Студопедия — Упражнения. Предлагаем несколько упражнений, основу которых составля­ют разработки самого Р.Ассаджиоли и его известных учеников - П.Ферручи
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Упражнения. Предлагаем несколько упражнений, основу которых составля­ют разработки самого Р.Ассаджиоли и его известных учеников - П.Ферручи

Предлагаем несколько упражнений, основу которых составля­ют разработки самого Р.Ассаджиоли и его известных учеников - П.Ферручи, М.Росселли и других.

Рабочая тетрадь

Одним из простых и важных повседневных упражнений «психосинтетики» считают ведение рабочей тетради. Это необхо­димо для того, чтобы процесс самоанализа и самосовершенство­вания был более четким и эффективным. Многие интересные са­монаблюдения и идеи без записей забываются.

Записи приучают четче формулировать мысли, а значит, и лучше анализировать свои состояния. Анализ записей позволяет выявить определенные закономерности своих состояний и поведенческих ре­акций, которые без записей могут быть отнесены к случайным.

Вдумчивое ведение записей и их последующий анализ помога­ют отделить главное (то, над чем надо сконцентрировать работу в первую очередь) от второстепенного.

Ведение и периодический анализ рабочей тетради позволяет лучше познать самого себя, стать откровеннее с самим собой, а значит, и быстрее выявить истинные причины проблем и наметить более четкие пути их решения.

Добавлю, что регулярное ведение аналитических записей уже са­мо по себе хорошая рациональная терапия. Создается ощущение собственной действенности на пути решения проблем, а разложение этих проблем на составные части ведет к их «разминированию».

Это созвучно информационной теории эмоций В.П.Симонова. согласно которой сила эмоциональных переживаний уменьшается по мере повышения информированности индивида о причинах и содержании этих переживаний («не так страшен черт, как его ма­люют» нам наши эмоции и фантазии).

Можно сказать, что здесь метод рациональной психотерапии (стремление взглянуть на ситуацию не эмоционально, а рацио­нально) естественно комбинируется с бихевиористскими приема­ми систематической десенсибилизации, то есть притупления психотравмирующих эмоций путем их систематического (контро­лируемого) рассмотрения со стороны.

Ваши возможности

Это упражнение строится на контрасте ощущения положитель­ных и отрицательных переживаний.

Для этого найдите тихое спокойное место. Постарайтесь мак­симально расслабиться и отвлечься от посторонних мыслей.

Начинайте не спеша, поочередно включать воображение, ста­раясь как можно ярче представлять различные проявления силь­ных отрицательных эмоций, таких, как физические и душевные стра­дания, злоба, гнев, тревога, одиночество, безнадежность и т.п.

Затем - по контрасту с испытанными переживаниями - поста­райтесь резко переключить свое воображение на такое же яркое олицетворение таких понятий, как радость, любовь, счастье, ра­зум, творческое вдохновение, стремление к совершенству и т.п.

Почувствуйте и убедите себя в том, что так же как ваше вооб­ражение переключилось с отрицательных эмоций на положитель­ные, так и вы сами можете начать последовательно отстраняться от ваших страданий, продвигаться в сторону использования ва­ших способностей и возможностей самосовершенствования и достижения лучшей жизни.

Анализируйте ваши эмоции, успехи и временные трудности в рабочей тетради.

Кто я?

Как уже говорилось, основополагающую часть психосинтеза со­ставляет постоянно совершенствующийся самоанализ. Он включает уточнение своих не только положительных, но и отрицательных черт и особенностей их проявления.

Суть данного упражнения состоит в том, что, выбрав спокойное уединенное место, вы не спеша начинаете отвечать себе на во­прос «Кто я?»

Задав в окружающей тишине и в тишине собственной души этот вопрос, не спешите на него ответить готовыми формулиров­ками, а начните постепенно проявлять свой образ из тумана ва­ших противоречивых взглядов на него.

Помогайте себе зрительной фантазией, видя свое лицо, осан­ку, одежду, движения как бы со стороны.

Затем постарайтесь поярче выразить какую-либо свою черту, утрируя, как в пантомиме.

«Доверьтесь мудрости своего тела», - говорил Ассаджиоли, считавший, что мимика и жесты нередко лучше выражают истин­ную сущность человека.

Процесс самопознания достаточно длительный и предполагает регулярное ведение и анализ ваших записей.

Мы дополняем это упражнение «Кто я?» просмотром рисунков са­мого себя или, вернее, выражения своих определенных черт харак­тера, фотографий, видеозаписей, прослушиванием своего голоса.

Для объективизации представления о себе мы добавляем так­же упражнения «Я глазами других» и «По делам их судите их».

Имея некоторую фантазию, вполне доступно представить себя глазами тех, кто вас хорошо знает, вспомнить их положительные и негативные оценки вашего характера и поведения и постараться с максимальной объективностью проанализировать их. Даже если вы не согласны с какими-то оценками, подумайте, не дали ли вы повод для них. В общем, постарайтесь временно «влезть в шкуру» другого человека, а свой образ отделить от себя и начать рас­сматривать его с точки зрения и правоты этого человека. Это очень полезное упражнение в семейной конфликтологии.

Этому упражнению хорошо помогает следующее - «По делам их судите их».

Оценивая свое отношение к другим и их отношение к себе, проанализируйте, насколько ваши реальные поступки подтвер­ждали ваши мнения о том, что вы кого-то любите или не любите, о том, что кто-то вас любит или не любит.

Проанализируйте свое отношение к делам, свою активную или пассивную жизненную позицию ответом в соответствии с посло­вицей «Кто хочет (делать дело или помочь другому), ищет воз­можности, кто не хочет - ищет причины». Честный ответ на этот вопрос и покажет вам ваше истинное отношение к делам и к лю­дям (а также их отношение к вам).

Разотождествление

Исходное положение то же самое - нужно найти тихое уеди­ненное место, удобно сесть, расслабиться, постараться отвлечься от посторонних чувств и мыслей и настроиться на данную работу.

Дальше в полной душевной тишине вы четко произносите про себя:

«У меня есть тело, но я не тело.

Я хорошо отношусь к своему телу, слежу за его чистотой и здоровьем, но я -не только тело».

Теперь закройте глаза и четко несколько раз подведите итог вашим рассуждениям одной краткой фразой:

«У меня есть тело, но я -не тело».

После определенной паузы, во время которой вы как бы вновь освобождаетесь от всех эмоций и мыслей, приступаете к прочувствованию следующей фразы:

«У меня есть чувства, но я - не чувства.

Я имею разные сильные чувства, они меняются от радост­ных до неприятных, от любви до вражды, но мое истинное Я не меняется вместе с ними.

Чувства приходят и уходят, а мое Я - остается».

Закройте глаза и резюмируйте итог этого этапа, внушая себе мысль:

«У меня есть чувства, но я-не чувства».

То же самое проделайте по отношению восприятия своего ин­теллекта, подчеркивая разными фразами, что ваш интеллект мо­жет совершенствоваться, изменяться, направляться на разные объекты, тогда как ваша сущность остается неизменной.

Резюмируйте построение фразы самовнушения:

«Я обладаю интеллектом, но я-не интеллект».

При постоянном повторении этого упражнения ассоциативные связи закрепляются, и их промежуточные звенья смогут быть опущены, как при аутотренинге.

Вы научитесь достигать нужного вам разотождествления, упот­ребляя лишь резюмирующие фразы:

«У меня есть тело, но я -не тело.

У меня есть чувства, но я -не чувства.

У меня есть интеллект, но я - не интеллект».

Исходя из наших практических наблюдений, мы стали приме­нять несколько другой перевод этих завершающих фраз, которые рекомендуем произносить (про себя или вслух) с пафосом:

«Я хозяин, а не раб своего тела.

Я хозяин, а не раб своих чувств.

Я хозяин, а не раб своего интеллекта».

Возможно, ортодоксы психосинтеза осудят нас за такой воль­ный перевод, но мы исходили из демократического выбора самих клиентов. Некоторые из них длительное время держались за классический перевод, но потом все же предпочли наши форму­лы. Мы понимаем, что наш перевод вносит и другой психологиче­ский настрой, и поэтому не претендуем на то, что это то самое упражнение, которое Ассаджиоли называл «Кто я?», а наша твор­ческая модификация, показавшая свою практическую эффектив­ность.

Субличности

Выделите поочередно ваши основные субличности: Ребенка, Родителя, Супруга, Друга, Начальника, Подчиненного, Специали­ста в своей области, Обладателя какого-то хобби (филателиста, меломана, туриста т.п.).

Не спеша постарайтесь вжиться в образ и состояние каждой из этих субличностей, почувствовать ее, взглянуть ее глазами на мир, на людей, на себя, на другие субличности.

Постарайтесь критически проанализировать каждую из ваших субличностей: чем она вам помогает, а чем мешает.

В этом месте мы советуем клиенту попросить свои другие субличности критически высказаться в адрес этой субличности.

Например, две субличности, любящие одновременно и свою мать, и своего мужа (которые не симпатизируют друг другу), могут поспорить друг с другом. При грамотном психотерапевтическом ру­ководстве такой спор позволит каждой из субличностей объектив­ней увидеть свою и чужую правоту или необъективность и учесть это. Психотерапевт поможет вам лучше использовать преимущест­во каждой из субличностей и нейтрализовать или начать уменьшать ее вредное влияние на другие субличности. Постарайтесь прими­рить субличности под руководством лучшей из них.

Восхождение. В саду

Эти упражнения имеют много общего. Вы представляете суб­личность, с которой работаете либо в процессе восхождения на горные вершины среди красивых пейзажей, либо когда она на­слаждается красотой и ароматом цветов в прекрасном саду.

В обоих случая вы стараетесь создать для своей субличности светлый, эстетически высокий настрой, способствующий макси­мальному раскрытию в ней ответных светлых и высоких чувств. Кроме того, при восхождении к этому добавляется (по мнению французского психолога Дизоля) «акт подъема на высший уровень существования», как бы противоположный всему низменному и деградирующему.

Прочувствовав свои субличности в таких возвышенных услови­ях, проанализируйте их, запомните эти высокие ощущения, поста­райтесь закрепить и постоянно совершенствовать их в себе.

В этом вам поможет ваш постоянный самый доверенный собе­седник - рабочая тетрадь.

Я не роль

Это упражнение, так же как и большинство предыдущих, на­правлено на разотождествление с элементами личности или дез-идентификацию с субличностями.

Терапевтическая идея та же самая - дать понять и почувство­вать клиенту, что он может отделиться от мешающих ему состоя­ний и моделей поведения, что они не вросли в него «намертво» и что он не обязан тащить их как крест всю жизнь.

Следует постоянно помнить, что не надо лечить то, что не бо­лит. То есть анализировать, вычленять, разотождествлять (в смысле отделять от себя) нужно не все, что попало, а лишь то, что мешает клиенту настолько, что он сам с этим справиться не может и обращается за помощью к специалисту-психотерапевту.

Терапевт показывает клиенту, что неудовлетворяющие, трав­мирующие его взаимоотношения с кем-то из значимых для него людей не являются фатально неизбежными и непреодолимыми. Это лишь определенные роли, которые можно попробовать сыг­рать и по-другому.

Так с помощью психотерапевта разрушается (или корректируется) неудачная роль и создается более приемлемая. Клиент начинает сознательно играть ту роль (родителя, супруга, ребенка, сотрудника), которая его мучила. Убеждается, что это лишь роль, которая может быть сыграна и по-другому. Отделяет свою сущность от роли.

Мы советуем заканчивать это упражнение утверждением-самовнушением:

«То, что мне сейчас во мне не нравится,

не является моей неизменной сущностью.

Это лишь одна из ролей,

которую я могу сыграть по-другому

или отказаться играть вообще.

Я хозяин своих ролей, а не раб их».

Здесь в какой-то мере применяются бихевиористские приемы -подбор нужной и устранение ненужной роли методом проб и оши­бок (стимул-реакция) с положительным и отрицательным подкре­плением.

Ну и, разумеется, здесь, как и в других упражнениях психосин­теза, постоянно присутствуют элементы ролевой терапии, имаготерапии и психодрамы. Тут нельзя сказать, кто из великих психо­терапевтов и что позаимствовал у другого. Почти все классики психотерапии жили и создавали свои направления и школы почти в одно и то же время и под влиянием одних и тех же идей (важной роли бессознательного в формировании неврозов и защитных ме­ханизмов, объяснительных фикций, субличностей, ролей и т.п.).

Поэтому, несмотря на выдающиеся, вполне самостоятельные достижения каждого из терапевтических (и в первую очередь -психоаналитических) направлений, я глубоко убежден, что с прак­тической точки зрения в них больше общего, чем различного.

Отождествление с центром Я

К этому упражнению переходят только после успешного выполне­ния предыдущих: разотождествления себя с элементами личности (телом, эмоциями, интеллектом и т.п.), с субличностями, с ролями.

Осознав такое разотождествление, клиент должен осознать сущность своего истинного Я как центра чистого самосознания и воли. Должен поверить в его стабильность и силу.

Он говорит (внушает) себе: «Из этого центра я могу трезво на­блюдать и контролировать мое тело, эмоции, интеллект, направ­ляя и изменяя их активность по моей воле».

Путем постоянных подсобных упражнений по разотождествле-нию себя с различными элементами процесс обретения чистого Я становится все более послушным и быстрым, сокращая подгото­вительные стадии.

Это упражнение помогает быстро разотождествляться даже с сильно мешающей эмоцией, как бы отстраняя ее от себя, позво­ляя взглянуть на нее более холодно, со стороны.

Формирование нужного качества

Обычно это упражнение используется для формирования спо­койствия, однако может применяться и для развития других ка­честв, потребностей, манеры поведения.

Для формирования спокойствия рекомендуется сесть ком­фортно, максимально расслабиться.

Это упражнение быстрее и эффективнее получается у тех, кто ов­ладел аутотренингом и другими процедурами психомышечной само­регуляции. Здесь включается и процедура успокоительного дыхания, и элементы имаготерапии, то есть представление своего максималь­но спокойного образа в приятной и спокойной обстановке.

Когда вы научитесь достаточно быстро и четко вызывать в своем воображении образ «спокойного и уверенного себя самого», поста­райтесь вспомнить человека или обстоятельства, выводящие вас из спокойного состояния, но на этот раз попытайтесь остаться макси­мально спокойным. Вызывайте в своей памяти эти и другие беспо­коящие вас объекты, тренируя свою «непробиваемость», постепен­ное снижение тревожности и других мешающих вам эмоций. Это близко к бихевиористскому приему систематической десенсибилиза­ции - притупления чувствительности (см. бихевиористская терапия).

Задание

Придумайте по аналогии сами несколько упражнений на фор­мирование других нужных качеств.

Все свои успехи и трудности постоянно анализируйте в рабо­чей тетради и периодически обсуждайте с психотерапевтом.

Формирование идеальной личности

Повторяйте уже освоенное разотождествление с различными элементами до возникновения состояния чистого Я.

Постарайтесь как можно четче ощутить это состояние и как можно дольше удержать его.

Создайте в своем воображении образ того идеального Я, каким вы мечтали бы себя видеть. Однако помните, что этот образ не должен слишком отрываться от вашего реального внешнего и внутреннего (хотя и лучшего) облика. То есть вы должны предста­вить не просто образ идеального человека, а именно образ своего лучшего Я, того, как вы бы хотели выглядеть и вести себя; чувст­вовать и мыслить.

Как можно глубже прочувствуйте «себя лучшего».

Опишите в рабочей тетради этот образ как литературного ге­роя, от одежды и внешности до внутренних мыслей и чувств. По­старайтесь нарисовать его.

На этом этапе важно почувствовать, что представленная вами модель одновременно совершенна и реалистична (то есть в пре­делах ваших же лучших возможностей).

После этого начинайте путем многократных сеансов (которые вы можете проводить самостоятельно с закрытыми глазами) вжи­ваться в образ своего идеального Я, сливаться с ним, становиться одним целым. Ассаджиоли рекомендует повторять это упражне­ние ежедневно, прямо в постели, сразу после того, как вы просну­лись и еще не «заразились» суетой повседневных тревог и забот. Завершать каждое такое упражнение надо решительным само­внушением, что вы будете действовать, мыслить и чувствовать в соответствии с образом вашего лучшего Я независимо от склады­вающихся обстоятельств.

Очень важно быть заранее готовым к тому, что не все сразу будет получаться гладко, поэтому полезно вести рабочую тетрадь, в которой накапливать положительный опыт, и анализировать причи­ны временных неудач и срывов с «высоты своего лучшего Я».

Как мы уже говорили, это упражнение и его модификации в на­стоящее время широко используются как самостоятельный психо­терапевтический метод имаготерапия (от англ. image - образ).

Аналогичные подходы по вживанию актера в образ применял К.С.Станиславский, с той разницей, что актер вел поиск не в сторону своего лучшего Я, а в сторону наиболее органичного воплощения своего Я в роль своего героя (который мог оказаться не только поло­жительным, но и отрицательным) Однако психофизический меха­низм такого воплощения здесь тот же, что и у Ассаджиоли.

Синтез

Некоторые специалисты считают это упражнение самостоя­тельным, другие видят в нем завершающую часть предыдущего упражнения по формированию идеальной личности.

В основе этого упражнения лежит подчеркнутое еще Адлером стремление каждого человека к обретению внутренней гармонии.

Для этого Ассаджиоли предлагает сначала обнаружить в себе противоречивые чувства и качества личности, а затем начать ра­боту по их примирению.

Мы нередко можем обнаружить в себе и в других (особенно в период юности и молодости) чередование черт грубости и сенти­ментальности, цинизма и возвышенных чувств, любви и ненавис­ти, уважения к себе и самоуничижения, застенчивости и наглости. Ассаджиоли считает, что гармония личности может быть обретена только примирением этих полярностей, а не предпочтением одной из них за счет вытеснения другой.

Ведь Ассаджиоли был последовательным учеником Фрейда и считал, что именно вытесненные из сознания нежелательные для нас чувства, мысли и образы самих себя и являются главными причинами формирования и углубления неврозов.

Для примирения наших «полярностей», противоположностей в психосинтезе применяется много упражнений.

Одно из начальных, наиболее простых и популярных упражне­ний - рисование образов своих собственных противоположностей.

Для этого вы берете чистый лист бумаги, делите его на две по­ловины.

На одной половине символически изображаете одно из противо­положных ваших чувств, настроений, восприятии себя, а за чертой -их «полярности».

Затем, внимательно вглядываясь (и психологически вживаясь) то в одну полярность, то в ее противоположность, начните искать в них что-то общее или хотя бы «примиряемое».

Теперь ниже нарисуйте символическое взаимодействие этих противоположных образов: дерутся, ругаются, угрюмо молчат, жмут друг другу руки, играют в мяч друг с другом или в одной ко­манде, помогают друг другу и т. п.

Неоднократно применяйте это упражнение, стараясь находить с каждым разом все больше вариантов взаимодействия и все меньше раздоров.

Старайтесь с позиции одной стороны понять другую, ее точку зре­ния, переубедить или хотя бы убедить в необходимости поиска мир­ных решений - ведь поле их битвы вы сами, а результаты- ваши страдания и проблемы в общении как с собой, так и с другими.

На обороте этих рисунков (в вашей рабочей тетради) ведите запи­си всего того, что вы чувствуете и думаете в процессе этой работы.

Такой анализ позволит быстрее выявить типичные повторяющие­ся ошибки и провоцирующие их ситуации, продумать решения по предотвращению таких ситуаций, поиску разумных компромиссов.

 

Упражнения

Рафбочая тетрадь – один из самых полезных инструментов саморазвития. Она нужна для фиксации своей внутренней жизни в ее развитии. Внешние события можно фиксировать постольку, поскольку они касаются внутренней жизни (чувства, мысли, наблюдения), но центральное место должны занимать постепенно развертывающееся осознание себя и мира, а также новые смыслы, ценности и взаимосвязи, которые вам удается обнаружить. Можно заносить туда рисунки и другие изображения (сны, фантазии, визуализации; схемы, абстрактные символы; автоматические рисунки). Датировка очень важна для понимания картины развития. Возможные темы для рассмотрения в рабочей тетради:

Диалог с идеями: Включите сюда название любой сферы, в которую вам хотелось бы глубже проникнуть – например, Воспитание, Религия, Математика, Теория систем, Экология и т.д.

Диалог с другими людьми: Открытия или вопросы, связанные с межличностными отношениями.

Диалог с событиями: Ваша реакция на наиболее значимые события вашей жизни; отмечайте случаи очевидной для вас "синхронии" (значимая одновременность событий, "схлопывания").

Внутренние диалоги: Разнообразные мысли, раздумия, предчувствия, проблемы или размышления, которые не входят в другие разделы.

Сны: Описание, контекст, ассоциации, углубленное размышление над своими снами (которые легче всего записывать сразу после пробуждения).

Мыслеобразы: Визуализации или переживания другой сенсорной модальности. Сюда могут входить образы, возникающие спонтанно или благодаря использованию методики направляемого воображения. Их можно фиксировать с помощью записей или рисунков. Полезно фиксировать чувства и ассоциации, возникающие в связи с тем или иным образом или какими-то его частями (форма, цвет и т.д.), отмечать, какое он для вас имеет значение, а также предположительное его толкование, если таковое имеется.

Воображение: Фантазии, истории, ситуации и т.д., которые могут послужить толчком для работы воображения. Желательно ограничиться в этом разделе образами, которые несут определенный творческий заряд.

Диаграммы: Графические модели теоретических построений (хотя их можно включить в раздел "Диалог с идеями"). Они помогут вам выражать мысли в зримой форме, что может оказаться полезным для обретения навыков наглядного пояснения своей мысли.

Медитация: Заметки о приемах медитации, с которыми вы экспериментировали; исходные объекты медитации, достигнутые результаты. Отмечайте все полученные таким образом интуитивные прозрения.

Я: Заметки об определяющих чертах своей личности, ответы на вопрос "Кто я?"; опыт, полученный благодаря "самовоспоминанию" и применению других методик вопрошения о сути своего существа.

Воля: Заметки об опыте приложения волевых усилий, оценка своих сильных и слабых мест. Отмечайте все ситуации и связанные с ними обстоятельства, в которых вы сознательно использовали свои волевые качества; отмечайте результаты упражнений по развитию воли.

Методы саморазвития: Опыт использования методов, которые не вошли в другие разделы. Как можно полнее фиксируйте обстоятельства, в которых вам помогли (не помогли) те или иные методы, а также свое мнение о причинах, лежащих в основе успеха или неудачи в применении того или иного метода.

Пиковые переживания: "Сильные" или "глубокие" переживания покоя, радости, любви, расширения сознания, просветления и т.п.; обстоятельства и результаты этих переживаний.

Затруднения: Слабости, о которых вы знаете и от которых хотели бы избавиться. Особое внимание следует уделить методам, с помощью которых вы пытаетесь это делать. Фиксируйте также все выраженные негативные реакции на других людей – это может помочь вам выявить свои еще не осознанные проблемы, которые проецируются на окружающих.

Цитаты: Важные для вас цитаты из прочитанных книг.

Временная перспектива: Ощущение своего движения во времени, – из прошлого в настоящее и из настоящего в будущее. Можно отмечать вехи своего жизненного пути, "развилки" (дороги, по которым вы пошли или не пошли), воспоминания.

 

1. УПРАЖНЕНИЕ В РАСТОЖДЕСТВЛЕНИИ

Целенаправленное упражнение в растождествлении и самоотождествлении поможет обрести свободу и способность выбирать отождествление или растождествление с любой из сторон своей личности, в зависимости от того, что вам представляется в той или иной ситуации более уместным. Тем самым вы можете научиться владеть, управлять и пользоваться всеми составляющими своей личности, объединяя их в одно гармоничное целое. Поэтому данное упражнение в практике психосинтеза считается основным.

Предлагаемое упражнение служит средством прояснения самоосознания и развития способности сосредоточивать внимание на любом из основных элементов личности. При этом вы будете все яснее сознавать их отличительные особенности и сможете изучать последние, сохраняя позицию невовлеченного наблюдателя, понимающего, что наблюдатель отличается от наблюдаемого.

Первый этап описываемого ниже упражнения – растождествление – состоит из трех частей, связанных с физической, эмоциональной и умственной составляющими личности. Затем следует этап самоотождествления. Как будет показано далее, с обретением некоторого опыта вы сможете при необходимости расширить или видоизменить это упражнение.

Порядок выполнения.

Сядьте удобно и расслабьтесь; медленно сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов (перед этим можно выполнить упражнения по расслаблению). После этого медленно и осмысленно скажите себе следующее:

1. Я обладаю телом, но я не тело. Мое тело может быть здоровым или больным, усталым или отдохнувшим, но все это никак не затрагивает меня самого, моего подлинного "я". Я ценю свое тело как инструмент познания и деятельности в окружающем меня мире, но оно не более чем мой инструмент. Я берегу его и стремлюсь поддерживать в добром здравии, но я – не оно. Я обладаю телом, но я не тело.

Теперь закройте глаза и повторите про себя вкратце общий смысл этого утверждения, а затем постепенно сконцентрируйте свое внимание на основной идее: "я обладаю телом, но я не тело". Попытайтесь по мере возможности сознавать это как факт личного опыта. Затем откройте глаза и переходите к следующим двум частям упражнения.

2. Я обладаю чувствами, но я не чувства. Мои чувства многообразны, изменчивы, подчас противоречивы. Они могут переходить от любви к ненависти, от спокойствия к гневу, от радости к горю, тогда как сущность моя, истинная моя природа не меняется. "Я" остается неизменным. Иногда меня может захлестнуть волна гнева, но я знаю, что со временем это пройдет, и поэтому я – не гнев. Совершенно очевидно, что мои чувства – не я. Поскольку я могу наблюдать и понимать свои чувства, постепенно учиться управлять ими, пользоваться ими и гармонично их интегрировать, совершенно очевидно, что я – не чувства. Я обладаю чувствами, но я не чувства.

3. Я обладаю умом, но я не ум. Мой ум – ценный инструмент исследования и самовыражения, но он не представляет собой моей сути. Его содержание постоянно меняется, обогащаясь новыми идеями, знаниями и опытом. Иногда он меня не слушается. Следовательно, он не может быть назван мною. Это не я, а мой орган познания внешнего и внутреннего мира. Я обладаю умом, но я не ум.

Далее следует этап отождествления. Говорите себе медленно и осмысленно:

4. После растождествления себя с содержанием своего сознания (ощущениями, чувствами, мыслями), я сознаю, что я – центр чистого самосознавания. Я – центр волеизъявления, способный наблюдать все свои психические функции и физическое тело, а также управлять ими и применять их.

Сосредоточьтесь на основной идее: "Я – центр чистого самосознавания и воли". Попытайтесь по мере возможности осознать это как факт личного опыта.

Цель настоящего упражнения – войти в особое состояние сознания; как только эта цель будет достигнута, большинство процедурных деталей упражнения может быть опущено. Таким образом, обретя некоторую практику, вы можете видоизменить упражнение и быстро проходить этапы растождествления, используя лишь основное высказывание каждого этапа и сосредотачиваясь на его непосредственном переживании:

Я обладаю телом, но я не тело.
Я обладаю чувствами, но я не чувства.
Я обладаю умом, но я не ум.

После этого полезно будет глубже поразмыслить над этапом самоотождествления в следующем ключе:

5. Кто я в таком случае? Что остается после того как я растождествился со своим телом, ощущениями, чувствами, желаниями, умом, действиями? Сущность моего "я" – это центр чистого самосознавания. Это то, что остается неизменным в вечно изменчивом потоке моей жизни. Это то, что дает мне ощущение бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я утверждаю свое тождество с этим центром и сознаю его устойчивость и силу.

(Пауза)

Я признаю и утверждаю себя центром чистого самосознавания и творческой энергии. Я сознаю, что из центра истинной самотождественности я могу научиться наблюдать, управлять и согласовывать между собой все свои психические функции и физическое тело. Я хочу постоянно пребывать в этом центре, чтобы облегчить свою повседневную жизнь и придать своей жизни в целом более глубокий смысл, сделать ее более целенаправленной,

По мере того, как внимание в ходе освоения упражнения будет смещаться на соответствующее состояние сознания, процедуру этапа отождествления можно будет сократить. Конечная цель совершенствования в данном упражнении состоит в том, чтобы, быстро пройдя все фазы растождествления, пребывать в "я" столько, сколько нужно. Когда это достигнуто, то при желании можно в любой момент растождествиться с любой слишком сильной эмоцией, раздражающей мыслью, неуместной ролью и т.п., заняв позицию невовлеченного наблюдателя, которая позволяет яснее увидеть значение ситуации, ее причины и наилучшую линию поведения при сложившихся обстоятельствах.

Было обнаружено, что это упражнение дает больший эффект, если выполняется ежедневно, лучше всего в начале дня. Желательно выполнять его вскоре после пробуждения и рассматривать как символическое второе пробуждение. Кроме того, очень полезно повторять его в сжатой форме по несколько раз в день, входя в состояние растождествленного сознавания себя собой, сознавания себя как "я".

Вы можете видоизменять это упражнение в соответствии со своими целями и жизненными потребностями, добавляя новые стадии растождествления, которые бы охватывали другие составные части личности помимо трех основных (физической, эмоциональной и умственной), а также различные субличности, роли и т.д. Его можно начинать также с растождествления со своей материальной собственностью. Ниже приводятся некоторые примеры:

Я обладаю желаниями, но я не желания. Желания порождаются физическими или эмоциональными влечениями и другими воздействиями. Нередко они изменчивы и противоречивы, сопровождаются чередованием симпатии и антипатии; следовательно, они не я. "Я обладаю желаниями, но я не желания ". (Лучше всего поставить это высказывание между эмоциональной и умственной фазами растождествления.)

Я вовлечен в различные виды деятельности и играю множество ролей. Я должен играть эти роли, и я хочу играть их как можно лучше, будет ли это роль сына или отца, жены или мужа, учителя или ученика, художника или чиновника. Но я не только сын, отец или художник. Это не более чем роли – частные роли, которые я добровольно играю, будучи в состоянии наблюдать за своей игрой. Следовательно, эти роли – не я. Я – это я, и я не только актер, но и режиссер данного представления.

Это упражнение может выполняться в группах. Ведущий читает соответствующие высказывания, а участники слушают с закрытыми глазами, чтобы глубже воспринять значение слов.

Примечание: Существует еще два широко распространенных варианта фразы "я обладаю..., но я не...":

1. "Я обладаю..., и я не..."

2. "Я обладаю..., но я нечто большее чем..."

 

 

2. ПРОБУЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖЕЛАЕМЫХ КАЧЕСТВ

Цель упражнения – создать внутренние и внешние условия, благоприятствующие развитию и усилению необходимых вам качеств. Предполагается, что оно будет выполняться ежедневно. Приводимая ниже схема рассчитана на развитие такого качества, как спокойствие, но по той же схеме можно развивать и другие качества – смелость, терпение, радость, сострадание и т.д. Важно, чтобы выбор качества и решение развивать его исходили от самого индивида, чтобы работа эта была не навязана, но свободно и целенаправленно избрана как очередной шаг на пути саморазвития.

Порядок выполнения:

  1. Расслабьтесь и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Думайте о спокойствии: сосредоточьтесь на понятии "спокойствие" и размышляйте над ним. Что это за качество, какова его природа, смысл и т.д.? По мере того, как у вас будут возникать какие-то озарения, идеи или образы, связанные с этим понятием, заносите их в рабочую тетрадь.
  2. Попробуйте раскрыть себя другим, еще неизвестным вам идеям или образам спокойствия, которые могут возникнуть из бессознательного, и также занесите их в тетрадь.
  3. Осознайте ценность спокойствия, его назначение, его пользу в нашем бурном изменчивом мире. Мысленно воздайте хвалу спокойствию. Возжелайте его.
  4. Примите установку на физическое спокойствие. Ослабьте мышечное и нервное напряжение. Дышите медленно и ритмично. Пусть на лице у вас отразится спокойствие. Для этого мысленно представьте свое лицо с выражением спокойствия.
  5. Постарайтесь непосредственно вызвать спокойствие. Представьте, что вы находитесь в месте, которое вызывает у вас чувство спокойствия: пустынный тихий пляж, храм, прохладная зеленая лужайка... возможно, это место, где вы испытали в прошлом чувство спокойствия. Попытайтесь ощутить спокойствие. Повторите несколько раз слово "СПОКОЙСТВИЕ". Пусть спокойствие, по мере возможности, наполнит вас вплоть до отождествления с ним.
  6. Представьте, что вы находитесь в обычной для вас повседневной ситуации, которая в прошлом выводила вас из себя или вызывала чувство раздражения: это может быть встреча с враждебно настроенным к вам человеком – или столкновение со сложной проблемой – или необходимость быстрого выполнения нескольких дел сразу – или угроза опасности. Попробуйте увидеть и почувствовать себя в этой ситуации спокойным и безмятежным. (Этот этап можно отложить до времени, когда упражнение будет хорошо освоено).
  7. Решите оставаться как можно более спокойным в течение всего дня... быть живым примером спокойствия... излучать спокойствие.
  8. Сделайте табличку с написанным на ней словом "СПОКОЙСТВИЕ", используя тот цвет и шрифт, которые, по вашему мнению, наиболее полно выражают эт



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | БИЛЕТ № 1

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 969. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия