С2. В чем специфика русского классицизма?
Обличение человеческих пороков; изображение крупных “скотов” и “скотов” помельче, безгранично наглых в своей безнаказанности, беспросветно тёмных в своём невежестве, убогих умственно и опустившихся морально. 3. Наверное, вы понимаете, что невежественные и неграмотные, ограниченные и примитивные взрослые вырастают из подростков. Неслучайно свою комедию Фонвизин назвал «Недоросль», главным героем её сделал Митрофанушку Простакова, а главной проблемой произведения стала проблема воспитания. — Что же означает слово “недоросль”? (буквальное значение) Невежда — необразованный человек. (Несомненно!) Невежа — невоспитанный человек. (Несомненно! Но не глупец.) Бесспорно, Митрофанушка и невежа, и невежда (подкрепить примерами из текста). По сути, сам герой говорит не так уж много. Но по этим репликам мы всё же можем судить о нём. Мы убедились, что он невоспитан и необразован, но стоит ли ограничиться таким категоричным суждением, ведь “Митрофан рассуждает по-своему находчиво и умно” (Ключевский). Он изворачивается, хитрит, чувствует свою выгоду. В общем, он не глуп. От героя классической комедии мы ждём однозначного воплощения порока или добродетели, но герой комедии Фонвизина не таков. Он живой человек, и в этом новаторство Фонвизина, отмеченное критиками. Посмотрите ещё раз на эти высказывания. Подчеркните уже конкретные слова, свидетельствующие, что именно это получило высокую оценку Гоголя и Белинского. (Доказать на примере образа г. Простаковой) Итак, наш герой не дурак плотно покушать, в нём кровь кипит, он непоседа, причём силы его не востребованы, поэтому он всё время вертится, перевёртывается, бегает, кстати, проявляет неплохую смекалку.
4. С каким литературным героем-недорослем вы уже знакомы? Образы недорослей в произведениях А.С. Пушкина и Д.И. Фонвизина
Вывод. То сопоставление, которое мы с вами проделали, на самом деле не ново. Идея создать обобщённый образ недоросля по литературным произведениям пришла в голову известному русскому историку Ключевскому. Конечно, похожи эти недоросли лишь до поры до времени — до перемены их судьбы. Поместное воспитание лепило примерно одинаковые черты. Но помимо внешнего воспитания и образования молодые дворяне получали ещё и нравственное, и тут, конечно, главную роль играли родители.
Биографическая справка: Детство Дениса Ивановича Фонвизина прошло в доме его отца, находившемся между нынешним Рождественским бульваром и Печатниковым переулком. Девятилетним мальчиком он был записан солдатом в Семёновский полк и числился там “недорослем”, отпущенным со службы для прохождения “указных наук”. В апреле 1755 года в Москве открылся университет. Иван Андреевич Фонвизин, человек среднего достатка, одним из первых подал прошение о зачислении в него своих детей. “Он, — писал о своём отце Фонвизин, — не в состоянии будучи нанимать для меня учителей для иностранных языков, не мешкал, можно сказать, ни суток отдачею меня и брата моего в университет, как скоро он учреждён стал”. Учился Фонвизин прекрасно. С 1756 по 1762 год его имя постоянно фигурирует в списках отличившихся учеников, которые публиковались в газете «Московские ведомости». С2. В чем специфика русского классицизма? Для сопоставления Из «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» (1747) Михаила Васильевича Ломоносова (1711 — 1765). ………………………………………………………………………… Здесь в мире расширять наукиИзволила Елисавет.………………………………………………………………………… О вы, которых ожидаетОтечество от недр своихИ видеть таковых желает,Каких зовет от стран чужих,О, ваши дни благословенны!Дерзайте ныне ободренныРаченьем вашим показать,Что может собственных Платонов9И быстрых разумом Невтонов10Российская земля рождать. Науки юношей питают,Отраду старым подают,В счастливой жизни украшают,В несчастной случай берегут;В домашних трудностях утехаИ в дальних странствах не помеха.Науки пользуют везде,Среди народов и в пустыне,В градском шуму и наед и не,В покое сладки и в труде11.Фактически эти строки — цитата из «Речи в защиту поэта Архия» римского государственного деятеля, оратора и писателя Цицерона (Марк Туллий Цицерон, 106 — 43 до н. э.). Эту мысль Цицерона М. В. Ломоносов изложил также в своем сочинении «Риторика» (1748), в § 211: «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение в жизни, похвала юности, старости подспорье».
С1. Традиции и новаторство:
|