Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 6. Психологическое направление в социологии









Подводя в целом итоги возникновения и развития психологического на­правления в социологии во второй половине XIX — начале XX в., следует отметить, что это был важный шаг на пути приближения к целостному ана­лизу конкретных проблем личности, социальной группы, общества. Это на­правление отразило интерес социологии к внутреннему миру человека, к со­циально-психологическим отношениям между общностями. В рамках психологического направления был преодолен биологический редукцио­низм. В отличие от социал-дарвинизма и органицизма представители пси­хологического направления видели в усложнении форм общественной жиз­ни результат развития сознательного начала, т.е. разумного управления социальными процессами.

Сторонниками психологического направления в социологии были по­ставлены и проанализированы важные проблемы общественного, группово­го (коллективного) и индивидуального сознания, касающиеся его природы, механизмов, структуры, функций. Они во многом способствовали более строгому, чем раньше, объяснению группового и индивидуального поведе­ния, причем для этого были использованы и проанализированы явления психического заражения, внушения, подражания. Были созданы предпосыл­ки для исследования, и начато изучение общественного мнения, средств мас­совых коммуникаций. Теоретические концепции представителей психологи­ческой социологии становились все более аналитическими, что в немалой степени способствовало появлению новой науки на «стыке» социологии и психологии — социальной психологии. Широкие социальные проблемы по­лучали свое конкретное рассмотрение на уровне группового (межгруппово­го) и межличностного взаимодействия. Все это означало важный шаг на пу­ти перехода от макросоциологической к микросоциологической парадигме.

Однако на смену биологическому пришел новый вид редукционизма — психологический, сводивший всю совокупность социальных связей, отноше­ний, процессов, взаимодействий к психическим. Это означало отказ от иссле­дования общества в институциональном разрезе, от полномасштабного изу­чения социальной структуры, социальной динамики, социальных общностей в их единстве и взаимосвязи. Нужны были принципиально новые взгляды на социологию как науку, ее предмет, возможности и перспективы. Значитель­ную роль в этом плане сыграла классическая немецкая социология и ее вы­дающиеся представители — Ф. Теннис, Г. Зиммель, М. Вебер.

Вопросы и задания

1. Чем вы можете объяснить усиление психологических тенденций в социологии в конце XIX в.?

2. Раскройте существо психологического направления в социологии и охарактеризуй­те основные самостоятельные ответвления в его структуре. Подчеркните отличи­тельные особенности каждого ответвления.

 


 

Часть I. Классический этап


3. Какие разрабатываемые психологическим направлением проблемы особенно aiciy-
альны в современных условиях?

4. В чем состоят особенности учения Л. У орда о социальных силах? Расскажите о нем
подробно.

5. Почему Ф. Гиддишта считают одним из наиболее крупных представителей психо­
логической социологии? Аргументируйте свой ответ.

6. Что дал социологии инстинктивизм как одно из ответвлений в структуре психологи­
ческого направления? Охарактеризуйте социологические взгляды У. Мак-Дугалла.

7. Как бы вы раскрыли особенности психологии народов в учении В. Вундта?

8. Дайте характеристику групповой i геихологии й выявите существо взглядов Г. Лебо-
на. Молено ли его считать представителем социологии? Ответ аргументируйте.

9. Чем теория подражания Г. Тарда отличается от других течений психологической) на-

правления в социологии? Охарактеризуйте творчество французского мыслителя.

10.Покажите процесс зарождения интеракционизма. Почему Ч. Кули считают его ос­
нователем?

11.Проанализируйте учение Ч. Кули о первичных и вторичных группах.

Литература

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

Бараз/ова Е.С Американская социология (традиции и современность). Екатеринбург; Бишкек, 1997.

Волков Ю.Г., Нечипуренко В.П., Самьиии СИ. Социология: история и современное! ь. М.; Ростов п/Д., 1999.

Вупдт В. Проблемы психологии народов // Западно-европейская социология XIX — на­чала XX веков: Тексты. М., 1996.

Гиддишс Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль. М., 1996.

Громов ИЛ., МацкевичА.Ю., Семенов В А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.

История социологии. Минск, 1993.

История социологии в Западной Европе и США. М.,1999. '

История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997. Т. 1.

Капитонов Э.А. История и теория социологии. М., 2000.

Кули Ч. Социальная самость. Первичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996.

Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000.

Култыгж В.П. Французская классическая социология XIX — начала XX веков. М., 1991.

Култыгип В.П. Классическая социология. М., 2000.

Лебон Г. Психология народов и масс // Западно-европейская социология XIX — нача­ла XX веков: Тексты. М., 1996.

Лебон Г. Психология масс. Минск; М., 2000.

Тард Г. Социальная Логика // Западно-европейская социология XIX — начала XX веков: Тексты. М„ 1996.

Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996.


Глава 7

Классическая немецкая социология.

Социологическое творчество Ф. Тенниса

§ 1. Понятие и общие черты классической немецкой социологии

I la рубеже XIX—XX вв. появились новые, крайне важные социологические концепции, которые привели к профессионализации и ипституциопализа-ции социологии, выходу ее на принципиально иной уровень теоретического развития. Значительную роль в данном процессе сыграло творчество круп­нейших немецких социологов этого периода Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, М. Ве-бера. Несмотря па значительные различия между их концепциями, есть и немало общего, того, что позволяет рассматривать идеи названных авторов в рамках единого направления — классической немецкой социологии.

В этом названии видна явная аналогия с немецкой классической фило­софией, представленной именами И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Ге­геля, Л. Фейербаха. То, что сотворили «великие немцы» в конце XVIII — первой половине XIX в. для философской науки, возможно, не в той степе­ни, но было воспроизведено (по уровню и силе воздействия) в социологиче­ской пауке почти па столетие позднее. Но здесь необходимо учитывать, что при всем интеллектуальном влиянии классической немецкой философии, да и не только се, а в целом философской науки на «остальных» социальных мыслителей, она встречала с их стороны определенное, порой сильное идей­ное сопротивление. В первых рядах «сопротивляющихся» находились сто­ронники зарождающейся пауки социологии.

Далеко не все философские концепции принимались социологами. И уж конечно, встречало резкое неприятие со стороны последних негативное в своей основе отношение философов к социологической пауке. Не следу­ет забывать о том, что в университетах Германии преподавание всех соци­альных паук сосредоточивалось на кафедрах философии и было целиком под контролем представителей этой дисциплины. Сразу после революции 1848 г. наметившийся консервативный поворот в философии Германии оказался направленным против специальной науки об обществе. Ее разви­тие считалось вредным и недопустимым, поскольку она могла выступить с критикой прусской государственной идеи, содержащей в себе призыв к национальному объединению в рамках Германской империи.



Часть I. Классический этап


 


I

А i

^

I i


Поэтому, даже несмотря на то, что становящаяся на ноги немецкая социо­логия была тесно связана с философскими концепциями и являлась в основе своей теоретико-методологической, а не эмпирической дисциплиной, она вос­принималась консервативной социальной наукой как «инородное тело». Ре­акция его отторжения была, пожалуй, наиболее типичной для немецких уни-1 верситетов. В этих условиях утверждение немецкой социологии в качестве самостоятельной и автономной науки, ее институционализация проходили достаточно сложно и длительно.

Соединяя в одно целое творчество Тенниса, Зиммеля, Всбера, необхо­димо понимать определенную условность такого единства. Внутри этой великой «троицы», вероятно, имеет смысл выделить создателей формаль­ной социологии Тенниса и Зиммеля (Вебер также тяготел к ней, но не столь явно).

Что это такое — формальная социология? Ее сторонники придавали особое значение форме, структурированию, классификации обществен­ных явлений и процессов. Они стремились рассматривать социальные процессы и отношения в рамках многообразных и детальных классифи­каций социальных форм, «укладывая», «упаковывая» в них самые раз­личные общественные структуры, действия и тенденции.

Итак, мы назвали две общие черты классической немецкой социоло­гии, представленные в творчестве Тенниса, Зиммеля, Вебера. Это ее тео­ретико-методологическая нацеленность на постановку и изучение широ­ких социальных проблем и «формальный» характер. И та, и другая черта далее будут конкретно раскрываться на материалах, характеризующих творчество всех трех социологов.

Помимо сказанного, следует отметить, что классическая немецкая со­циология была антипозитивистской по своей направленности и содержа­нию (исключая, пожалуй, творчество Тенниса, который следовал ряду требований и принципов позитивизма и, что уж совершенно точно, не подвергал его «остракизму»). Ближе к концу XIX в. в адрес позитивист­ской социологии стало раздаваться все больше критических замечаний в связи с тем, что в теоретических исследованиях ее представителей игно­рировались особенности социальных явлений и процессов. Наиболее сильная реакция на «засилье» позитивизма, рассматривавшего их как часть природы, последовала со стороны немецких социологов. В их кон­цепциях общество как объект исследования и в особенности человек чет­ко противопоставлялись природе.

Конечно, в антипозитивистской направленности немецкой социоло­гии значительную роль сыграли гносеологические традиции немецкой философии — как классической, так и неокантианской. Наиболее видные представители философии конца XIX в. В. Дильтей, Г. Риккерт, В. Вин-дельбанд, под сильным влиянием идей которых находились немецкие «классические» социологи, вообще ставили под сомнение существование


I


Глава 7. Классическая немецкая социология. Социологическое творчество.. 119

и необходимость социологии как науки — на том основании, что извест­ная им ее позитивистская разновидность претендовала на роль обобще­ния исторического процесса развития общества и человека. По их мне­нию, ни человек, ни общество не могут быть поняты и осмыслены через их включение в природный мир на правах его части.

Несмотря на теоретико-методологическую ориентированность класси­ческой немецкой социологии, она оказалась серьезной основой для возник­новения и развития эмпирической социологии в XX в. Более того, Теннис и Вебер сами были участниками эмпирических исследований. В этом так­же общая черта, присущая немецкой классической социологии.

Еще одна свойственная ей и достаточно типичная характеристика — акцепт на исследовании социального действия и взаимодействия (осо­бенно это было присуще Зиммелю и Веберу), которые, но существу, пре­вратились в основную «клеточку» при изучении общества и человека. Многочисленные классификации и типологии, главная среди которых — выделение четырех типов социального действия Вебером, сыграли замет­ную роль не только в концепциях самих немецких «классиков», но и в по­следующем развитии социологической науки.

Завершая рассмотрение общих черт, присущих классической немец­кой социологии, нельзя не отметить подлинной энциклопедичное™ ее наиболее выдающихся представителей, их чрезвычайно широких науч­ных интересов и глубокого следа, который они оставили как в социоло­гии, так и в смежных общественных и социально-гуманитарных науках (исторической, экономической, правовой, религиоведческой, философ­ской и др.). Благодаря их усилиям социология а Германии сделала реша­ющие шаги в направлении институционализации, широкого обществен­ного (государственного) признания и превращения в одну из наиболее значимых форм социальной деятельности.

Научные труды и практическая работа Тёшшса, Зиммеля, Вебсра про­будили громадный интерес к социологии, способствовали формированию социальной потребности в ее развитии и в дальнейшем — высокой общест­венной оценке их деятельности. Один лишь, казалось бы, незначительный факт, но он представляется в высшей степени важным. В Мюнхене, где про­шли последние годы жизни и работы в университете Вебера, одна из цент­ральных площадей и станций метро названа его именем. Нам неизвестен другой такой же случай, связанный с данью памяти какого-либо социолога (исключая Маркса в бывших странах социализма, где возводились памят­ники, назывались его именем центральные улицы и площади городов; но в данном случае речь шла о нем не как о социологе, а как об основателе ком­мунистической идеологии). Тем значимее приведенный факт, который, среди многих других, свидетельствует о том, что классической немецкой социологии, ее наиболее выдающимся представителям удалось реализо­вать поставленные задачи.



Часть I. Классический этап


 


I

i i i


§ 2. Социологическое творчество Ф. Тенниса Основные вехи жизненного пути

Фердинанд Теннис (1855 — 1936), один из основателей формальной социо­логии, родился в Германии в семье богатого крестьянина. В молодости по­лучил хорошее образование, изучал историю, философию, археологию, экономику, статистику, классические языки. В 1872 г. поступил в универ­ситет г. Страсбурга, завершил образование в 1875 г. в Университете г. Тю­бингена, защитив диссертацию по классической филологии. Главная рабо­та, содержащая основную социологическую концепцию и принесшая Теннису впоследствии мировую известность и славу, - «Общность и об­щество» (1887). Другие работы — «Преступность как социальное явле­ние» (1909), «Мораль» (1909), «Критика общественного мнения» (1922), «Собственность» (1926), «Прогресс и социальное развитие» (1926), «Вве­дение в социологию» (1931).

Академическое призвание пришло к Теннису поздно, свидетельством чего явилось приглашение его на работу па должность профессора Киль-ского университета в 1913 г. С 1921-го по 1933 г., т.е. вплоть до прихода фа­шистов к власти, он читал лекции по социологии в этом университете. В 1933 г. новый правящий режим уволил демократически мыслящего про­фессора и врага этого режима с работы. В 1909 г. во Франкфурте состоя­лось учредительное заседание Немецкого социологического общества, од­ним из основателей которого (вместе с Зиммслем, Зомбартом, Вебером) был Теннис. В этом же году он был избран его президентом и оставался им бессменно до 1933 г., когда нацисты разогнали общество. Вплоть до по­следних дней жизни Теннис боролся с национал-социализмом.

До этого он активно участвовал в поддержке социал-демократического и рабочего движения, выступил в защиту Кильской стачки (j 896—1897), отстаивал свободу слова и право на образование профсоюзов. Чисто прак­тическая, социальная и политическая деятельность Тенниса характеризо­вала его не только как ученого, но и как демократа и антифашиста, консти­туционалиста и социал-реформиста. В последние годы жизни, работая в условиях фашистского режима, он, в отличие от многих коллег, покинув­ших Германию, остался в стране и мужественно отстаивал антифашист­ские позиции. Бесстрастный ученый и яростный политик — таким Теннис запомнился людям, которые с ним общались и хорошо его знали.

Далее будет охарактеризована концепция и основные взгляды прора­ботавшего в социологии более 50 лет немецкого ученого с использовани­ем в качестве первоисточника и материала для ссылок статьи Тенниса «Общность и общество», написанной для «Настольного словаря но со­циологии» в 1931 г. В отличие 6т одноименной книги (где социологичес­кая концепция автора приведена в довольно сложной форме), эта статья отличается относительной простотой и доступностью изложения и, по су-


Глава 7. Классическая немецкая социология. Социологическое творчество... 121

ществу, воспроизводит все основные положения и понятия главного тру­да его жизни.

Предмет социологии

Необходимо начать с того, что Теннис понимает под социологией. «Социо­логия, - пишет он, —:ж> исследование человека, но не его телесного, душев­ного, а его социального существа, стало быть, телесного и душевного лишь постольку, поскольку оно обусловливает социальное» [1998. С. 207]. Соци­ология изучает различия в отношениях между людьми. Немецкий социолог пишс'1 о таких из них, как различия между знанием и незнанием (знакомос-тыо и чуждостью в терминологии Тенниса), симпатией и антипатией, дове­рием и недоверием. Но главный тин (или форма) различий характеризует­ся наличием или отсутствием связанности между людьми.

Теннис говорит о том, что у социологии как особой пауки есть свои спе­цифические предметы. Эго — «вещи», имеющие место только в социальной жизни. «Они, — пишет социолог, — продукты человеческого мышления и существуют только для человеческого мышления, но в первую очередь — для мышления самих социально связанных людей...» [Там же. С. 214]. Эту «связанность» людей (т.е. различные формы социальных связей между ни­ми) и изучает социология.

По существу, речь идет об исследовании взаимозависимости и взаи­модействия людей. В качестве простейшего случая социальной связанно­сти Теннис анализирует обмен. Он говорит, чго «если всякую взаимную деятельность и всякое взаимное содействие понимать как обмен, то оче­видно, что любая совместная жизнь также есть беспрерывный обмен вза­имной деятельностью и взаимным содействием — и тем в большей мере, чем эта совместная жизнь интимнее...» |Там же. С. 213].

Но, конечно же, социальные связи не ограничиваются только обменом. Они гораздо более многообразны, а их типы и формы положены в основу со­циологической концепции Тенниса. Он сопоставляет (а в известной мере, и противопоставляет) два типа связей и соответствующих им типа общества. Первый тин социальных связей он определяет как общинные (общностные), второй — как общественные. Общинные (общностью) связи обусловливают­ся такими психологическими характеристиками как душевная близость, склонность людей друг к другу, наличие эмоций, привязанности, личных пе­реживаний. Общественным связям присущи характеристики рационального плана: обмен, торговля, выбор. Первый тип отношений свойствен преимуще­ственно патриархально-феодальным обществам, второй — капиталистичес­ким. Общинные (общностные) отношения включают в себя родовые отноше­ния, отношения соседства и дружбы. Общественные отношения имеют вещную природу и строятся в рамках принципов и структур рациональности.

В общине (социальной общности) доминируют чувства, инстинкты, органические человеческие отношения. В обществе превалируют расчет-



Часть I. Классический этап


 


4

I


ливый разум, абстракции, механические рациональные отношения. 064, щина (общность) выступает как неформальная социальная группа, обще-| ство — как совокупность формальных социальных групп.

Эти два ряда связей — общинные (общностные) и общественные — ха-1 рактеризуют отношения людей не только друг к другу, но и к обществу.' В общине (общности) социальное целое логически предшествует частям, в обществе, наоборот, социальное целое складывается из частей. Разли­чие общины (общности) и общества — это различие органической и меха­нической связи (солидарности) составляющих социальное целое частей. Впоследствии эту идею широко использовал французский социолог Дюркгейм в своей концепции социальной солидарности, базирующейся па его теории разделения общественного труда.

В социологической концепции Тенниса два типа отношений, соответст­венно, два типа организации социальной жизни тесно связаны с двумя тина- ^ ми воли — естественной, инстинктивной и рассудочной, рациональной. Первый тип воли является фундаментом общинных (общностных) связей, 1 второй — общественных связей. Немецкий социолог уделял большое значе-' ние проблеме волеиия. «Это общечеловеческое воление, — писал Теннис, — способность хотеть, понимаемая нами как естественная и изначальная, ис­полняется в способности мочь и существенно обусловлена взаимодействи­ем с ней» [Теннис. 1998. С. 216]. Социальная связанность между людьми ос­нована на том, что воля одного влияет на волю другого, либо стимулируя, либо сковывая ее.

В отношении понимания воли Теннисом есть две точки зрения. Предста­вители первой полагают, что тот большой интерес, который уделялся не­мецким социологом проблеме воли (воления), свидетельствует о исихоло-; гизме его концепции. Однако есть и другая позиция, согласно которой воля вряд ли трактуется ученым как психологический фактор. Скорее всего, она отождествляется в его концепции с разумом. Отсюда побуждение к соци­альному взаимодействию, которое идет, по мнению социолога, от воли, име­ет не столько психологический, сколько рациональный характер.

Учение о формах социальной жизни

Общность и общество выступают у Тенниса как основные критерии клас­сификации социальных форм. Сами формы социальной жизни подразде­ляются социологом на три типа: а) социальные отношения; б) Группы, со­вокупности; в) корпорации, или соединения, союзы, объединения, товарищества. Названные типы форм социальной жизни характеризуются историками социологии как одна из самых первых попыток рассмотреть социальную структуру общества.

«Социальное отношение, — говорит Теннис, — самая общая и простая со­циальная сущность, или форма. Но у него и самые глубокие корни; ибо оно зиждется отчасти на первоначальных, естественных, действительных обсто-


Глава 7. Классическая немецкая социология. Социологическое творчество... 123

ятельствах жизни как причинах взаимной связи, взаимной зависимости и взаимной привязанности между людьми, отчасти — на глубинных, наиболее общих, необходимейших человеческих потребностях» [Там же. С. 219]. Со­циальные отношения имеют объективный характер. Они существуют тогда, когда не только чувствуются и осознаются участвующими в них людьми, но и признаются ими в качестве необходимых для осуществления взаимных действий. Теннис подчеркивает, что следует различать социальные отноше­ния товарищеского тина, социальные отношения по типу господства и сме­шанные отношения. Каждый из этих типов отношений имеет место как в ор­ганизации общности, так и в общественной организации.

Совокупность социальных отношений между более чем двумя участни­ками являет собой «социальный круг». Это ступень перехода от социальных отношений к группе или совокупности. Совокупность — второе понятие формы (после социальных отношений); «сущность социальной совокупно­сти заключается в том, что естественные и душевные отношения, образую­щие ее фундамент, сознательно принимаются, а стало быть, их сознательно хотят. Это явление наблюдается повсюду, где происходит народная жизнь, в многообразных формах общностей, например в языке, укладе жизни и обычаях, религии и суевериях...» [Там же. С. 223]. Группа (совокупность) образуется тогда, когда объединение индивидов рассматривается им как не­обходимое для достижения какой-то специфической цели.

Далее Теннис продолжает: «К совокупности также применимы понятия общности и общества. Социальные совокупности имеют общностный ха­рактер постольку, поскольку те, кто в них входит, мыслят их данными от природы или сотворенными сверхъестественным волением; самым простым и наивным образом это выражается в кастовом устройстве Индии» [Там же. С. 219]. К этой второй форме (совокупности, группе) тоже (как в случае с со­циальными отношениями) применяется классификация человеческих от­ношений по критерию «господство — товарищество».

Третья форма, рассматриваемая ученым, — корпорация. Она возни­кает тогда, когда социальная форма обладает внутренней организацией, т.е. те или иные индивиды выполняют в ней определенные функции. «Ее (корпорации. — Г.З.), — пишет социолог, — отличительной чертой является способность к единому волению и деянию — способность, ко­торая наиболее явно представлена в способности к принятию реше­ний...» [Там же. С. 224]. Корпорация может возникнуть из естественных отношений (Теннис приводит в качестве примера кровно-родственные связи), из общего отношения к земле, из совместного проживания и вза­имодействия как в сельской местности, так и в городе. Применительно к корпорации имеет место та же самая процедура рассмотрения челове­ческих отношений по критерию «товарищество — господство» с после­дующим членением типов социальных связей на общностные (общин­ные) и общественные.


124 Часть I. Классический этап

Как видно, предложенная классификация социальных форм, включаю-1 щая три перекрещивающиеся «группировки» понятий (первая: социальные отношения, совокупности, корпорации; вторая: товарищество, господство; третья — общность (община), общество), является достаточно сложной для понимания и объяснения исторического развития и актуального «среза» со­циальной действительности. Она позволяет лишь описагь с позиции социо­логического «формализма» (увлечения формой, иногда в ущерб содержа­нию) некоторые изменения изучаемой социальной реальности.

Еще одна классификация Тенниса касается социальных норм, дейп вую-щих в каждом типе социальной организации. Все нормы, по мнению немец­кого социолога, делятся на: 1) нормы социального порядка; 2) правовые нор­мы; 3) моральные нормы. Первые основаны на общем согласии, они определяются нормативной силой фактов. Вторые создаются либо на базе формального законодательства, л ибо во:л i икают из обычаев. Трс i ьи ус i ai шв-ливаются религией либо общественным мнением. Все три вышеназванных типа норм, в свою очередь, делятся па общинные (присущие только общине) и общественные. Таким образом, в трактовке проблемы норм и их i ипов дей­ствуют те же правила, что и в классификации основных социальных форм.

Основываясь на различиях социальных форм, Теннис утверждает, что по мере их развития от первоначального базиса совместной жизни возни­кает индивидуализм, который является провозвестником перехода от общ­ности к обществу. Один из вариантов описания такого перехода, связанно­го с появлением индивидуализма, выглядит следующим образом: «...убавляется не просто социальная жизнь, а общиостпая социальная жизнь — развивается, приобретает все большую власт ь, и, наконец, получа­ет превосходство другое, новое взаимодействие, происходящее из потреб­ностей, интересов, желаний, решений действующих личностей. Таковы ус­ловия «гражданского общества»» как радикальной формы разнообразных! явлений, которые охватываются социологическим понятием общее! ва и iiq своей тенденции безграничны, космополитичны и социалистичиы» [Tein пис. 1998. С. 226]. Это общество — по существу речь идет о капиталист ич ском обществе — представляет собой совокупность семей и индивидов пре­имущественно экономического характера.

Учение о социальных формах является предметом рассмотрения чистой, или теоретической, социологии. Об этом следует специально сказать, учиты-. вая, что Теннис пытался создать в социологии единую и логически стройную систему понятий, представить эту науку как многоуровневую. Он различал" чистую (теоретическую), прикладную и эмпирическую социологию. Первая анализирует общество в состоянии статики, вторая — динамики, третья ис­следует факты жизни современного общества па основе статистических дан­ных. Поэтому эмпирическая социология была названа им социографией.

Сам Теннис проводил эмпирические (социографические) исследова­ния, касающиеся преступности, самоубийств, развития промышленности,


Глава 7. Классическая немецкая социология. Социологическое творчество...



демографических изменений, деятельности политических партий и др. Как видно, круг интересов немецкого социолога к эмпирическим пробле­мам был достаточно широким. Причем некоторые из его исследований были весьма скрупулезными.

Соотношение социологии и политики

Интерес в творчестве Тенниса представляет проблема соотношения социо­логии и политики. Он следовал в этом вопросе в фарватере позитивистских постановок. Это значит, что социология, во-первых, должна постоянно ос­таваться объективной, во-вгорых, независимой от практической социаль­ной деятельности, в-третьих, свободной от политики и политических реше­ний рассмафивасмых в социологии вопросов.

Социолог не ставил цель полностью отделить и отдалить их друг от друга. Более того, выступая за независимость социологии от политики, он не считал, что точно так же,следует поступать и в политике. Ее необходи­мо постоянно «онаучивать» за счет усвоения политиками социологичес­ких знаний и использования их в практике политической деятельности, считал Теннис. Следует сказать, что его взгляды на поставленную пробле­му на годы, даже десятилетия вперед определили позицию в этом вопросе многих социологов, особенно тех, кто проявлял высокую общественную активность в практической деятельности и оставался «чистым» теорети­ком в сфере научных исследований.

Проблема взаимодействий между социологией и политикой имеет в своей основе другое, более широкое отношение — между социальной тео­рией и социальной практикой. Здесь вступает в силу ценностный аспект проблемы. Суть его в том, как относиться социологу к использованию оценок, ценностных суждений и социальных ценностей. Ценностных суждений и оценок необходимо по возможности избегать, а социальные ценности — изучать, потому что без них оказывается очень трудно иссле­довать научно обоснованные формы политической деятельности. Такова была точка зрения Тенниса.

Значение социологического творчества Ф. Тенниса

Оценивая значение творчества Тенниса для последующего развития социо­логии, нужно иметь в виду, что оно способствовало ее самоопределению и институционализации. Это плодотворная попытка и интересный пример разработки социологии как пауки, рассматривающей свой предмет незави­симо от его содержательных характеристик посредством использования многообразных аналитических построений. Стремление с помощью слож­ных классификаций формализовать социологическое знание было неодно­кратно воспроизведено в истории мировой социологии XX в.

Вместе с тем позиция и влияние Тенниса противоречивы. Это касает­ся идеализации общности (общины), которую он зачастую иротивопос-



Часть I, Классический этап


 








Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1630. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия