Студопедия — Советское двоемыслие.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Советское двоемыслие.







Сразу после окончания школы в институт я не поступил – провалился на экзамене по физике. Когда забирал документы, меня стали уламывать остаться в институте лаборантом, мол на следующий год это практически стопроцентная гарантия на поступление. В принципе мне было безразлично где работать, а работать надо было устраиваться (особенности советского законодательства) и я остался в институте лаборантом.

После бурной школьной комсомольской деятельности в тот «лаборантский» год я почти забыл про то, что на свете существует ВЛКСМ. Я просто встал на учёт в райком ВКЛСМ, в зоне ответственности которого находилась моя работа и, собственно, на этом всё закончилось. Как-то так получилось, что всевозможные комсомольские собрания и конференции, которые были частью моей школьной жизни, в лаборантскую эпоху меня обошли стороной. Но однажды, уже более чем полгода спустя начала моей трудовой деятельности, весной, когда я уже почти забыл, что состою в ВКЛСМ, секретарь комсомольской организации кафедры (или чего-то в этом роде) сказал мне: «Слушай, сегодня после работы надо поехать на районную отчётно-перевыборную конференцию, а я никак не могу. Ты ведь был членом комитета комсомола школы? Вот тебе поручение: сходи на конференцию от нашей организации, а завтра мне всё расскажешь».

Думаю, никому не надо объяснять, какая это гнусная тягомотина – комсомольское собрание, а тем более районная конференция. Сидишь там и слушаешь типовые скучные речи и аплодируешь в нужном месте. В общем, никто не удивится, если я сообщу, что ни на какую конференцию не пошёл.

На следующий день по пути на работу я стал лихорадочно соображать, что бы такое придумать, чтобы секретарь нашей организации не стал меня отчитывать за то, что я проигнорировал районную конференцию. Ничего придумать я так и не смог и положился на удачу, надеясь, что несколько дней смогу избежать встречи с нашим секретарём, а потом как-нибудь само забудется.

В ту пору я ничего не знал про законы Мерфи. Но незнание законов Мерфи не освобождает от неминуемости их исполнения. В общем, как вы понимаете, чуть ли не первый же, с кем я столкнулся на асфальтовой дорожке перед входом в институт, был наш секретарь, уполномочивший меня быть делегатом на конференции. «Ну как, был вчера на конференции?» – бодро спросил он меня. «Да, был» – промямлил я, лихорадочно соображая, как бы выкрутиться, ведь надо будет рассказывать, что там было. «Ну и что там было?» – прочитал мои мысли секретарь. «Да всё как обычно», – не очень уверенно ответил я. «Как обычно? Ну хорошо» – больше ему разъяснять ничего не требовалось.

Бессмысленный диалог. Ни о чём. Но для советского человека он был полон сакрального смысла. Ведь за этим «всё как обычно» скрывалась навязшая до тошноты одна и та же бесконечно повторяемая процедура: выбор секретариата и ревизионной комиссии; отчётные доклады – секретаря и ещё нескольких человек; предложение новых кандидатов в руководящие органы (заранее согласованных на всех уровнях); идиотский вопрос в стиле: «как будем голосовать – индивидуально или списком» и хоровой ответ зала: «списком»; комедия голосования и единогласные «выборы». Всё как обычно.

«Всё как обычно». Советский человек с самого рождения был включён в странную и со сторону могущую показаться идиотской игру по непонятным правилам. До какого-то момента расщепления сознания не было: в детском саду дети радостно рисовали парады на Красной площади и радовались дедушке Ленину на портретах. В школе ребёнок с вожделением ждал момента, когда к его белой рубашке или на белый фартук возле сердца прицепят звёздочку с изображением кудрявого херувима. Чуть позже, в 3-м классе, также торжественно кое-кто ожидал, когда звёздочку с кудрявым мальчиком заменит пылающая звёздочка с лозунгом «Всегда готов!» и на шее окажется красный галстук. Но с какого-то момента всё большее и большее число детей начинало понимать, что вовлечены в какой-то бесконечный спектакль с одним и тем же сценарием, в котором им отведена роль статистов с узким наборов действий и совершенно непонятной функцией «голосующих». Причём наперёд известно, что голосование будет – единогласно «за».

«Будь готов!» – и десятки глоток в ответ радостно орут: «Всегда готов!». В какой момент это произошло? Я не помню. До какого-то момента все эти пионерские сборы кажутся интересными, а потом вдруг ощущаешь, что объявление учителя «Сегодня после уроков собрание» вызывает дикое желание с этого собрания убежать. А потом вступление в ВЛКСМ. И тоже поначалу кажется, что вот уж теперь-то точно будет что-то необычное и важное. И даже волнуешься, дрожа возле кабинета, в котором грозные члены комитета комсомола школы по одному допрашивают кандидатов в ВКЛСМ, задавая им страшные вопросы типа: «что такое принцип демократического централизма?». Но наконец заветный билет с бордовой обложкой и значок у тебя есть. И что же дальше? А дальше… ВСЁ КАК ОБЫЧНО.

Снова скучные и никому ненужные собрания. Снова утомительные речи ни о чём. Снова единогласное «за» и полная бессмыслица происходящего. А комитет комсомола превращается в какую-то сторожевую собаку, ответственную за то, чтобы по звонку из райкома выгнать на субботник или на овощную базу всех комсомольцев школы. К концу школы каждый советский ребёнок твёрдо усваивает следующее: в повседневной жизни периодически часть своего свободного времени надо тратить на какие-то бессмысленные ритуалы, на которые повлиять никак невозможно, а противодействовать им – опасно. В итоге самое лучшее – это просто запастись терпением и по возможности поприятнее провести ритуал «собрания» в нужный момент вытягивая руку вверх, выражая свою полную солидарность с происходящим.

Так происходило расщепление общественного сознания и появлялось двоемыслие, двойная мораль.

Причём чем выше поднимался по карьерной лестнице советский человек, тем сильнее расходились его внутреннее и общественное «Я». Дома, в кругу близких людей, человек был одним и видел все неприглядные стороны советской действительности. На работе и особенно на регулярных бессмысленных собраниях советский человек был другим – он полностью всё одобрял и был бесконечно благодарен «родной коммунистической партии» за свою счастливую жизнь.

И блевотное советское телевидение. В котором бодрые советские дикторы радостно рассказывали про сданные в закрома родины сверхплановые тонны зерна и молчали, как Зоя Космодемьянская на допросе, об остром дефиците на всё самое необходимое в советских магазинах.

«Одни слова для кухонь, другие – для улиц», как сказал Илья Кормильцев (и спел Вячеслав Бутусов). Конечно, не всё было так однозначно. Кухонные разговоры и умеренная критика советских порядков были частью жизни интеллигенции и работников торговли и сервиса. Рабочие же были в несколько иной ситуации. Собственно, советские рабочие были чем-то сродни неграм США – по какой-то им непонятной причине, Система считала их солью земли и их интересы всегда ставила во главу угла. Ну во всяком случае на словах. И они этим пользовались, зная, что завсегда можно пожаловаться в какой-нибудь райком партии на то, что «ущемляют рабочего человека».

Впрочем, рабочие, во всяком случае в брежневскую пору, тоже постоянно конфликтовали со своим внутренним «Я». Ибо коммунисты постоянно дрессировали их, заставляя перевыполнять план, оставаться сверхурочно или работать «за того парня». В итоге с одной стороны рабочий человек хотел максимально удовлетворять свои растущие материальные потребности, а с другой – был вынужден «единогласно одобрять» разные идиотизмы, вроде сверхурочных смен в пользу голодающих Анголы.

Что же до крестьян… То кто вообще интересовался мнением крестьян? Этот слой был так основательно затрамбован в эпоху коллективизации, что боялся и рот раскрыть. Когда Хрущёву пришла в голову мысль, что кони в эпоху ЭВМ не нужны, он приказал избавиться от «лишнего поголовья» коней. И крестьяне словно крепостные по приказу барина отдавали на забой своих лошадок. В общем, мнение крестьян никого не волновало. И только в 70-х годах появилась так называемая «крестьянская проза», которая стала выражать интересы и чаяния крестьянства. Но как-то эта проза явно была не на первом месте по сравнению с прозой и бытописанием сверхплановых плавок чугуна.

Советское двоемыслие – это, пожалуй, было погнуснее отсутствия колбасы и мяса. В конце-концов, что колбаса? Жить можно и без колбасы. Но когда советский человек был вынужден с радостной идиотской улыбкой одобрять очередное решение очередного съезда КПСС, а сам в душе проклинал и этот съезд, и этих сидящих в президиуме за столом с кумачовой скатертью прилизанных с протокольными рожами секретарей, пригнавших его на «общее собрание», то вот это было на самом деле отвратительно. Кто сказал про духовность? Духовность? А не было ли ежедневным издевательством над этой пресловутой духовностью и просто здравым смыслом, регулярные славословия в адрес «руководителей партии и правительства». Публично Брежнева нельзя было называть Брежневым, но только и исключительно – Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. Только так и никак иначе. Советский человек мог замирать в восхищении перед картиной Рембрандта, но при этом его второе «Я» знало, что в любой момент он должен сделать два «ку» и залиться бодрым: «Да здравствует КПСС!». Тот, кто не жил в СССР, не может понять всю глубинную сущность эпизода из фильма «Кин-Дза-Дза», когда двум землянам эцелоп вешает на лицо собачий намордник и требует радоваться. Радоваться. И попробуй не порадоваться. Советский человек должен был рад. Всегда и всюду.

Помню одно районное собрание в каком-то клубе, куда согнали комсомольский актив со всего района – человек пятьсот, не меньше. Там помимо прочего выступала какая-то древняя старушка, которая помнила ещё времена революции и она дребезжащим голосом вещала в зал: «Я лично видела Владимира Ильича Ленина». Гром аплодисментов. «Я лично видела Михаила Ивановича Калинина». Непрекращающиеся овации. «Я лично видела…» И она перечисляла и перечисляла всех коммунистических вождей, которых она видела в пору своей юности на каком-то пафосном мероприятии. А мы хлопали и хлопали до одури, и чуть не смеялись уже, когда она называла очередную известную с детства фамилию. Комсомольский актив. Самые активные члены Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи района. А большинству из нас было глубоко насрать и на Ленина, и на коммунизм, а после собрания мы обсуждали не решения Пленума ЦК КПСС, а последние записи Deep Purple или Black Sabbath. Если вдуматься: ну что такого, что та бабушка видела Ленина? Ну видела и видела. Что тут такого особенного? Но мы просто не могли иначе себе вообразить какую-либо иную модель поведения, кроме бурных и продолжительных аплодисментов при публичном произношении имени «Вождя».

Ложь. Тотальная ложь. Вот что было основой духовной жизни советского человека. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, но врали все. Даже коммунисты. В 70-80-х в КПСС вступали не потому, что верили в идею, а для того, чтобы иметь возможность двигаться по карьерной лестнице. Что уж говорить про простых людей. Впрочем, может как раз наоборот, простой человек врал меньше, ибо гораздо реже попадал в ситуации, когда надо было творить «обряд голосования». Что возьмёшь с какого-нибудь простого инженера или сельского врача? Это как во время войны – солдаты и офицеры живут немного не так, как записано в Уставе. Так и тут. Сельский врач – он на вес золота, так что чёрт с ним, пусть и не одобряет последних решений, лишь бы больных лечил хоть как-то. А вот директор предприятия или главный инженер – это совсем другое дело. Он, во-первых, коммунист, а во-вторых… Впрочем, уже первого достаточно, чтобы стать циничным человеком со стопроцентно двойной моралью.

Кто-то удивляется, откуда вдруг в 1991 году возникло такое большое количество людей, которые ещё вчера были «как все», и вдруг плюнув на «спасибо нашей партии за нашу счастливую жизнь», стали плевать на эту партию и остервенело приватизировать всё вокруг. А ничего странного нет. Этих людей воспитала двойная мораль Совдепа. Как это в бессмертном романе? «Первая ваша жизнь всем известна. От десяти до четырёх вы за советскую власть. Но вот о вашей второй жизни, от четырёх до десяти…» И ничто не изменилось с 30-х годов вплоть до 1991 года.

В этом вся штука. Совдеп прогнил задолго до того, как рухнул в августе 1991 года. Ведь это же настолько очевидно – здоровый организм не может умереть. Умирает только больное и прогнившее. Вот эта самая двойная мораль и была следствием гнили. Но гниль, если её не удалять, начинает отравлять организм ядами. А советскую гниль советская система удалять не могла в принципе. Не то чтобы не было в руководстве СССР и КПСС действительно умных людей, понимающих куда всё катится. Были. Но они тоже были людьми с двойной моралью и пытались лечить болезнь, не называя эту болезнь. Ну а итог? Итог известен.

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 416. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия