ВВЕДЕНИЕ. Это социальная группа-общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов
Это социальная группа-общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями сотрудничества и взаимопомощи. Важной качественной характеристикой коллектива явл. Его зрелость, которая характеризуется прочными связями между его членами по совместной деятельности. Прочными неформальными отношениями, устойчивыми традициями, гордость за свой коллектив. Возможностями раскрыть свой творческий потенциал,соблюдение этических норм, как по вертикали, так и по горизонтали. Позитивными взаимодействиями с внешней средой. В значительной степени моральный псих. Климат опред. Взаимоотношениями в коллективе, отношением руководителя к производству и человеку. 1)Невмешательство 2)теплая компания. 3)Задача 4)Золотая середина 5)Команда
Употребительны следующие типы воздействия на людей: 1)Убеждение-основан на фактах и логике рассуждения. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. С 14 Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – 304 с. ISBN 5-7695-0577-Х (Изд. центр «Академия») ISBN 5-06-003682-0 (Высшая школа)
В книге в доступной форме излагается содержание основных разделов этнологической науки. Структура и подбор тем в пособии позволяют преподавателю моделировать курс сообразно объему учебного времени и степени подготовленности студентов. По каждой теме предлагаются список рекомендуемой литературы, планы семинарских занятий, темы для докладов и рефератов. В конце книги приведены краткий словарь специальных терминов и список вопросов к зачету и экзамену. Книга может представлять интерес также для преподавателей, специалистов в области культурологии, социологии, политологии, культурной и социальной антропологии.
УДК 39(075.8) ББК 63.5
© Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г 2000 ISBN 5-7695-0577-Х © Издательский центр «Академия» 2000 ISBN 5-06-003682-0 © Издательство «Высшая школа», 2000
ВВЕДЕНИЕ Бурные события XX века с новой силой заставили человечество обратить внимание на проблемы этничности. Процессы расширения межкультурных взаимосвязей, объединение Европы, распад целого ряда многонациональных государств, агрессивный национализм, этнические конфликты полностью опровергли гуманистические иллюзии о едином человечестве. В сложном и противоречивом переплетении этих процессов общественное сознание России оказалось совершенно неподготовленным к мощной волне национализма и целой череде кровопролитных этнических конфликтов. Полную неспособность к анализу современных этнических процессов, их прогнозированию и управлению ими показали не только действующие политики, но и отечественное обществоведение в целом. Между тем латентные и открытые этнические конфликты на территории нашей страны не представляют собой исторически новых явлений. Они имеют достаточно аналогов во всем мире и являются предметом пристального научного исследования за рубежом. В связи с этим возникла настоятельная необходимость в глубоком изучении этнических процессов современной истории. С этой целью в учебные планы университетов и педагогических институтов была включена новая учебная дисциплина «Этнология», которая предполагает изучение и освоение студентами вопросов теории этноса, этногенеза и этнической истории, традиционных и современных форм жизнедеятельности этносов, особенностей межэтнической коммуникации, этнической картины мира, этнического сознания и т.д. Научное осмысление отмеченных вопросов сразу же наталкивается на неоднозначность, полисемантичность базовых понятий и терминов, неадекватность существующих теоретических выводов современным условиям. Для российской системы высшего образования это обстоятельство усугубляется тем, что большинство основных разделов этнологии в отечественной науке до настоящего времени не получили окончательной разработки и остаются дискуссионными. Поэтому, как представляется авторам, здесь следует пойти по традиционному и многократно себя оправдавшему пути и начать изучение этнологии с вопросов становления этнологической науки и краткого аналитического обзора основных направлений научного исследования в этой области в странах Западной Европы, в Соединенных Штатах Америки, а также в России. В пользу такого подхода свидетельствует также опыт построения зарубежных учебников по этнологии, в частности в Германии, где данная наука широко преподается в университетах уже более полувека. Поэтому настоящее учебное пособие начинается с рассмотрения вопросов специфики этнологии как науки, характеристики ее предмета и методов исследования, ее взаимосвязи со смежными науками. Логическим продолжением этих вопросов становится характеристика ведущих научных направлений и школ, сложившихся в рамках этнологии на протяжении более чем столетней истории ее развития. Однако компетентный и внимательный читатель заметит, что эти направления и школы не описываются целиком и подробно, как некие законченные теоретические системы. В них выделяются исходные основания и главные идеи, которые имеют непосредственное отношение к изучению этнических обществ и их культур. Подчеркнуты их инструментальные, работающие элементы и обозначены границы применения этих теорий. Наконец, эти направления излагаются в определенной последовательности, в соответствии с тем, как они сменяли друг друга в ходе исторического развития этнологии. Все последующие темы пособия посвящены рассмотрению главных теоретических вопросов этнологии. В них излагаются основные теории этничности и классификации этносов, благодаря которым весь процесс социокультурного развития приобретает системный и упорядоченный характер. Затем вполне логичным и закономерным представляется переход к рассмотрению процессов антропогенеза и этногенеза, объясняющих факт антропологического разнообразия человечества и наличия у каждой расы своих отличительных признаков. Продолжением этой темы является комплекс вопросов, связанных с механизмом формирования психологии этноса, ее структуры и сознания человеком своей принадлежности к соответствующему этносу. Становление этнологии как самостоятельной науки началось с изучения европейцами культур других («чужих») народов. Исследование этносов через разнообразие их культур и в настоящее время остается одним из основных разделов этнологии, и здесь наиболее важными являются вопросы функционального назначения этнической культуры, ее уровней, взаимосвязи с другими типами культур. В то же время под пристальным вниманием ученых уже давно находится вопрос сосуществования культур с различными уровнями развития. Исследование качественных различий традиционной и модернизированной культур, их структурных особенностей, значений обрядов, обычаев и ритуалов в этнокультурном процессе помогает глубже понять своеобразие каждой отдельной этнической культуры. Наконец, существование и развитие каждого этноса во многом зависит от разнообразных форм его взаимосвязи с другими этносами. Знания о различных видах этнокультурных контактов и концепции межэтнических коммуникаций призваны объяснить механизм развития и функционирования современных этнических процессов, формы трансляции культурного опыта и способы усвоения человеком иноэтнического социокультурного окружения. Как отмечают представители самых разных наук, весь современный мир охвачен действием противоположных тенденций: интеграцией и дифференциацией. Поэтому результатами межэтнических коммуникаций являются как поступательное сближение этносов, так и не менее серьезные процессы отчуждения и враждебности. Вопрос о природе и детерминантах межэтнических конфликтов является наиболее острым и актуальным в современной этнологии. Историческая практика последних десятилетий показывает, что этнические конфликты различаются по типам проявления и способам разрешения. В то же время богатый опыт их изучения позволил разработать механизм регулирования и управления ими. Такая тематическая структура книги обусловлена не только логической взаимосвязью основных составных частей и исследовательских проблем этнологической науки, но и требованиями Государственного образовательного стандарта, которые по отношению к такого рода литературе носят нормативный характер. Авторы постарались добиться максимального соответствия этих двух обстоятельств в своем труде, для чего использовали широкий круг отечественной и зарубежной литературы, как учебной, так и монографической, по этнологии. В задачу предлагаемого учебного пособия не входило полное и систематическое изложение всего содержания этнологической науки. Учитывая потребности учебного процесса, авторы изначально сознательно ограничили свой труд только учебными целями и задачами. Для этого они отказались от анализа многочисленных частных проявлений этнических процессов, не оправдавших себя теорий и концепций. Свое внимание они сосредоточили прежде всего на тех вопросах и проблемах, знания которых требует Государственный образовательный стандарт. Предлагая свой труд читателям, авторы отдают себе отчет в том, что содержание их труда не дает полного и исчерпывающего представления об этнологической науке, но они глубоко убеждены, что настоящее пособие может быть полезным в общекультурной подготовке студентов гуманитарного профиля. Кроме того, не претендуя на исчерпывающую полноту представления этнологии, авторы вместе с тем надеются, что их труд в какой-то мере возместит отсутствие базового учебника по этнологии в системе высшего образования или поможет созданию такового в ближайшем будущем. В заключение авторы хотели бы выразить благодарность тем организациям и ученым-коллегам, без помощи которых издание настоящей книги было бы невозможно, прежде всего Фонду Конрада Аденауэра, - за предоставленную возможность научной работы в библиотеках университетов Мюнхена, Кёльна, Фрайбурга и приобретенную для них немецкую учебную литературу по этнологии.
|