Глава пятая ЛАММАС
Крик петуха разрывает туманную дымку раннего утра, предвещающую очередной жаркий и влажный день; вдалеке, окликая друг друга, каркают слетающиеся вороны; а хлеба тем временем тихо созревают. Пока летнее солнце все выше взбирается по небу, мы прячемся под крышу, в прохладу старого каменного дома. Корзины только что собранных помидоров наполняют кухню необычным остро-сладким запахом виноградной лозы и базилика, а холодный кувшин чая со льдом и свежей ароматной мятой дарят нам свежесть и утоляют жажду. В прохладной темноте погреба стеклянные банки, содержимое которых было съедено прошедшей зимой, снова блестят аккуратными рядами, наполненные разноцветными фруктами и овощами — ярко-красными помидорами, нежно-зеленой стручковой фасолью, сверкающими оранжевыми консервированными персиками, рубиново-красным малиновым вареньем. Когда летний день клонится к закату, солнце купает соседских лошадей в лучах золотого света и, прежде чем скрыться за холмом, отбрасывает по траве на лугу длинные фиолетовые тени. Потом луговая трава наполняется мигающими светлячками, а в одну из ночей в небе над окрестными холмами взрываются сверкающие брызги света — это города и села округи празднуют Четвертое июля. Во время этого и других государственных праздников США мы, сторонники древней веры, встречаемся с символами, которые использовались отцами-основателями нашей страны в борьбе за независимость, и многие из них часто поражают нас своим языческим смыслом. На первом государственном флаге Соединенных Штатов, ласково прозванном «Бетси Росс», изображены круг из тринадцати белых пятиконечных звезд (пентаграмм) на синем поле и тринадцать красных и белых полос. И звезды, и полосы символизируют, конечно, тринадцать колоний, объединившихся в государство. Но для ведьмы тринадцать звезд в круге означают также тринадцать лунных месяцев в Колесе года и тринадцать участников шабаша. Красные и белые полосы — это, собственно говоря, ленты из ткани, примечательные своим сходством с красными и белыми лентами на традиционном Майском дереве; сходство окажется еще более поразительным, если учесть, что естественное место для флага — на верхушке флагштока. Некоторые из прежних флагов колоний представляют еще больший интерес. На одном, например, изображается змея, разрубленная на тринадцать сегментов, каждый из которых назван именем одной из колоний, а над ними девиз: «Объединиться или погибнуть». Эта символика заставляет вспомнить миф об Исиде и Осирисе, в котором тело убитого Осириса было разрублено на четырнадцать частей его братом Сетом. Исида обошла весь мир в поисках частей и нашла тринадцать из них; с помощью Анубиса они были воссоединены, и Осирис воскрес. На более позднем варианте флага змея уже цела и невредима и изображена свернувшейся в идеальную по форме спираль, над которой написан девиз: «Не наступай на меня». Спираль — это, разумеется, один из древнейших символов богини, а змея — символ мужского принципа, а также символ язычества. На флаге другой колонии было просто изображение серпа молодого месяца в верхнем левом углу сплошного синего поля; между рогами месяца написано было слово «Свобода». Этот флаг многие из нас, быть может, воспринимают как современный, но таким флаг был более двухсот лет назад. Уже много говорилось о присутствии числа тринадцать на большой государственной печати Соединенных Штатов, но этот факт чаще всего объясняют тем, что тринадцать — символ числа колоний. Но мне кажется интересным, что колоний, образовавших государство, действительно оказалось тринадцать. Я не предполагаю, что делегаты от этих колоний, сидевшие в 1776 году в той душной комнате в Филадельфии и составлявшие Декларацию независимости и Билль о правах, представляли собой шабаш ведьм; скорее, так случилось по странному и таинственному промыслу наших древних богов, оберегающих своих тайных детей. Значит, по-видимому, естественно, что Соединенные Штаты, основанные ради свободы вероисповедания, должны стать ареной величайшего возрождения ведовства, хотя оно и происходит сейчас на всей планете. Возможно, в не слишком отдаленном будущем Конституция Соединенных Штатов и особенно те, кто поклялся ее защищать, будут подвергаться новым, невиданным испытаниям, а мы будем помнить о других значениях звезд и полос, змей и полумесяцев. Подобно американской архитектуре и американской кухне, американское ведовство — вещь совершенно уникальная. В какой другой стране могла бы ведьма очертить круг по кельтскому обычаю, затем воззвать к древнегреческой богине или богу, а потом совершить англосаксонский ритуал под звуки записанных на пленку барабанов американских индейцев? Конечно, некоторые ревнители чистоты традиций, у которых свой, особый путь, могут с неодобрением взирать на подобное смешение разных обычаев в «магическом тигле», но в действительности чем больше мы узнаем о различных ведовских и языческих традициях, тем больше нас поражает не различие, но сходство между ними; а различия, которые существуют, — это различия культурные, а не религиозные. Мы, американские ведьмы, можем брать из традиций Старого Света все лучшее. Есть люди, которым повезло по рождению унаследовать одну из тех традиций, которые как будто рассыпаны по всему Старому Свету подобно кусочкам составной картинки-загадки, упавшим из проходящего облака. Быть может, американская ведьма и не ощущает, что держит в руке свой собственный кусочек картинки, но нам, кажется, действительно удалось окинуть взглядом весь рисунок. В жаре и влажности летних дней таится вероятность дневных и вечерних грозовых дождей. Не только изобретательность голливудских постановщиков — причиной тому, что действие множества фильмов о так называемых «сверхъестественных явлениях» происходит в домах или замках с привидениями, да еще в грозовые ночи. Дело в инстинкте, который присущ всем нам. Кажется, есть какая-то очень реальная связь между электрическими явлениями во время сильных гроз и миром духов. Мы с Дэном несколько раз замечали, работая с бокалом для вина (простым инструментом, действующим очень похоже на «говорящую доску») во время приближения грозы, что часто на него воздействует статическое электричество. Было и несколько случаев, когда происходила внезапная смена субъекта коммуникации или передаваемого сообщения, как будто кто-то поворачивал ручку настройки, чтобы переключиться на другую радиостанцию. А еще два или три раза случалось, что наша собака Саманта, выйдя из дома, тут же в страхе проскальзывала обратно — за несколько часов до того, как разражалась особенно сильная гроза. Существует явно некая связь между грозами и электромагнитным полем Земли, а электромагнитного поля — с психическим полем и мирами духов. Грозы могут стимулировать или усиливать телепатическую активность, и эта магическая сила сохраняется и в дождевой воде, оставшейся после грозы. Эту воду необходимо собрать в стеклянные или глазурованные керамические сосуды, которые ее изолируют. Позже с ее помощью можно увеличивать силу воздействия амулетов и таких предметов, как магические хрустальные шары, стеклянный бокал или «говорящая доска». Особенно действенный способ такой: нужно положить несколько сушеных листьев полыни — растения, которое способно также усиливать телепатическую энергию, — в стеклянный сосуд и залить их дождевой водой, собранной после грозы. Оставьте сосуд стоять под лунным светом в течение трех ночей, предшествующих полнолунию. Затем в ночь полнолуния очертите круг привычным вам способом и поместите на свой алтарь все предметы и амулеты, которые вы желаете зарядить. В соответствующий момент ритуала эсбата опустите пальцы в это сильно заряженное снадобье и смочите им буквально каждый из предметов, произнося, например, такие слова: Гром и молния, Полынь и луна, Ваши силы скоро Перейдут в этот амулет, Затем оставьте все предметы, смоченные снадобьем, под лунным светом до утра; но уберите их до восхода солнца. Два предмета, которые действительно следует заряжать таким способом, — это волшебная палочка и ритуальный нож. С другой стороны, грозы могут быть и разрушительными. В качестве растения, защищающего от опасностей гроз, издавна используется пион. Также лук-порей, по-нидерландски называемый «donder-bloem» или «громовой цветок», одно время сажали на крышах домов для защиты от молнии. Конечно, крытая дерном или соломой крыша — непременное условие для этого, но и, посадив лук-порей около дома, вы обеспечите некоторую степень защиты. Защитными амулетами против молнии являются также писанки. Прошедшая летняя гроза часто сменяется ясным синим небом, а ветер становится сухим и жарким. Это самое подходящее время дня, чтобы отправиться на морской берег, эту волшебную полоску между сушей и морем, где выходили из воды многие боги и богини древности. Среди них была Афродита, древнегреческая богиня любви и красоты, чье имя означает «Пенно-рожденная». Афродита была не только прекрасной; она наслаждалась красотой в других и наделяла их дарами любви и очарования. Поход на морской берег — лучшее время, чтобы воздать дань богине в ее ипостаси богини любви и красоты. Мирт, яблоня, роза и мак — все они посвящены Афродите; морские раковины (особенно рода Сургаеа, называемые обычно каури), оставляли в качестве приношения богине в ее храме на острове Кипр, от которого этот род моллюсков и получил свое название. Поскольку Афродита — еще и богиня моря, ей также посвящены лебеди и дельфины. Итак, если вы находитесь на берегу моря и хотите восславить Афродиту, начертите круг на песке в один из дней молодой луны. Рассыпьте по кругу лепестки роз, обратитесь лицом к океану и всматривайтесь некоторое время в морскую даль. Затем поднимите высоко в воздух морскую раковину, которую хотите принести в дар богине. Пусть это будет самая красивая, самой совершенной формы раковина, какую вы только можете найти. Произносите слова, подобные этим: Афродита, рожденная из моря, Я приношу эту раковину тебе в дар. Ее совершенная красота подобна твоей, О милостивая богиня, рожденная из Вот все, что мне нужно дать тебе. Подари мне блаженство. Затем положите раковину на сложенный из камней алтарь в центре круга или на песок, где ее может унести море, а розовые лепестки пусть достанутся волнам прибоя. У древних римлян июль был временем празднования нептуналкй — праздника Нептуна, бога морей, которому у греков соответствовал бог моря Посейдон. Нептун был также создателем первой лошади, позже ставшей символом богини. Именно Нептун властвует над всеми морскими созданиями и над самим морем. Его символы — трезубец и дельфины; ему посвящены черные и белые быки, а также лошади. Поход на берег моря, особенно в июле месяце, — подходящее время для того, чтобы воздать хвалу этому морскому божеству и попросить его о покровительстве во время морских путешествий или о защите от утопления. Подойдите к кромке прибоя и начертите на песке круг. Обозначьте четыре стороны света, положив по подкове или нарисовав пальцем на песке след конского копыта там, куда указывают четыре направления компаса. В центре круга поместите трезубец или его символ. Для этого лучше всего подойдет вилка для соленья — из-за формы и потому, что она ассоциируется с соленой морской водой. Можете и нарисовать трезубец на песке. После этого поднимите кубок с белым вином или элем и произнесите такие слова: Нептун (или Посейдон), владбоса океана, Живущий на дне морском, Прими этот дар, который я проливаю Туда, где твои владения встречаются с берегом. Позволь мне всегда tutme Защищенным от опасностей моря. Затем подберите подковы и трезубец и позвольте изображению смешаться с волнами. Подобный ритуал можно проводить и в честь Ллира, кельтского бога моря. Но владения морских богов, как и тропические леса, находятся сейчас под угрозой, а с ними — и вся жизнь на земле. Танцевать в Магическом кругу, начертанному у моря, чтобы показать этим древним божествам свою любовь, необходимо, но не менее важна активная деятельность — это и поддержка законодательства об охране Мирового океана, и особенно движение «Гринпис», участники которого рисковали жизнью, чтобы защитить таких животных, как дельфины, посвященных древним богу и богине моря. Находясь на берегу, можно попробовать осуществить один действительно забавный проект — прямо здесь, на пляже (но вы можете и просто набрать песка, чтобы потом поэкспериментировать дома). Свечи, отлитые из песка, очень красивы и превосходно годятся для того, чтобы обозначать ими четыре стороны круга: они совершенно безопасны (их нелегко опрокинуть, и у них кет стеклянных частей, которые могли бы разбиться), а самое главное, изготавливать их - одно удовольствие! Мы с Дэном делали много таких свечей в конце шестидесятых, и их прозвали «ведьмовские свечи для хиппи». Все, что вам понадобится — влажный песок, воск, фитиль и двойной сосуд для кипячения (чтобы расплавлять в нем воск). Двойным сосудом может послужить банка из-под кофе, поставленная в кастрюлю с водой. Красители и отдушки использовать не обязательно, но их -можно купить в каком-либо магазине, торгующем материалами для художественных промыслов. Как красители можно применять размельченные цветные мелки или пастельные карандаши, а для отдушки — ароматические масла или эссенции. Если свечи будут отливаться прямо на берегу, работайте там, где песок уже сырой. Но если вы хотите набрать песка, чтобы использовать его позже, берите сухой песок подальше от воды. Его нужно засыпать в картонную коробку глубиной 20 см и площадью примерно 60X60 см, а позже полить водой из шланга. Для начала, пока воск плавится в сосуде, с помощью столовой ложки выройте в мокром песке лунку размером примерно с половинку грейпфрута. Эту исходную форму вы можете украсить разными способами: можно сделать «шляпки гвоздей», протыкая стенки лунки ластиком, или фигурные края, делая по ее краю вмятины большим пальцем. Свеча красивой «древнеиндейской» формы получится, если просто сделать по краю лунки три углубления на равном расстоянии. Но нам больше всего нравятся свечи в форме котелка, которые немного сужаются у горлышка, а по краю опять расширяются; такие свечи имеют три ножки, которые мы делаем, протыкая карандашом углубления в нижней части лунки. Добившись нужной формы, возьмите отрезок фитиля и держите его приблизительно над центром лунки. При этом осторожно заливайте форму горячим воском, следя, чтобы углубления для ножек (если такие есть) тоже заполнялись. Дайте воску затвердеть (это может занять довольно долгое время). Осторожно попробуйте, твердый ли воск, а когда он готов, опустите пальцы в песок вокруг свечи и аккуратно выньте ее. Смахните щеточкой лишний песок. Какой бы совершенной и симметричной формы ни должна была выйти ваша свеча, без неожиданностей здесь не обойтись: это часть магии песочных свечей. Свечам со слишком выпуклым донышком или неустойчивыми ножками можно придать правильную форму, подержав их на горячей сковородке. Когда июль месяц близится к концу, подходит пора сбора урожая. Сейчас как раз созревают помидоры; их еще предстоит нарезать, разложить в горячие стерилизованные банки и законсервировать. Вот простой ритуал для надежного консервирования: сначала, прежде чем накрыть банку крышкой и закатать ее, оботрите горлышко банки чистой горячей губкой. Затем кончиком пальца начертите на крышке пентаграмму и произнесите слова, подобные этим: Крепкая крышка — защити это кушанье! Практика герметического закатывания банок — а это и есть консервирование — вообще говоря, изначально была процессом магическим. Ее создание приписывают Гермесу Трисмегисту (так греки называли египетского бога Тота, который считается создателем алхимии и других оккультных наук). В XVII веке, а возможно, и ранее, в Германии белые рейнские вина хранили в каменных сосудах, называемых «беллармины». Хотя свое название они и получили предположительно в честь одного из раннехристианских епископов, украшали их обычно ликом бога Ваала, или Бела, а иногда — маской бога растительности, стилизованной в форме листьев, чтобы защитить и сохранить их содержимое. Поэтому такие сосуды часто использовались в качестве «ведьминых бутылей» - защитных амулетов, которые содержали мочу, а иногда — кровь самого знахаря. В них также могло храниться символическое оружие для защиты: булавки, шипы, ржавые гвозди, битое стекло. Эти.бутыли закапывались в землю горлышком вниз, и их защитная сила сохранялась, пока бутыль и ее содержимое были целы. Подобные амулеты — довольно распространенные археологические находки в Европе, а одну такую бутыль обнаружили в Соединенных Штатах, на острове Тинникум, что на реке Делавэр чуть ниже Филадельфии. (Правда, амулетом тут служила бутылка из зеленого стекла, а не беллармин.) Даже в наши дни стеклянные банки, в которых мы консервируем свой урожай помидоров и персиков, явно украшены магическими масонскими символами, например пентаграммами, — ведь не зря же в Америке их называют «мейсоновскими банками». Поэтому из них получаются превосходные сосуды для современных «ведьминых бутылей», и неважно, что имя «Ваал» на них пишется как «Бал»! Пока уборка урожая идет своим чередом, можно сделать очень многое для подготовки к празднованию Ламмаса. Появляется сладкая кукуруза, которую можно различным образом использовать. Я обнаружила, что один из лучших способов войти в контакт с духом сезона, любого сезона — это носить украшения из природных предметов, этому сезону свойственных. Проще всего это сделать так: возьмите свежий початок сладкой кукурузы (чем крупнее и плотнее зерна, тем лучше, но они не должны быть совершенно сухими). Сняв листовую оболочку, разломите початок пополам, а затем лущите зерна, начиная с разлома на каждой из половинок и идя по кругу. Старайтесь отделять зерна целиком, вместе с белыми пятнышками. После этого возьмите суровую нитку длиной 60—90 см и большую иглу и начните нанизывать зерна, прокалывая их иглой в самой середине. Когда длины нитки уже достаточно для ожерелья (а одного початка обычно хватает с лихвой), свяжите ее концы и повесьте ожерелье в теплое, сухое место на несколько недель. Зерна усохнут и сморщатся, и, может быть, понадобится затянуть узел потуже. Прекрасные варианты такого ожерелья можно сделать из маиса (индейской кукурузы), которая еще не высушена на поле. Вы можете вырастить маис у себя в огороде или спросить на местной ферме, можно ли купить недозрелые початки. Если вы не хотите делать ожерелье из кукурузных зерен каждый год, а вместо этого желаете год от года надевать во время Ламмаса одни и те же ожерелья, сбрызните их полиуретаном или лаком, чтобы в них не заводилась моль. Идея ношения ожерелья из кукурузных зерен для празднования жатвы зерновых звучит достаточно просто, но на деле, если развить эту идею переодевания в подражание духам Природы дальше, она может превратиться в могущественное связующее звено между нами и духами зерна. Еще один вариант в этом духе: можно сплести.из длинных кукурузных листьев корону или головную повязку. Их тоже можно украсить метелками с верхушек початков. Есть много способов делать украшения из оболочки кукурузного початка. Из сушеных початков, нарезанных кружочками, получаются прекрасные розетки, носить которые можно множеством разных способов. Все, что вам необходимо, — это запас кукурузы, кукурузная шелуха и творческое воображение. Дом, а особенно те помещения, где будут проводиться праздничные обряды Ламмаса, тоже можно украсить мисками фруктов и корзинами овощей, а также всеми знаками и символами сезона. К этим символам относятся и сельскохозяйственные инструменты для сбора урожая. В конце концов круг Ламмаса можно украсить не только плодами урожая, но и инструментами, особенно теми, которые связаны с жатвой зерновых культур. Кривой нож для жатвы (серп) посвящен богине, и не только потому, что ассоциируются со священным зерном, но и потому, что по форме напоминает молодой месяц. Вилы служат не только для уборки урожая; их зубья напоминают рога Рогатого бога. Коса называется также Зубом Сатурна. Сатурн — древний бог смерти, а также отец Зевса. Коса в руках Старого года в новогоднюю ночь — символ кончины уходящего года. Ее также носит с собой более мрачная фигура, известная как Зловещий жнец, в которой люди, не исповедующие язычества, видят владыку смерти, но сохранившая при этом черты сходства с богом зерна — богом смерти и возрождения. Цеп также ассоциируется с жатвой зерна; он был также символом египетских фараонов. Корзина для веяния зерна — еще один символ жатвы. Само зерно - особенно могущественный символ. Пучки кукурузных стеблей, снопы сжатой пшеницы или другой зерновой культуры можно расположить по бокам алтаря. Если празднование проходит более скромно, вазами с пшеницей, овсом или ячменем можно украсить стол, который послужит алтарем, когда настанет вечер шабаша... В древние времена сбор этих зерновых культур традиционно сопровождался множеством ритуалов. Люди верили, что дух, обитающий во всем хлебном поле, уходит по мере жатвы в еще не сжатое зерно. Поэтому никто не хотел срезать последнюю несжатую полоску в поле: вместо этого жнецы по очереди метали в нее серпами, пока последний колос не был срезан. Вероятно, считалось, что дух зерна остается и в последнем снопе. Сбор его был особым ритуалом, а связывали его так, чтобы формой он напоминал женскую фигуру, и нарекали Матерью хлеба. Были и другие варианты этого имени, например Хлебная старуха, Мать ржи, Мать ячменя или Мать пшеницы, Старуха или Мать урожая, в зависимости от местности и от того, какие зерновые культуры там выращивались. Затем Мать хлеба наряжали в женскую одежду либо украшали материей или лентой. После этого ее, подняв на шест, могли торжественно внести в деревню или на ферму в веселой процессии телег и повозок, нагруженных собранным урожаем зерна. Затем Мать хлеба укрепляли в амбаре над гумном, где зерно обмолачивали, после <гего она хранилась в доме до следующей весны.
|