Отдаленные (сложные) аналогии.
|
© Dmitry Lichargin
ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ ТЕХНИКИ АКТЕРА.
С.С.Клитин «ЭСТРАДА»
ПСИХОТЕХНИКА АКТЕРА КОНЦЕРТНОЙ ЭСТРАДЫ
Прием близких аналогий
Теперь следует в обобщенном виде рассмотреть конкретные вопросы актерской технологии при работе над созданием видений для исполнения литературного (чтецкого или разговорного) произведения.
Самым простым случаем явится случай полного совпадения видений, эмоций и мыслей автора и исполнителя. Такое созвучие может иметь место при обращении к современному материалу, и задачей актера явится лишь отбор ярких «кадров», так как совпадение идейно-эмоциональной позиции уже налицо.
Создание видений, более далеких от личного мировосприятия актера, происходит опять-таки на основании запаса собственных эмоционально окрашенных впечатлений путем соединения хорошо знакомых элементов в новые комбинации.
Приведем один пример подобного рода. «Медный всадник» Пушкина. Поэма начинается словами: «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн...». Нет необходимости обязательно представлять себе берега Невы, которые имел в виду Пушкин. Они (тем более в современном их обличье) не дадут образной пищи для верного наполнения этих слов. Гораздо более верный образ «пустынных волн» даст воспоминание неуютного, негостеприимного берега какой-нибудь знакомой исполнителю реки во время непогоды.
Важно только, чтобы эти видения, эти кинокадры имели бы эмоциональную окраску, соответствующую эмоциональному фону поведения героя в подобных или похожих обстоятельствах.
Отдаленные (сложные) аналогии.
Сложнее, если у исполнителя в арсенале жизненных наблюдений совершенно нет сходных «видений». Тогда приходится прибегать к более отдаленным аналогиям.
Можно взять в качестве примера известное стихотворение Пушкина «Вновь я посетил...».
Стихи эти — эмоционально насыщенное размышление много пережившего, много перечувствовавшего человека о вечной преемственности жизни. Монолог этот произносится во время мысленной прогулки по местам изгнания, где с каждым уголком связано очень многое.
Если актеру, готовящемуся к исполнению стихотворения, знакомы по собственным впечатлениям так называемые пушкинские места — Михайловское, Тригорское, дорога мимо трех сосен — ему, казалось бы, легче создать картину переживаний поэта, вернувшегося к прежним, дорогим ему местам.
На самом деле это не совсем так. Смогут ли возникнуть у актера сходные ощущения, если ему довелось всего лишь однажды мимоходом побывать в пушкинских местах? Ведь далеко не всегда удается при посещении каких-либо памятных мест проникнуться духом событий, атмосферой времени: остаться наедине с окружающим бывает почти невозможно. И возникает дилемма: монтировать ленту видений на основе подлинных впечатлений или создавать «на чистом месте» свое Михайловское, свою «изрытую дождем дорогу», свои сосны?
Следует более решительно высказаться за второй путь. Исполнителю, порывшись в своей памяти, надо «вытащить на свет» воспоминания о сходных ситуациях и моментах из его собственной жизни, ибо его переживания, должным образом откорректированные пушкинской поэзией, в таком случае будут ближе соответствовать смыслу стихотворения.
Жизнь чрезвычайно разнообразна в своих проявлениях, поэтому невозможно заранее предугадать, какие моменты жизни данного исполнителя лягут в основу «фильма», создаваемого по этому стихотворению.
Допустим, что это памятный после долгого перерыва приезд в свой родной город, город детства, где «рощами» можно счесть парк возле реки на береговом склоне, «сосны» — это одинокие березы невдалеке от старого кладбища, «няня» — старая мама, остававшаяся до последних своих дней в этом городе, и т. п.
И если воспоминания об этом посещении сходятся по основному образному своему содержанию с содержанием пушкинского произведения, то детали можно будет «подмонтировать», взяв их из другого пласта жизни. «Знакомый уху шорох» ветвей может быть выхвачен воспоминанием из запаса многочисленных «лесных впечатлений». Оттуда же могут быть заимствованы кадры молодой поросли возле старых деревьев (ведь может и не быть такого совпадения, при котором у старых берез, растущих по дороге на кладбище, обнаружилось бы «потомство»!).
Нельзя забывать, что исполнитель,— о чем уже неоднократно говорилось,— всегда ведет повествование от лица какого-то образа (рассказчика или лирического героя). При этом он должен средствами звучащего слова демонстрировать слушателям «фильм», также снятый не с одних лишь позиций актера-истолкователя, а прежде всего с позиций своего героя. Взгляды актера, запас его впечатлений являются только первичным материалом, на основании которого создается необходимая кинолента видений. «...Необходимо,— подчеркивал Станиславский,— чтоб все наши внутренние видения относились исключительно к жизни изображаемого лица, а не к исполнителю его, так как личная жизнь артиста, если она не аналогична с жизнью роли, не совпадает с последней. Вот почему наша главная забота заключается в том, что во время пребывания на сцене постоянно отражать внутренним зрением те видения, которые родственны видениям изображаемого лица».
Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 789. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы! |
|
|
|
|
Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации
К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...
|
Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...
|