Методы психологии
Житейская и научная психология Житейская и научная психология С жит. псих-гией мы встречаемся каждый день. Псих. знания почерпнуты людьми из обыденной жизни. Носит субъективный характер. Встречается в пословицах и поговорках. В ней распространены образы. Сфера изучения – индивидуальный опыт человека, а предмет – поведение конкретного человека. Научную псих-гию ввел Аристотель. Отражается в понятиях. Формула – наблюдение, объяснение, вывод. Психология в системе наук о человеке Психология + социология, педагогика, история, философия, физиология Отрасли психологии: социальная, возрастная, педагогическая, труда, психофизеология, дифференциальная, юридическая, рекламы, религии, паропсихология
Методы психологии метод – способ познания, исследования. Включает в себя опред. набор процедур. 1) эмпирические – основанные на опыте: а) самонаблюдение. Происходит рефлексия-обращенность познания человека на самого себя. Наиболее доступный, но не всегда достоверный метод. б) наблюдение. Исследование явления со стороны. Часто используется метод включенного наблюдения. Наблюдатель – спец. обученный чел 2) организационн.методы: а) сравнительный (метод поперечного среза). Сопоставление разных групп людей по опред. моментам времени по каким-либо признакам(по возрасту, по образованию) б) лонгитюдный (метод продольного среза). Состоит в многократном обследовании одних и тех же лиц или групп людей, но уже на протяжении длительного времени. в) комплексный – в исследовании участвуют представители разных наук. 3) эксперимент.методы: а) лабораторный эксперимент б)естеств эксперимент в)искусств эксперимент 4) психо-диагностические методы: А)тестирование Б)интервью и беседа
5.Зарождение психологии как науки – времена античности Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании. При этом язычники часто придавали стилю поведения небожителей коварство и мудрость, мстительность и зависть, иные качества, познанные в земной практике своего общения с ближними. Анимизм (от лат. anima - душа) - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии. Его рудименты дают о себе знать в некоторых современных психологических учениях и скрываются под «Я» (или «сознание», или «душа»), которое воспринимает впечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы. Знание о душе росло в зависимости от уровня знаний о внешней природе, с одной стороны, и от общения с ценностями культуры - с другой. Ни природа, ни культура сами по себе не образуют область психического. Однако ее нет без взаимодействия с ними. Работа по построению предмета психологии принадлежала Аристотелю, древнегреческому философу и естествоиспытателю, жившему в IV веке до н.э., открывшему новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником знания, а организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. «Правильно думают те, - говорил Аристотель, - кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом». Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении медико-биологических фактов. Но это обобщение привело к преобразованию главных принципов психологии: организации (системности), развития и причинности. Объясняя закономерности развития характера, Аристотель утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки. Мысль о формировании характера в реальных поступках, которые у людей всегда предполагают нравственное отношение к ним, ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от его деятельности. Аристотеля по праву следует считать отцом психологии как науки. Его работа «О душе» - первый курс общей психологии, где он изложил историю вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним, а затем, используя их достижения и просчёты, предложил свои решения. Платон считал, что душа и тело существуют отдельно друг от друга.
|