с открытыми глазами или закрытыми глазами - как вам

удобнее,- и послушайте некоторые словесные описания. Возможно вы захотите проверить,

правильно ли я описываю ваши текущие переживания. Например, сейчас вы сидите здесь и

слышите мой голос, и вы чувствуете теплоту ваших переплетающихся пальцев.

Что сейчас произошло? Надеюсь, вы это заметили, потому что только что у Барб наблюдалась

реакция, и она представляет собой важное начало процесса.

Мужчина: Она кивнула.

Да, кивнула, но было и нечто другое, глубже этого. Мужчина: Она открыла глаза, а потом закрыла.

Да, и ее зрачки расширились. Даже из последнего ряда можно было заметить, что у нее сгладились мускулы лица. Знаете ли вы, что называется "отсутствующим взглядом"? Вы с кем-нибудь говорите, и вдруг ощущаете что его нет. В Северной Калифорнии это называют "отстранением". Я сказал Барб две вещи, каждую из которых она могла непосредственно проверить. Когда она убедилась в том, что оба высказывания верны, и в особенности, когда она проверяла второе, тут же возникло совпадение между тем, что она слышала и тем, что она чувствовала, и от этого у нее начало меняться восприятие окружающего мира. Она начала переходить в измененное состояние. Теперь я пойду немного дальше и вы сможете это наблюдать.

Как я сказал, Барб, вы можете это делать с открытыми или закрытыми глазами, как вам удобнее. И когда вы здесь сидите, вы чувствуете, как нижняя часть вашей спины опирается на стул, и вы чувствуете место, где ваша нога опирается на перекладину, прямо под вашей пяткой. И когда вы здесь сидите, вы замечаете теплоту там, где ваши руки лежат на бедрах, и вы чувствуете себя все

более уютно. И когда ваши глаза снова начнут закрываться, вы можете просто оставить их в таком положении, и вы испытаете приятное, все более сильное чувство внутреннего спокойствия (кто-то в зале чихает). Вы слышите, как кто-то чихает, этот звук проходит через вас, и вам становится еще уютнее. И пока вы здесь сидите и делаете вдох... и выдох... вы испытываете все большее чувство уюта... Слушайте эти звуки... и чувствуйте себя все более... уверенно... делая то, ради чего... все мы здесь собрались...

И теперь, Барб, я хочу, чтобы ваше подсознание сделало выбор, чтобы дать вам чувство свежести... и обновления... и пока вы здесь сидите, слушая звук моего голоса... и вместе с тем слышите, как позвякивает фарфор... но чувством растущей независимости от всего, что вас окружает... и с внутренним уютом... и вы уже все сделали хорошо все, что нужно для этой цели... для которой мы все это делаем... для демонстрации...

И я попрошу ваше подсознание... сделать так, чтобы одна... или обе... ваши руки... стали подниматься... если только вам этого хочется... небольшими... непроизвольными... искренними движениями..., и пока вы здесь сидите... вы удивляетесь тому, что происходит... и делаете вдох... и выдох... вы удивляетесь тому, что эта определенная реакция... выбирается вашим подсознанием... что она столь полезна для этой цели... для которой мы здесь собрались... ваше подсознание могло бы дать вам... чувство уюта... и если вам так хочется... могло бы дать вам чувство свежести... с которым вы медленно возвращаетесь... и вместе с нами... здесь... в этой комнате... радуетесь тому, как скоро вы смогли научиться... этим начальным фразам измененных состояний сознания. По этому случаю... я хотел бы... попросить ваше подсознание... выбрать и подготовить некоторый материал... Когда плотник... приступает к постройке дома... он использует доски... как основу... он приносит гвозди... и другие инструменты... Эти доски и гвозди... не имеют смысла... до тех пор, пока их не собрали вместе... в особом виде, пока они не связаны между собой... особым образом... То же относится и к значкам на бумаге... Отдельные значки на бумаге составляют алфавит... и состоят из маленьких... кружочков и палочек... И гораздо легче, конечно... увидеть готовый дом... или гараж... который уже построил плотник... чем увидеть все это еще тогда, когда доски и гвозди... лежат по отдельности... друг от друга...

С птичьего полета... весь горизонт... например, весь берег в Сан-Франциско... можно охватить одним взглядом... и с одного раза схватить смысл пейзажа... И в самом деле... С самолета гораздо легче видеть такие вещи... и охватить весь... смысл... берега в Сан-Франциско... чем блуждать внизу между домами... И так же дело обстоит во многих других... областях жизни... И если ваше подсознание сделает выбор... выйти из транса с чувством освежения... или погрузиться в него еще глубже... пусть оно даст мне знак, подняв одну руку... или обе руки... Этот выбор я всецело предоставлю вашему подсознанию... И какой бы выбор оно ни сделало, я прошу вас собрать тот материал... о котором я уже говорил... так, чтобы можно было организовать... ваше восприятие... новым и более эффективным способом... (Барб открывает глаза и потягивается). Я начал с применения шаблонов, о которых уже говорил раньше, но как обычно, их употребление потребовало всего лишь примерно четырех фраз, а затем я уже делал все, что хотел. Я начал с предложений, которые Барб могла непосредственно проверить, сравнив их со своими переживаниями. В любой момент нам потенциально доступно бесконечное множество переживаний, основанных на сенсорных впечатлениях. Искусство гипноза состоит в том, какую именно часть таких переживаний следует выбирать, какие них следует описать. Особенно полезно выбрать то, как вы уже понимаете, что не осознается человеком до тех пор, пока вы ему об этом не скажете. Можно было, например, с уверенностью предполагать, что Барб осознает тон моего голоса. Так оно и было, и здесь не было никакой неожиданности. Но ощущение перекладины стула она осознавала гораздо меньше, она не думала об ощущениях в своей пятке. И когда я описал эти ощущения, вы могли наблюдать более заметные наружные изменения. Чтобы проверить правильность того, что я сказал, она должна была изменить состояние своего сознания. Этот маневр имел два последствия. Во-первых, я приобрел доверие, потому что то, что я сказал, хорошо согласовалось с ее переживаниями. Во-вторых, поскольку она никогда не обращала внимание на ощущения своей ноги, касавшейся перекладины стула, то, когда я об этом упомянул, это стало своеобразным указанием изменить прежнее состояние сознания - в данном случае в направлении сосредоточения внимания на физиологических ощущениях.

Я сделал пять или шесть замечаний этого рода. А потом вербализация, которую я предлагал Барб, внезапно изменилась. Что же произошло? Женщина: Вы перешли к метафорам. Я сделал кое-что еще.

Мужчина: Вы начали вести.

Да. Вначале я просто подстраивался: я высказывал предложения, описывавшие ее переживания. Но что же я говорил после этого?

Мужчина: Вы сформулировали указание закрыть глаза.

Я сделал указание закрыть глаза, но Барб и без того уже их закрывала. Мы называем это инкорпорацией (включением). Она что-то сделала, и я инкорпорировал это в свою вербализацию. Сразу же после того, как Барб закрыла глаза, я начал высказывать предложения о внутренних состояниях, которые я хотел у нее вызвать. Я говорил ей "об усилении чувства уюта и спокойствия в то время, как она здесь сидит", и тому подобное. Я называю словом "уют" несловесные признаки, которые она уже проявила: за медленное дыхание, релаксацию мускулов и т. д. Для Барб все это может иметь другой смысл. Слово "уют" в данный момент имеет столько же значений, сколько людей находится в этом зале. Когда я употребляю такие слова, как "уют", я не имею в виду сенсорный смысл. Я хочу сказать, что у нее наступают определенные состояния независимо от того, что они значат для нее.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 347. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия