Владимир Высоцкий: гитары Шуляковского
"У МЕНЯ ГИТАРА ЕСТЬ..."
Впервые о гитаре мастера Шуляковского я услышала от заведующей методкабинетом Люберецкого Дома Культуры, когда расспрашивала ее о концертах Высоцкого у них в ДК. Она помнит, что на одном из концертов Высоцкий сказал, что знает этот Дворец культуры, так как в нем работал мастер Шуляковский, который делал ему гитару, и сын которого - артист Театра на Таганке.
Коллекционер Петр Сатуров подобрал мне снимки люберецких фотографов Н.Г.Токарева, А.А.Савинова, Е.Н.Ковригина и лыткаринских фотографов А.А.Феоктистова, И.Чернова и определил, что на концертах в Люберецком ДК (10.04.1978г. и 03.07.1980г.), а также в Лыткаринском ДК "Мир" (03.07.1980г.) Владимир Высоцкий выступал с гитарой Шуляковского.
Кто же такой - мастер Шуляковский?
Я встретилась с его сыном, артистом Театра на Таганке, Виктором Александровичем Шуляковским и попросила его рассказать об отце.
МАСТЕР
- Мой отец Александр Викторович Шуляковский родился в 1906 году в Киеве.
До революции он успел закончить два класса Первой киевской гимназии, затем учился на рабфаке, поступил в политехнический институт и в 1932 году закончил его, получив специальность инженера-электрика. Он занимался электрооборудованием подвижного состава: электропоездов, трамваев, фуникулеров... Одно время руководил трамвайным трестом в Запорожье. Когда началась война, отец был направлен на Урал в Нижний Тагил, где занимался электрооборудованием советских танков. Были у отца и печатные труды по теме контактных сетей на электроподвижном транспорте.
Позднее, однако, Александру Викторовичу пришлось уйти в другое дело. После войны у него не было возможности вернуться в Киев, и с 1946 года он начинает трудиться на черниговской фабрике музыкальных инструментов, вначале в должности начальника экспериментального цеха, а затем - главным инженером.
Как же инженер-электрик попал на музыкальное производство? Дело в том, что еще в начале 30-х годов, во время учебы в КПИ, Александр Викторович параллельно обучался на вечернем отделении Киевской консерватории по классу народных инструментов: гитара, балалайка, мандолина (домра)... Он был прекрасным балалаечником, великолепно играл пьесы Андреева, Веньявского и других. Примерно в тот же период в оркестре народных инструментов под руководством Марка Гелиса, впоследствии профессора киевской консерватории, отец играл на мандолине и гитаре. В начале 50-х годов Александр Викторович был переведен в Одессу директором одесской фабрики пианино и по-совместительству преподавал в Одесской государственной консерватории. В 1954 году он снова возвратился в Чернигов на должность главного инженера. То обстоятельство, что отец сочетал в себе инженера и музыканта, его искренняя любовь к народной музыке и инструментам, дало ему возможность стать отличным музыкальным мастером. Вот что писал об Александре Викторовиче в 1965 году журнал "Украина":"... На музыкальной фабрике Александр Викторович ведет ансамбль гитаристов. Этот маленький коллектив не раз слушали в Чернигове, приглашали в Киевскую консерваторию. Инструменты у музыкантов - своего производства. Треть гитар, выпускаемых фабрикой, - сделана по моделям, предложенным Шуляковским."
Руководя на черниговской и одесской фабриках работой музыкальных мастеров, Александр Викторович проповедовал простой принцип: "Делаешь инструменты - умей играть на них!", - и сам был тому заразительным примером. По его инициативе в техникуме деревообрабатывающей промышленности, действующем при черниговской музыкальной фабрике, ввели как обязательные дисциплины - основы акустики, курс игры на фортепиано и народных инструментах. Куда бы его ни закинула судьба, отец создавал ансамбли и оркестры и сам самозабвенно в них трудился, оркестрируя партитуры и дирижируя... Известный московский искусствовед профессор В.П.Машкевич как-то пошутил: "Если бы Шуру Шуляковского одного на парашюте выбросить на полюс, то через пару недель там бы возник оркестр белых медведей, играющих на гитарах и балалайках."
"Александр Викторович подготовил методику преподавания игры на гитаре - читаем дальше в журнале "Украина". - Двадцать лет он отдал этой работе, проштудировал большое количество школ гитарной классики разных стран. У него огромная библиотека, посвященная гитарному искусству, в которой есть уникальные издания. Многие его ученики благодарны ему за науку, а некоторые, начинавшие заниматься гитарой в ансамбле Шуляковского, стали знаменитыми музыкантами".
Виктор Шуляковский. Фото А.Стернина
В 1966 году отца перевели в Киев, в главмузпром, начальником производственно-технического отдела. Формально это было повышение в должности, но служба в главке носила бюрократический характер, и в 1968 году, выйдя на пенсию, Александр Викторович все свое свободное время отдавал любимому делу: своими руками, начиная с нуля, изготавливал гитары разных моделей и конструкций. На основе работ выдающихся мастеров прошлого отцу удалось создать свои оригинальные, прекрасно звучащие инструменты.
От кого у отца музыкальные способности, я не знаю. Его отец, а мой дед, Виктор Александрович, служил смотрителем зданий Юго-западной железной дороги. По тому времени - должность достаточно престижная и ответственная. Дед был отличным рисовальщиком - писал маслом копии известных мастеров. У нас в доме было несколько его картин. Отец тоже писал копии, и эти работы, с моей точки зрения, выполнены отлично. А были ли в семье музыканты, я просто не знаю...
Когда после армии я учился на актерском факультете театрального училища имени Щукина, родители поменяли Киев на Люберцы и поселились в доме напротив Люберецкого ДК. Это было в 1972 году. В этом Дворце культуры Александр Викторович вел гитарную студию и продолжал заниматься изготовлением и ремонтом гитар. А в 1976 году мы переехали в Москву.
Закончив в 1973 году училище, я проработал год в театре имени Н.В. Гоголя, а в начале театрального сезона 1974 года пришел показаться в Театр на Таганке. Обычно актеры играют драматические отрывки, читают стихи или прозу, наконец, поют или плящут. А я... сыграл на гитаре вальс ми-минор А.Иванова-Крамского и первую часть "Астурии" И.Альбениса, после чего Юрий Петрович Любимов принял меня в театр. Владимир Высоцкий, - присутствовавший на просмотре, сказал: - Ух, какая гитара, старичок! Откуда она у тебя? - Отец сделал. - А мне он может такую сделать?
И отец сделал. И не одну. И не только ему. Гитары работы А.В.Шуляковского есть у многих артистов Театра на Таганке: Валерия Золотухина, Анатолия Васильева, Ивана Дыховичного, Дмитрия Межевича, Станислава Холмогорова и других. А Владимиру Высоцкому отец сделал несколько гитар: четыре или пять. Были и с вырезом, и обычной формы, и с головкой грифа в виде лиры, и с двумя грифами. Владимир Высоцкий был постоянным заказчиком: несколько раз приезжал в Люберцы...
Однажды днем, после репетиции, Володя предложил: "Давай съездим ко мне - сыграешь Марине Высотского". Он говорил о Михаиле Тимофеевиче Высотском, выдающемся русском гитаристе-семиструннике начала прошлого века. Владимир всегда с гордостью упоминал о том, что у него был такой гениальный однофамилец. Мы поехали на Малую Грузинскую, и я играл Володе с Мариной пьесу М.Т.Высотского "Пряха".
Владимир всегда с большой теплотой говорил о моем отце, как о мастере. С гитарой его работы он ездил в концертное турне по Америке. Когда 8 ноября 1979 года Александр Викторович умер, Володя выразил мне соболезнование и сказал: "Прости, зайти не могу. У меня со смертью свои отношения, ты скоро это поймешь!" Это он говорил после своей клинической смерти в Бухаре 25 июля 1979 года и за несколько месяцев до трагического 25 июля 1980 года...