Студопедия — Тема литературного материала
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема литературного материала






Если анализировать все творчество Тургенева, то можно заметить, что часто он акцентирует свое внимание на том, как важно не пройти мимо своего счастья. Тургенев показывает, как зарождается прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как все оборвалось в одно мгновение. Ася сомневается, за что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши. Ася стремится подавить в себе зародившееся чувство. Она переживает, что дорогого ей брата любит меньше, чем человека, которого и видела-то всего один раз. Причину несостоявшегося счастья Тургенев объясняет безволие дворянина, который в решительный момент пасует в любви.

Просто этот молодой человек, только недавно окончивший учебу, решил «посмотреть мир Божий» и видимо себя показать, оказался не готовым к принятию серьезных решений и изменений в своей жизни. Он не знал более забот, чем вести пустые разговоры, за которыми проходили сутки напролет. Говорили они очень красиво, и получалось у них все так складно с Гагиным. Но на самом деле Н.Н. (главный герой повести, здесь и далее обозначим его как Н.Н.) оказался неспособным на геройский поступок, который требовала от него Любовь. Говорить всегда легче, чем делать.

А любовь обладает действенной природой. Порой она бывает разрушительна, она словно злой рок играет судьбами людей и разрушает их, она вносит беспорядок в мир, выбивает и привычного течения жизни. Любовь для человека всегда предстает как испытание, играет роль проверки. Именно в любви герой показывает свою истинную натуру. В любви как на войне проявляется истинное лицо человека.

Для Н.Н. возникающая любовь, прежде всего, означает эстетическое наслаждение, он вначале наблюдает Асю как художник, любуется «как стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на уступе средневековой стены», «как она сидит в саду, облитая ярким светом». Он умиляется ее детской непосредственности. С каждым разом Ася все больше привлекает его внимание, но он беспечно наслаждается своим положение, ему хорошо и это главное, и он не стремится понять, что происходит в их сердцах. Его любовь созерцательна, но не действенна. Он лишь наслаждается отношениями с Асей и эгоистически мечтает о бесконечном «счастье».

Для Аси же любовь это первое ответственное испытание в жизни, попытка познать себя и мир. Если жажда бесконечного счастья Н.Н. эгоистична по своей природе, то стремление Аси к «трудному подвигу», честолюбивое желание «след за собой оставить» предполагает жизнь с другими и для других, ведь подвиг почти всегда совершается ради кого-то. Чувство любви открывает в ней личностное начало. Неслучайно появляется в повести символика птицы, полета. Любовь словно утверждение человеком права на счастье. Но также образ-символ птицы, полета вводит в повествование тему призрачности, неуловимости и в итоге, невозможности человеческого счастья. Он раскрывается в разговоре Аси и героя на горе: «Если б мы с вами были птицами, - как бы мы взвились, как бы полетели… Так бы и утонули в этой синеве… Но мы не птицы». Птица – символ свободы и возможности, преодолев жизненные преграды и условности, вырваться на волю. У человека есть возможность «обрести крылья» - полюбить,и Асе это удается, н тут же появляется ощущение безысходности, так как нельзя сохранить это счастье – «лететь некуда».

Любовь понимается Тургеневым как стихийная природная сила, которая движет мироздание. Поэтому ее осмысление неотделимо от понимания природы. Тургенев рассматривает природу как единый организм, в котором все жизни сливаются воедино в одну мировую жизнь из чего «выходит общая, бесконечная гармония», «одна из тех «открытых» тайн, которые мы все и видим и не видим». Хотя в ней, «кажется, всё живет только для себя», в то же время все «существует для другого, в другом только достигает своего примирения или разрешения» - это и есть формула любви как сущности и внутреннего закона природы.

Человек же наивно считает себя центром вселенной, тем более что он единственный из всех природных существ обладает разумом и самосознанием. Он очаровывается красотой мира, и игрой природных сил, но он боится, осознавая свою обреченность, смерти. Т.о. рядом с любовью звучит у Тургенева тема смерти. Так в этой повести герой перед лицом близкой кончины размышляет о том, что «…рука, давшая мне его (цветок) <…>, быть может, давно уже тлеет в могиле. И я сам – что сталось со мною? Что осталось <…> от тех блаженных тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений?» Человеческая жизнь быстро подходит к концу. Природа вечна. В «Асе» эта заветная мысль писателя выражена так: «…Легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека – переживает самого человека».

Главным героем повести является г-н Н.Н., молодой человек, который «только что вырвался на волю и уехал за границу, не для того, чтобы «окончить мое воспитание», как говаривалось тогда, а просто мне захотелось посмотреть на мир божий». Он молод, жизнерадостен и беспечен. У него нет особых проблем, он богат, ничем не озабочен – живет «без оглядки», делает, что хочется, наслаждается одним словом. Перед ним «все пути открыты».

Молодость это как раз то время когда человек становиться самостоятельным, готовым нести ответственность за свои поступки. Молодость дает нам уверенность в своих силах, уверенность в том, что все еще впереди – «завтра все будет», и мы продолжаем жить в свое удовольствие. Мы наивно полагаем, что «завтра» будет еще лучше, чем сейчас. Ведь мы думаем, что если сейчас нам так хорошо, то завтра будет еще лучше. Т.о. мы перестаем обращать внимание на то, что есть, на тех, кто сейчас рядом. Слепо веря в «счастье бесконечного завтра» мы перестаем ценить настоящее.

Но такое восприятия жизни является иллюзией молодости, которая возникает в результате наивности, свойственной всякому молодому человеку из-за недостатка жизненного опыта.

“Наивность” юношеского мировосприятия, которая не позволяет оценить «счастье настоящего», и является темой повести.


 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 577. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия