Секрет кукольника – не смотреть на зрителя12:16 12 марта 2008 Теги: – Матрас поло-са-тый! – А ты – сундук крапчатый! – рыжеволосый сорванец хватает горшок с цветком и убегает. Галина Меир тут же переодевает куклу в костюм привидения. За ширмой спектакль выглядит совсем иначе, чем из зала. Не верится, что один человек может управлять движениями сразу двух кукол и одновременно обеих озвучивать. Но Галина Меир делает это виртуозно. – Это еще что, – смеется Галина. – Перчаточные куклы и в работе не сложные, и весят не много. А бывают такие, что не поднять. Взять хотя бы так полюбившихся детям Барыша и Ежа – веселых смешариков... За несколько часов руки кукловода так устают, что пальцами пошевелить невозможно. А спектакль не ждет: жесты и мимика персонажей должны успевать за речью. Бывает, что не под актера кукла сделана. Довелось как-то работать Галине с волком. У нее рука маленькая, пальцы не всегда внутри кукольной головы до клавиш дотягивались. И волк то моргал невпопад, то ртом кривил. Галина – вольный художник. Сама пишет сценарии, сама ставит спектакли, сама играет. В школе собиралась поступать на факультет журналистики. А однажды шла по лесу в дождь и вдруг смотрит: вместо шишек, веточек – утки, ежики, мишки на земле валяются. Распихала грязные коряги по карманам и заявила родителям, что будет поступать только на «кукольное отделение». Это был единственный год, когда в Московском высшем училище искусств набирали кукольный курс. А высшее образование получала уже в Питере, в Ленинградском институте театра, музыки и кино. …Полосатик и Крапинка бегают друг за другом по сцене. Полосатик в трубу дудит, Крапинка его ночными ахами-страхами пугает. Кукольника зрители не видят. Для этого-то разнообразные ширмы и придуманы. А нет ширмы – полезай в «черный кабинет»: в костюм из бархата, полностью скрывающий тело, даже на лице черная маска-сеточка. Особым образом выставляется свет: персонаж – в его лучах, а кукольник – в тени. Секрет кукольника – не смотреть на зрителя. Контакт осуществляется… через глаза куклы, которой актер отдает все свои чувства. Техника называется «сдерживание эмоций». Рассмеешься сам или заплачешь – растратишь порыв впустую. А сконцентрируешься – любовь и сострадание через куклу перейдут к зрителю. Разные люди приходят в профессию кукольника. Есть те, кто попадает в нее случайно. Не смогли устроиться в драмтеатр, не взяли сниматься в кино… Прибежали, отыграли «в полручки» – и домой. Но есть такие, кто перед спектаклем по 40 минут разговаривает с куклой, чтобы найти с ней общий язык. Галина Меир создает кукол сама. Началось с того, что несколько лет назад посулили ей гастроли в Испании. Условие одно – свой спектакль в стиле «Маппетшоу» Джима Хенсона. Пришлось за несколько месяцев поставить, а заодно и постичь азы изготовления кукол. Гастроли, как позже выяснилось, были миражом, но умение осталось. Первые поролоновые куклы Галину учил делать Олег Ермаков – художник театра Образцова. Он говорил так: «Помнишь, сколько хлопот доставляла Маленькому принцу его крохотная планета? Так вот, каждый спектакль – это планета, которую важно обустроить. Поэтому нужно очень многое уметь: рисовать, лепить, шить, вязать, столярничать… и писать для кукол. Резо Габриадзе как говорил? В кукольном театре должен быть всего один автор. Невозможно работать с куклами, которых сделал другой человек, с текстом, который написал для них другой». С первой самостоятельно созданной куклой Галина выступает по сей день. Сейчас изготовление кукол становится модным увлечением. Открываются специальные курсы и магазины с аксессуарами. Но готовые работы по преимуществу статичны: от пластиковых красавиц на опорах до войлочных мышек и мишек. Реже делают «шарнирки» – с подвижными руками-ногами и поворачивающейся головой. Галина же создает маленьких актеров. Коллекционная кукла – идеальная, точеная. А театральная может быть куцей, страшной. Зато при свете рамп несовершенство вдруг превращается в характер и кукла оживает. - Есть ли общие правила изготовления кукол? - Единых нет. Не важно, как и из чего она сделана – важно, как работает. Как и у человека, у каждой куклы своя судьба. Разные роли и разный сценический век. Куклы ожидают новых спектаклей, играют, болеют – и тогда их лечат. В крупных театрах дежурный художник выполняет функции кукольного Айболита, в театрах поменьше – сами актеры. На «заслуженный отдых» марионетки переезжают домой к сотрудникам театров, самые именитые попадают в музеи и частные коллекции. - А вот обыкновенные пузатики нашего детства зачастую просто оказываются на улице. – Сколько раз я видела брошенных кукол: грязных, безглазых, лысых, – вздыхает Галина. – Принесу такую сиротку домой, налью воды в ванну, а пес мой носом под локоть: «Ты шампуня в воду добавь, так им приятнее…» Пена, пузыри – кукла купается. Вытираю махровым полотенцем и сажаю на этажерку. Сначала – лечиться, а потом пошив и примерка новой одежды. © 2013 OAO Редакция газеты "Вечерняя Москва" www.vmdaily.ru
http://www.vmdaily.ru/news/2008/08/04/akter-kukla-tozhe-chelovek-60718.html
|