ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ
от золотоордынской зависимости. Так память о прошлом стала фактором политического действия в настоящем. Воспитательная функция исторического знания не может, однако, быть сведена к простому представлению примеров из прошлого для размышления или подражания в настоящем. Ее роль в жизни общества заключается в том, что создаваемый исторической наукой и входящий в массовое сознание образ истории в значительной степени формирует самое отношение к настоящему. Ведь верная оценка настоящего возможна только в свете истории, и только история сообщает необходимый масштаб, позволяющий сравнивать „век нынешний и век минувший". В силу выраженного мировоззренческого характера воспитательной функции исторической науки ее реальное содержание и значение всецело зависят от исходных идейно-теоретических позиций, с которых осуществляется подход к прошлому и его истолкование. Соответственно этому в каждой системе идеологических координат складывается свое представление об истории и ее воспитательной функции. Марксисты черпают из истории уверенность в конечном торжестве своих идеалов и вместе с тем сознание необходимости упорной и самоотверженной борьбы за их осуществление. Марксистскому пониманию истории в равной мере чужды как бездумный и поверхностный оптимизм, так и мрачный и безысходный пессимизм, ибо и то и другое не соответствует реальной исторической действительности. Отражая общественный процесс в его реальной сложности и противоречивости, марксистская историческая наука вооружает массы научно обоснованным убеждением в неодолимости прогресса в человеческом обществе, воспитывает гордость за человека и веру в его безграничные возможности в совершенствовании окружающего мира. Марксистская историография отнюдь не игнорирует и не преуменьшает мрачные стороны в истории человечества: кровавые и опустошительные войны, временное торжество реакции и контрреволюции, массовые проявления фанатизма, мракобесия и шовинизма, регресс и гибель целых цивилизаций, вандализм и т. п. Но великое воспитательное значение истории в том и состоит, что она всем своим ходом неопровержимо свидетельствует о противоречивом и трудном, оплачиваемом подчас невероятно тяжелой ценой, но тем не менее поступательном развитии человечества, которое закономерно должно привести к утверждению во всемирно-историческом масштабе коммунистического общества. Наша уверенность в грядущем торжестве общества, основанного на началах социальной справедливости и экономическо- 163го процветания, обеспечивающего всестороннее развитие человеческой личности, не является продуктом бездумного фанатизма или морально-этических размышлений, выливающихся в сентенции типа „добро в конечном итоге побеждает зло" и т. п. Она зиждется на знании действительных закономерностей общественного развития, и воспитательная функция марксистской исторической науки как раз и выражается в том, что весь ее материал указывает на ведущую тенденцию современности, воплощающую эти закономерности и указывающую на конечное торжество коммунистических идеалов. В связи с этим настоятельной задачей марксистской историографии продолжает оставаться всестороннее изучение революционных традиций. Воссоздавая с объективной точностью во всех деталях подлинную картину многовековой борьбы народных масс со своими угнетателями, рисуя яркие образы ее героев и мучеников, историческая наука предоставляет в распоряжение общества материал огромной воспитательной силы, оказывающий большое влияние на формирование коммунистического мировоззрения людей. Не случайно поэтому история классовой борьбы и особенно ее высшей формы — революционных движений - всегда являлась ареной непримиримых идеологических сражений, выражавших антагонизм коренных мировоззренческих принципов. Именно в этой сфере историческое познание имеет прямой выход в социальную практику, непосредственным образом воздействуя на идейно-политическое воспитание широких масс. Для основоположников марксизма-ленинизма идейно-политическое воспитание масс на революционных традициях всегда являлось одной из важнейших задач исторической науки, определяющей в значительной степени ее место в идеологической борьбе своего времени. Выдвинутая всем ходом борьбы против буржуазного строя, эта задача в полной мере сохраняет свою актуальность и в условиях победившего социализма. Коммунистическое воспитание трудящихся обязательно предполагает усвоение важнейших вех освободительной борьбы народных масс. Знание ярких страниц революционного прошлого народов, особенно собственного народа, составляет неотъемлемую предпосылку формирования научного коммунистического мировоззрения, определяя тем самым значение исторической науки во всей системе идейно-воспитательной работы. Этим, однако, воспитательная функция марксистской историографии не ограничивается. Большое воспитательное значение имеют и другие аспекты прошлого, являющиеся предметом исторического исследования. Героическое прошлое народа, его материальные и духовные достижения, получая яркое отражение в исторической литературе, обладают большим воспитательным зарядом и играют важную роль в формировании социалистического общественного сознания. Особенно значительной является роль марксистской историографии в воспитании социалистического патриотизма и социалистического интернационализма. Сознательная любовь к социалистической родине предполагает знание ее истории. Славные страницы борьбы народа за социальное освобождение и национальную независимость, его неустанный созидательный труд, величественные творения рук его и разума, яркие характеры народных вождей и героев составляют предмет национальной гордости. Запечатлевая в памяти народа его трудное и героическое прошлое, марксистская историческая наука тем самым играет выдающуюся роль в выработке национального самосознания. С другой стороны, поскольку история каждого народа является органической частью истории всего человечества, ее материал имеет первостепенное значение для воспитания социалистического интернационализма. Как ни одна другая общественная наука, история всем своим содержанием подчеркивает неразрывное единство национального и интернационального. Подлинное уважение к другим народам, которое предполагает социалистический патриотизм, основывается на знании их истории. Во всей своей работе историки-марксисты исходят из кардинального положения о том, что нет народов „исторических" и „неисторических", что каждый народ, большой или малый, вносит свой вклад в сокровищницу человеческой культуры, что исторический процесс является сложным продуктом многообразной деятельности всех народов, населявших и населяющих нашу планету. Особенно важным является воспитательное воздействие истории на подрастающее поколение. Историческим знаниям принадлежит главное место в процессе выработки коммунистического мировоззрения. Поэтому такое важное значение в системе воспитания принадлежит школьному преподаванию истории, а также всему комплексу мероприятий, направленных на овладение не имеющей сколько-нибудь серьезного жизненного опыта молодежью основами научных исторических знаний, призванных возместить этот опыт. Нельзя, однако, не видеть, что эффективность воспитательного воздействия советской исторической науки, и особенно на молодежь, все еще не достаточна. Она явно не удовлетворяет современным требованиям, предъявляемым обществом к 165истории. Исторические знания играют явно недостаточную роль в воспитании у молодежи высоких гражданских качеств. Многие изъяны в этом воспитании объясняются отсутствием у части молодежи чувства истории, которое так важно для того, чтобы правильно ориентироваться в современном мире, видеть его подлинные ценности. Чтобы верно оценивать настоящее со всеми его достижениями, трудностями и проблемами, необходимо знать прошлое во всей его сложности и противоречивости, осознавая цену, которой был оплачен каждый шаг советского народа на пути к сегодняшнему дню. В свете этого нуждается в перестройке сам характер преподавания истории, прежде всего в средней школе. Оно не должно быть бесстрастным рассказом о законах общественного развития, отчужденных от живой деятельности людей, в кипении и противоборстве страстей которых эти законы реализуются в конкретной исторической действительности. Нельзя сводить его и к одному лишь запоминанию событий, имен и дат, равно как и к простой иллюстрации мысли, что прогресс в конечном счете всегда торжествует и история всем своим ходом убеждает в этом. Школьное преподавание истории прежде всего должно преследовать выраженную воспитательную цель. Воссоздавая яркие образы прошлого, показывая героические свершения советского народа и вместе с этим раскрывая в доступной учащимся форме трудности, просчеты и ошибки, оно призвано воспитывать у них осознанную патриотическую гордость, помогающую уверенно ориентироваться в самых сложных проблемах, порождаемых современностью. На уроках истории должна решаться и другая актуальная задача, органически связанная с первой, — задача нравственного воспитания молодежи. Ни одна школьная дисциплина, за исключением литературы, не обладает для этого такими возможностями, как история. Общество всегда обращалось к истории в целях воспитания на лучших образцах прошлого высоких нравственных качеств у молодежи. Примеры такого обращения дает уже античность. Широкую известность приобрели „Сравнительные жизнеописания" древнегреческого писателя-моралиста Плутарха. По его убеждению, биографии выдающихся греческих и римских деятелей должны были служить примером подражания для молодежи, а изучение их — главным источником ее нравственного воспитания. Современная историческая наука обладает несравненно большими возможностями для нравственного воспитания, чем во времена Плутарха. Задача заключается в успешной реализаций этих возможностей. Составляя одно из важнейших оснований гуманитарного образования, история учит человечности, добру, справедливости, равно как и мужеству неустанно и бескомпромиссно бороться за их торжество в повседневной жизни. Важно, однако, подчеркнуть, что историческая наука сможет эффективно осуществлять свою воспитательную функцию лишь в том случае, если различные аспекты воспитательного воздействия истории будут выступать в органическом единстве. Нельзя, например, воспитывать патриотов-интернационалистов, упуская воспитание человечности, справедливости и других нравственных качеств, без которых невозможно гармоничное развитие личности в социалистическом обществе. Только умелое использование всех поистине безграничных возможностей, присущих самой природе исторической науки, позволит ей внести свой вклад в решение поставленной Программой КПСС задачи воспитания нового человека. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, история принадлежит особой форме научного познания, имеющей дело с многообразными видами деятельности людей, в процессе которой складываются конкретные исторические закономерности, составляющие в своей совокупности реальный общественный процесс. Но точно так же как эта деятельность не может быть уподоблена действию сил природы или движению физических тел, так и изучение ее не должно оцениваться по меркам естественно-научного познания. Историческое познание нельзя рассматривать как более низкую (или, напротив, более высокую) форму научного познания по сравнению с естественно-научным. Тем более нельзя его судить с позиций некоего абстрактного идеала научного познания вообще. Единственный критерий, определяющий степень научности истории, заключается в ее способности объективно отражать социальную действительность на уровне конкретной исторической закономерности. Как свидетельствует историографическая практика, наша наука обладает такой способностью. Она имеет в своем распоряжении необходимый методологический аппарат, позволяющий на достаточной источниковой базе реконструировать действительный ход истории в его существенных проявлениях и тенденциях. И в этом отношении история является такой же наукой, как физика, например, или геология. Вместе с тем следует признать, что по своей результативности естественно-научное познание в настоящее время значительно превосходит историческое, что является следствием большей зрелости естественных наук, в частности зрелости методологической. Мы вынуждены, таким образом, констатировать относительное отставание исторической науки. Это отставание носит объективный характер и объясняется прежде всего гораздо большей сложностью самого предмета истории. И дело не просто в том, что она изучает деятельность людей, т. е. имеет качественно иной, чем естественные науки, объект познания. Главное заключается в природе этой деятельности, ее целенаправленном характере. „...В истории общества, -писал Ф. Энгельс, — действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь Ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели"ls. Очевидная сложность научного осмысления такой деятельности усугубляется необходимостью изучения объективных условий, в которых она протекает, и ее результатов, также являющихся объективными по своему характеру. Вот в этом сочетании объективных и субъективных начал в самом предмете исторической науки и коренятся трудности его научного познания. Ведь чем сложнее предмет исследования, тем медленнее и труднее совершается процесс познания, тем позднее и реже происходят прорывы в его эволюции, знаменующие гигантские скачки в развитии каждой науки. Иными словами, темпы развития всякой науки непосредственно зависят от того, какой форме движения материи соответствует ее предмет. Трудности, стоящие перед исторической наукой, коренятся как раз в том, что она изучает одну из высших форм движения материи, ставящую ее представителей перед проблемами, являющимися в определенном смысле неизмеримо более сложными, чем проблемы, которые решаются естествоиспытателями. Одним из путей преодоления этих трудностей является усвоение историками понятийного аппарата и методов естественных наук. Но это не главный путь. Решающим средством повышения эффективности исторического познания является всесторонняя разработка исторической теории, ориентированной на адекватное отражение социальной действительности в ее конкретном своеобразии. Такая теория не является, однако, простым слепком с марксистской социологической теории, приспособленной к анализу конкретных исторических явлений. Это специфическая научная теория „среднего уровня", основные понятия которой не только ориентированы на ; Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 306. 169изучение конкретной исторической действительности, но и вырабатываются на основе постижения ее глубинных, связей. Познание прошлого выступает одной из самых сложных форм научной деятельности еще и потому, что история, как никакая другая наука, тесно связана с современностью. Развивающаяся под ее могущественным воздействием, облада:-ющая выраженным политическим и идеологическим характером, занимающаяся изучением многообразных сфер социальной деятельности человека, история является важной формой самосознания общества. Это придает исторической науке огромную социальную значимость. Но это же неизбежно вносит в процесс познания субъективный момент, оказывающий влияние на его ход и результаты. Присутствующий в историческом познании субъективный момент не только затрудняет получение объективной истины, но и создает определенные трудности в осмыслении природы истории как науки. Однако вопреки многим современным буржуазным теоретикам, исключающим на этом основании историю из числа подлинных наук, специфика исторического познания отнюдь не означает некоей его „второсортности" по сравнению с другими формами научного познания. Для марксистов суть вопроса заключается не в том, является история наукой или нет, о чем не прекращаются споры в буржуазной литературе, а в исследовании условий, обеспечивающих наиболее эффективное функционирование ее как науки. С открытием материалистического понимания истории истори-описание превращается в действительную науку, дающую объективное знание о своем предмете, раскрывающую конкретные закономерности общественного процесса, формулирующую совместно с другими общественными науками ведущие тенденции его дальнейшего развития. Следует только окончательно избавиться от иллюзий, будто овладение марксизмом является легким делом, едва ли ни автоматическим следствием усвоения учебной вузовской программы. Чтобы действительно стать историком-марксистом, необходимо не только постигнуть все богатство марксистско-ленинской теоретической мысли, но и уметь творчески применять его к анализу исторической действительности, что предполагает высокий профессионализм ученого-исследователя. Быть марксистом отнюдь не означает заучить известное количество цитат и уметь их удачно использовать в соответствующих местах. Не подгонять под готовые формулы живую жизнь, а самостоятельно исследовать во всем ее многообразии и про- тиворечии, руководствуясь марксистским методом, — такова задача советских историков. Необходимой предпосылкой успешного решения этой задачи является творческая разработка теоретико-методологических проблем исторической науки. Здесь лежит магистральный путь повышения научной результативности исторических исследований, а следовательно, и возрастания социальной значимости исторической науки, ее все более действенного и разностороннего влияния на современность. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство/ /Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология//Там же. Т. 3. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта//Там же. Т. 8. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие//Там же. Т. 13. Маркс К. - Л. Кугельману 17 апреля 1871 г.//Там же. Т. 33. Энгельс Ф. Введение к английскому изданию „Развития социализма от утопии к науке "//Там же. Т. 22. Ленин В. И. Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Вып. 1//Полн. собр. соч. Т. 1. Ленин В. И. Социалистическая партия и беспартийная революцион-ность//Там же. Т. 12. Ленин В. И. Карл Маркс//Там же. Т. 26. Ленин В. И. О государстве//Там же. Т. 39. Ленин В. И. Детская болезнь „левизны" в коммунизме//Там же. Т. 41. Ленин В. И. - И. И. Скворцову-Степанову//Там же. Т. 47. С. 226-232. Ленин В. И. - И. Ф. Арманд//Там же. Т. 49. С. 329 - 330. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986. Барг М. А. Категории и методы исторической науки. М., 1984. Витухновский А. Л. В гостях у Клио. Петрозаводск, 1986. ГулыгаА. В. Искусство истории. М., 1980. Данилов А. И. Историческое событие и историческая наука//Сред-ние века. М., 1980. Вып. 43. Дьяков В. А. Методология истории в прошлом и настоящем. М., 1974. Ельшнинрв В. А. История - наставница жизни. М., 1981. Ерофеев Н. А. Что такое история? М., 1976. Жуков Б. М. Очерки методологии истории. М., 1980. Иванов В. В. Соотношение истории и современности как методологическая проблема. М., 1973. Иванов Г. М., Коршунов А. М„ Петров Ю. В. Методологические проблемы исторического познания. М., 1981. Историческая наука. Вопросы методологии. М., 1986. История и социология. М., 1964. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования, М., 1987 Количественные методы в советской и американской историогра- Кон И. С. Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли. М., 1959. Лооне Э. Н. Современная философия истории. Таллин, 1980. Петряев К. Д. Вопросы методологии исторической науки. 2-е изд. Киев, 1976. Ракитов А. И. Историческое познание. М., 1982. м 1077°" В' И' Историзм и современная буржуазная историография. Санцевич А. В. Методика исторического исследования. Киев, 1984. Философские проблемы исторической науки. М., 1969. Черненко А. К. Причинность в истории. М., 1983.
Рекомендуемая литература.......................... 172 ♦; Учебное издание Могилышцкий Борис Георгиевич ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ ИСТОРИИ Заведущая редакцией Т. Г. Липкина Редактор Н.В.Павлова Младший редактор С. А. Бугаенко Художественный редактор Т. А. Коленкова Технический редактор Г. А. Фетисова Корректор М.М.Сапожникова ИБ № 7372 Изд. № ИСТ-33. Сдано в набор 26.05.88. Подп. в печать 05.10.88. А-11523. Формат 84Х1081/32- Бум.тип. №2. Гарнитура „Пресс-Роман". Печать офсетная. Объем 9,24 усл. печ. л. 9,45 усл. кр.-отт. 10,26 уч.-изд. л. Тираж 13 000 экз. Зак. № 489. Цена 35 коп. Издательство „Высшая школа", 101430, Москва, ГСП-4, Неглинная ул., Д. 29/14. Московская типография № 8 Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, 101898, Москва, Центр, Хохловский пер., 7. ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ "Я специально не искал жертву". Эта фраза принадлежит ростовскому потрошителю Андрею Чикатило, оставившему за двенадцать лет "свободного поиска" 53 истерзанных трупа. Лукавил ли самый знаменитый маньяк последних десятилетий, заявляя о случайности своего выбора? Усомниться в его искренности можно, но и от объективных фактов не отмахнуться: ни в одном из эпизодов нельзя было вычислить момент нападения или заранее предвидеть повод для убийства. Непредсказуемость, не поддающиеся осмыслению поступки делают маньяков наиболее социально опасными преступниками. Они вызывают в обществе почти мистический ужас и чувство безотчетного страха: следующей жертвой может стать каждый... Другое обстоятельство, привлекающее к таким явлениям особое внимание, - невероятная жестокость и цинизм серийных убийц. Вспоротые животы, выколотые глаза, откушенные языки и соски грудей, отрезанные мошонки ii вырванные женские матки. Описание подобных деталей, присутствующих практически в каждом уголовном деле, заставят поежиться даже самого хладнокровного человека. Не случайно создатели триллеров тщательно знакомятся с биографиями и похождениями реальных маньяков. В их "творческих лабораториях" встречаются находки, способные украсить любой фильм ужасов. Из каких темных глубин человеческого сознания вырываются жадные до крови всесильные чудовища, превращающие отцов семейств и милых юношей в насильников-садистов, каннибалов-расчленителей? Те, кто защелкивает на запястьях убийц стальные браслеты, имеет дело с конечным результатом: преступление совершено, преступник задержан, и психология, мотивы, история формирования личности большого значения уже не имеют. Следствие также мало озабочено объяснением происшедшего. Соблюдается лишь формальная сторона процесса, что вполне логично с профессиональной и законодательной точек зрения. Не особенно преуспели в разгадке феномена маньяков психиатры и криминалисты. Их работа с подследственными напоминает изучение охотничьих рефлексов акулы-людоеда, помещенной в тесный аквариум с прозрачными стенками. Талантливейший сыщик Московского уголовного розыска Владимир Будкин, много лет специализирующийся на раскрытии тяжких преступлений, заметил как-то, имея в виду условность того, что мы достоверно узнаем о случившемся: "Убийство - это обратная сторона Луны". Если утверждение подходит к обычному бытовому или корыстному преступлению, то стоит ли говорить, насколько оно верно в отношении убийства, мотивы которого не может разумно объяснить сам преступник? Конечно, заглядывая в скрытые от глаз утолки человеческой психики, мы рискуем увидеть малопривлекательные и даже страшные картины. Но они не перестанут существовать, даже если их не замечать или игнорировать. Что же происходит во мраке за незримой чертой? Вопрос вызван не праздным любопытством. Ведь каждый из нас ощущает себя путешественником не только во времени и пространстве, но и в мире призрачных грез и фантазий, границы которых нередко становятся болезненно осязаемыми и зримыми.
|