Невероятные тайны богатства в Америке
1. Гартмон Эдуард (1842—1906) — знаменитый немецкий философ-идеалист, сторонник панпсихизма. Основной сущностью считал абсолютно бессознательное духовное начало — иррациональную мировую волю. Его труд можно перевести не только как «Философия неведомого», но и как «Философия непостижимого», «Философия бессознательного» и т. п. В этической теории вслед за Шопенгауэром разрабатывал концепцию пессимизма, был близок по духу к мировоззрению буддизма. 2. П. Д. Успенский (1878—1949) — один из наиболее известных учеников Гурджиева, автор произведений: «Tertium Organum», «В поисках Чудесного», «Четвертый Путь», «Новая модель Вселенной» и др. До 1914 г. был близок к теософским кружкам, много путешествовал по странам мира, включая Египет и Индию. В 1914 г. собирался вернуться в Индию, чтобы присоединиться к какой-либо из эзотерических школ, существующих там. Однако встреча с Гурджиевым перевернула его представления об эзоте-ризме вообще и методах самосовершенствования. Успенский становится учеником Гурджиева, осознав, что Гурджиев уже совершил до него ту работу по поиску и сбору тайных знаний, которую собирался проделать сам Успенский... В дальнейшем разрабатывал интеллектуально-теоретические аспекты учения Четвертого Пути, достиг высокого уровня сознательности и бытия. Учеником Успенского является Родни Коллин (1909 — 1956), книги которого уже переведены на русский язык: «Теория небесных влияний», «Теория сознательной гармонии», «Теория вечной жизни». 3. «Самовоспоминание» — фундаментальный термин учения Четвертого Пути, близкий к древнегреческому понятию «софронис», что значит «трезвление», «опомниться», «прийти в себя», «вспомнить себя» (применялся в школе Сократа и Платона). Встречается у суфиев, у старцев-исихастов Афона, а также — в различных эзотерических школах Запада и Востока. Термин «софия» («премудрость») и «суфий» напоминают термин «софронис» неслучайно: на игре слов в тайных школах были основаны многие аллегории, изречения, гимны и т. п. Развитие термина «самовоспоминание» во всей полноте можно найти у современного учителя школы Четвертого Пути — Роберта Бёртона: См. книгу — Роберт Эрл Бёртон. Самовоспоминание. — С.-Петербург: Изд-во АО «Комплект», 1996. - 240 с. 4. «Разделение внимания» - специальный термин системы знаний Четвертого Пути; подразумевает намеренное усилие, целью которого является осознование двух или более вещей одновременно; это по своей природе противоположно отождествлению, при котором внимание человека ограничено одним предметом, целиком поглощено чем-то одним. Разделение внимания часто подразумевает усилие осознавать себя и то окружение, которое вокруг нас в настоящий момент, «здесь и сейчас», — в этом случае разделение внимания перерастает в самовоспоминание как в результат такого сознательного усилия. 5. Нота «ДО» означает начальный импульс, толчок, порождающий круговой процесс развития чего бы то ни было, называемый «октавой». Закон октав воплощен в музыкальной гамме, и он наиболее понятен и близок Гартману как профессиональному музыканту и композитору. В эзотерическом аспекте закон октав имеет ряд особенностей, неизвестных для обычных специалистов по теории музыки: каждая нота в октаве соответствует определенному событию в развитии любого процесса, с отсутствием полутонов между МИ и ФА, а также между СИ и ДО. Полутона представляют «интервалы», в которых продвижение событий тормозится и замедляется (исчезает активная форма проявления энергии), происходит остановка или отклонение исходного процесса (от первоначальной цели), что может быть устранено с помощью дополнительного толчка или «шока». Октавы могут быть восходящими, протекающими от более механических проявлений к более намеренным и сознательным, — либо нисходящими, протекающими в обратном направлении (символически — по направлению часовой стрелки и против часовой стрелки). 6. МИ—ФА, интервал в октаве; в данном случае речь идет о восходящей октаве саморазвития. 7. «Сущность» — качества человека (его органики, его природы), присущие ему от рождения — физические характеристики, тип тела, центр тяжести и др. У большинства людей сущность развивается только первые 6 или 7 лет жизни, после чего она подавляется, закрывается ложной личностью, «личиной», «маской», ложным представлением о самом себе, которое вырабатывается в процессе воспитания и приспособления к социальному окружению. Поэтому переживание сущности часто сопровождается чувством детской свободы и беззаботности. Однако на пути пробуждения сущность должна быть развита и образована, выведена за пределы детского состояния. Это осуществляется на основе сознательных усилий, путем разрушения ложной личности и подчинения истинной части личности целям самоизменения. Реально такое развитие может происходить лишь в условиях постоянной работы над собой и помощи со стороны тех, кто уже достиг подобного развития ранее. 8. В книге Успенского «В поисках Чудесного» идея использования кризисов и революций выражена словами Гурджиева более масштабно и глубоко: «Собирание знания некоторыми людьми вызвано тем обстоятельством, что другие люди это знание отвергают. В жизни человечества бывают периоды, когда массы народа начинают непоправимо уничтожать и разрушать все то, что создавалось веками и тысячелетиями культуры. Эти периоды, в общем, совпадают с началом упадка культуры и цивилизации; такие периоды массового сумасшествия, нередко совпадающие с геологическими катаклизмами, изменениями климата и тому подобными явлениями планетарного характера, освобождают огромное количество знания. Это, с свою очередь, вызывает необходимость в работе по собиранию знания, которое иначе будет утеряно. Таким образом, работа по собиранию рассеянной материи знания часто совпадает с началом разрушения и крушения культур и цивилизаций». (Гл. 2.) В Библии на эту же тему сказано, что существует время разбрасывать и время собирать камни. В переносном, аллегорическом, смысле речь идет о материи знания, которая уподобляется драгоценным камням, кристаллам, небесным камням-метеоритам (Кааба мусульман, Бен-Бен финикийцев и египтян, Омфал, «пуп земли», символ древнегреческого Зевса и т. п.). Это сравнение указывает на прочность или вечность эзотерического знания, которое не подчиняется законам случая, разрушения и тления. Символически знание связывалось с камнями или каменными плитами еще и потому, что на них обычно вырезались иероглифы, символы, знаки или памятные даты событий. В алхимической традиции вместо камня или кристалла использовались символы металлов, трансмутации элементов и золото и т. п. С другой стороны, плавка и кристаллизация — специальные понятия, употребляемые в школе Четвертого Пути для обозначения этапов обретения единства различных «я» и достижения индивидуальной полноты, завершенности. 9. Термин «бытие» имеет особое содержание, которое относится к развитию человека в мире, достижению уровня гармонического соответствия между космосом и человеком-микрокосмом. В индивидуальном смысле «бытие» подразумевает накопленную массу или результат накопленного опыта. По отношению к пробуждению «бытие» означает способность переживать и сознательно участвовать в собственной жизни. В определенном смысле «бытие» эквивалентно способности человека помнить себя. Человек, накопивший опыт в какой-либо области, способен более сознательно и творчески совершать определенную деятельность. Например, люди, обладающие «бытием» в сфере приготовления пищи, могут не просто следовать рецепту, но привлечь к этому процессу различные стороны себя, придать еде особые вкусовые оттенки, сделать ее богаче, изысканнее, калорийнее и т. п. Словом «бытие» в русском переводе Библии обозначена первая глава (в греческом используется термин генезис), на иврите это звучит «Бэрэйшит», буквально —«изначально», «с самого начала». Первая часть слова «Бэрэйшит», часть «бэрэ» или «бара» значит «творить», точнее «отрезать», «вырезать», «выделывать» или «отделять». За этим буквальным значением «бара» стоит другое — «различать» или «разделять», т. к. слово «бар» означает «ясный», «просветленный», «выявленный». На это указывает родственный глагол «бара» — «избирать», «отделять», «распознавать». Удивительно то, что по-арамейски «бар» означает «сын». Отсюда происходит сакральная терминология Библии и Нового Завета, указывающая на «сына», как «просветленного человека», способного истинно «творить» и «различать» вещи. Накопление опыта соответствует соединению трех различных сил или уровней бытия в одном месте: активная сила, пассивная и нейтрализующая, переходящая в результат. Отсюда символика взаимодействия «неба» и «земли» через «сына». 10. Костюм пожарника был выбран Гурджиевым, конечно, неслучайным образом, так как на Востоке давно была известна аллегория спасения детей из пылающего дома, — детей, которые продолжают играть в разные игры, не понимая важности и необходимости убежать из горящего здания. 11. Горящий куст, так называемая «Неопалимая купина», явился Моисею вблизи горы Хорив — в образе горящего тернового куста, согласно толкователям Библии (Исх. III, 2, 4; Втор. XXXIII, 16) Моисею явился сам Иегова, призвавший к избавлению народа Израильского от рабства Египта. Христианские теологи усматривали в символе Неопалимой купины прообраз Богоматери, Девы-Богородицы. 12. Дело Дрейфуса — было сфабриковано в 1894 г. французским военным судом по ложному обвинению офицера французского Генерального штаба А. Дрейфуса в шпионаже в пользу Германии. Несмотря на отсутствие доказательств, суд приговорил Дрейфуса к пожизненной каторге. Борьба вокруг Дрейфуса и его дела приобрела скандальный характер и привела в конце концов к политическому кризису в стране. Под давлением общественного мнения и при участии адвоката Лабори Дрейфус был в 1899 г. помилован и в 1906 г. окончательно реабилитирован. 13. Томас де Гартман умер неожиданно в 1956 году.
Невероятные тайны богатства в Америке
|