Студопедия — ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ






 

Основы правового регулирования авторского права и смежных прав:

1) закон Республики Беларусь 16 мая 1996 г. N 370-XIII «Об ав­торском праве и смежных правах» с изменениями и дополнениями;

2) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года;

3) Договор ВОИС по авторскому праву 1996 года;

4) Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года;

5) Международная конвенция об охране прав исполнителей, произ­водителей фонограмм и вещательных организаций 1961 года;

6) Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года;

7) Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 года.

 

2.1 Понятие и объекты авторского права

 

Авторское право не только заслужено играет ведущую роль в охране культурного наследия отдельно взятой страны, но и способ­ствует обогащению мирового культурного достояния человечества. Появлению авторского права мы обязаны Древней Греции, где авто­ру гарантировалось, что его произведение дойдет по публики в неизменном виде. Практика выплаты гонорара за произведения ли­тературы, науки и искусства появилась в Древнем Риме. Однако вплоть до изобретения книгопечатания в Европе авторское право практически не развивалось. Лишь после появления первых «поли­графических предприятий» и зарождения «пиратства» в этой сфере была осознана необходимость законодательного закрепления прав авторов на их произведения. Первый национальный закон в области защиты авторского права появился в Англии в 1709 году. Им стал Статут Анны, который ввел принцип копирайта, означающего моно­польное право автора публиковать свое произведение в течение определенного периода времени. Впоследствии подобные законы были приняты во Франции, США и других странах. Законодатели разрабатывали нормативные акты, закрепляющие и расширяющие права авторов на произведения литературы, науки и искусства, объ­являя права на результаты творческой деятельности священными. На территории Российской империи правовое регулирование ав­торского права началось в 1828 году в связи с принятием Цензурно­го устава, который также закреплял исключительное право автора на пользование и продажу своего произведения. В настоящее время авторские права на территории нашего государства охраняются в со­ответствие с Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», который в значительной степени воспринял уже имеющийся международный опыт, а также обязательства Беларуси, принятые в соответствие международными договорами.

Авторское право охраняет произведения, то есть выражение мыс­лей, а не сами мысли, которые не могут быть восприняты другими людьми, а, следовательно, не могут быть объектами правовой охра­ны. Для получения защиты со стороны государства результаты твор­ческой деятельности должны быть выражены в какой-либо объек­тивной форме: письменной, устной, в виде звукозаписи, видеозапи­си, изображения, объемно-пространственной и другой форме. Причем любое произведение науки, литературы и искусства подле­жит охране независимо от его качества. Тем не менее, существует требование, которому должны соответствовать все такие произведе­ния: оригинальность. Достаточно сложно определить точное право­вое значение данного термина. В странах общей системы права произведение не должно быть копией другого произведения, автор должен продемонстрировать минимальный уровень мастерства, профессионализма и самостоятельности суждений. В странах континентальной системы права требования более строгие: произве­дение должно нести отпечаток индивидуальности автора, творче­ский уровень должен превышать обычное мастерство, должен быть продемонстрирован профессионализм или самостоятельность мыш­ления.

К объектам авторского права законодательство относит следую­щие: литературные произведения (романы, поэмы, рассказы, драма­тургические произведения, переводы; в некоторых странах к литературным произведения относят частные письма, руководства по расторжению брака, экзаменационные материалы и так далее); научные произведения, в том числе статьи, диссертации, произведе­ния научного характера и другие; драматические, музыкально-дра­матические, сценарные произведения; хореографические произведе­ния и пантомима, музыкальные произведения; аудиовизуальные произведения (автором аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и автор музыкального произведения); произведения живописи, графики, скульптуры и другие произведения изобразительного искусства, которые отража­ют реальность в зрительно воспринимаемых образах; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; компьютерные программы, базы данных, и так далее.

Не являются объектами авторского праваофициальные доку­менты (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официаль­ные переводы; государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки); произведения народного творче­ства, авторы которых не известны. Авторское право также не рас­пространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирова­ния, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковую, даже если они выражены, отображены, объяснены или во­площены в произведении.

Законодательство выделяет два вида прав авторов на произве­дения литературы, науки и искусства: личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на защиту репутации, право на обнародование, право на отзыв), а также имущественные права, которые позволяют автору получить экономическую выгоду от результатов его творческой деятельности: право на воспроизведе­ние произведения, право на распространение, право на прокат ори­гиналов или экземпляров, публичный показ оригинала или экзем­пляров произведения, право на публичное исполнение произведе­ния, право на импорт, право на передачу в эфир, право на сообще­ние для всеобщего сведения, право на переделку или иную перера­ботку, право на вознаграждение. Личные неимущественные права принадлежат автору, не переходят по наследству, сохраняются после передачи имущественных прав. Имущественные права принадлежат автору или нанимателю, переходят по наследству или в порядке пра­вопреемства, передаются по договору. За каждый вид использования произведения науки, литературы и искусства автор имеет право по­лучать вознаграждение. Возможность свободно передавать или от­чуждать имущественные права на основе гражданско-правовых до­говоров, по сути, превратила такие права в объект хозяйственной деятельности.

Законодательством отдельно урегулирован вопрос об исполь­зовании авторского права на служебные произведения. Так, личные неимущественные права на произведение, созданное в порядке вы­полнения служебного задания или служебных обязанностей (слу­жебное произведение), принадлежат автору. Имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю, если догово­ром между ним и автором не предусмотрено иное. Автор служебно­го произведения не вправе препятствовать его обнародованию нани­мателем.

Законодательство Республики Беларусь включает не только охрану прав авторов на произведения литературы, науки и искус­ства, но и предоставляет защиту таких прав в случае их нарушения со стороны третьих лиц.

 

2.2 Понятие и объекты смежных прав

 

Субъектами смежных прав выступают исполнители, производи­тели фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Смежные права можно реализовать только при условии строгого соблюдения авторских прав. Так, исполнитель осуществляет свои смежные права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения, производитель фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, по­лученных по договору с исполнителем и автором записанного или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Законодательство выделяет следующие смежные права исполни­теля: право на имя; право на защиту репутации ‑ право на защиту исполнения от всяческого искажения или любого посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя; право на использование исполнения в любой форме, включая право на по­лучение вознаграждения за каждый вид использования исполнения (записывать ранее не записанное произведение, распространять оригинал или экземпляры исполнения, записанного на фонограмму, посредством продажи или иной передачи собственности, воспроиз­водить запись исполнения, сдавать в прокат оригинал или экземпля­ры записанного на фонограмму исполнения и прочее).

Личные неимущественные права исполнителя охраняются бес­срочно. Имущественные права исполнителя действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнителя.

Производителям фонограмм принадлежат такие права, как право на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограм­мы. Производитель фонограммы имеет право воспроизводить (пря­мо или косвенно) фонограмму, переделывать или иным образом перерабатывать фонограмму, распространять оригинал или экзем­пляры фонограммы посредством продажи или иной передачи права собственности, импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, сдавать в прокат оригинал или экземпляры фоно­граммы, доводить до всеобщего сведения фонограмму.

Имущественные права производителя фонограмм действуют в течение 50 лет с момента первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.

Организации эфирного вещания вправе использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление та­кого разрешения. Исключительное право организации эфирного ве­щания давать разрешение на использование ее передачи означает, что организация имеет право осуществлять следующие действия: передавать в эфир ее передачу другой организацией эфирного веща­ния, сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю, записы­вать передачу, воспроизводить запись передачи, сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом и так далее.

Организации кабельного вещания пользуются исключительным правом давать разрешение на использование ее передачи, которое включает право совершать следующие действия: сообщать для все­общего сведения по кабелю ее передачу другой организацией ка­бельного вещания, передавать передачу в эфир, записывать переда­чу, воспроизводить запись передачи и так далее.

Права организаций эфирного или кабельного вещания действуют в течение 50 лет с момента осуществления передачи в эфир или по кабелю соответственно.

 

2.3 Правовое регулирование использования авторского права и смежных прав

 

В Республике Беларусь предусмотрены различные способы ис­пользования произведений.

1) использование произведений без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с указанием автора правомерно обнародованно­го произведения и источника заимствования:

1.1 цитирование или использование в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видео записях учебного характера отрывков из опубликованных произведений

1.2 воспроизведение или сообщение в передачах радио и телеви­дения, в сети Интернет статей из газет и журналов; публично произ­несенных речей, докладов; произведений в обзорах текущих собы­тий; произведений искусства открытых для свободного посещения

1.3 воспроизведение произведений для судебного или админи­стративного производства, исполнение при оказании ритуальных услуг.

2) допускается без разрешения автора (иного правообладателя) и без выплаты вознаграждения воспроизведение правомерно опубликов­анных произведений в единичных экземплярах физическим лицом исключительно в личных целях.

3) переходят в общественное достояние произведения на которые истёк срок охраны, объекты авторского права и смежных прав, кото­рым никогда не предоставлялась охрана на территории Республики Беларусь.

4) передача прав по авторскому договору предусматривает получен­ие явно выраженного согласия автора произведения. При этом ав­торский договор должен содержать следующие условия: конкретные права передаваемые по договору (способ использования произведения; возможность передачи прав третьим лицам); террито­рия; срок действия договора; вознаграждение (в виде твердо зафик­сированной суммы в виде процента от дохода за использование; другими способами).

 

2.4 Основы регулирования выплаты авторского вознаграждения

 

Вопросы регулирования авторского вознаграждения рассмотре­ны в следующих нормативно-правовых актах, принятых в Республи­ке Беларусь:

1) «Об управлении имущественными правами авторов на коллектив­ной основе и минимальных ставках авторского вознаграждения за использование некоторых видов произведений литературы и искус­ства» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08 мая 1997г. №452);

2) «О минимальных ставках авторского вознаграждения за издание произведений науки, литературы и искусства» (Постановление Со­вета Министров Республики Беларусь от 01 ноября 1996г. №697);

3) «О минимальных ставках авторского вознаграждения за создание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусс­тва» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 2002г. №1319);

4) «О минимальных ставках и порядке выплаты авторского и иных видов вознаграждения в кинематографии» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. №616).

Предусмотрены следующие ставки авторского вознаграждения за издание произведений литературы:

lхудожественная проза ‑ 6,5 базовых величин за авторский лист;

lнаучные издания ‑ 4,5 базовых величин за авторский лист;

lучебники для ВУЗов ‑ 8,0 базовых величин за авторский лист;

lучебники для школ, техникумов ‑ 6,0 базовых величин за ав­торский лист;

lсправочники ‑ 4,0 базовых величин за авторский лист;

lнаглядные пособия, таблицы ‑ 3,0 базовых величин за авторский лист.

Законодательством Республики Беларусь определены такие минимальные ставки авторского вознаграждения за использование музыкальных произведений:

lЗвукозапись ‑ 8 % (от отпускной цены экз.);

lТелерадиовещание ‑ 1 % (от суммы доходов);

lКабельное телевидение ‑ 5 % (от суммы доходов);

lКонцерты ‑ 5 % или 10 % (от суммы валового сбора);

lДискотеки (платный вход) ‑ 5 % (от суммы валового сбора);

lРестораны, кафе ‑ 7 % (от гонорара исполнителей) или 0,1% (от суммы дохода).

 

2.5. Коллективное управление авторскими правами и смежными правами

 

Какая инфраструктура и какие системы могли бы помочь в за­рождении и развитии местной музыкальной культуры? Одной из таких наиболее эффективных систем является система так называе­мого коллективного управления авторскими и смежными права­ми, которая уже создана в ряде стран по инициативе правительств или при участии соответствующего частного сектора. Коллективное управление представляет собой осуществление авторских и смежных прав организациями, действующими в интересах и от имени вла­дельцев прав. Организация коллективного управления договарива­ется с пользователями (например, радиостанциями, вещательными организациями, дискотеками, кинотеатрами, ресторанами и так далее) или группами пользователей и дает им разрешение на ис­пользование произведений, охраняемых авторским правом, из свое­го репертуара за плату и на определенных условиях. На основе своей документации (информации о членах и их произведениях), а также программ, представленных пользователями (например, реестры музы­кальных произведений, переданных по радио), организация коллективного управления распределяет авторский гонорар меж­ду своими членами в соответствии с принятыми правилами рас­пределения. Тариф для покрытия административных расходов, а в отдельных странах также для стимулирования социально-культурной деятельности, обычно вычитается из общей суммы гонораров. Гоно­рар, выплачиваемый владельцам авторских прав, соответствует сте­пени использования их произведений и сопровождается расчетом такого использования. Эти виды деятельности и соответствующие операции обычно выполняются с помощью компьютеризированных систем, специально разработанных для этой цели. Коллективное управление полезно, так как в настоящее время не возможно какому-либо конкретному лицу или компании отслеживать все случаи ис­пользования их музыкальных произведений или записей в мировом масштабе или даже в национальном масштабе, хотя эта ситуация может измениться с техническим прогрессом в соответствующей отрасли. Имея дело в основном с публичными исполнениями, например, на телевидении, радио, дискотеках, а также непосред­ственно на концертах, общества по коллективному управлению играют существенную роль в отслеживании того, как и где исполь­зуются музыкальные произведения, определении компенсации за такие использования, в предоставлении расчетов, кому и какая сумма полагается от общей собранной компенсации, а также в осу­ществлении своевременного распределения компенсации среди своих законных получателей. Это огромная работа, и она прово­дится организациями разного масштаба.

Для создания и стимулирования отраслей, связанных с культурой, во всем мире и особенно в развивающихся странах и наименее раз­витых странах большое внимание должно быть уделено созданию обществ коллективного управления и повышению эффективности их функционирования. Это является одним из эффективных путей гарантии соблюдения авторских прав, что позволяет одновременно помочь артистам, музыкантам, сочинителям песен и другим лицам, кто участвует в творческом и деловом процессе музыкального бизнеса, получить свой доход от затраченных усилий. Это также яв­ляется одним из важных путей, способствующих росту местных отраслей промышленности, а значит и развитию национальной экономики, а также национальной культуре.

 







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 980. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия