Студопедия — Слово в день святого апостола Филиппа и в день рождения Государыни Императрицы Марии Феодоровны 54
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Слово в день святого апостола Филиппа и в день рождения Государыни Императрицы Марии Феодоровны 54






Некогда святой пророк Елисей, когда жители города Иерихона сказали ему, что вода у них нехороша и земля оттого бесплодна, велел бросить соль в воду, и она сделалась здоровою, перестала причинять бесплодие (4 Цар. 2, 18.22). Это образ чудесного действия святого крещения, воды которого оздоровляют человечество и делают его духовно плодоносным, как поется об этом: «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь пришествием Твоим»55.

Неплодные и нездоровые воды. это жизнь людей вне Христа, жизнь, полная себялюбия и страстей, от которых душа терпит вред и делается неплодною для всякого добра.

Недаром подобная жизнь называется «морем житейским»; воды моря солены и горьки, негодны для питья, так точно страсти кажутся нам «показующими сладкая», но «вкушаем мы присно чрез них горькаго напоения»56, потому что как морская вода горька на вкус и от нее, когда она испаряется, остается соль на дне, так и после обильного упоения страстями на душе человека остается горький осадок разочарования, томления, муки, часто делающейся все более и более сильною, неутолимою, так что человек не находит нигде места душе своей, мучимой совестью, накладывает сам на себя руки: подлинно, с ним происходит то, что с человеком, который, чувствуя жажду, напился бы соленой воды и еще более стал бы мучиться от нестерпимой жажды.

Соль же, которая вложена была Елисеем в воды, это жизнь Христова, которую прежде всего восприняли святые апостолы, и о которых Сам Господь сказал: Вы. соль земли (Мф. 5, 13). О ныне празднуемом апостоле Филиппе так и говорится в песни церковной: «Во истлевшее страстьми человечество ты вложен Божия соль от Христа, того изсуши гнилость лютую»57. В самом деле, как соль предохраняет от порчи и гниения разные вещества, так точно проповедь о Христе, распространенная в мире святыми апостолами, предохранила разлагавшийся от страстей мир от духовного гниения, оздоровила, обновила его. Мир духовно изжился пред пришествием Христа на землю, исполнялся все более и более губительного сомнения, разочарования, преждевременного пресыщения, при котором едва начинавшие жить люди чувствовали себя уже подобно все изжившим и ко всему равнодушным старцам, как бы цветы, увядшие тотчас же, едва успевшие расцвести. Недаром так участились самоубийства, и среди самого «пира жизни» люди так часто отворяли себе жилы. Недаром древний мудрец днем с огнем искал человека и не находил среди наполненной людьми площади: очевидно, духовная порча, тление коснулись духовной жизни языческого мира, везде в ней слышался как бы запах гниения, и не было живого, здорового, неиспорченного человека среди этих отживающих дни свои мертвецов. Но явился Христос, послал апостолов Своих, и как духовно обновился и оздоровел мир! Как всюду началась новая, истинно человеческая жизнь! Жизнь языческого мира была насквозь изъедена себялюбием, Христос же принес в мир новое жизненное начало любви, и вот это начало оздоровило жизнь мира: преобразилась жизнь отдельных людей, изменилась и перестроилась жизнь обществ, поскольку государство языческое восприняло начала жизни христианской.

В самом деле, и теперь кто может быть истинно полезным человеком, общественным деятелем? Не тот ли, кто по завету Христову готов забыть себя с мелким и крупным себялюбием, готов обречь себя на самоотверженный подвиг служения благу ближнего?

Сколько живет кругом нас себялюбцев, и все они кажутся такими пустыми, неинтересными, как бы пресное вещество, неприятное на вкус! Но если кто, одушевляемый заветами Христова Евангелия, начинает забывать себя, отдается служению ближнему в духе Христовой любви, сейчас же мы отмечаем такого человека среди других как особенного; беседа, общение с ним кажутся интересными и нужными; его жизнь, дела вливают какую-то оздоровляющую струю в окружающую жизнь, улучшают ее и поддерживают. Это нечто особенное в таком человеке, как бы какая-то духовная соль, сообщающая особый приятный вкус пище, в которую влагается, есть не что иное, как дух Христовой самоотверженной любви, которую воспринял мир только от Христа. Посмотрите и на целые государства: чем более вымирают в них начала Христовой жизни, тем ближе они к вырождению, и наоборот. Не воодушевляется ли, например, наша страна на подвиг военный всемирной борьбы с жестоким врагом именно началами христианской жизни, которые в народе нашем еще так живучи, а пред войною так усилились, произвели громадный подъем духа? Воинство побеждает главным образом постольку, поскольку оно бодро духом, мужественно; бодро же оно, когда оно христолюбиво, когда воодушевлено готовностью и жизнь отдать за веру Христову, Царя и Отечество. Посмотрите и на союзные народы Франции и Англии,. как и в них оживилась религиозная жизнь пред войной и во время войны, как они ведут в союзе с нами борьбу за лучшие начала истинно человеческой, христианской жизни. Пред войной Францию называли вырождающейся. И не оттого ли она была такою, что оттуда изгонялось правительством и вымирало там христианство? Во время же войны религиозность в народе весьма сильно поднялась, и вот мы видим французский народ снова возродившимся, совершающим чудеса храбрости, как во времена Жанны д.Арк.

Как же необходимо нашему народу хранить тщательно в душах своих эту соль христовой жизни, воспринятую в Святом Крещении, так оздоровившую жизнь Древней Руси! Как и теперь часто жизнь народа нашего, теряя эту духовную соль христианства, возвращаясь к началам жизни языческой, делается пустой, бессодержательной и возвращается к временам «поганаго» язычества, когда на Руси главным было «веселие лишь пити»! Как пагубно для жизни русского народа, если особенно верхние слои его начинают отбрасывать оздоровляющую соль христианства в своей жизни и деятельности, стыдятся Христа, действуют, как не знающие Его язычники! Чем грозит все это народу русскому?

Не начнется ли тогда гниение духовное всего народа, как рыба загнивает с головы? Не сбудется ли на всем народе грозное слово Господа: Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф. 5, 13)? Не сделается ли тогда ни к чему не годным весь народ русский, как те люди, среди которых и языческий мудрец не мог найти истинного, неиспорченного, годного человека? Не будет ли весь народ выброшен вон из среды других народов, как нечто негодное, и не будет ли отдано царство его другим, которые, восприяв соль христовой жизни и учения, будут призваны вместо народа русского служить духовному оздоровлению мира (Мф. 21, 43)? Аминь.

54 Произнесено во Владикавказском кафедральном соборе 14 ноября 1916 года. (ВлЕВ. 1916. № 23. С. 958.962.)

55 Ирмос Воскресного канона 2-го гласа, песнь 3-я.

56 Канон Великий Андрея Критского, песнь 1-я.

57 Канон праздника, песнь 4-я.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 329. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия