А.А. АГРАНОВСКИЙ
В понимании греков демократический порядок должен был удовлетворять, по меньшей мере, шести требованиям: 1. Интересы граждан должны быть достаточно сходны, для того чтобы можно было действовать согласно принципу всеобщего блага, который не противоречит личным целям и интересам. 2. Сообщество граждан должно быть практически однородным по тем признакам, которые могут привести к политическим конфликтам и острым разногласиям по поводу общественного блага. Т.е. государство не может быть демократическим, если его граждане не равны в своих экономических возможностях и не обладают равным запасом свободного времени либо существуют серьезные религиозные, языковые, образовательные отличия, а также, если они являются представителями различных рас, культур или этнических групп. 3. Число граждан должно быть достаточно малым, в идеальном варианте меньше чем сорок-пятьдесят тысяч (как было в Афинах). Это необходимо по трем причинам: чтобы избежать неоднородности и дисгармонии, которые могут возникнуть в результате расширения границ и включения людей, говорящих на различных языках, с разной религией, историей и этнической принадлежностью, практически не имеющих ничего общего; чтобы граждане могли изучить свой город и сограждан при помощи наблюдения, опыта и непосредственного общения; чтобы граждане могли собраться вместе для суверенного правления городом. 4. Граждане должны участвовать в собрании и непосредственно одобрять законы и принимать политические решения. 5. Политическое участие граждан должно включать работу по отправлению управленческих функций в городе. 6. Город-государство в идеале должен быть полностью независимым. Лиги, конфедерации, союзы в некоторых случаях могут быть необходимы для защиты или ведения войны, но они не должны уменьшать безусловное самоуправление государства, ущемляя верховенство народного собрания. В принципе, каждому городу следует быть самодостаточным не только политически, но также экономически и в военной области.
емократия в Древней Греции была нестабильной и нередко подвергалась серьезным испытаниям. Богатые и знатные граждане не чувствовали себя защищенными законом, часто меняющимся под влиянием народных вождей, поэтому стремились низвергнуть демократический строй. Неустойчивость древнегреческой демократии объяснялась отсутствием системы сдержек и противовесов, защищавших меньшинство от большинства и наоборот. Так, в 411 г. до н.э. в ходе Пелопоннесской войны Афины пережили первый олигархический переворот. Однако флот отказался признать новый режим, и под предводительством Алкивиада в 410 году до н.э. демократия была восстановлена. В 404 г. до н.э. происходит второй олигархический переворот. К власти приходят так называемые «тридцать тиранов», наиболее известным из которых был Критий, дядя Платона, прославленный им диалогом «Критий». Под руководством Крития тираны развязывают политические преследования своих противников, в ходе которых было казнено около полутора тысяч человек, включая даже умеренных олигархов. Это вызвало сопротивление демократов, которые под руководством Фрасибула в 403-402 гг. разгромили олигархов. Суть древнегреческой демократии заключалась в стремлении к общему благу. Гражданские добродетели должны были поддерживаться силой закона, конституцией города и социальным порядком, который делает справедливость достижимой. В качестве одного из условий древнегреческой демократии была соразмерность. В идеале все граждане должны знать друг друга, чтобы иметь представление, что нужно каждому, и быть в состоянии понять общие интересы. Т.е. город должен быть небольшим. В Афинах, в которых числилось около 40 тысяч граждан, было проблематичным созвать общее собрание, т.к. многие граждане просто не приходили на его заседания. С точки зрения древних философов многочисленность афинского демоса делала его малопригодным для демократии. Афины были, хотя и наиболее важным, но только одним из нескольких сотен демократических городов-государств. Теоретически и практически греческая демократия была ограничена в двух аспектах: внутреннем и внешнем. В рамках города-государства большая часть взрослых людей была лишена полного гражданства: права участвовать в политической жизни, посещать Народное собрание, служить в органах управления. Из числа граждан исключались не только женщины, как это было во всех демократиях до XX века, но также давно прижившиеся пришлые люди (метеки), а также рабы. С 451 г. до н.э. необходимым условием для получения гражданства было наличие гражданства у обоих родителей.
2.Демократия в Древнем Риме В отличие от греков, римляне признали самоценность закона и необходимость защиты прав и интересов каждого гражданина. Т.е. Рим понимал демократию как власть закона и процедуры. Древнем Риме возникла республика с ее системой консулов, сенатом и народными трибунами. Первоначально право участия в управлении республикой принадлежало лишь патрициям или аристократам. Однако в ходе развития общества и после ожесточенной борьбы и простолюдины (в Риме их называли плебсом) добились для себя такого же права. Как и в Афинах, право участия предоставлялось только мужчинам, и это ограничение сохранялось во всех последующих видах демократий и республик. демократическим институтом были народные собрания, созываемые для принятия законов и избрания магистратов[9]. Так как все большее число граждан проживало за пределами Рима, собрания практически были постепенно преобразованы в протопредставительные учреждения. Часть вопросов решали куриальные[10] собрания представителей аристократии, часть – собрания по трибам[11], куда входили только плебеи, но решения триб при этом были общеобязательными. Часть вопросов решалась на общих собраниях патрициев и плебеев – центуриальных[12] комициях[13]. Богатые центурии обладали большим весом, чем бедные. Сенат[14], который готовил повестку дня для народных собраний, выбирался преимущественно из состава патрициев. После принятия собраниями решений, сенат утверждал их, строго следя за соответствием законам и традициям Рима. Плебс представляли народные трибуны, которые имели право вето на любые решения, противоречащие, по их мнению, интересам незнатных граждан. Одних исполнительных лиц выбирали центурии, других – трибы. По сравнению с греческой демократией, римская республика была сложной системой сдержек и противовесов, защищающих права и интересы различных категорий граждан. Никто в ней не мог полностью одержать верх, так же как и потерпеть поражение. Поэтому древнеримская республика продемонстрировала высокую устойчивость. Магистрат – государственная должность в Древнем Риме. Высшие магистраты обладали верховной властью, все остальные имели право издавать указы по кругу своих обязанностей и налагать штрафы. Курия – провинциальный городской сенат в Древнем Риме. Центурия – группа граждан, имевшая одинаковый имущественный ценз. Комиция – народное собрание в Древнем Риме, избиравшее должностных лиц и принимавшее законы. Сенат – высший государственный совет в Древнем Риме. Республиканцы, как и греческие демократы, соглашались, что лучшей политией является та, чьи граждане в наиболее важных аспектах равны: например, равны перед законом или в том, что отсутствует зависимость одного гражданина от другого, как зависимость слуги от хозяина. Республиканская доктрина настаивает на том, что политическая система не может быть легитимной, если она лишает людей права участия в управлении. Республиканизм аристократии и народа имел различные основания. Так, с точки зрения аристократических республиканцев, даже если народ, то есть множество, должен играть важную роль в управлении, ее следует ограничить, поскольку множество вызывает скорее опасения, чем заслуживает доверия. Для республиканцев-аристократов наиболее сложной конституционной проблемой было создание системы, сдерживающей порывы множества. Истинным назначением народа было не само управление, как в Афинах, а выбор руководителей, пригодных для выполнения непростой функции управления всей политией. Поскольку руководители обязаны управлять в интересах всего сообщества, а народ вполне естественно является его важной составной частью, должным образом подготовленные политики будут действовать в интересах народа, но не только данной составляющей, сколь бы важной она ни была. Исходя из признания правомерности интересов множества и немногих, республиканцы-аристократы утверждали, что общественное благо требует уравновешивания этих интересов. У появляющегося в XVIII веке демократического республиканизма напротив вызывает опасения не множество, а немногие, не народ, а аристократические или олигархические круги. На деле убежденность республиканцев в возможности благого правления зиждется на качествах народа. Более того, общественное благо отнюдь не состоит в том, чтобы согласовывать интересы народа и интересы немногих: общественное благо как раз и является благополучием народа. В силу этого задача конституции состоит в создании системы, способной каким-то образом преодолеть неизбежную тенденцию к доминированию немногих или же одного деспота и его окружения. При всем согласии республиканцев - и аристократов, и демократов - в том, что концентрация власти всегда опасна и поэтому не может быть допущена, пути решения этой проблемы расходятся. Аристократы, или консервативные республиканцы, продолжали настаивать на смешанном правлении, которое согласует интересы одного, немногих и многих, и усматривали отражение данных интересов в монархии, в аристократической верхней палате и в нижней палате общин. Для демократов идея представительства различных интересов разными институтами казалась все более сомнительной и неприемлемой, что подталкивало их к прямой демократии. Подобно древнегреческой демократической практике, республиканская традиция поставила перед сторонниками демократии ряд нерешенных проблем. Среди них четыре наиболее тесно связаны. Первое. Ортодоксальное понимание интереса или интересов республиканцами было слишком упрощенным. Если прежде общества делились на страты согласно интересам одного, немногих и множества, то в сложных обществах произошла более существенная дифференциация, что создавало проблемы для баланса интересов. Второе. Вопреки всем рассуждениям о гражданской добродетели и балансе интересов, на практике конфликт в ранних республиках являлся ярко выраженной, но, тем не менее, обычной, характеристикой политической жизни. Поэтому актуальной проблемой являлся поиск оптимальной формы республики, способной избежать конфликтов, неизбежно вызываемых разнообразием интересов в обществе Третье. Ортодоксальные республиканцы считали, что республики могут существовать лишь в маленьких государствах. Следовательно, республиканская традиция не подходит для решения главной задачи демократических республиканцев - демократизации больших наций-государств в современном мире. Четвертое. Республиканская традиция признает, что попытка применения демократического республиканизма в больших обществах требует далеко идущих преобразований, основными из которых являются совершенствование институтов представительного правления.
3.Демократические традиции Средневековья На развитие демократии оказала влияние христианская традиция. Раннехристианские общины были устроены достаточно демократично: так епископов со священниками избирал народ. Назревшие религиозные вопросы решались на поместных и вселенских соборах. Принципиальным для формирования демократических практик стало положение христианского вероучения, в соответствии с которым перед Богом, как высшим судьей, все объявлялись равными: богатые и бедные, короли и их подданные. Политические идеи Реформации, связанные с равенством перед божьим судом и возможностью каждого человека обличать неправедную власть, способствовали выдвижению народных масс в качестве важнейших субъектов политического развития. В средневековой демократии стали появляться политические институты, которые впоследствии привели к созданию системы, сочетающей в себе демократию на местном уровне со всенародно избранным парламентом на высшем уровне. Такими основополагающими политическими институтами предстояло стать национальным парламентам, состоящим из выборных представителей, и всенародно избранным местным правительствам (или в Впервые подобное сочетание политических институтов возникло в Англии, Скандинавских странах, Нидерландах, Швейцарии и еще в нескольких регионах, располагавшихся к северу от Средиземного моря. Суть политических изменений сводилась к тому, что свободные граждане и знать начинают принимать непосредственное участие в местных собраниях. К ним добавляются региональные и национальные собрания представителей, часть которых или все должны быть избраны. Однако, равенство, которым так гордились викинги, было прерогативой только свободных людей, которые, в свою очередь, были далеко не равны между собой в имущественном и социальном плане. Ниже свободных людей стояли рабы - ими становились военнопленные или те, кто был захвачен во время набегов на соседние племена, а также купленные на невольничьих рынках. Выше стояла родовая аристократия, обладавшая богатством, прежде всего землей, и наследственным статусом. Эту пирамиду венчал король, чья власть была ограничена тем, что он получал ее не по наследству, а в результате выборов, а также давая обязательства повиноваться законам и следуя необходимости завоевывать лояльность знати и поддержку свободных простолюдинов. Класс свободных людей, несмотря на ограничения в равенстве, состоящий из крестьян, мелких арендаторов, землевладельцев-фермеров, был достаточно многочислен, поэтому мог оказывать длительное демократическое влияние на политические институты и традиции. Аналогичные процессы проходили также в городах Северной Италии (Венеции, Флоренции, Генуе и др.). Там около 1100 г. возникли города-республики, где в работе органов власти принимали участие сначала высшие слои общества - знать, а затем и представители средних слоев – так называемый «средний класс». Развитие Флоренции было детерминировано культом «прекрасного». Здесь творили великие Леонардо да Винчи и Микеланджело, а Николо Маккиавели написал свою книгу «Государь». Именно Флоренцией правили такие неординарные личности, как Лоренцо Великолепный и Цезарь Борджиа, а идея свободы и независимости личности достигла наибольшего расцвета. Но устойчивой республики так и не получилось. Флоренции не удалось создать сложную и сбалансированную структуру власти и представительства интересов. Поэтому периоды народного правления сменялись здесь олигархиями и тираниями. Венецианская республика была гораздо более устойчива. Здесь не было таких выдающихся личностей, как во Флоренции, но зато были созданы сложные институты. Венеция не была демократической республикой, так как основная часть населения не имела формальных прав. Политические должности могли занимать только представители трехсот семей - патриции, входившие в состав Большого Совета. По численности полноправного населения Венеции была сопоставима с Афинской демократией времен Перикла. Кроме патрициев в Венеции еще была значительная часть граждан, имевших право занимать административные, но не политические посты. Большой Совет избирал 60 сенаторов, которые кооптировали в состав Сената еще 40 человек. Большой Совет также избирал уголовный суд — «Совет сорока», и многочисленные магистратуры. Сенат формировал из своей среды руководящий орган — коллегию, которая оперативно управляла республикой. Параллельно существовал еще более узкий орган — Синьория, включавшая главу государства - Дожа, шесть его советников и трех руководителей «Совета сорока». Синьория и Коллегия составляли Полную коллегию. Помимо этого Большой Совет избирал «Совет десяти». Все вместе они должны были следить за безопасностью и сохранением республиканского устройства Венеции. Дож избирался пожизненно по очень сложной процедуре. Помимо многочисленных Советов и магистратур в политическую систему Венеции входило множество гражданских ассоциаций — профессиональных гильдий и религиозных братств. По сути это было правление многочисленных гражданских комитетов, связанных очень сложной системой сдержек и противовесов. Именно эта сложность делала Венецию устойчивой. В XVIвеке Венеция воевала с коалицией европейских государств, затем успешно противостояла туркам, и только Наполеону удалось положить конец ее независимости. Устойчивость институциональной организации Венецианской республики придавал исключительный патриотизм правящего класса. Высший слой и народ Венеции верили в то, что их страна — самое свободное и справедливое государство в мире. И гордились этим. Они рассматривали Венецию как наследницу Рима и Константинополя и считали суверенитет неотъемлемой частью республики. С формированием национальных государств города-республики были обречены на слияние с более крупными и сильными образованьями, что явилось одной из важнейших причин потери ими самостоятельности и ликвидации демократических органов власти. В дальнейшем на основе местных собраний стали появляться национальные собрания. Например, в Исландии национальный парламент – альтинг - возник в 930 г. и просуществовал три столетия, пока страна не была окончательно покорена Норвегией. Сначала региональные, а затем национальные собрания также образовались в Норвегии, Дании, Швеции. В Швеции традиция народного участия в собраниях, заложенная в эпоху викингов, в XV в. породила предтечу современного парламента: король начал собирать представителей различных сословий шведского общества — аристократии, духовенства, бюргерства, простолюдинов. Из этих собраний по прошествии времени и возник шведский риксдаг, или парламент. При иных обстоятельствах этот процесс проходил в Нидерландах и Фландрии, где бурное развитие промышленности, ремесел, торговли, банковской системы помогло созданию городского среднего класса, представители которого сосредоточили в своих руках значительные экономические ресурсы. Правители, постоянно испытывавшие острую нужду в деньгах, не могли игнорировать их интересы, проводить налоговую политику без согласия владельцев. А для того чтобы заручиться их поддержкой, правителям приходилось созывать собрания представителей городов и основных классов общества. Хотя нельзя утверждать, что из этих собраний непосредственно развились современные нам органы законодательной власти, но тем не менее они заложили традиции, ввели в обиход практику и внедрили в сознание людей идеи, которые благоприятно сказались на процессе демократического развития. Существенное влияние на дальнейшее развитие демократических традиций оказала Реформация. Ключевыми политическими идеями Реформации провозглашались равенство перед божьим судом и высшая истина, о которой может судить любой человек, знакомый с Евангелиями, и с этой позиции обличать неправедную власть. Реформация стала первым в истории Европы успешным социальным движением, выдвинувшим народные массы на авансцену политического развития. С этого времени массовое участие в политике стало приобретать широкий размах. Несмотря на такие кардинальные изменения в перечисленных странах, в первую очередь, именно в Англии представительная власть стала обретать тот облик и формы, которые впоследствии, несколько столетий спустя, оказали определяющее влияние на практику представительного правления.
4. Возникновение парламентских институтов в Англии История парламента Англии — это история переговоров между королевской властью и обществом. Вначале в эти переговоры были втянуты лишь высшие уровни феодальной иерархии - бароны и прелаты [15 церкви. Необходимо отметить сочетание этих переговоров с наличием в Англии самоуправляющихся общин. Прелаты – в католической и англиканской церквах – звание высших духовных лиц. Явное злоупотребление своей властью со стороны Иоанна Безземельного вызвало согласованную реакцию всего общества против такой политики. Результатом этого конфликта и последующих переговоров стала Великая хартия вольностей, наиболее важными в которой следует отметить три положения. Во-первых, ни один свободный человек не мог быть арестован без суда. Во-вторых, устанавливалось правило, согласно которому подати с феодалов (но не с общин) должны взиматься не иначе, как по решению общего совета Королевства. В-третьих, устанавливался порядок гарантии прав, данных хартией. Так, гарантами хартии становились 25 выбранных баронов, и каждое нарушение должно было сообщаться четырем из них. В том случае, если большинство из 15 признают существование нарушения, а король откажется исправлять допущенную ошибку, все 25 баронов совместно с общиной будут принуждать исправить нарушение согласно их решению всеми возможными способами (путем захвата замков, земель, владений и т.д.). Великая хартия вольностей не создала парламента. Первый политический институт парламентского типа был создан в 1258 г. В правилах конституции, предложенных на собрании баронами и прелатами, говорилось, что при короле должен постоянно находиться Совет пятнадцати, под контролем которого должны находиться высшие должностные лица. Этот совет избирается Советом двадцати четырех, из которых 12 человек принадлежат партии баронов, а 12 человек - партии короля. Двенадцать человек из баронской партии выбирают двух человек из королевской партии, и наоборот. Выбранные четыре человека и выбирают Совет пятнадцати, который затем утверждается Советом двадцати четырех. Следует отметить, что правила выборов своей сложностью и сбалансированностью напоминают упомянутые выше венецианские выборы. После этого парламент на протяжении четырехсот лет вел сложную тактическую игру с королевской властью, постепенно добиваясь все больших прав и власти, пока не стал воплощением народного суверенитета. Весьма интересна стилистика, в которой эта игра велась. Предъявляя новые и новые требования к королевской власти, общины, ставшие отдельной палатой парламента, неизменно представляли эти требования как фиксацию «старинных вольностей», придавая новым правилам древнюю форму и ссылаясь на устоявшиеся обычаи. Например, иммунитет члена парламента от ареста появился из существовавших правил защиты королем направлявшихся к его двору и обратно. Начиная с 1455 г., появились требования обеспечения свободы слова в Палате общин. Но окончательно свобода слова внутри парламента была установлена только «Биллем о правах» после революции 1688 г. Постепенно усложнялась внутренняя структура парламента, появились парламентские комитеты, занимавшиеся отдельными вопросами. Парламент из собрания представителей общества, съехавшихся для одобрения фискальной политики правительства, превратился в сложный политический механизм, анализирующий различные проблемы общественной жизни и предлагающий и принимающий решения по урегулированию этих проблем. Фактически это означало установление постоянной системы переговоров на двух уровнях. Один уровень - переговоры между парламентом и королевской властью о функциях и границах компетенции парламента. Другой уровень - переговоры внутри парламента о способах решения проблем общества. Эта система переговоров усложнялась и дифференцировалась, производя структурные изменения внутри самого парламента. Происходит разделение парламента на две палаты, объясняемое тем, что представители общин хотели независимо, без присутствия баронов и прелатов, высказывать свое мнение. Спикер палаты общин наделялся функциями представителя палаты в переговорах с королевской властью. Создание комитетов означает оформление еще одного уровня переговоров внутри парламента. Демократические практики начинают расширяться, захватывая все более значительные слои общества. Оформление в парламенте политических партий во второй половине XVII века вовлекло в парламентские дебаты и общественность вне парламента. Возникает еще один уровень переговоров - между членами партий в парламенте и поддерживающими их представителями общества вне парламента. Демократические практики, возникнув как переговоры по ограничению власти короля внутри элит общества, вначале институционализируются на элитном уровне, а затем разрастаются вширь, превращая все общество в сложную систему институционализированных переговоров. Важные изменения произошли во время Гражданской войны[17] в Англии, когда пуритане[18] в поисках республиканской альтернативы монархическому правлению были вынуждены поставить многие важнейшие вопросы демократической (или республиканской) теории и практики. По мере углубления своих требований расширить право голоса и сделать правительство ответственным перед обширным электоратом левеллеры[19], в частности, предвосхитили будущее демократической мысли, например правомочность, а фактически - необходимость представительства. Тем не менее, полное включение представительства в демократическую теорию и практику произошло веком позже. Институционализация демократических практик имела не только политические, но и экономические последствия. Сложная система переговоров внутри британского общества уже к XVIIIвеку позволяет создать беспрецедентно высокий уровень доверия к действиям правительства со стороны населения. А этот факт немедленно доказывает влияние на финансовую сферу - в Англии появляется возможность решить финансовые проблемы государства за счет роста государственного долга, причем быстрый рост этого долга, сделавший возможной промышленную революцию и превращение Великобритании в крупнейшую мировую державу, обходился практически без инфляции. Проводится успешная денежная реформа, позволившая заменить испорченные деньги на полноценные без потерь для населения. То есть, «органически» выросшая демократия является не только политическим, но и экономическим фактором, обеспечивающим сначала прочность общественного доверия между властью и обществом, а затем трансформацию самой власти через институционализацию переговоров между ее ветвями и включая через политические партии различные группы интересов в осуществлении государственной власти.
5. Французский опыт развития демократии Франция пошла по пути «конфликтного» развития демократии является Великая Французская революция. Во Франций наступил такой момент когда, когда институциональная сложность не соответствует сложности в структуре интересов, возникает рано или поздно переходный кризис. В контрасте с органическим путем конфликтный путь развития демократии приводит к коллапсу элиты общества и попыткам построить государственную власть снизу, «из ничего». Новые политики, лишенные традиционной легитимации накопленного поколениями опыта государственного управления, пытаются восполнить эту нехватку построением привлекательных идеологических конструкций, основанных на «демократической мифологии», способных, как они считают, обеспечить легитимацию власти в новых условиях. Примером такого «конфликтного» пути развития демократии является Великая Французская революция. Когда в стране отсутствуют развитые демократические практики, но дифференциация общества зашла достаточно далеко, т.е. в том случае, когда институциональная сложность не соответствует сложности в структуре интересов, возникает рано или поздно переходный кризис. Именно такой кризис возник во Франции. Попытки королевской власти решить финансовые проблемы путем ограничения привилегий высших слоев общества, предпринятые в 1787-1788 гг., привели к перевороту, совершенному аристократией и духовенством. Они заставили короля Людовика XVI созвать в мае 1789 г. Генеральные штаты – собрание представителей феодального общества. Этот институт состоял из депутатов трех сословий: первого (духовенство), второго (аристократия) и третьего (купцы, ремесленники, буржуа и рабочие). Депутаты от третьего сословия объявили себя сначала Национальным, а затем Учредительным собранием. Попытка разгона собрания вызвала народное восстание: штурм Бастилии, как символа деспотизма, 14 июля 1789 г. явился началом Великой Французской революции. В августе 1789 г. была принята Декларация прав человека и гражданина. Революция принимала все более экстремистские формы в зависимости от того, какая из многочисленных группировок брала верх. В 1792 г. монархия была низвергнута, а король (в 1793 г.) казнен. Политическое руководство перешло к жирондистам[20], которым противостояли якобинцы[21], стремившиеся к углублению революции. 22 сентября 1792 г. была провозглашена республика, учрежден Конвент – высший законодательный и исполнительный орган власти. Хотя революцию начали привилегированные классы, к руководству ею вскоре пришла буржуазия (жирондисты), а затем санкюлоты – склонная к экстремизму парижская беднота. Опираясь на их поддержку, Робеспьер[22] во главе якобинцев добился власти и стал руководителем Комитета общественного спасения, что позволило ему и его соратникам установить режим диктатуры, в результате которого были казнены тысячи людей за преступления против революции. Ограничительный режим и террор подорвали их социальную базу. Термидорианский переворот[23] 1794 г. низверг якобинскую диктатуру. Робеспьер был казнен. Власть сосредоточилась в руках крупной буржуазии. В 1795 г. установлен режим Директории[24]. Государственный переворот восемнадцатого брюмера[25] знаменовал окончание революции Жирондисты – политическая группировка времен Великой Французской революции. Название дано историками позднее - по департаменту Жиронда, откуда были родом многие из руководителей. Якобинцы – члены Якобинского клуба, оставшиеся в его составе после выхода из него в 1792 г. жирондистов. Вожди якобинцев: М.Робеспьер, Ж.П.Марат, Ж.Дантон, Л.А.Сен-Жюст и др. Максимильен Робеспьер (1758-1794) – деятель Французской революции конца XVIII в., один из руководителей якобинцев. Фактически возглавив в 1793 г. революционное правительство, способствовал казни Людовика XVI, созданию революционного трибунала, казни лидеров жирондистов. Сосредоточил в своих руках практически неограниченную власть, организатор массового террора. Казнен термидорианцами. ТЕрмидорианский переворот – переворот 27-28 июля 1794 г. (9 термидора II года по республиканскому календарю), свергший во Франции якобинскую диктатуру. Термидор – 11 месяц французского республиканского календаря (1793-1805). Директория – правительство (из 5 директоров) Французской республики в ноябре 1795 – ноябре 1799 гг. Восемнадцато е брюмера VIII года по республиканскому календарю, государственный переворот 9-10 ноября 1799 г. Наполеона Бонапарта, заменивший режим Директории военной диктатурой.
Мирному развитию революции и становлению демократических институтов препятствовала политика представителей «старого режима», а также личное соперничество между революционными лидерами. К концу 1791 г. сложился блок между не принимавшими революцию роялистами (во главе с королем) и сторонниками революционного насилия, которые успешно использовали ретроградство роялистов для пропаганды своих идей. Эти две политические группировки объединяли общий интерес - борьба с теми сторонниками революции, которые выступали за твердый конституционный порядок, и теми из сторонников монархии, которые поняли, что расстаться с методами абсолютизма необходимо для ее спасения. Союз политического насилия в борьбе с конституционной демократией во время Французской революции одержал победу. тот исторический парадокс является универсалией многих революций: теряющие власть круги общества препятствуют формированию легитимных институциональных механизмов новой власти и тем самым способствуют усилению антиинституциональных, призывающих к насилию политических движений Логика развития ситуации оказывается достаточно простой. Революция требует мобилизации и сплочения масс. Способ достичь этого - заявить о «единстве политической истины», потребовать «единения народной воли». Единение достигается вокруг одной платформы, все остальные объявляются «ложными», «несуществующими». Важнейшим предметом дискуссий в период Великой Французской революции был вопрос об истинных ценностях Революции. Эти дискуссии стали показательным примером внедрения «демократической мифологии». Все враждующие группировки клялись в верности общим демократическим идеалам — свободе, равенству, братству. Тем не менее, они не спешили воплощать эти ценности в реальной политической жизни. Постепенно ценности революции стали связываться с той новой эпохой, с тем светлым будущим, которое наступит после ее победы. Переходный кризис в условиях острого конфликта между властью и обществом ведет к тяжелым социальным потрясениям, зачастую связанными с террором. «Демократический миф» подменяет собой органический рост демократических практик, а «свобода» начинает рассматриваться как возможность неограниченного насилия по отношению к тем, кто был связан с погибающим режимом. Основной пружиной террора является конфликт между личной свободой и государственной властью. В условиях стабильности в обществе формируются определенные нормы свободы. Даже рассматриваемые как недостаточные определенными социальными группами, эти нормы все же являются фактами массового сознания. В периоды резких социальных сдвигов нормы свободы начинают рушиться — и это создает условия для возникновения конфликта между личной свободой и новыми, только рождающимися нормами. Начинается борьба, которая может, при определенных условиях, перерасти в массовый террор. Свобода имеет свои издержки. В революционные периоды ломки старых социальных структур возникает искус полной свободы. Такая свобода порождает еще больший произвол и часто кончается трагически. Революция 1789 г. продемонстрировала острую нехватку демократических практик во французском обществе, неспособность старой и новой власти договориться о принципах политической жизни и одновременно создала некий «идеальный тип» развития событий, повторявшихся впоследствии во многих местах - в России, Китае, Испании и т.д. На примере Великой Французской революции ясно видно, что отказ от институционализации переговоров не только внутри общества в целом, но и внутри политической элиты ведет к катастрофическим последствиям - террору, а затем к авторитаризму. «Демократический миф» оказывается неспособен создать реальную демократию в обществе.
А.А. АГРАНОВСКИЙ (1922–1984)
|