О вмешательстве государства в дела семьи
В проекте официальной позиции Церкви указано: «Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, и признает, что в случае угрозы жизни, здоровью и нравственному состоянию ребенка государство имеет право на вмешательство в семейную жизнь, если родители сами не могут или не стремятся защитить детей, и лишь в том случае, когда все возможности для сотрудничества с родителями исчерпаны». В настоящее время федеральным законодательством сотрудничества с родителями не предусмотрено. В зарубежной практике родители часто принуждаются к так называемому сотрудничеству с государственными (ювенальными) структурами, защищающими права детей, под угрозой отбирания ребенка. Это часто приводит к необоснованному вторжению чиновников в дела семьи, процесс воспитания детей и к разрушению семей по самым ничтожным, абсурдным поводам. Мы видим множество примеров тому в странах Запада, где подобное законодательство уже принято и работает. Такую же систему предлагают ввести сегодня и в России. Этот проект, внедряемый под разными названиями (социальное сопровождение семьи, социальный патронат и т.д.) позволяет чиновникам под видом якобы оказываемой социальной помощи вторгаться во внутреннюю жизнь семьи, навязывать родителям свои требования по воспитанию и содержанию детей в семьях, причем чуждые нашей духовной и правовой традиции, отбирать детей по причине нарушения их прав, трактуемых в широком либеральном духе. При этом в документе Русской Православной Церкви такое «сотрудничество» упоминается как должное, как будто вопрос о его введении уже решен, не смотря на то, что эти проекты вызывают решительное сопротивление со стороны православной общественности, родительских организаций и неприятие подавляющего большинства граждан России. Учитывая, что при отсутствии возможности для такого сотрудничества Церковь признает право государства на вмешательство в семейную жизнь, создается впечатление, что Церковь признает право государственных чиновников вмешиваться в частную жизнь семьи, а при отказе или сопротивлении родителей – отбирать детей. Данная позиция не учитывает ранее принятые Церковные документы и заявления. В основах социальной концепции Русской Православной Церкви указывается: «Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества». В заявлении, принятом на встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с членами президиума Межрелигиозного совета России, которая состоялась 22 апреля 2010 года, представители всех традиционных для России конфессий единодушно заявили: «Нам видятся опасными любые меры, которые бы позволили чиновникам вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи, в ее мировоззрение и образ жизни, в кровную связь родителей и детей. Ребенок счастлив только тогда, кода живет вместе со своими отцом и матерью. Нормы внутрисемейных отношений заложены Творцом в природу человека, и разрушение их принесет несчастье человеку и народу». Оговорка о том, что государство имеет право на вмешательство в семейную жизнь «в случае угрозы жизни, здоровью и нравственному состоянию ребенка» и что «действия государственных органов должны быть основаны на четких и однозначных правовых критериях», не защитит семьи от чиновничьего произвола, так как не касается существа этих положений и критериев, что дает основания для всевозможных трактовок и злоупотреблений в данной области. Чтобы позиция Церкви по вопросу ювенальной юстиции не воспринималась, как двойственная, необходимо уйти от формальных терминов, под которыми может пониматься всё, что угодно, а указать по сути вопроса, в каких случаях, по мнению Церкви, допустимо вторжение государства в семью, а в каких - нет. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в предложениях «О государственной политике поддержки семьи, материнства и детства в Российской Федерации», направленных государственному руководству Российской Федерации 16.01.2011 года, в частности, отметил необходимость: - законодательно обеспечить приоритетную возможность семьи самостоятельно решать вопросы, касающиеся ее внутренней жизни; - принять законодательные меры, создающие дополнительные гарантии права родителей на воспитание детей, включая формирование их мировоззрения и образа жизни, ограждение детей от опасных и безнравственных поступков, регламентацию их режима дня, исполнения ими религиозных предписаний, общения с противоположным полом, ознакомления с учебными материалами, печатной, аудио- и видеопродукцией, интернет-сайтами. Исходя из этого, на наш взгляд, в документе необходимо изложить общую принципиальную позицию, заключающуюся в том, что родители имеют неотчуждаемую свободу, данную Богом, в вопросах рождения детей, методах и формах их воспитания, образования, степени приобщения к культуре, профессиональной подготовке, проведения досуга и т.д. Пределом этой свободы может быть только такое поведение родителей в отношении своих детей и та мера небрежения своими обязанностями по отношению к детям, которое является нарушением действующего законодательства. Лишь в этих случаях государство вправе вмешиваться в жизнь семьи. За их пределами – для решения своих внутренних задач, принятия решений о своей внутренней жизни – прежде всего личной жизни супругов, рождения и воспитания детей - семья имеет преимущественные права перед всеми другими субъектами, включая и государство. В силу Божественной природы семьи родительские права не могут произвольно отчуждаться или ограничиваться государственной властью, в том числе нормами законов. Напротив, они должны признаваться и защищаться в любом обществе. Противозаконным также является наказание обоих супругов, если в нарушении закона виновен только один. Отбирание детей может допускаться лишь в экстренной ситуации, когда существует доказанная явная и непосредственная угроза жизни ребенка, либо доказанная явная и непосредственная угроза причинения серьезного вреда его здоровью, причем эта угроза исходит от его родителей и не может быть устранена иным путем. Недопустимо какое-либо «превентивное», вмешательство в жизнь семьи на основании подозрений или в целях профилактики возможных правонарушений в отношении детей, как это навязывается системой ювенальной юстиции. Попрание презумпции невиновности, принципа добросовестности родителей противоречит и духовному, и юридическому закону. Следует также отметить, что неправомерное вторжение в семейную жизнь разрушительно для семьи и общества и должно наказываться в уголовном порядке. Кроме того, в законодательстве должен быть установлен приоритет сохранения кровной семьи. А в случае, если передача ребенка на воспитание лицам, не являющимся его родственниками, неизбежна, необходимо обеспечить преемственность его воспитания в культурном и религиозном отношении. Также в законодательстве должен быть установлен запрет на разлучение братьев и сестер. Кроме того, тревогу вызывает выраженная в официальном Церковном документе позиция, позволяющая вмешательство государства во внутреннюю жизнь семьи в случае угрозы нравственному состоянию ребенка. В действующем законодательстве вмешательство государства в семью по данному основанию не предусмотрено. Такое предложение предполагает навязывание семье со стороны государства определенных норм морали и нравственности и принудительного механизма их исполнения при том, что сами эти нормы в законах не установлены. Это может привести к произвольному вмешательству в жизнь семьи со стороны чиновников, с собственной меркой подходящих к вопросам морали и нравственности.
|