Оформление прямой речи.
А теперь пора перейти к основной теме этой статьи. Во время работы с разными авторами мне встречались разные стили и способы изложения мыслей, и оформляли все по-разному. Кто-то использовал для слов персонажа только диалоговую форму, меньшинство же совмещало их с прямой речью, стоящей внутри кавычек... Ошибкой это не являлось при условии, что правильно оформлялось.
Перейдём непосредственно к самим правилам, с которыми впервые нас ещё познакомил учебник русского языка. Думаю, те, кто уже изучал эту тему, прекрасно помнят ниже предоставленные схемы:
А: «П!» А: «П?» А: «П…» А: «П». «П!» — а. «П?» — а. «П», — а. А: «П!» — а. А: «П?» — а. А: «П…» — а. А: «П», — а. «П» — прямая речь, «А» — слова автора.
Следуя этим схемам, довольно чётко показано, что речь персонажа вполне может писаться в кавычках. Более того, могу сказать, что любые слова, оформленные как диалог, можно переделать под эту схему, и наоборот.
Однако теория, неподкреплённая примерами, абсолютно бесполезна так же, как и теория, сваленная в кучу. Именно поэтому сейчас я постараюсь разобрать все эти схемы по порядку.
· Прямая речь после слов автора.
Для данного пункта подходят первые четыре схемы. Вся их сложность заключается лишь в том, ставить знак препинания до кавычек или после. Вообще, говоря о самих кавычках: многоточие, вопросительные и восклицательные знаки всегда пишутся перед закрывающей кавычкой; запятая и точка — всегда после! Главное — запомнить это простое правило, и одной проблемой станет меньше.
Каждая схема вполне хорошо рассказывает о том, как должна писаться прямая речь, поэтому я лишь подберу к ним соответствующие примеры.
Примеры: А: «П!»
Волк закричал: «Ну, погоди!»
А: «П?»
Она спросила: «Как Анюта?»
А: «П…»
Он тяжело вздохнул: «Не повезло…»
А: «П». Сидоров сказал: «Вернусь поздно».
Надеюсь, примеры всё хорошо поясняют, однако мне хотелось бы сделать небольшое дополнение. Очень часто реплики с таким оформлением стоят внутри абзаца, из-за чего возникает вопрос: если в конце речи персонажа стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знаки, то нужно ли ещё после кавычек ставить точку? Ответ: нет, не нужно. Знак препинания уже стоит, пусть даже в кавычках, но он показывает, что предложение закончено. Единственным исключением может быть, если этот знак относится к названию какого-нибудь ресторана, кафе, книги или ещё какого-либо предмета. В остальных случаях после кавычек сразу же пишется предложение с заглавной буквы.
А также хотелось бы упомянуть, что прямая речь независимо от своей позиции в тексте всегда пишется с большой буквы.
· Прямая речь перед словами автора. Теперь разберём следующие три схемы, подходящие для данного случая. Они отличаются лишь тем, что слова автора и прямая речь поменялись позициями. В этом случае мне больше хотелось бы обратить внимание на постановку кавычек. Думаю, как вы заметили, в отличие от диалогового оформления, здесь отсутствует тире, ставящееся перед прямой речью. Знаки препинания все, кроме запятой, пишутся внутри кавычек, слова автора с маленькой буквы. Теперь рассмотрим это на конкретных примерах.
Примеры: «П!» — а. «У меня ничего нет!» — охнула Елена. «П?» — а. «Кофе будешь?» — спросил Деймон. «П», — а.
«Закрой дверь», — попросил учитель.
И дополню список примеров ещё одной схемой с многоточием, которая ранее не была упомянута:
«П…» — а. «Всё решено…» — прошептал он.
В этих случаях нет абсолютно ничего сложного, дополнительно мне больше пояснять нечего, поэтому смело могу перейти к следующей ситуации.
· Прямая речь внутри слов автора. Вот мы и добрались до самого интересного и, наверное, сложного случая, когда прямая речь находится внутри слов автора. Но на самом деле тут всё снова кажется трудным лишь на первый взгляд. В действительности всё иначе.
Слова автора, стоящие до прямой речи, естественно, должны писаться с большой буквы. Перед речью персонажа ставится двоеточие, а после него тире. Такая пунктуация схожа с той, что ставится при обобщающих словах. Но давайте разберём всё наглядно.
Примеры: А: «П!» — а. Все подлетели к Ане с букетами и подарками: «Поздравляем!» — дружно кричали ребята. А: «П?» — а. Взгляд голубых глаз быстро бегал по округе: «Ты уверен, что мы не потерялись?» — спросил Миша. А: «П…» — а. Юноша стоял молча: «Уходи…» — отстранённо проговорил он. А: «П», — а. Мальчик выглядел невозмутимо, продолжая писать письмо: «Если это всё, оставьте меня, пожалуйста», — ответил он незваным гостям.
Как видите, всё снова оказалось просто, поэтому я могу перейти к следующему случаю.
· Слова автора прерывают прямую речь. Теперь рассмотрим случай, схожий с предыдущим. Хоть таких схем и не было дано, но я не исключаю, что такой вариант оформления прямой речи тоже возможен. Прямая речь, прерванная словами автора, по своей пунктуации ничуть не отличается от оформления мыслей, об оформлении которых рассказано в моей предыдущей статье. Дважды писать одно и то же не стану.
|