Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тематический вечер как вид театрализованного представления




Тематический вечер представляет собой массовое мероприятие, посвященное той или иной теме, которое строится по определенной программе в рамках одного вечера. Это коллективное действие людей, способствующее удовлетворению и развитию потребности личности в социальном общении, в информации об окружающей действительности, в овладении способами социальной деятельности и разностороннем участии в ней, в социальном признании, в творчестве.

Тематический вечер - вид театрализованного представления (зрелища), отличающийся общественной значимостью затрагиваемых тем, органическим слиянием художественно-образного с документальным материалом и их драматургической разработкой.

Содержанием тематического театрализованного вечера является общественная жизнь и быт людей, их напряженный, созидательный труд, чувства и стремления, отраженные в конкретных проявлениях и событиях, в жизненных конфликтах, пропаганда достижений человеческой мысли в сфере экономики, политики, науки, техники, литературы, искусства. Основное методическое требование к тематическому театрализованному вечеру - раскрытие темы через призму конкретного человека, его мироощущение, эмоции, действия.

В задачах тематического вечера всегда присутствуют две важнейшие линии - информационно-логическая и эмоционально-образная. Однако, обязательно присутствуя на любом вечере, эти две линии могут быть не слиты органически в единое целое, а прослеживаться в отдельных его частях. В торжественной или деловой части может быть сосредоточена, вся новая информация, а в художественной и массовой человек получит возможность отдохнуть, встретиться с героями любимых произведений искусства. Преобладание той или иной части формирует тип тематического вечера. Если центральное место в нем занимает информационная часть, то мы можем отнести такой вечер к разряду торжественных заседаний, митингов, вечеров науки и техники. Если преобладает художественная часть, то это может быть вечер-концерт, литературный, музыкальный или киновечер. Если же отдано предпочтение массовой части, то вечер относится к вечерам отдыха, танцев.

Диапазон тематического вечера очень широк. Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического и эмоционально-образного начал, но может перерасти в синтетическое театрализованное массовое представление. Это театрализованный тематический вечер или массовое представление.

Любой тематический вечер, какова бы ни была степень его театрализации, требует, чтобы в его основе лежала социально важная и близкая аудитории тема. Практика проведения массовых театрализованных мероприятий показывает, что тематические вечера играют важную роль в решении следующих основных задач:

- формирование основ научного мировоззрения и идейной; убежденности человека;

- воспитание нравственных качеств личности;

- формирование эстетического отношения к действительности;

- воспитание общественной активности;

- стимулирование всестороннего развития личности.

Решению этих задач соответствуют и основные направления тематики таких вечеров, среди которых можно выделить следующие:

- вечера, посвященные пропаганде идей;

- вечера, посвященные выдающимся достижениям науки и техники, пропаганде передового производственного опыта;

- вечера, посвященные традициям русского народа;

- вечера, посвященные достижениям культуры.

1.1 Жанровое разнообразие тематических вечеров

Тематический вечер -- по форме многожанровое явление, дающее простор творчеству, инициативе, выдумке. К наиболее распространенным жанрам тематического вечера относятся:

- вечер-рассказ,

- вечер-рапорт,

- вечер-портрет,

- вечер-митинг,

- вечер-ритуал,

- тематический киновечер и др. (11)

Вечеру-рассказу свойственна спокойная повествовательная форма. Выступления ведущих и приглашенных лиц, скомпонованные с литературно-художественным материалом, последовательно освещают какое-либо важное событие, информируют об исторических фактах и новых явлениях политической и культурной жизни.

Характерной чертой является развернутое изложение темы, обилие фактов, наблюдений, информации. Чаше всего такие вечера в свободной образно-документальной форме раскрывают такие понятия, как героизм, патриотизм, интернационализм, воинский долг, гуманизм. Здесь нет привязки к конкретной жизненной судьбе, строго определенным историческим событиям. Его цель - глубже вникнуть в суть нашей жизни.

Отметим, что характерная черта жанра вечера-рассказа - развернутое изложение темы, обилие фактов, наблюдений и спокойные, повествовательные интонации выступлений при сравнительно сдержанном использовании многообразных режиссерских примеров и художественных средств выразительности.

К вечерам-рассказам примыкают вечера-репортажи, объединяющие короткие выступления непосредственных свидетелей и участников тех или иных знаменательных событий.

Вечер-репортаж объединяет единой темой короткие выступления непосредственных свидетелей и участников тех или иных событий прошлого и настоящего. Особая оперативность, злободневность, публицистичность, документальность предъявляют особые требования к ведущему. Часто такие вечера ведут журналисты.

Вечера-репортажи отличаются особой оперативностью в освещении злободневных вопросов и актуальных тем жизни и быта народа. В них активная роль принадлежит ведущим. Часто такие вечера ведут журналисты. Вечер-портрет рассказывает о судьбе известного человека (династии, коллектива, бригады, звена и т. п.) и создает его образ всеми выразительными средствами. События, освещаемые здесь не столь масштабны, но благодаря своей предельной конкретности, особой теплоте и сердечности подачи материала достигают убедительности и глубины воздействия. Этот вид позволяет в значительной мере реализовать потребность в общении с интересной личностью и не только показать образ данного человека, но и раскрыть процесс его становления, т. е. раскрыть его всесторонне.

Вечера-портреты позволяют подробно рассказать о конкретном человеке, показать достоинства и раскрыть его характер всеми имеющимися средствами. Кроме того, на вечере-портрете можно рассказать о целом коллективе или знатной бригаде. Сценарий вечера-портрета - это яркий образец документальной драматургии. К каждому такому вечеру собирается большой фактический материал, на основе которого и составляется сценарий. В нем могут быть использованы коллективный рассказ и интервью, кинофрагмент, фоторепортаж и демонстрация семейных фотографий, чтение документов, стихов, исполнены песни и инсценировки. Жанру вечера-портрета свойственны особая теплота и сердечность. По существу это коллективный театрализованный рассказ о передовом человеке, о трудовой династии. В этом жанре пропаганда здравого образа жизни и примера лучших людей обретает особую конкретность, силу, убедительность.

Вечер- митинг - наиболее активный вид театрализованного вечера. Тема здесь отличается предельной остротой и злободневностью. Ему присуща открытая агитационность, призывность, особая действенность. Среди выразительных средств преобладают прямое обращение в зал, яркий, эмоциональный рассказ очевидца событий, широкое использование кинохроники. На них нередко принимаются резолюции, обращения, письма; используются массовое исполнение песен, коллективные клятвы, скандирование лозунгов, шествия через зал. Все выступления носят пафосно-митинговый характер.

Вечер-митинг имеет свои специфические отличия. Все выступления на таком вечере носят митинговый характер. Каждое выступление - это короткое, страстное обращение к зрителям, призыв к действию. На вечерах-митингах звучат трудовые рапорты и нередко принимаются резолюции. Эти вечера в известной степени примыкают к массовому уличному действию. В них часто используются такие элементы, как вынос знамени, шествие через зал, разбрасывание листовок с призывами и текстами революционных песен, коллективное исполнение песен.

Вечера-ритуалы, т. е. вечера, отмечающие то или иное важное событие в жизни человека или целого трудового коллектива. Наряду с элементами митинга вечер-ритуал содержит в себе элементы торжественного акта. Причем этому, жанру свойственны традиционно повторяющиеся, общеустановленные составные элементы и церемониальные действия.

Вечер-ритуал содержит элементы торжественного акта. Такие вечера связаны с важнейшими событиями в жизни человека, которые означают существенные перемены в гражданском, политическом и социальном состоянии личности. Они вбирают в себя многие элементы старинных обрядов и в связи с этим имеют глубокую традиционную основу. Помимо официального ритуального акта (вручение паспорта, студенческого билета, приема в скауты и т. п.) этот вид вечеров всегда включает в себя ряд традиционных действий, в которых «виновники торжества» и присутствующие на нем проявляют свое отношение к происходящему. Эти действия позволяют красиво и впечатляюще выразить торжественное обязательство, добрые пожелания, благодарность, признательность. Многие из этих действий передают большие идеи и глубокие чувства лучше и выразительней, чем любое другое средство. Например на кафедре режиссуры театрализованных представлений ежегодно проводится вечер ретуал «Посвящение в студенты».

Тематические киновечер как жанр театрализованного тематического вечера. В дни традиционных праздников полезно проводить различные тематические киновечера. Причем, они могут быть эпизодическими или составлять серию, цикл, посвященный какой-либо одной теме. Для этого составляют репертуарный план с учетом фильм фонда, имеющегося в конторе кинопроката. Хорошо разработанный план - залог успешного проведения подобных вечеров.

В прокате может быть немало различных произведений. Демонстрация этих картин сделает образы их героев еще более близкими и родными людям. Желательно использовать на таком вечере и другие компоненты: художественное чтение, концерт художественной самодеятельности, выставку литературы, - которые помогут глубже раскрыть тему, послужат отличным дополнительным материалом для передачи интересных исторических сведений, фактов.

Таковы основные жанры тематического вечера. Можно назвать еще ряд разновидностей этого вида театрализованного представления (вечер-концерт, вечер-хроника). Однако приведенные примеры наиболее типичны. Очевидно, тенденция к такому многообразию тематического вечера будет развиваться и дальше.

Несмотря на жанровое многообразие все формы тематических вечеров объединяет, в первую очередь то, что в каждом отдельном случае это заранее намеченная, спланированная, педагогически направляемая программа.

Особенности режиссуры тематического вечера. Методические требования

к подготовке тематического театрализованного вечера

Реализация идеи тематического театрализованного вечера находится в прямой зависимости от режиссуры, и именно в этой плоскости лежат те основные ошибки, которые подчас негативно сказываются на его престиже:

· Недопонимание тематического театрализованного вечера, именно как явления художественного искусства, недооценка его художественной красоты, перенасыщение речами, сложившимися штампами.

· Нетворческий, пренебрежительный подход режиссёров к этому сложному виду искусства, отношение к нему как к второстепенному делу, не требующему специальных навыков и умений, механическое перенесение в тематический театрализованный вечер опыта драматического театра с его «любовью» к большим монологам и диалогам.

В преодолении этих недостатков большое значение имеет дальнейшее интенсивное развитие театрализованного вечера как особого вида монтажного искусства, синтезирующего идейно-эмоциональные и выразительные средства, утверждающего свою особую драматургию и режиссуру как условие синтеза или, как некое специфическое объединяющее начало, некую особую «художественную энергию», способную организовать возникающую сложную систему, связать все её грани воедино. Умелый подбор выразительных средств, органическое включение в действие различных видов искусств, отдельных номеров, которые могут воплощать сюжет и развивать тему, являются сутью режиссуры театрализованного массового представления.

Специфика режиссуры тематического вечера, как массового праздника заключается в том, что она представляет собой не только создание, реализацию театрализованного действа, но и организацию действия аудитории – и участников, и зрителей. Всех участников театрализованного празднества можно разделить на две основные группы: 1) непосредственные, активные участники (исполнители) и 2) пассивные участники (зрители). Пассивными зрители остаются только до тех пор, пока не началось праздничное действие.

Разработка тематического театрализованного вечера, как и любого массового зрелища или эстрадного представления, начинается с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные (сценаристом, режиссёром, исполнителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества.

Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несёт в себе логику будущего мероприятия. Здесь должны быть отчётливо видны как общий смысл – тема, идея, содержание, форма, так и отдельные структурные составляющие – действующие лица, события.

Зачастую замысел понимается в двух смыслах: во-первых, «как задуманный план действий или деятельности, намерение» и, во-вторых, как «идея, основная мысль художественного произведения».

Идея тематического театрализованного вечера, ставшая точкой зрения автора, служит стержнем для подбора документального и художественного материала, представляет конфликт, композицию, образный строй, подбор выступающих.

Важность поднятой темы, её актуальность – первое методическое требование к организации тематического театрализованного вечера.

Тематический театрализованный вечер отличается особым путём раскрытия темы. Какие бы вопросы ни поднимались на тематическом вечере – производственные, общественно-политические, морально-этические, всегда в центре внимания должен быть человек, его поступки, мироощущение, эмоции.

Поэтому второе методическое требование к организации тематического вечера следующее: выбирая тему, нужно руководствоваться возможностью раскрыть её через образ человека, через мир его чувств, мыслей и поступков.

Тематический вечер не может оставаться лишь на уровне общей постановки темы, а должен раскрыть её на конкретном жизненном материале. Специфика тематического вечера, требует документальности его драматургии, ведь это композиция с конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными героями. Сюжет тематического вечера также должен раскрываться на широком историческом фоне, подкрепляться и усиливаться художественным материалом.

В постоянной исследовательской работе режиссёра – не только залог успешного преодоления однообразия и формализма в организации тематических вечеров, но и условие будущего успеха, критерий эффективности массового мероприятия, которое именно благодаря документальности делает вечер необходимым и интересным.

Конкретным примером может служить работа по сбору сведений об известных земляках, живущих в разных уголках нашей страны, и использование этих материалов в проведении вечеров-портретов. Жизненный материал, положенный в основу тематического театрализованного вечера, расширяет режиссёрские возможности организаторов тематического вечера, даёт простор творчеству.

Отсюда следует третье методическое требование к организации тематического театрализованного вечера – необходимость документальности сюжетного построения тематического вечера.

Тематический вечер не может оставаться лишь на уровне общей постановки темы, а должен раскрыть её на конкретном жизненном материале. Специфика тематических вечеров, требует документальности его драматургии. Этим тематический вечер отличается от литературно-музыкальной, сценической композиции, получившей распространение не только в клубах, но и в театре. Тематический вечер – это сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями. Сюжет такой композиции может и должен раскрываться на широком историческом фоне, подкрепляться и усиливаться художественным материалом, однако в основе своей он предельно документален.

Законы композиционного построения

тематического театрализованного вечера

Определённость и ясность выбранной темы тематического вечера неразрывно связаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопрос «что я хочу сказать зрителям?» Какое отношение у него (зрителя) сформируется от увиденного и услышанного, то есть, ради чего и с какой целью раскрывается автором тема и каково будет её воздействие на зрителя?

Поиски яркого, интересного сюжета – неотъемлемая часть работы над мероприятием, важное требование драматургии и режиссуры театрализованных представлений и праздников.

Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, режиссёр должен подвести участников и зрителей театрализованного тематического вечера. Задача в том, чтобы пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы включиться в события и самому осмыслить идею, которой подчинено развитие действия.

Тема и идея – это тот стержень, который крепко держит основной смысл театрализованного тематического вечера в одном русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а, наоборот, соединяя их в единое целое, углубляя основную тему и идею, усиливая впечатление при восприятии.

В режиссуре театрализованного тематического вечера, ввиду ослабления функции сюжета, композиция берёт на себя роль главного организатора художественно-документального материала, её функция становится определяющей.

Задача композиционного построения театрализованного тематического вечера состоит в том, чтобы соединить все элементы в единое целое, придать будущей программе логичность, стройность, целостность. Композиция имеет свои законы, отражающие те многосторонние связи, которые необходимо соединить в процессе творческой работы над сценарием досуговой программы.

1. Законы целостности, взаимосвязи и соподчинённости частей целому. Специфическая особенность режиссуры тематического театрализованного вечера, выражающаяся в поэпизодном построении, обусловлена не прихотью режиссёра, а объективной необходимостью наиболее полно раскрыть тему и идею.

Композиционная целостность тематического театрализованного вечера не сводится к простой сумме эпизодов, а достигается, прежде всего, за счёт объективно необходимого их количества, наиболее полно раскрывающих авторский замысел, а также преемственной тематической связью между ними. В композиционном построении театрализованного тематического вечера именно найденный сюжетный ход – художественный приём – делает тематический театрализованный вечер неповторимым и оригинальным.

2. Закон контрастности является важнейшей творческой опорой в отборе и композиционном построении сценарного материала. В основе композиционного построения материала по контрасту лежит стремление показать факты, явления, процессы окружающей действительности в противоречии, в конфликтном отношении друг к другу. Это обеспечивает наличие конфликта в сценарии, позволяет активизировать мышление зрительской аудитории, придать культурно-досуговой программе ярко выраженный художественно-публицистический характер.

3. Закон подчинённости всех выразительных средств идейному замыслу – одна из самых труднейших задач, которую решает сценарист при создании тематического вечера. Реализовать замысел в содержании – значит, так отобрать сценарный материал и так его композиционно выстроить, чтобы все средства идейно-эмоциональной выразительности раскрыли идею, авторскую позицию.

4. Закон соразмерности при работе над материалом тематического вечера базируется на неограниченных возможностях при поиске материала. Событие, его масштаб и содержательная направленность определяют «границы» отбора материала. Изучая проблему, режиссёр из массы материала отбирает только тот, который в большей степени отвечает его творческому замыслу. И здесь в силу вступают такие важные творческие качества сценариста, как чувство меры, творческая интуиция.

Драматургия тематического вечера – это драматургия плаката. Явность, открытость, выраженность идейной позиции массового театрализованного действа предполагает монументальную плакатность. Это отнюдь не означает, что тематический театрализованный вечер лишён психологического содержания.

Тематический театрализованный вечер по своей природе «однодневен», «сиюминутен». Это происходит потому, что он максимально приближен к реальной ситуации, к определённому моменту действительности. Он всегда ориентирован на конкретное время и место действия, на конкретную аудиторию. Таким образом, в отличие от пьесы, он актуален только здесь и сейчас.

Режиссура тематического вечера обязательно включает в себя импровизационный характер, и тематический театрализованный вечер, иными словами, в какой-то степени рассчитан на импровизационные моменты, т.к. праздник – это жизнь. Более того, опыт показывает, что самые яркие эмоционально запоминающиеся моменты любого праздника – это именно моменты импровизационного, неожиданного характера, когда находит своё выражение в праздничном ощущении непосредственная «живая жизнь». Однако стоит заметить, что одно из главных правил сценариста-режиссера гласит: «Импровизация должна быть предугадана и хорошо подготовлена». При разработке праздника обязательно продумывается возможность наличия импровизационных моментов с участием активных зрителей.

Использование разнообразных средств воздействия

в тематическом вечере

Искусство режиссёра состоит в том, чтобы суметь уловить художественную логику сцепления собранного материала и, подчинив её своему замыслу, создать новую художественную гармонию, новую духовную реальность, произведение искусства. По-настоящему режиссура становится творчеством только тогда, когда режиссёр-постановщик может не только выдвигать смелые художественные идеи и задачи, но и последовательно, убедительно осуществлять, разрешать их на сценической площадке. Для этого режиссёр должен хорошо знать все выразительные возможности учреждения, чтобы максимально использовать их при создании композиции вечера, праздника.

Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссёрской разработки – весьма значительный и важный аспект. Их роль заключается в следующем: разного рода выразительные средства индивидуализируют сценарий, делают его уникальным, отличным от других, закладывают потенциальные эмоции, способствуют их выражению. Набор выразительных средств достаточно велик, со временем – с развитием различных технологий, он будет пополняться.

Язык – прямой выразитель мыслей, знаков, смыслов. Режиссёр должен в совершенстве владеть искусством использования языка, иметь представление о различных стилях языка, языковых средствах выразительности (тропах) и т.д. Одна из функций, которые выполняет язык, – экспрессивная функция. Режиссёр в сценарной разработке моделирует ситуации, способные вызвать эмоции – эмоциогенные ситуации, язык – главное средство их создания.

По общепринятому мнению лингвистов, язык – знаковая сущность. Для режиссёра это важно.

Во-первых, к выразительным средствам языка относится слово. Оно всегда остаётся главным средством воспитательной работы. Именно слово создаёт атмосферу общения между сценой и залом. Кроме того, режиссура театрализованного тематического вечера документальна, слово выступающего несёт конкретный материал. Устное выступление агитатора, пропагандиста может охватить большой отрезок времени, ввести зрителей в атмосферу событий, передать то, что не удаётся выразить иными средствами искусства. Однако на вечере существует опасность злоупотребления словом. В этом случае выступление уже не помогает действию, а замедляет его или даже разрушает театрализацию. В использовании устных выступлений нужны строгие пропорции. В массовых мероприятиях любое такое выступление участника должно естественно включаться в ход действия, искусно вплетаться в ткань сюжета.

Очень важно также, чтобы слушатели были эмоционально подготовлены к восприятию выступления, необходима своеобразная экспозиция к речи выступающего.

Важное методическое требование к устному выступлению на массовом мероприятии – его конкретность и яркость. Большой интерес возникает, если выступающий говорит не о событиях вообще, а о лично пережитом, преломленном через свое личное восприятие. Только в таком случае можно добиваться того, чтобы устное выступление развивало сюжет массового действа. Кроме устного выступления участника событий, агитатора, используется слово ведущего, которое несёт основную мысль тематического вечера, соединяет при необходимости эпизоды, излагает то, что не поддается показу, инсценированию. Часто используется поэтическое слово, сильно воздействующее на зрителей, особенно если оно точно подобрано и обращено в зал от первого лица.

К другим средствам идейно-эмоционального воздействия в театрализованных тематических вечерах относятся литература и искусство, используемые в виде инсценировки, фрагмента из спектакля и кинофильма, музыки. Они воздействуют силой художественных образов, позволяют воспроизвести события в их развитии, передать историко-бытовую обстановку, накал классовых битв. Кинофрагмент, сцену из спектакля, песню можно использовать также как продолжение мысли или действия, как второй план к устному выступлению.

В качестве движущей силы сюжета массового действа материалы литературы и искусства символизируют действие. Так, например, в тематическом вечере, посвящённом проводам в армию, всё действие идёт в сопровождении песни, стихов или отрывков из пьесы, фрагментов кинохроники.

Но есть и другой, менее распространённый метод использования искусства в массовых клубных мероприятиях – метод не иллюстрации, а ассоциации, когда с помощью образов уже существующих, знакомых усиливается звучание тех или иных компонентов сюжета, делается ярче, глубже, понятней реальный образ современника.

Большое место в театрализованном тематическом вечере занимает музыка. Чаще всего музыкальная драматургия строится на готовых мелодиях, принадлежащих разным композиторам. Казалось бы, не так уж трудно подобрать музыку, отвечающую идее вечера и становящуюся неразрывной составной частью действия. Но на деле это задача сложная, она требует от режиссёра определённой музыкальной эрудиции. Иногда очень хорошая сама по себе, но неудачно подобранная музыка может затянуть темпо-ритм вечера, не придать действию той эмоциональной окраски, того темперамента, которые так необходимы.

Удачным примером режиссёрского использования песни, превращения её в органический компонент массового действа служат вечера-концерты, в которых песня является не только основным выразительным средством, но составляет сюжетный стержень. Часто удачно вмонтированная песня может быть внутренней пружиной, стержнем эпизода.

Большое место занимает музыка в прологе и в финале массового праздника. Она помогает режиссёру и сценаристу точно задать тему и ритм действия, что важно для экспозиции, а также сплотить зрителей в финале праздника в большой сводный хор.

Подобно музыке и песне режиссёр массового вечера может широко использовать художественное и документальное кино. Особенно удачно оно используется там, где необходимо переключить внимание участников в гущу тех или иных исторических событий. Таковы многочисленные кинопрологи, посвящённые истории Родины, боевому героизму в Великой Отечественной войне и т.д.

Другим важным средством наглядности в театрализованной работе является оформление сцены, особенно отдельных деталей, выступающих в качестве определённых символов. Ярким средством наглядности на тематическом вечере выступают карта, схема, диаграмма, плакат, особенно если это подвижные, быстро сменяющиеся детали оформления. В одном из клубных вечеров рассказ об индустриализации страны был построен на быстро сменяющихся плакатах, рассказывающих в красноречивых цифрах о начале и итогах борьбы за советскую индустрию. Видом наглядности в тематическом вечере могут быть различного рода листовки, обращения, копии исторических документов, которые раздаются участникам.

Любое театрализованное представление складывается из многих элементов: из отдельных эпизодов, событий, блоков, отдельных песен, стихов, танцев и многих других единиц сценической информации; из отдельных смыслов, наслаивающихся друг на друга в процессе развития действия и т.д. Важный аспект представления – взаимоотношения исполнителей театрализованного представления и зрительного зала, которые организуются по принципу эстрадности (прямое взаимодействие со зрителем и вовлечение его в действие). Разрушение четвёртой стены в театрализованном представлении, призывает исполнителей действа общаться друг с другом не укромно, камерно, а через зрительный зал, «по Брехту», предельно расширяя «круг внимания». Исполнитель в театрализованном представлении должен посвящать зрителю свои мысли, заражать его своей энергией, взбадривать, встряхивать, держать его в постоянной зрительской активности. Иными словами, он должен на сцене быть подобно гейзеру эмоций. Гейзер должен выпускать потоки эмоций не просто так, а по принципу возрастающего темпо-ритма, который также является выразительным средством.

Темп – степень скорости исполняемого действия. Ритм – интенсивность действия, пульс переживаний в котором осуществляется сценическое действие. В целом, темп и ритм – интенсивность и размеренность совершаемого на сцене действия.

На сегодняшний день важными выразительными средствами в творческом арсенале режиссёра являются метафоры (различных видов), их использование отражает стремление режиссёра воплотить сценический образ театрализованного представления наиболее ярко, насыщенно и пластично. «Пространственная метафора» театрализованного тематического вечера, к примеру, развивается именно во времени и пространстве, и только во времени и пространстве может быть воспринята зрителем. Её особенность в том, что благодаря ей создаются такие сценические условия, при которых каждая вещь, любая деталь оформления перемещается по сценической площадке и органично действует в предлагаемых обстоятельствах.

Нельзя не упомянуть о выражении сценарно-режиссёрского замысла театрализованного представления посредством музыкальных ритмов и музыкальной темой-метафорой. Наряду с пластической метафорой, которую зритель воспринимает визуально, музыкальное сопровождение, действуя на аудиальную сферу сознания человека, вовлекает его ещё больше в художественный процесс. В результате воздействия музыкальной темы-метафоры, у зрителя возникают новые ощущения, мысли, эмоции.

Важными средствами выразительности в режиссуре вообще являются атмосфера, созданная представлением (способствует погружению зрителей в нужное режиссёру настроение) и мизансцена – расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля. Одно из важнейших средств образного выявления внутреннего содержания пьесы – мизансцена – представляет собой существенный компонент режиссёрского замысла спектакля.

В связи с ростом технических возможностей в работе режиссёра всё большее место занимают такие яркие, чрезвычайно эффективные средства театрализации, как звук, свет. Современная техника позволяет использовать в композиции вечера или праздника записи подлинных речей выдающихся людей, а также голоса известных учёных, писателей, актёров. Эффективно используется в клубном сценическом действии световое оформление, позволяющее подчас создавать целые зрительные картины. Звук и свет открыли возможность создания новой, синтетической формы – светозвукоспектакля. Таким образом, палитра выразительных средств массовой театрализованной работы неуклонно расширяется и требует от сценариста и режиссёра творческого подхода.

 

Реальный герой – основа документальности массового праздника. Принципы выбора реального героя и психолого-педагогические основы общения с ним при разработке сценария. Предварительная ориентировка на сцене. Работа в день проведения праздника. Режиссура выхода и выступления реального героя. Методика работы режиссера с реальным героем. Задача режиссера – создать вокруг своего героя атмосферу естественности, простоты, отсутствия фальши.

 

 

Особенности режиссуры народного праздника и драматургии и режиссура праздничного обрядового театрализованного действа

праздник народный театрализованный сценарий

Разработка литературного сценария – важная часть при создании народного праздника. При составлении режиссерского сценария большое внимание уделяется работе с художником, потому что образно-пластическое решение массового представления во многом определяет его идейно – художественную силу. В решении этой задачи участвует и художник, и звукооформитель (подготовка и запись фонографии). К сводным репетициям основные эпизоды и номера должны быть отрепетированы. Режиссёр обязан решать и вопросы подготовки массовых групп, их приход на сцену, эвакуацию массы со сцепы. Работу режиссёра при постановке театрализованного представления можно определить как творчески-организаторскую. Массовый народный праздник имеет специфические средства эмоционального воздействия. Это прежде всего живое слово, создающие образы, речь ведущего, занимающая в себе важную цель, соединяющая эпизоды, поэтическое слово, имеющее сильное воздействие на зрителей, а также средства искусства, которые эмоционально настраивают участников массового праздника, усиливают воздействие происходящего на сценической площадке событий, передают чувства действующих лиц, дополняют и двигают вперёд действия. Отличительной особенностью драматургии и режиссуры массовых народных представлений является, человек, пришедший на праздник, он должен быть участником, а не зрителем, поэтому в сценарной и режиссёрской разработке важно предусмотреть пути его активизации, каналы, по которым может развиваться активная деятельность каждого участника во время праздника. При этом важным представляется внесение в действие элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрастов. Сущность режиссёрской деятельности заключается в процессах отбора и в разработке специфических эмоционально-выразительных средств и приёмов воздействия на зрителей:

• создание эпизодов и их художественная организация в комплексную форму целостной программы;

• использования режиссерских методов «театрализации», «иллюстрирования»;

• сочетание различных видов деятельности: творческой, исследовательской, педагогической, драматургической, исполнительской в условиях подготовки праздника;

• организационная работа с различными категориями людей (профессиональными специалистами, актёрами, ведущими, самодеятельными коллективами, участниками реальных событий и игровых массовых действ, зрителей);

• использование в постановках разнообразных эмоционально-выразительных средств (художественных, документальных, игровых, технических);

· использование в синтезе отдельных компонентов и структурных элементов композиции разнообразных приёмов монтажа (последовательного, контрастного, ассоциативного, параллельного, ретроспективного и др.), типов связок (сюжетных, тематических, состязательных, конфликтных, проблемных, интермедийных и др.).

Наиболее распространенные разновидности праздников и обрядов, в которых народные традиции и фольклор являются основой организации событийного материала и массового действия, показывает, что с их помощью можно активизировать аудиторию, втянуть ее в общение, предложить освященный временем стереотип отношений и поведения. Эта деятельная сторона народных традиций и фольклора, столь важная для методики их использования в сценарно-режиссерском замысле праздников и обрядов, проявляется в наиболее повторяющихся типах театрализованного действа в качестве реального канала проявления активности личности. Поиск и обоснование таких каналов активизации, программирование в замысле включения человека в массовое действие чрезвычайно актуальны, так как избавляют от указанной нами часто повторяющейся ошибки сценарно-режиссерской разработки праздников и обрядов – пассивной роли в них аудитории, ее преимущественно зрительской позиции.

Можно выделить следующие типы активной деятельности, характерные для театрализованного фольклорного действия, основанного на сложившихся народных традициях.

Костюмирование участников, стимулирующее их активность, выступающее своеобразной движущей силой театрализованного фольклорного действа, позволяющее участникам войти в роли традиционных народных персонажей сложившейся ритуалистики. Костюмирование как бы синтезирует две стороны театрализации, ибо не только превращает человека в исполнителя фольклорного действия, но и позволяет надеть тот или иной костюм, являющийся сам по себе произведением фольклора, причем порой весьма ценным. Костюм, история которого как отдельная отрасль знаний складывалась на протяжении многих веков, широко используется сегодня в исторических, этнографических и календарных праздниках и обрядах. Притягательная сила костюмирования на таких мероприятиях позволяет формировать группы персонажей, становящиеся центрами, вокруг которых развертывается действие, втягивающее и некостюмированных участников.

В театрализованных праздниках и обрядах постоянно используются традиционные народные аллегорические персонажи. Использование в построении костюмированного театрализованного действия мифологических персонажей, таких, как Дионис, Нептун. В центре образного решения сложившейся системы театрализованных праздников в городах Сысерть и Верхняя Пышма Свердловской области, основанных на народных традициях и фольклоре, – сказочные персонажи Данила-мастер и Хозяйка медной горы.

Использование в театрализованных праздниках и обрядах – традиционных народных аллегорических, мифологических и сказочных персонажей, создающих персонифицированную фольклорную образность, вызывает сегодня много споров, частые методические просчеты в сценарно-режиссерских замыслах, – пишет С.К. Борисов. В связи с этим подчеркнем, что для замысла и воплощения народного праздника большое значение имеет точное соотнесение документального материала и выразительных средств искусства, реального и игрового действия, органичность их синтеза.

Итак, костюмирование определяет характер общения в театрализованном фольклорно-игровом действии, позволяя ускорить процесс адаптации в нем участников праздника за счет в сценарном замысле не личностного, а ролевого общения. Костюм, маска, реквизит в сочетании с мимикой и жестом становятся определенной знаковой системой, языковым кодом, под воздействием которых происходит слияние практически-реального и условно-идеального поведения.

Коллективная импровизация, представляющая собой спонтанную художественную реакцию человека на отмечаемое событие, выражается в хоровом пении, массовых танцах и праздниках. Этот вид не организованной художественной самодеятельности, потребность в которой всегда живет в народе, отражается, прежде всего, в фольклорных формах. Для народного творчества традиционно характерна хоровая и танцевальная импровизация. Она буквально пронизывает все разновидности массового фольклорного действа, стимулирует создание огромного пласта песенного и хореографического народного репертуара. Импровизационное народное творчество всегда окрашено эмоционально и поэтому может служить для передачи чувств, отношения к тому или иному событию. Все это делает хоровую или танцевальную импровизацию важнейшим структурным элементом народного действия. Создание сценария театрализованного обрядового действа требует от сценариста знания и понимания существа предмета, коим является обряд как одна из форм народной культуры.

Практически проведения народных праздников известны трудовое, художественно-творческое, спортивное состязание. Они проходят в форме игрового конкурса, серии показательных выступлений, театрализованной схватки, характерны для структуры любого фольклорного действия, носят соревновательный, порой шуточный характер.

Ритуальное действие является обязательным структурным элементом, специфической особенностью любого театрализованного празднично-обрядового действия, опирающегося на народные традиции и фольклор. «Первичные формы преемственности культуры всегда связаны с культом. Они существуют для того, чтобы передать нечто сакральное и в этом своем качестве наиболее ценное для членов общности. Это – ритуалы. Ритуал объемлет те формы поведения, которые по своей сути являются знаковыми, символическими и не имеют утилитарно-практического характера. Антрополог М. Дуглас определяет ритуалы как типы действий, служащие для выражения веры или приверженности определенным символическим системам» [1]

Использование ритуального действия связано как с календарными праздниками, такими, как встреча весны, приход лета, проводы зимы, так и с выполнением определенных обрядовых действий трудового цикла: вспашка первой борозды, окончание уборки урожая, выгон скота на поло ни ну и пр.

Именно в этом контексте следует акцентировать внимание на закономерности использования выразительных возможностей ритуалистики в идейно-тематическом замысле традиционных народных праздников, в которые «наряду с элементами, специфичными для определенного праздника, входили и элементы общие, переходящие из одного обрядового цикла в другой» [1].

Рассматривая значение таких общих ритуальных элементов, В.Я. Пропп подчеркивает: «При сравнении праздников между собой обнаруживается, что частично они состоят из одинаковых слагаемых, иногда различно оформленных, а иногда и просто тождественных» [2]. К таким общим ритуальным элементам организации театрализованного действия в народных праздниках и обрядах следует отнести культ огня, воды, растительного мира, ритуальную трапезу, ряженье и пр.

В быту – сельском и городском, старом и современном – жизнь людей развивалась и развивается циклично. Каждое значительное событие или новый цикл в жизни человека и окружающей его природе вызывает необходимость действий, которые в силу их регулярной повторяемости совершаются в привычном, освященном вековым обычаем составе и традиционной последовательности. Таким образом, обряд – это совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми народными традициями или с выполнением религиозных предписаний. В основе обряда всегда лежит обрядовое действие. Рациональные практические действия неотделимы от действий эстетических, одухотворяющих и преобразующих действия практические в своеобразные художественные образы.

Русские народные бытовые обряды весьма разнообразны. Какой и когда следует соблюдать обряд как в сельском, так и в городском быту, определяют традиционные предписания. Они же диктуют способы и сочетания обрядовых действий, создавая их устойчивость и разнообразие (крестины не похожи на свадьбу, рождественские обряды – на купальские или масленичные и т.п.). Обряды можно разделить на календарные, связанные с земледельческим бытом: семейные, направленные на сферу индивидуальной и семейной жизни человека; оказиальные. приуроченные к тем или иным значительным событиям; религиозные, связанные с отправлением знаменательных церковных событий и праздников.

Обрядовое действие также есть комплекс символических, магических, демонстративных и игровых элементов. При магических обрядовых действиях, стимулирующих и обережных, желаемый результат условного обозначают определенным действием или словом. Так, например, в качестве вербальной (словесной) магии используется слово (заговоры). Кроме обрядов стимулирующих и обережных, существуют так называемые магические обряды, то есть гадания.

Демонстративно-символические действия связаны с народными традициями. Так, например, молодых сажают вместе, пьют они из одного стакана и т.п. В наше время магическая функция обрядовых, действий ослабела, и за ее счет развилась функция демонстративно-символическая и игровая. Кроме того, обрядовые действия могут носить индивидуальный (гадания девушек), коллективный (заплетение березок в семик), либо массовый характер (парад спортсменов на олимпийском стадион).

«Если обряд – это последовательность вполне определенных бытовых обрядовых действий, то ритуал – совокупность обрядов, сопровождающих какой-либо социальный, политический, воинский, религиозный акт и составляющих его внешнее оформление, то есть, ритуал – это форма того или иного акта, а совокупность и определенная последовательность обрядовых действий – его содержание. Церемониал, как и ритуал, есть также определенный порядок совершения обрядовых действий. Но церемонная может не соотноситься с традицией и иметь разовый характер.

При написании сценария, посвященного народному празднику, включающему в себя те или иные обряды и обрядовые действия, следует иметь в виду определенную и порой значительную трансформацию праздника по времени и в сознании людей. Для режиссера сценарий является не просто руководством определенной последовательности праздничных и обрядовых действий, но драматургически разработанным планом, в котором, безусловно, обрядовое действие с реальными участниками становится его художественным.

В качестве примера обратимся к древнему славянскому празднику Семик, или Зеленые святки, который знаменует собой конец весны и начало лета. Основой обрядности этого праздника служит почитание духов растительности как символа обновления и расцветания природы. Название Семик закрепилось уже после принятия христианства на Руси, поскольку праздник приходится на четверг седьмой недели после Пасхи. Впоследствии Семик слился с праздником Троицы. Троица относится к главным двунадесятым (двенадцати) православным праздникам. По христианским представлениям Троица – три лица или ипостаси бога: бог-отец, бог-сын и бог-святой дух. Содержание праздника Троицы составляет миф из новозаветной книги «Деяния апостолов» о сошествии «святого духа» на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христа, вследствие чего они заговорили на разных языках, что и толкуется как указание Христа нести весть о христианстве всем языкам и народам. Семик включает в себя такие обрядовые действия как кумление, крещение русалок, поминовение усопших в Троицкую субботу и др., которые сохранились, давно утратив свой магический смысл.

Излишне говорить о том, что в настоящее время воспроизведение сценарной основы праздника в том виде, в каком он имел место сто и более лет назад, невозможно, поскольку сценарий в то время и не требовался. Все обрядовые действия происходили в соответствие с обычаем, сложившимся достаточно давно. Сегодня требуется написание сценария уже не праздника в его первозданном виде, но театрализованного представления,темой которого этот праздник является, ибо «невозможно войти в одну и ту же реку дважды». Причем драматургия подобного театрализованного действа должна сочетать в себе как Семик, так и Троицу. Эта двойственность должна быть принята во внимание уже при идейно-тематическом замысле будущего сценария. Сценарий народного массового праздника сам по себе уже является понятием комплексным, синтезирующим воедино работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора. Тема – это круг жизненных явлений, отобранных сценаристом и режиссером. Идея – это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий. Тема обычно задана в самом начале праздника, а к идее как к общему главному выводу сценарист и режиссер должны подвести собравшихся зрителей. Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария. В драматургии массового зрелища вступают в силу свои особенности. Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают в драматургии народного действа специфические черты, обусловленные монтажной структурой, где конфликтность существует не в результате возникающего контрдействия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении, в сборке разнородных эпизодов, номеров и «аттракционов». Само соединение различных явлений в единую монтажную структуру конфликтно по своей сути, обладает определенной возможностью возникновения противоборствующих сил. В результате этой борьбы сплавляется единая монтажная структура, дающая в конечном итоге новое качество – драматургию, основой которой является не традиционное действие и контрдействие, приводящее к конфликту, а некая диалогичность времен. Нельзя особенно в народном празднике, имеющем в своей основе конкретную праздничную ситуацию, вызывающую личностные ассоциации у каждого, рассказывать о традициях, вообще об обряде и т.д. Действие народного праздника, представления лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращения событий, переключение словесного материала на пластический, от пластического к музыке, от музыки – к слову и т.д. И поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают большое значение. Своеобразие сюжетного хода в сценарии народного праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающем одновременно замыслу сценариста и режиссёра. Поиски такого хода, являются специфичными для сценариста и режиссёра театрализованного действия. Заданный драматургический ход, двигающий развитие сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы показывает всё действие. При этом патетика может чередоваться с комическими моментами, трагическое со светлым, радостным. Это находит выражение в специальном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из былины, фрагмент обрядового действа, они чередуются с массовыми действиями участников. В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку. Следующая часть композиций – основное действие, т.е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчинятся следующим основным требованиям:

1) Строгая логичность построения темы.

2) Нарастание действия.

3) Законченность каждого отдельного эпизода.

4) Конкретность построения.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. к наивысшей точки в развитии действия. После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия. Сочетание информационно-пропагандистской и эмоционально-образной линий театрализации при поиске персонажей фольклорного действа бесспорно должно опираться на отношение человека традиционной культуры к окружающей его природе. Исстари оно строилось на основе своеобразного «договора», реального потому, что человек видел в природе партнера, с которым возможен диалог. В роли партнера могли предстать различные природные силы и явления, очеловеченные фольклорно-символической образностью. При этом как бы объединялись в мифологии, этнографии мир человека и природы, поддерживалось равновесие. Исследователь русского народного традиционного календаря А.К. Байбурин подчеркивал, что «языческие обряды основывались на договорных, двусторонних, обменных связях человека и природных сил, а религиозные обряды – на одностороннем, покровительственном к человеку отношении» [1], в силу чего «договорная модель» возникает на определенном этапе развития у всех народов». Отталкиваясь от магической сути такой «договорной модели», отметим, что именно она позволяет активно включить в театрализованное действо, основанное на народных традициях и фольклоре, костюмирование участников. Суть его в единении природы, дающей человеку живительную силу, и человека, отдающего природе часть получаемых от нее благ (урожай, плоды охоты, рыболовства и т.д.) в форме обрядового действия, в частности различного рода реальных либо театрализованных жертвоприношений.

Естественным представляется действие, в котором Весна-Красна, являющаяся фольклорно-символическим персонажем сельского праздника, дает шутливые напутствия его участникам, обещая помочь с погодой. В этом примере мы видим, что художественный персонаж ведет линию фольклорно-игровую, подчеркивают ассоциативную образность всего действия.

Остановимся на тех типичных недостатках, которые часто допускаются сценаристами и режиссерами при использовании народных традиций и фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии. Здесь необходимо прежде всего отметить часто встречающиеся нарушения баланса между содержательной, идейно-тематической направленностью действия и зрелищностью, развлекательностью. Следует стремиться к их органичной связи в замысле, где одинаково нетерпимы как бездумная развлекательность, так и злоупотребление информационно – пропагандистским материалом, неумело заменяющим порой современное содержательное наполнение фольклорного действия. К другим типичным недостаткам использования народных традиций и фольклора следует отнести слабую активизацию с их помощью аудитории, сохранение ее деления в празднике на зрителей и исполнителей. Виной тому широко еще пока распространенная ориентация на рассмотрение и использование народных традиций и фольклора всего лишь как постоянного репертуара литературных, музыкальных, танцевальных коллективов. Такая узкая трактовка не позволяет рассматривать фольклорные зрелищно-игровые, традиции как сложившееся на протяжении определенного исторического периода сюжетное действо, в-рамках которого предусмотрена многозначность ролей его участников. Издавна театральные деятели всего мира мучаются над проблемой, как заставить зрителя стать активным соучастником сценического действия.Мейерхольд использовал для этой цели прием «подсадки». Многие режиссеры стали откровенно размещать актеров среди зрителей, переносить действо в зрительный зал.Активизация публики, вовлечение ее в действие, коллективное творчество масс – самое важное, основное условие массового представления. Приемы – это способы вовлечения публики в действие театрализованного представления, коллективное творчество масс. Задача массового представления – разбудить в человеке его фантазию, непосредственность, создать условия для раскрытия во взрослом человеке присущее ему с детства игровое начало. Основными в процессе театрализованного действия являются: вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова; физическая активизация, побуждающая массу к движению, перемещению и другим физическим действиям; художественная активизация, стимулирующая эмоциональную сферу участников и вызывающая их художественную самодеятельность. Эти приемы «поглощаются» двумя все объемлющими приемами. Одним из приемов вовлечения зрителей в действие является прием «заманивания». Заманивание можно расшифровать как прием игры среди публики, переходящий в игру с самой публикой, а затем постепенное заманивание, втягивание в эту игру всех зрителей. Заманивание зрителей в совместную игру начинается на уровне создания «окружающей среды», как правило, с изготовления пригласительного билета (например, в виде письма-треугольника), программки (например, в виде ордера на обмен квартир), с оформления и театрализации подхода к месту действия (например, использование пароля, ответов на загадки, гадания цыганок) и самого места действия (раздача газет, какого-либо угощения и т.д.) Приемом заманивания может выступать заранее предусмотренная в сценарии возможность проявления отношения человека к происходящему событию. Одобрение или неодобрение, активная поддержка какой-либо мысли, присоединение голоса солидарности (это прямое обращение к зрителю, митинг, принятие документов, голосование, диспут, хоровое пение, коллективные выходы и шествия, церемониальные действия: возложение цветов, принятие клятвы, вынос знамени и т.д.). Провокация – действие или ряд действий с целью вызвать ответное действие бездействие провоцируемого, как правило, с целью искусственного создания таким образом тяжелых обстоятельств или последствий для провоцируемого. Субъект, совершающий провокации, называется провокатором. Прием провоцирования – отвергая многое из практики уличных театров, тем не менее, мы можем взять некоторые режиссерские приемы вовлечения зрителя. Провоцирование – «подначка», «розыгрыш», «попытка подтолкнуть», «заставить», «вынудить» зрителя включиться в действие, начать играть. Зрителю, например, вручается какой-нибудь предмет и предлагается с ним действовать (мелок, чтобы нарисовать что-нибудь; кубы, чтобы построить декорацию; бутафорский пистолет, чтобы «убить» неугодного исполнителя спектакля: включение в хоровод; предложение побороть «медведя» и т.п.). Для провоцирования зрителя может быть использована «подсадка» (несколько зрителей, проявляющих первоначальную активность в ответ на вопросы и задания исполнителей: они могут вступать в диалог, в дискуссию, выходить на игру и т.п.). Вовлечение зрителя требует особых качеств от актера или ведущего (способность к импровизации, постоянная готовность к неожиданности, находчивость) и от режиссера знания психологии массы, законов ее восприятия, умения добиться реакции и т.д. К сожалению, на наших праздниках присутствуют равнодушные зрители – посторонние наблюдатели жизненных событий. А иногда просто застенчивые, скованные люди. Как заставить их действовать? Приемы те же самые – заманивание и провоцирование. Заманивание начинается еще на уровне создания замысла и сценария.Активизировать зрителя можно с помощью: состязательного взаимодействия; разговора со зрителем (вопрос-ответ), разговора интервью; игрового действия – игровой ситуации, возникшая в празднике, надо совершить действие за определенное время; ритуальных и церемониальных действий – выработанные обычаем – минута молчания, возложение венков, символика, обычаи, обряды; коллективное пение; коллективные выходы, шествия; коллективные выступления, рапорты, переклички (очевидцы, ветераны, местные герои).

Сюда же нужно отнести и существующее несовершенство художественной закрепленности народных традиций, слабое владение их основами сценаристов и режиссеров празднично-обрядового действия, что ведет к консерватизму, а порой и просто заштампованности в подборе фольклорного материала. Каковы же реально существующие возможности включения в импровизированное театрализованное действие участников народных праздников на основе фольклорных зрелищно-игровых традиций? Анализ сценариев народных праздников показал устойчивую поляризацию – разделение аудитории на зрителей и участников, число которых часто ограничивается лишь персонажами запрограммированного сценарием действия. При этом слабо учитывается в замысле потребность более активного участия в действии со стороны основной массы. Насыщение театрализованного действия традиционными фольклорными элементами, импровизацией на основе сложившихся обычаев, появление фигур бериков, кызылчи, скоморохов как персонажей сценариев значительно повышают степень активности участников.

Теперь обратимся к одному из основных выразительных средств – музыка. Не одно народное действо не проходит без музыкального сопровождения, с помощью которого режиссер создает атмосферу эпизода, задает действию необходимый ритм и т.д. В народном празднике особенно возрастает роль музыки, без которой такое представление просто немыслимо и использование шумов. Режиссер театрализованного представления используют в действии участвуют музыкальные коллективы: народные оркестры, фольклорные ансамбли и т.п. При создании праздника на открытых площадках надо уделять серьезное внимание записи природных звуков.Естественные шумы и звуки живых существ необходимы в природных эпизодах народных действ. Ибо с помощью даже самых прекрасных музыкальных мелодий не всегда удается создать у зрителя должное восприятие природы. В народном действе, как и в традиционном театре, музыка может быть сюжетной, иллюстрацией и фоновой (или, как говорят в театре, – «создавать настроение») она может выражать внутренний мир героя или быть контрастной по отношению к действию. Но помимо всего, в проставлении она еще играет ассоциативную роль, являясь символом, знаком какого-то события.

Мелодия или даже одна строчка позволяют объяснить зрителю, что произошла смена эпох, и следующий эпизод развивается в ином временном отрезке. Кроме того, мелодия помогает погрузить зрителя в соответствующую атмосферу того времени. Чаще всего, когда мы работаем на открытых площадках, музыка звучит в записи.

Здесь огромную роль играет мастерство звукорежиссера. Современные возможности использования фонограмм наложение различных мелодий друг на друга или текста и шумов на мелодию, реверберация и стереофония т.д. – очень расширяют возможности режиссера. Все чаще и чаще режиссеры записывают все представление на пленку, а артисты играют, как на телевидении, «под фонограмму». Я противница такого метода. Он ставит режиссера и исполнителей в зависимое положение – они не могут внести коррективы по ходу действия, откликнуться на непредвиденную реакцию публики и т.д. На мой взгляд, следует сочетать «живое», непосредственное исполнение и звукозапись. Но здесь хотелось бы предостеречь молодых режиссеров от весьма часто встречающейся ошибки: монтажа «встык» фонограммы и живого голоса исполнителя. Всегда, даже если это поет сводный хор, разница в уровне звука будет настолько заметна, что пройдет некоторое время, прежде чем ухо зрителя перестроится на восприятие – нового объекта. Это относится и к тем случаям, когда ведущий работает с микрофоном. Между его текстом и звукозаписью должна быть пауза.

Одна из трудных проблем – нахождение верного темпа-ритма праздника. Здесь многое может прояснить музыка. Точно найденный характер звукового ряда является важным компонентом в нахождении нужного темпа-ритма и образного решения массовых сцен. Говоря о музыке в народном празднике нельзя не отметить ее особенности. В народном действе используется: фольклорная музыка, музыка в современной обработке, музыка живая, музыка по фонограмме. В фольклорной музыке можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Фольклорная музыка является больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в храме), нами часто исполняются частушки. В наши народные праздники мы приглашаем ансамбле фольклорного и народного пения, которые созданы на базе нашего института. Фольклорная музыка является тем самым началом начал, которое, ярко отражает сущность народного праздника. Подбор музыкального материала – процесс сложный. Используя фрагменты музыкального творчества одного или разных авторов, режиссер как бы «пересоздает» качественно новое, целостное произведение, отвечающее характеру и всему строю сценического представления. Если эти мелодии в одном жанровом, стилевом ключе, то представление будет более целостное, завершенное. Поэтому желательно отбирать музыку из произведений одного или нескольких близких по творческой индивидуальности композиторов.

Теперь остановим свое внимание на «слове», а точнее «художественном слове». «Художественное слово» – жанр сценического искусства, в основе которого лежит литературно-художественный материал. Искусство художественного слова в народном празднике имеет отличия: это общение напрямую со зрителем; рассказ о событиях прошлого, непосредственно происходящих перед зрителем; рассказывание от «себя», от «Я». С определенным отношением к событиям и героям, а не перевоплощение в образ.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 7903. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.021 сек.) русская версия | украинская версия