К. С. СТАНИСЛАВСКИЙ О РАБОТЕ АКТЕРА НАД РОЛЬЮ 45 страница
Пусть этот сеанс не убедил самого упрямца Говоркова, но для нас, смотревших, он оказался в высокой степени показательным и потому, когда после окончания пробы Говорков со свойственным ему апломбом сносился на только что происшедшее, ради доказательства того, что он шел не от ума, а прямо от интуиции и чувства, его реплики вызывали улыбку и часто даже смех среди нас, свидетелей сеанса, посвященных в тайны мудрого педагогического приема. Аркадий Николаевич, со своей стороны, не стал даже переубеждать упрямца Говоркова, а просто обратился к нам. -- Поняли ли вы на этом примере,-- сказал он нам,-- что в тех случаях, когда вдохновение не приходит само собой, естественным путем к чувству является ум, подсказывающий з_а_д_а_ч_у; задачи возбуждают х_о_т_е_н_и_е, с_т_р_е_м_л_е_н_и_е, д_е_й_с_т_в_и_е. А все вместе втягивают в творчество исамое ч_у_в_с_т_в_о. Если же изменить этому правилу и пойти прямо по чувству, то в результате -- н_а_с_и_л_и_е, н_а_и_г_р_ы_ш и р_е_м_е_с_л_о. Если чувство не заживет само собой, интуитивно,-- заключил Торцов,-- с какого конца ни подходи к нему, не обойтись без у_м_а, подсказывающего задачи, и без х_о_т_е_н_и_я (воли), увлекающегося этой задачей. Прямо же и непосредственно подходить к чувству и вдохновению нельзя без риска его насиловать".
[ВЫТЕСНЕНИЕ ШТАМПА]
Печатается впервые, по рукописи, имеющей надпись Станиславского: "Работа над ролью" (No 613). Первоначально, повидимому, рукопись предназначалась Станиславским для задуманной им специальной главы, посвященной процессу вытеснения штампов из роли. Косвенное подтверждение этому можно найти в плане расположения глав книги "Работа актера над собой" 1935 года (No 274), где под заголовком "Правда" приписано: "Процесс осознания и вытеснения лжи правдой" (см. Собр. соч., т. 3, стр. 16, автограф Станиславского).
[ОПРАВДАНИЕ ДЕЙСТВИЙ]
Публикуется впервые, по рукописи, хранящейся в архиве Станиславского (No 623). Изложенный здесь тип упражнения или этюда характерен для педагогической работы Станиславского последних лет. Выполняя заданное физическое действие, ученик путем его оправдания приходит к выяснению своей сценической задачи, предлагаемых обстоятельств и, наконец, сквозного действия и сверхзадачи, ради которых совершается заданное действие. Подобные упражнения воспитывают в учениках умение подходить к роли по методу, предложенному Станиславским. 1 Станиславский предполагал, повидимому, развить диалог между Торцовым и Названовым, о чем можно судить по его заметке в этом месте.рукописи: "Дописать".
ИЗ ИНСЦЕНИРОВКИ ПРОГРАММЫ ОПЕРНО-ДРАМАТИЧЕСКОЙ СТУДИИ
Публикуется впервые, по черновой, конспективной рукописи, являющейся дополнением к тексту инсценировки программы Оперно-драматической студии (No 541). Нумерация страниц данной рукописи указывает, что Станиславский рассматривал ее как прямое продолжение инсценировки программы, напечатанной в приложениях к третьему тому Собрания сочинений. Изложенный здесь путь работы по "Вишневому саду" опирается на практическую работу по этой пьесе в Оперно-драматической студии им. К. С. Станиславского. Эта работа осуществлялась в 1936--1938 годах М. П. Лилиной под непосредственным руководством К. С. Станиславского. К этому же периоду времени относится и написание текста данного конспекта. 1 В угловые скобки заключен текст, перечеркнутый Станиславским, но восстановленный нами для смысловой связи с последующим текстам. 2 О тататировании см. Собр. соч., т. 3, стр. 452-- 453. 3 Подобные репетиции в импровизированных мизансценах и со своим текстом, сохраняющим лишь последовательность мыслей автора, проводились Станиславским в Оперно-драматической студии по "Вишневому саду" и "Трем сестрам", а также с группой актеров МХАТ по "Тартюфу" весной 1938 года.
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН И НАЗВАНИЙ ПО 2, 3 И 4 ТОМАМ СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИЙ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО {*}
{* В указатель включены имена и названия произведений, упоминаемые в текстах К. С. Станиславского, в том числе в выдержках из рукописей, цитируемых в комментариях. В тех случаях, когда определенному произведению ("Горе от ума", "Отелло", "Ревизор") посвящен целый раздел в томе, дается ссылка да весь раздел. Если вместо имени или названия произведения в тексте употреблено какое-либо другое обозначение (например, "автор", "пьеса" и т. д.) или же упоминается лишь персонаж произведения (например, Фигаро, Чацкий и т. д.). то в указателе это обозначение приводится в скобках после соответствующей страницы; если упоминается главный персонаж, именем которого названо произведение (Гамлет, Отелло), такое уточнение не дается Пометка "цит." указывает, что на данной странице Станиславский цитирует текст произведения, не называя его. Номера томов Собрания сочинений напечатаны в указателе жирным шрифтом.}
Алексеев В. С. -- 2: 8 3: 463, 464 (В. С. А.), 465 Амати -- 2: 266 4: 218 Андерсен Х.-К. -- 3: 381 Аристофан -- 3: 436
Балухатый С. Д. -- 4: 479 Бальмен Я. П. де -- 4: 484 Бальмонт К. Д.-- 3: 232 Баттистини М. -- 3: 72 (Б...) Бах И.-С -- 3: 393 Белинский В. Г. -- 4: 377 Бергер Г. -- "Потоп" -- 3: 385 Бетховен Л. -- 3: 29, 366, 393 Бомарше П.-О. -- "Женитьба Фигаро" -- 2: 261 4: 254 (Фигаро) Брюллов К. П.-- 3: 228
Вагнер Р. -- 3: 189 (вагнеровский репертуар) -- "Моряк-скиталец" -- 4: 233 -- "Тангейзер" -- 3: 148 390 Варламов К. А. -- 3: 39 (В...), 40 (гость), 369 (В...) 4: 455 Верди Д. -- 4: 497 -- "Отелло" -- 4: 420 -- "Травиата" -- 4: 419 -- "Трубадур" -- 4: 419 Виардо П. -- 3: 75 Волконский С. М. -- 3: 68, 72, 81, 299 (цит.), 310, 325 (цит.), 331 (цит.), 334, 429 (цит.), 465 4: 133, 493 -- "Выразительное слово" -- 3: 102, 121, 131, 132, 428.
Гальм Ф. -- "Ингомарро" ("Сын лесов") -- 4: 194 Гауптман Г. -- 2: 208 -- "Ганнеле" -- 2: 208 -- "Потонувший колокол" -- 4: 439-- 441 (Генрих), 537 Гервинус Г. -- 4: 193 Гёте И.-В. -- 3: 182 (цит.), 345, 437 -- "Фауст" -- 2: 231 (Маргарита, Мефистофель) 3:208, 215 (Мефистофель), 381 -- "Эгмонт" -- 2: 231 Гете Э. -- 4: 155 Глинка М. И. -- "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") -- 4: 434 Гоголь Н. В. -- 2: 11, 154, 346 3: 166, 179, 242, 345, 437 4: 132, 316, 319, 320, 343 (автор), 414, 432, 433 -- "Женитьба" -- 3: 166 4: 387 -- "Ревизор" -- 2: 149, 154, 155, 247 (Хлестаков, Городничий) 3: 41 (Хлестаков), 152 (Городничий, Хлестаков, Земляника), 175 (цит.), 177, 336 4: 159, 195; "Работа над ролью" ["Ревизор"] -- стр. 311-- 351; 432, 433, 522 (Осип), 523--526 (пьеса, Осип, Хлестаков) -- "Шинель" -- 3: 382 (Акакий Акакиевич) Гольдони К. -- 2: 218, 337 3: 103, 464 -- "Хозяйка гостиницы" -- 2:218, 219 (Мирандолина), 337 Горький М. -- 2: 235, 237 -- "На дне" -- 2: 235-- 238 3: 136 4: 152 Грибоедов А. С. -- 2: 336, 394, 395 3: 180, 189 (грибоедовский стих), 437 4: 80, 82, 83, 90 (поэт), 94, 95 (поэт), 103--106, 107 (поэт), 150, 163, 166, 170, 171, 173 (автор), 177, 371-- 374, 377, 379, 381, 395, 398, 420, 432-- 436, 483, 484, 493 -- "Горе от ума" -- 2: 255 (Фамусов, Молчалин), 336, 394, 395 3: 41 (Чацкий), 77 (Чацкий), 180--184, 208 (Скалозуб), 211 (Скалозуб), 324 (Чацкий) 4: "Работа над ролью" ["Горе от ума"] -- стр. 65--186; 195; "История одной постановки. {Педагогический роман)" -- стр. 371-- 448; 485, 497 Грибунин В. Ф. -- 4: 84 Григ Э. -- 2: 217 Гуно Ш. -- "Фауст" -- 2: 133 Гутман О. -- 3: 81 Гуцков К. -- "Уриэль Акоста" -- 4: 537 Гюго В. -- "Собор Парижской богоматери" -- 3: 159 (Эсмеральда)
Далькроз Э. -- 3: 40 Делавинь К. -- "Людовик XI" -- 4: 194 Дельсарт Ф. -- 3: 81 Демидов Н. В. -- 2: 8 Джакометти П. -- "Семья преступника" -- 3: 181 Джевонс У. С -- 3: 123 Джером К. Джером -- 2: 138 Достоевский Ф. М. -- 2: 333 3: 210 4: 150 -- "Село Степанчиково" -- 4: 439 (Ростанев) Дузе Э. -- 2: 185, 386 3: 258, 312, 313, 394 4: 84, 159, 237 Дункан А. -- 3: 37, 54, 394 Дюма А. (отец) -- "Кин, или Гений и беспутство" -- 3: 257 (Кин) 4: 194 Дюма А. (сын) -- 2: 185 -- "Дама с камелиями" -- 2: 185, 386 4: 237 Дюмануар и д'Эннери -- "Дон Сезар де Базан" -- 4: 194 Дягилев С. П. -- 4: 484
Ермолова M. H. -- 3: 256, 258, 312, 313 4: 461
Живокини В. И. -- 4: 455 Животова H. M. -- 3: 422 Жюдик А. -- 3: 394 Ибсен Г. -- 2: 51 3: 29 (ибсенисты), 201 4: 197, 419 -- "Бранд" -- 2: 51, 160, 162, 164, 165 (Агнес), 171, 244, 294, 305, 345, 366 3: 188, 363 4: 419 -- "Доктор Штокман" -- 3: 201
Иван Грозный -- 2: 247 Иван-дурак (фольклор) -- 2: 398, 399 Иванов А. А. -- 4: 395, 420 Ильинский С. Д. -- 3: 413
Качалов В. И. -- 2:56, 217, 408 3: 256 Кедров M. H. -- 2: 8 Кин Э. -- 4: 418 Книппер-Чехова О. Л. -- 4: 493 Коклен Б.-К. -- 2:25, 32, 33 4: 384 Комиссаржевская В. Ф. -- 2: 36 4: 400 Комиссаржевский Ф. П. -- 2: 7 Кустодиев Б. М. -- 4: 84, 85
Лапшин И. И.-- 2: 122 Ленский А. П. -- 4: 377, 435, 436, 537 Леонидов Л. М. -- 2: 56, 408 3: 256 4: 303--308, 310 Леонтьев -- 4: 487 Лермонтов М. Ю. -- 4: 423 Лессинг Г.-Э. -- "Натан Мудрый" -- 2: 305 Лилина М. П. -- 2: 3 3: 256 4: 493
Мазини А.-- 4: 434 Мартынов А. Е. -- 3: 252 Медведева H. M. -- 2:7 Мейербер Д. -- "Гугеноты" -- 4: 430 Метерлинк М. -- 4: 197, 487 -- "Синяя птица" -- 2: 59, 227, 258 4: 314 Милославский Н. К. -- 4: 431 Мищенко М. И. -- 3: 400 Модсли Г.-- 4: 155 Мольер Ж.-Б. -- 2: 336, 337 3: 103, 242, 345, 464 4: 455 -- "Лекарь поневоле" -- 4: 254 (Сганарель) -- "Мнимый больной" -- 2: 336, 337 (пьеса) 4: 537 -- "Проделки Скапена" -- 4: 254 (Скапен) -- "Тартюф" -- 2: 32, 33 Мопассан Г. -- 3: 385 4: 139 Москвин И. М. -- 2: 56, 216,408 3: 256 Мочалов П. С.-- 2: 157 3: 258, 306, 318 4: 442 Мусоргский М. П.-- 2: 217 3: 343 -- "Борис Годунов" -- 3: 343
Навроцкий В. Г. -- 3: 422 Нежданова А. В. -- 3: 421 Немирович-Данченко Вл. И. -- 2: 7, 395, 408 4: 79, 110, 393, 494, 503 -- "Цена жизни" -- 2: 395 Никифооов M. H. (старший) -- 4: 433, 434 Никиш А. -- 3: 189, 228, 229, 472 4: 292--294 (X), 295 (гениальный дирижер) Ноден Э. -- 4: 434
Одран Э. -- "Маскотта" -- 4: 537 (Пипо) Озеров В. А. -- 2: 246 Ольридж А. -- 4: 159, 420 Опочинин Е. Н. -- 4: 484 Островский А. Н. -- 2: 11, 246, 288 3: 202, 237, 272 4: 432, 489 -- "В чужом пиру похмелье" -- 3: 209, 221 (Тит Титыч Брусков) -- "Горячее сердце" -- 3: 237, 282, 287 (пьеса), 288, 289 (спектакль), 290 (пьеса), 291 (пьеса), 292 (Хлынов), 293, 296 (Хлынов), 297, 303 -- "Женитьба Бальчаминова" -- 3: 203 (Бальзаминов) -- "Лес" -- 2: 227 (Несчастливцев, Аркашка), 228 (Счастливцев) 3: 202, 272, 273 (Счастливцев), 275 (Несчастливцев) -- "На всякого мудреца довольно простоты" -- 2: 288, 289 (Мамаев)
Паганини Н. -- 4: 182 Парадиз -- 4: 537 Пиксанов Н. К. -- 4: 377 Плавт -- 3: 436 Подгорный Н. А. -- 2: 8 Поссарт Э. -- 3: 62, 231 Пушкин А. С -- 2: 11, 61--63, 160, 204, 399 3: 242, 305, 318 (цит.), 345, 349--351 (пушкинский афоризм), 352 (Александр Сергеевич), 360, 381, 409, 410 (пушкинское изречение) 4: 74, 85, 125, 136, 397--399, 402, 421--423, 455 -- "Борис Годунов" -- 4: 215 (цит.) -- "Евгений Онегин" -- 4: 484 -- "Моцарт и Сальери" -- 2: 11 (Моцарт, Сальери), 18 (Сальери), 160 3: 187 (Сальери), 275 (Сальери) 4: 455 -- "Пиковая дама" -- 3: 385 -- "Пир во время чумы" -- 4: 455 -- "Скупой рыцарь" -- 3: 318 (цит.) 4: 455
Рафаэль -- 4: 84 Рахманинов С. В. -- 3: 472 Рембрандт -- 2: 315 Рёш Д. -- 3: 81 Рибо Т. -- 2: 215 Ромен Ж. -- "Кромдейер-старый" -- 3: 400 Росси Э. -- 3: 258 Рубинштейн А. Г. -- "Демон" -- 2: 114
Садовские -- 3: 256 4: 431 Садовский П. М.-- 3: 167 Салтыков-Щедрин M. E. -- "Смерть Пазухина" -- 4: 84 (пьеса) Сальвини Т. -- 2: 25, 157, 328 (измен. цит.) 3: 60, 111, 133, 136, 181, 182 (артист), 231, 232, 258, 312, 313, 378, 394 4: 84, 159, 384, 395, 420, 442, 455, 497 Самарин И. В. -- 3: 167 4: 377, 435 Самойлов В. В. -- 2: 214 3: 389, 465 Семяновская Е. Н. -- 2: 8 Симов В. А. -- 4: 84 Смоленский И. Л. -- 3: 123 (цит.), 342, 343, 452 Соколова З. С. -- 2: 7 3: 404 Соллогуб Ф. Л. -- 4: 487, 488 Софокл -- "Эдип-царь" -- 2: 219 -- Станко Р. -- 4: 434 -- Стеббинс Г. -- 3: 81 -- Страдивариус А. -- 2: 266 -- Стрепетова П. А. -- 4: 537 -- Сюлливан А. -- "Микадо" -- 3: 400
Таманьо Ф. -- 4: 159, 420, 497 Тамберлик Э. -- 4: 434 Толстой А. К. -- "Царь Федор Иоаннович" -- 3:261, 262 Толстой А. П. -- 4: 433 Толстой Л. Н. -- 2: 333 3: 260, 382 4: 150, 420 Трубецкой П. П.-- 4: 166 Тузиков В. А -- 3: 413 Тургенев И. С. -- "Месяц в деревне" -- 4: 493, 537
Уайльд О. -- 3: 258 4: 410 Ушаков Д. Н. -- 3: 462
Федотов А. Ф. -- 2: 7 Федотова Г. Н. -- 2: 7 4: 504
Фонвизин Д. И. -- "Недоросль" -- 3: 203
Хомяков А. С -- 4: 487
Чаадаев П. Я. -- 4: 381 Чайковский П. И. -- 2: 217 3: 111 -- "Пиковая дама" -- 3: 381 Чехов А. П. -- 2: 11, 69, 246, 333 3: 163, 260, 345 4: 150, 202, 247, 424, 432 -- "Вишневый сад" -- 3: 155 4: 202, 467--471 -- "Дядя Ваня" -- 3: 163, 445, 446-- 448 (цит.), 449 (Астров) 4: 424 -- "Иванов" -- 2: 218 -- "Три сестры" -- 3: 163 (три сестры) -- "Чайка" -- 2: 246 4: 198 (пьеса нового направления), 479 Чириков Е. Н. -- 4: 488
Шаляпин Ф. И. -- 3: 462 Швёрер -- 3: 459 Шекспир В. -- 2: 11, 13, 14, 18, 42, 63, 157, 167, 179, 330 3: 123, 127, 242, 257, 263, 345, 437 4: 150, 190, 194, 207, 208 (автор), 217 (автор), 218, 227, 235--237, 239, 242, 243, 246, 247, 252, 272, 274 (автор), 275, 276, 277 (автор), 278, 281, 282 (шекспировский шедевр), 283, 284, 285 (шекспировский текст), 302 (автор), 395, 443, 503, 504, 512 -- "Антоний и Клеопатра" -- 3: 123 -- "Венецианский купец" ("Шейлок") -- 2: 17 -- "Гамлет" -- 2: 53, 64, 65, 99, 226--228, 232, 257, 266--267 (цит.), 303, 305, 328, 330, 336 3: 34, 41, 77, 137, 138, 158, 324, 400, 461 4: 150, 155, 156, 258 (Офелия), 358, 359, 386, 395, 396, 443 -- "Макбет" -- 2: 179 (леди Макбет), 180 (Банко, леди Макбет), 232, 305 4: 512 -- "Отелло" -- 2: 11, 13, 14 (мавр), 15, 16, 17 (мавр), 18, 19, 20, 21 (Яго), 22 (Яго), 28, 29 (Яго), 30 (Яго), 32 (Яго), 40 (мавр), 41, 51, 79, 87, 99, 101. 106, 116, 143, 147, 152, 167 168, 232, 267 (Яго), 273, 305, 312, 345, 347 (Яго), 359, 361, 362, 365 3: 29, 34, 41, 97--100, 104, 108, 119, 120, 127, 136, 138 (пьеса), 173 (цит.), 188, 222 (Яго), 231, 232, 324, 377, 378 4: 141, 159; "Работа над ролью" ["Отелло"] -- стр. 187--273; Дополнения к "Работе над ролью" ["Отелло"] -- стр. 274--310; 386, 420, 455, 497, 502 (Родриго), 503, 509--515, 516 (Родриго, Яго), 519 "Ромео и Джульетта" -- 2: 301 (Ромео), 302 (Джульетта), 305 (Ромео) 3: 232 (Ромео), 400 (Ромео) 4: 141 (Ромео, Юлия), 239 (Ромео из мелодрамы), 395, 396, 512, 513 (Ромео, Юлия) -- "Укрощение строптивой" -- 2: 42, 118 (Катарина) 3: 215 -- "Юлий Цезарь" -- 4: 441 Шервинский С. В. -- 3: 398 Шиллер Ф.-- 3: 345, 437 -- "Дон Карлос" -- 2: 11 Шопен Ф. -- 2: 118 3: 28 Шуйский С. В. -- 2: 347 3: 167, 338 4: 377, 414, 435
Щепкин М. С -- 2: 347 3: 92 (цит.), 167. 256, 258, 312, 313, 338, 339 4: 159, 173, 291, 298, 300 (цит.), 411. 414, 431, 432, 435, 493, 537
К. С. СТАНИСЛАВСКИЙ О РАБОТЕ АКТЕРА НАД РОЛЬЮ
В настоящем томе публикуются подготовительные материалы к неосуществленной книге "Работа актера над ролью". Эту книгу Станиславский предполагал посвятить второй части "системы", процессу создания сценического образа. В отличие от первой части "системы", где изложены основы сценической теории искусства переживания и элементы внутренней и внешней артистической техники, главным содержанием четвертого тома является проблема творческого метода. В томе освещается широкий круг вопросов, связанных с работой актера и режиссера над пьесой и ролью. По замыслу Станиславского книга "Работа актера над ролью" должна была завершить цикл его основных сочинений по "системе"; предыдущие два тома подготавливают актера к верному пониманию театрального искусства и указывают пути овладения сценическим мастерством, четвертый же том говорит о самом творческом процессе создания спектакля и роли, ради которого и существует "система". Чтобы создать живой типический образ на сцене, актеру недостаточно только знать законы своего искусства, недостаточно обладать устойчивым вниманием, воображением, чувством правды, эмоциональной памятью, а также выразительным голосом, пластикой, чувством ритма и всеми другими элементами внутренней и внешней артистической техники. Ему необходимо уметь пользоваться этими законами на самой сцене, знать практические приемы вовлечения всех элементов творческой природы артиста в процесс создания роли,-- то есть владеть определенным методом сценической работы. Вопросам творческого метода Станиславский придавал исключительное значение. Метод вооружает, по его мнению, актера и режиссера знанием конкретных путей и приемов претворения теории сценического реализма в практику театральной работы. Без метода теория теряет свой практический, действенный смысл. Точно так же как и метод, не опирающийся на объективные законы сценического творчества и весь комплекс профессиональной подготовки актера, утрачивает свою творческую сущность, становится формальным и беспредметным. Что же касается непосредственно самого процесса создания сценического образа, то он очень многообразен и индивидуален. В отличие от общих законов сценического творчества, которые обязательны для каждого актера, стоящего на позициях сценического реализма, приемы творчества могут быть и бывают различны у художников разной творческой индивидуальности, а тем более у художников разных направлений. Поэтому, предлагая определенную методику работы, Станиславский не считал ее, однажды и навсегда установленным образцом, который можно рассматривать как своего рода стереотип для создания сценических произведений. Напротив, весь творческий путь Станиславского, весь пафос его литературных трудов направлен на неустанные поиски новых, все более совершенных способов и приемов актерского творчества. Он утверждал, что в вопросах метода творческой работы более, чем в какой-либо другой области, вреден педантизм и что всякая попытка канонизации сценических приемов, стремление художника как можно дольше задержаться на достижениях прошлого, неизбежно приводит к застою в театральном искусстве, к снижению мастерства. Станиславский был непримиримым врагом творческой самоуспокоенности, рутины в театре, он все время находился в движении, в развитии. Эта основная черта его творческой индивидуальности наложила определенный отпечаток на все его литературные труды по сценическому искусству. Особенно ярко отразилась она на материалах второй части "системы". Книга "Работа актера над ролью" осталась незавершенной не только потому, что Станиславскому не хватило жизни для осуществления всех своих замыслов, но главным образом потому, что его беспокойная творческая мысль не позволяла ему остановиться на достигнутом и подвести итоговую черту под исканиями в области метода. Постоянное обновление способов и приемов сценического творчества он считал одним из важнейших условий роста актерского и режиссерского мастерства, завоевания новых высот в искусстве. В артистической биографии Станиславского можно найти немало примеров критической переоценки старых приемов режиссерской и актерской работы и замены их новыми, более совершенными. Это нашло отчетливое выражение и на страницах данного издания. Публикуемые в этом томе материалы относятся к разным периодам творческой жизни Станиславского и выражают развитие его взглядов на пути и приемы создания спектакля и роли. Эти материалы правильнее было бы рассматривать не как конечный результат, а как процесс непрерывных исканий Станиславского в области творческого метода. Они отчетливо показывают и направление исканий Станиславского и те этапы, через которые он прошел в поисках наиболее эффективных приемов сценической работы. Однако было бы ошибкой утверждать, что методика сценической работы, предложенная Станиславским в его сочинениях, отражает лишь его индивидуальный творческий опыт и непригодна для художников иной творческой индивидуальности. "Работа актера над ролью", так же как и первая часть "системы" -- "Работа актера над собой", раскрывает объективные закономерности творческого процесса и намечает пути и приемы творчества, которые могут быть с успехом использованы всеми актерами и режиссерами реалистической школы. "Самый страшный враг прогресса -- предрассудок,-- писал Станиславский, -- он тормозит, он преграждает путь к развитию" {Собр. соч., т. 1, стр. 409.}. Таким опасным предрассудком Станиславский считал широко распространенное среди работников театра ошибочное мнение о непознаваемости творческого процесса, которое служит теоретическим оправданием лености мысли художника, косности и дилетантизма в сценическом искусстве. Он вел упорную борьбу с теми практиками и теоретиками театра, которые, ссылаясь на бесконечное многообразие сценических приемов, отрицают возможность создания научной методологии актерского творчества, пренебрежительно относятся к теории и технике своего искусства. Станиславский никогда не отрицал разнообразия актерских приемов создания сценического образа, но его всегда интересовал вопрос, насколько тот или иной прием совершенен и помогает актеру творить по законам природы. Многолетний опыт убедил его в том, что существующие в театре приемы творчества далеко еще не совершенны. Они часто отдают актера во власть случая, произвола, стихии, лишают его возможности сознательным путем воздействовать на творческий процесс.
|