Формационный подход к изучению истории.
История общества представляет собой процесс развития последовательно сменяющих друг друга в результате социальных революций общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. Они имеют специфические законы возникновения и развития. В каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории. Общественно-экономическая формация - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе ее - определенный способ производства и тип производственных отношений. Формация имеет соответствующую надстройку (тип государства и власти, религию, партии, общественные организации, мораль, закон, тип семьи, быт, культуру). Теория общественно-экономической формации и формационный подход были разработаны К.Марксом и Ф.Энгельсом, занимали центральное место в историческом материализме и служили теоретической базой советской исторической науки. Формационный подход к изучению истории не дает ответа на многие вопросы: Почему в одно и то же время существуют высокоразвитые государства и примитивные общества? Почему при равных стартовых условиях общества развиваются различными путями? Почему одни государства устойчивы, а другие гибнут? Почему одни народы проходит все ступени развития, а другие не укладываются в жесткую схему формационного развития? и др. Ответы на эти и многие другие вопросы дает цивилизационный подход к изучению истории.
Федерация — форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеральные единицы-члены федерации (в СССР — союзные республики) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы
Фашизм — политическое течение, возникшее в Италии и Германии в период после WW I, с идеологией воинствующего шовинизма и расизма, характеризуется открытой террористической диктатурой, репрессивным режимом, направленным на подавление прогрессивных общественных движений, на уничтожение демократии. В настоящее время возрождается как неофашизм Х Холопы - в России в X - нач. XVIII вв. категория зависимого населения, по положению близкая к рабам. Холопы не имели своей собственности и исполняли различные работы в хозяйстве феодала. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой. Церковь запрещала убийство холопа. В документах Московского государства всегда проводилось различие между крепостными и холопами: холоп не платили податей, не облагался тяглыми повинностями и не принадлежал ни к какой общине. В реальной жизни холопы состояли из 2-х категорий: 1) слуги феодала, входящие в состав челяди и дружины. Из них сформировалась княжеская администрация, служилый класс. 2) холопы, работающие на земле и ремесленники, которые в XVII - нач. XVIII вв. были "положены в тягло", т.е. слились с крепостными крестьянами. Ц Целовальник – должностное лицо в XV-XVIII вв., избиравшееся из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения финансовых, судебных дел. Рост влияния связан с реформами Ивана III в области местного управления. В числе других лиц обеспечивали поступление доходов, участвовали в судебно- полицейском надзоре. Избирались из числа тяглых людей, давали клятву (целовали крест).
|