Вот пример. После того, как я потерял свой бизнес по выпуску кошельков на "липучках", примерно год я был очень расстроен. В течение этого года я спал, как младенец, — в том смысле, что просыпался и плакал через каждые два часа. Мой мозг твердил мне: "Не надо было начинать этот бизнес. Я знал, что он лопнет. Я никогда больше не начну новый бизнес". И еще я винил других людей, пытаясь найти себе всевозможные оправдания: "Это вина Дэна", "По правде говоря, мне никогда не нравилась эта продукция".
Вместо того чтобы позволить мне убежать от этой ошибки и найти работу, богатый папа заставил меня смело взглянуть на все то безобразие, которое я сделал, и начать выбираться из-под кучи обломков, которые когда-то были моим бизнесом. Теперь я говорю людям: "Неудачи научили меня большему, чем успех. Выбираясь из-под руин и заново строя свою компанию, я стал намного лучшим бизнесменом". Сегодня, вместо того чтобы сказать: "Я никогда больше не сделаю этого", я говорю: "Я рад, что потерпел неудачу и научился, потому что благодарен за приобретенную мудрость". А потом предлагаю: "Давай-ка начинай новый бизнес". Вместо страха и обиды появляются увлеченность и интерес. Теперь, вместо того чтобы бояться неудачи, я говорю себе, что мы так созданы, чтобы учиться на ошибках. Если мы не совершаем ошибок или совершаем, но не учимся на них, из нашей жизни уходит волшебство. Жизнь поворачивается вспять и становится все меньше, вместо того чтобы становиться все больше и наполняться чудесами.
Я дважды проваливался в школе, потому что не мог писать. То, что мои книги сейчас числятся в списках бестселлеров, публикуемых в "The New York Times", "Sydney Morning Herald" и "The Wall Street Journal", — разве это не чудо? Смешно, что я известен именно в тех областях, которые сначала мне не давались, — писательство, бизнес, ораторство, бухгалтерский учет и инвестирование. Но я не прославился в тех областях, которые мне нравились и давались легко, — серфинг, экономика, регби и живопись.