Тема 10. Политические партии и течения Казахстана
1 Проследите политическое развитие страны в марте—октябре 1917 г. Охарактеризуйте расстановку классовых сил в период двоевластия. Что значит двоевластие? Считаете ли вы победу большевиков в октябре 1917 году закономерной. Если нет, то, какие обстоятельства, на ваш взгляд, помешали Временному правительству утвердить свою власть в этот период (ответ представьте в виде аналитических записок).
Возьмите программные документы двух или нескольких партий. Программа, какой из них представляется вам наиболее конструктивной, отвечающей условиям и интересам страны того времени (этот вид задания оценивается наибольшим числом баллов, так как вызывает трудности при выполнении, желательно в виде таблицы).
2 События начала XX века поставили на повестку дня в казахском обществе вопросы национального характера: прекращения переселения крестьян, передачи земель в собственность казахов, открытия школ и другие. Из многочисленных петиций и телеграмм, отправленных на имя царя в 1905 г. своей содержательностью и принципиальностью отличается послание казахов Степного края. Ниже приводятся некоторые пункты петиции (всего сорок семь). Внимательно прочитайте этот документ: «…1. Разрешить казахскому народу сооружение мечетей, медресе, свободным отправлением богослужения с преподаванием в медресе арабского, персидского и турецкого языков и сооружения среди казахов типографии издания газеты и книг. 2. Начальники над казахами знали бы казахский язык. Назначение и устранение совершилось бы по выбору представителей общества казахов. Вместо нынешних крестьянских начальников были бы мировые по местоР=ынешнихР:рестьянскихР=ачальниковР1ылиР1ыР<ировыеР?оПAредникиЮ средники. На эту должность назначить из казахов с достаточным образованием. Все делопроизводство велось бы на казахском диалекте, а также писари и стражники, рассыльные назначались бы исключительно из казахов. Земли при реке Иртыш, которые с давних времен состояли в пользовании казахов как родовые, а затем, перешедшие в пользу войска, а также земля, принадлежащая в пользу ведомства Кабинета Его Величества, находящаяся в пользовании казахов, оставались бы в вечном владении ранее занимаемых казахов, как их родовое. Открытие в горных степях на землях, принадлежащих казахскому населению, горнопромышленного дела было бы предложено самим владельцам земли - казахам - открывать заводы, производить окопы и т.д. Если они откажутся от такого предприятия, то тогда лишь предоставить право пользование таковыми рудами другим лицам с тем, чтобы последние платили бы аренды по десятине. Воспрещено было бы посещать население казахов миссионерами. Казахи пользовались бы правами наравне с православными в отношении приобретения земли во всех уездах, областях и губерниях Империи, а также занятии государственной службы. В школах не преподавались бы христианские духовные уроки. Депутаты-казахи участвовали бы в Государственном Совете, когда коснется вопроса о казахах. В прошлом о казахах давались сведения самые не одобрительные, т.е. дескать, казах - вор, казах - сутяга, казах - лгун, казах - лентяй, то, конечно, появлялись некоторые непонимания между Высокопоставленным лицом и бедным казахским населением. На самом деле, из всех подданных Царя казахский народ есть самый неприхотливый, терпеливый, всепрощающий, немстительный и в высшей степени простой, всегда душой повинующийся повелению Царя, хотя иногда приходится против их религиозной и телесно-душевном отношений противно».
Другое письмо от казахов Каркаралинского уезда имеет характер ходатайства о предоставлении казахам права участия в Государственной думе. Приведем отрывок из него: «В самом деле, какие же могут быть серьезные основания, не греша против элементарной справедливости и истины, выделять шестимиллионных казахов в особую бесправную группу? Правда, мы занимаемся скотоводством, и интересы скотоводческого хозяйства заставляют нас кочевать, a не бродить, как думают, летом 3-4 месяца, но не следует ли из-за этого лишать такого важного драгоценного политического права участвовать в земском соборе. Почему занятия скотоводческой культурой должно лишать казаха избирательного права, когда такового права не лишают занятия торговлей, земледелием, рыболовством и другими промыслами? Народы Российской Империи действительно весьма различны по образованности, культуре и, следовательно, пониманию государственных задач, между ними казахи занимают не первое, но и не последнее место. Не доказано, чтобы казахи общественные и государственные задачи понимали хуже русских крестьян. Кто будет защищать интересы казахов? Кто может правильно выяснить назревшие их нужды и способ их удовлетворения, если не будут участвовать в земском соборе избранные нашим народом на общепринятых теперь основаниях представители?».
В подготовке обоих посланий участвовали представители казахской интеллигенции. Интеллигенция всегда являлась образующим началом мировоззрения нации, выразителем чаяний, интересов народа. По вашему мнению: в чем прогрессивность идей национальной интеллигенции; какие вопросы поднимаются в документе; участие казахов, в каких государственных органах может решить поставленные проблемы; какие мероприятия царизма ущемляют права казахов; отношение к образованию казахов; какой характер носят изменения, предлагаемые интеллигенцией; в чем, по-вашему, самая большая добродетель (нравственное качество) старой интеллигенции? В чем мы ей проигрываем?
|