Студопедия — ГИТАРЫ ВЫСОЦКОГО
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГИТАРЫ ВЫСОЦКОГО







ДК г.Люберцы, 10 апреля 1978 г. Фото И. Токарева


По фотографиям и киносъемкам вместе с Петром Сатуровым и Григорием Качуриным мы провели небольшое исследование и выяснили следующее:
Из первых "ширпотребовских" гитар Высоцкого узнать можно только одну - с узким темным кантом вокруг голосникового отверстия (см. фото на 4-й пластинкесерии "На концертах Владимира Высоцкого"), остальные - между собой не различаются. Ни даты, ни места съемки Высоцкого с этой гитарой мы не знаем.
"В конце 1966 года (после съемок картины "Вертикаль") Владимир Высоцкий купил у вдовы Алексея Дикого, Александры Александровны, гитару, которую тому подарили цыгане",- вспоминает Лариса Лужина. Об этой гитаре Владимир Высоцкий рассказывает у Ю.Мамина (10 ноября 1966 года): "Это очень ценная гитара: ее делал какой-то мастер австрийский 150 лет назад. Ее купили князья Гагарины, а у них перекупил артист Блюменталь-Тамарин и подарил Дикому Алексею Денисовичу. Эта гитара висела у вдовы одиннадцать лет, она ее не трогала, берегла, как реликвию. На ней никто не играл.
Потом однажды эта самая вдова пошла в какую-то компанию и услышала там песню лагерную мою. Ей это страшно понравилось, потому что она сама сидела четыре года в лагерях, и, значит, ей все знакомо. Она поплакала и сказала: "Приведите!"
Я пришел, естественно, с нехорошей целью. Попел несколько песен, а потом говорю: "Вы знаете, мне очень эта гитара нравится..."
Она говорит: "Ну, что ж... Я думаю, что Алексей Денисович не расстроился бы..." И отдала мне... Не отдала, а продала, естественно, эту вот гитару. Вот она у меня - гитара князей Гагариных. Что в ней прекрасного - такая вот изогнутая спинка, как у скрипки. Это у гитар уже сейчас не делают. Поэтому у нее такой прекрасный звук".
И, похоже, это та гитара, с которой Владимир Высоцкий и Марина Влади 14 ноября 1975 года фотографировались у Валерия Плотникова. Эти снимки на совместной пластинке Высоцкого и Влади, а также на 6-й открытке в комплекте открыток "Владимир Высоцкий" (составитель А.Крылов). На этой гитаре нет обозначения ладов, подструнник заостряется к концам с небольшим утолщением, на месте перехода грифа в механическую часть вместо порожка необычный перегиб (он хорошо виден на открытке), на механической части по бокам наложены пластины (они хорошо видны на упомянутой совместной пластинке). Эта гитара прослеживается до 1979 года.
Похожая на нее гитара, с которой Владимир Высоцкий фотографировался 25 июля 1975 года на белом кубе у того же Валерия Плотникова (см. фото 5-й, 6-й и 8-й пластинок серии "На концертах Владимира Высоцкого, 10-ю открытку комплекта Андрея Крылова, стр. 128 1-ой книги Валерия Перевозчикова и книгу "Владимир Высоцкий - человек, поэт, актер") отличается тем, что лады у нее обозначены белыми кружочками, расположенными параллельно как 3:2:1 в три ряда поперек грифа, механическая часть обычная и при переходе ее в гриф хорошо виден белый порожек, на котором расположены струны. Срез грифа у гитары князей Гагариных гораздо выше над голосниковым отверстием и талия уже, чем у этой гитары. С этой же гитарой Высоцкий на фотографиях спектакля "Антимиры" в книге Аллы Демидовой (стр. 64, фото 7), в 1-й книге Валерия Перевозчикова (стр. 128, фото 6).
Гитара с двумя вырезами, у которой лады обозначены ромбиками, на фотографиях Н.Шабаева, снимавшего концерт Владимира Высоцкого 9 июля 1971 года на ТЗПП, а также на фотографиях концертов во Владивостоке в июле 1971 года(см."Вагант" N 5-91г.), на фото И.А.Чернова ("Вагант" N 6-91г.) и на 2-й пластинке серии "На концертах Владимира Высоцкого".
Видимо, эта же гитара, похожая на электрогитару, была у Высоцкого и в декабре 1970 года, когда они с Мариной Влади после свадьбы снимали квартиру у Капитолины Лазаренко в Каретном ряду. Там его видел Алексей Птицын: "Не знаю, у кого Высоцкий был в четвертом подъезде... У нас, вообще, молодежь была шумная: кто-то включит магнитофон наполную, кто-то еще что-нибудь... И, как сейчас помню, Высоцкий открыл балкон и пел песни под электрогитару. Не знаю, что за аппаратура была - это было очень громко. Пару раз все слышали, весь дом. Хорошо!"
Гитара с белым кантом по краю и коротким вырезом - на фотографиях В.Богачева, которые он снимал на концертах Владимира Высоцкого в Новокузнецке в марте 1973 года (см. "Вагант" N 6-90г. и N 10-91г.), а также в книге Любена Георгиева "Владимир Высоцкий", на фотографиях Е.Савалова 1974 года в путеводителе "Владимир Высоцкий в Москве", на съемках Венгерского ТВ в начале октября 1976 года, которые организовала венгерский режиссер Марта Мессарош (в 1975 году на московском кинофестивале Марина Влади познакомила ее с Высоцким), а также на фото 1978 года на французской студии звукозаписи и у Михаила Шемякина (см. книгу Павла Леонидова "Владимир Высоцкий и другие" (стр. 214 и 139).
Может, эта гитара появилась у Михаила Шемякина и осталась там для записей, которые делал Шемякин во время приездов Высоцкого? Но когда?
Гитара обычной формы с затененными краями зафиксирована в 1974 году на фотографиях В.М.Гривы, сделанных во время гастролей Театра на Таганке на КАМАЗе в июне 1974 года (см."Вагант" N 4-90г., 1-ю книгу Валерия Перевозчикова, стр. 129), на 60-летии Юрия Петровича Любимова 30 сентября 1977 года (см. книгу Эльдара Рязанова "Четыре вечера с Владимиром Высоцким", стр. 225 и 247), на фотографиях спектакля "Преступление и наказание" в 1979 году (см. книгу Аллы Демидовой, стр. 96 и книгу Эльдара Рязанова, стр. 12). Про эту гитару Виктор Шуляковский сказал, что это не концертная гитара, а обычная, фанерная, массового производства.


ДК г.Люберцы, 3 июля 1980г. Фото Е.Ковригина


Первой из гитар Шуляковского на фотографиях появляется гитара с головкой грифа в виде лиры и вырезом. Во всяком случае, похоже, что наиболее ранние ее появления - на видеосъемке у Людмилы Максаковой 26 сентября 1975 года, хотя качество съемки не дает возможности утверждать, что эта гитара - гитара с лирой. Та же гитара есть на фотографии 1975 - начала 1976 годов, где на Малой Грузинской в гостях у Владимира Высоцкого и Марины Влади - Кирилл Ласкари, Андрей Миронов и Лариса Голубкина (см."Вагант" N 9-92), на концерте Владимира Высоцкого в Ивантеевке 23 января 1976 года, на фотографии В.Кочкина (см. миниатюрное издание "Я. конечно, вернусь", стр. 276-277) и на концерте в МВТУ им.Баумана 6 марта 1976 года, фото А.Веселухина (см. "Ва-гант" N 1-91г.).
На более поздней фотографии Высоцкий с этой гитарой рядом с мужчиной в сомбреро (см. 3-ю книгу Валерия Перевозчикова, книгу Павла Леонидова и книгу "Владимир Высоцкий - человек, поэт, актер"). Эту фотографию относят к гастролям Театра на Таганке в Югославии в сентябре 1976 года, но, возможно, это съемка в августе 1977 года в Мексике.
Последнее известное нам изображение этой гитары - на фотографиях А.Стернина в декабре 1977 года на концерте в ДК Ильича (см. 7-ю и 11-ю пластинкисерии "На концертах Владимира Высоцкого, 7-ю и 8-ю открытки комплекта Андрея Крылова, 1-ю книгу Валерия Перевозчикова, стр. 128, книги Любека Георгиева и Эль-дара Рязанова).
Гитара с двумя грифами зафиксирована в руках Высоцкого на фотографиях Е.Миткевича, которые он сделал на концерте Высоцкого на заводе "Красной богатырь" в Кунцево (Москва) 28 ноября 1976 года (см. 1-ю книгу Валерия Перевозчикова после стр. 224), на концерте в ДК города Воскресенска 8 декабря 1976 года, на фото В.Васенина на 9-й пластинке серии "На концертах Владимира Высоцкого", в книге Аллы Демидовой на стр. 96 и на фотографиях Игоря Данилова, сделанных во время концерта Владимира Высоцкого на АЗЛК 7 января 1977 года.
Гитара с вырезом без лиры впервые появляется на видеосъемке в США в 1977 году, видимо, в том же августе, но после Мексики, так как на видеосъемке в Мексике волосы у Высоцкого более короткие. Выходит, что в эту поездку Владимир Семенович брал две гитары.
Фотографию с этой гитарой, которую относят к концерту в Северодонецке 25 января 1978 года (см. "Вагант" N 11-90г.) можно было бы считать наиболее ранней из фотографий, если бы Высоцкий на ней был в свитере, как он обычно выступал в холодное время года, а не в рубашке, как на этой фотографии.
На видеосъемке эта гитара еще без пятна под голосниковым отверстием, в дальнейшем выбитого пальцами. На фотографии, которую относят к Северодонецку, наличие или отсутствие пятна трудно рассмотреть. А вот на следующей по времени фотографии Н.Г.Токарева, сделанной на концерте в Люберецком ДК 10 аперля 1978 года пятно уже видно, но оно еще узкое. Постепенно оно расширялось... Следовательно, по величине пятна на гитаре можно установить дату съемки.
С этой гитарой Владимир Высоцкий ездил в турне по Америке во второй половине января 1979 года (см. фотографию в журнале "Америка"), с этой же гитарой он на фотографиях Н.Щербака в марте 1979 года на концерте в НИИстройфизики (см. "Вагант" NN 11-90г., 2-91г., 5-92г., 1-ю книгу Валерия Перевозчикова, стр. 128 и книгу Любека Георгиева), на видеосъемке В.Виноградова и фотографиях В.Меклера, снятых 16 апреля 1980 года во время концерта Владимира Высоцкого в Ленинграде на Малой сцене БДТ(см. 1-ю книгу Валерия Перевозчикова, стр. 233), об этой же гитаре Высоцкий говорил в "Монологе", на концертах, и, наконец, на последнем домашнем концерте у Вайнеров 30 июня 1980 года. Владимир Высоцкий говорил, что эта гитара - лучшая...
С этой гитарой Владимир Высоцкий выступал на своих последних концертах в Люберецком ДКЗ июля 1980 года (см. фото Е.Ковригина) и в тот же день в Лыткарино (см. фото А.Феоктистова в "Ваганте" N 1-92г., стр.3) и фото И.Чернова в этом материале, а также на концерте в МНИИЭМ 14 июля 1980 года (см.фото В.Нисанова на 20-й пластинке серии "На концертах Владимира Высоцкого").
И тем не менее, это гитара не Высоцкого и никогда ему не принадлежала. Это гитара - Виктора Шуляковского. Именно с ней он пришел в театр, и про нее Владимир Высоцкий сказал: "А мне твой отец может такую же сделать?" А о том, как она попала к Владимиру Высоцкому, рассказывает Виктор Шуляковский:
- У Володи была одна из последних гитар работы отца - красная. Это обычной формы гитара, выполненная в красном цвете - крашеный клен. У нее на верхней деке появились продольные трещины - результат рассыхания. Отчего это происходит, со стопроцентной точностью ответить трудно. Нарекания в этих случаях, как правило, адресуются мастеру, большей частью справедливо, так как трещины появляются, если древесина для изготовления инструмента подобрана не одинаково выдержанной. А это, увы, не всегда удается угадать.
Владимир отдал кленовую гитару отцу в ремонт. Другой большой концертной гитары он в этот период не имел, а приглашений для выступлений, как всегда, было много... И я дал ему свою палисандровую гитару с вырезом, надеясь, что после ремонта его кленовой, он мне вернет мою, палисандровую. Но, увы, починить красную гитару отцу не было суждено... Уже после его смерти я как-то хотел вернуть красную гитару Володе, а он сказал: "Но она же с трещинами! Давай уж я на твоей буду играть?!" Я ответил: "Играй пока, но кленовую я все-таки сам отремонтирую и верну тебе, а свою заберу". Это было для меня ответственное заявление - я брал на себя обязательство стать музыкальным мастером. После смерти отца мне пришлось заканчивать несколько незавершенных им гитар. Получилось прилично. Впоследствии я научился сам изготавливать гитары...
А через какое-то время у Владимира начались проблемы и с палисандровой гитарой. В результате явного механического повреждения (падения или удара) у гитары отбилась от корпуса верхняя дека и при малейшем натяжении струны она поднималась и коробка раскрывалась, как пасть рыбы, попавшей на сушу. Володя пытался ее настраивать, но как можно настроить гитару, если ходит верхняя, несущая струны, дека. Конечно, гитара фальшивила безбожно и создавалось впечатление, что она плохая. А гитара была великолепной... (К сожалению, Владимиру не всегда удавалось бережно обходиться с гитарами в быту. Был случай, когда он привез в мешке больше восьмидесяти кусков от какой-то гитары, и отец ее полностью восстановил.)
Кроме того, на той же верхней деке стал образовываться новый, хоть и несущественный, но заметный изъян. Владимир играл боем, переборами пальцев почти не пользовался, хотя у него было, как мне кажется, желание освоить пальцевые штрихи. Иногда он говорил мне: "Когда ты научишь меня играть по-нормальному?" Я отвечал: "Давай, когда хочешь, в любой момент будем упражняться." Но у него все руки не доходили...
Итак, Владимир играл ритмическим боем, в чем-то заимствованным у нашего замечательного артиста и музыканта Виталия Шаповалова. Однако, при этом руки у Володи соскакивали со струн и повреждали деку. От многочисленных ударов в месте касания пальцев на деке появились выбоины, как рябь от оспы. Отдать гитару мне в ремонт Владимир не решался, может, из-за очень плотного концертного графика, может, из опасения, что я оставлю ее у себя...
И все таки, в самый последний раз, когда мы случайно встретились с Владимиром, договоренность о ремонте была достигнута. Было это 12-го или 13-го июля 1980 года. Мы с Алешей Зайцевым и Рамзесом Джабраиловым зашли в ВТО выпить по стаканчику в память об актере Театра на Таганке Арнольде Колокольникове, который умер 10-го июля. Выйдя на улицу, у входа встретили Владимира Высоцкого с Янкловичем, который потом куда-то отошел, а мы вчетвером немного поговорили. Настроение у всех было паршивое. Владимир хорошо относился к Колокольникову и чувствительно переживал его смерть... Вот тогда я и сказал ему: "Привози "палисандровую", я приведу ее в порядок и снова отдам тебе". Владимира это предложение обрадовало, но... привезти гитару он не успел. 25-е июля наступило раньше...
Нина Максимовна считает, что палисандровая гитара с вырезом принадлежала Владимиру. У нее вполне могло сложиться такое впечатление, так как я часто давал ее Владимиру для концертов, а с 1979 года моя гитара находилась у него постоянно. Нг главное сейчас не в этом. Главное - гитара, к сожалению, по-прежнему находится в разбитом состоянии: дека отклеена и началась деформация обечаек (боковой восьмерки). Если ее не привести в порядок, гитара погибнет...
25 июля 1992 года, в день Памяти Владимира Высоцкого, Нина Максимовна преподнесла эту гитару в дар музею В.С. Высоцкого. Мы разговаривали с Ниной Максимовной, и она, конечно, согласилась, что гитару надо срочно отремонтировать...
А гитару с головкой грифа в виде лиры Владимир специально не заказывал. Видимо, это была инициатива самого Александра Викторовича Шуляковского. Гитара с двумя грифами Владимиру понравилась из-за оригинальной формы. Это старинный цыганский вариант гитары. Струны на добавочном грифе звучат всегда открытыми (не прижимаются), создавая гармоническую полноту. Вторым грифом Владимир никогда не пользовался...
Одну или две гитары работы А.В.Шуляковского Владимир Высоцкий оставил в Париже...


г. Лыткарино, 3 июля 1980г. Фото И. Чернова


Была у Владимира Семеновича еще одна гитара, которую ему подарил хирург Владимир Иванович Баранчиков после 1977 года. (История подарка такова: В.И.Баранчикову гитару подарил художник Шестопал Михаил Николаевич, которому гитара досталась в наследство от тестя, великого актера, умершего в 60-х годах, а ему эту гитару подарили цыгане). "Гитара без выреза, с обычным грифом, только у голосового отверстия была надпись - рассказывает Михаил Николаевич - не знаю, сохранилась ли она после реставрации (гитара развалилась и была отдана в ремонт). Очень хороший звук у этой гитары. Володя всегда был с ней на концертах и в компаниях." Владимир Иванович Баранчиков говорит, что сейчас эта гитара на Малой Грузинской, Нина Максимовна называет ее "баранчиковской", у нее гриф тоньше обычной и обозначение ладов коричневого цвета. Теперь у нее нет хозяина (Владимир Иванович играет на шестиструнной гитаре), как и у гитары с двумя грифами, которая тоже находится на Малой Грузинской. А где другие гитары, кто знает...







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 519. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия