Проектирование экранных форм
Экранные формы в настоящее время образуют основу интерфейса в человеко-машинном диалоге. Порядок проектирования экранной формы подразумевает следующие этапы: · проектирование содержания экранной формы; · проектирование ее формы представления (формы экрана); · программное обеспечение экранной формы. Содержание экранной формы зависит от ее назначения. По назначению можно выделить четыре класса экранных форм: · для ввода информации в базу данных, то есть для формирования и ведения базы данных; · для ввода параметров обработки информации по задаче и идентификаторов запросов (условия выборки); · для вывода результатов решения задачи и справочной информации; · комбинированные экранные формы, предусматривающие многоцелевое назначение. Проектирование сценария диалогового режима решения задачи состоит в разработке взаимосвязанной последовательности экранных форм и правил перехода между ними. Содержание экранных форм должно отвечать принципу «дружественности»: обозначения реквизитов должны быть представлены на русском языке в соответствии с привычной для пользователя терминологией, процесс ввода должен сопровождаться подсказками и контролем. Следует обратить особое внимание на контроль правильности вводимой информации, поскольку основная доля ошибок происходит по вине пользователя, а не машины.
Рис. 2. Пример ER-диаграммы базы данных АРМ работника склада в СУБД Access
Универсальным методом контроля является визуальный контроль. Для этого необходимо предусмотреть предварительный ввод информации во временные переменные, иначе исправление ошибки потребует корректировки файла. Контроль количественных реквизитов может состоять в проверке на соответствие области допустимых значений (таблица 3). Реализация контроля реквизитов осуществляется путем проверки на соответствие разрешенным значениям (рисунок 3) Таблица 3
Контроль реквизитов-признаков можно осуществлять путем проверки на соответствие таблице разрешенных значений. Повышение достоверности при вводе реквизитов-признаков может быть достигнуто за счет того, что они не вводятся с клавиатуры, а выбираются из предложенного на экране списка (рисунок 4). Используются также методы контрольных сумм, верификации, форматный и логический контроль. Результатом проектирования содержания экранной формы является ее реквизитный состав с указанием методов контроля (таблица 4). Таблица 4 Реквизитный состав экранной формы
Следующий этап проектирования экранной формы – проектирование ее формы представления на экране машины. Информация на экране размещается в четырех зонах. 1. Заголовок экранной формы содержит ее наименование и характеризует путь к ней по иерархическому меню. Обычно заголовок располагается в верхней строке экрана. Рис. 3. Методы контроля реквизитов в СУБД Microsoft Access
Рис. 4. Использования выбора реквизита-признака из списка в СУБД Microsoft Access 2. Предметная часть экранной формы предназначена для размещения вводимой информации, идентификаторов объектов, значений показателей, параметров обработки и выборки и т.д. Предметная часть строится по анкетной, зональной или табличной форме. Рекомендуется форму предметной части для ввода информации проектировать по аналогии с формой первичного документа. Конечному пользователю удобнее работать с такой экранной формой, которая напоминает ему первичную форму бумажного документа. 3. Зона управляющих элементов включает в себя различные виды меню. Это зона действий (транзакций) конечного пользователя. С целью сокращения числа ошибок при вводе реквизитов-признаков целесообразно использовать такой элемент управления как список (ListBox). Кроме того, могут быть использованы такие управляющие элементы, как флажки (CheckBoxes) и переключатели (OptionButtons). В числе управляющих элементов следует предусмотреть кнопку «Отмена» (Cancel), действие которой аналогично клавише <Escape>. 4. Зона сообщений содержит подсказки и сообщения об ошибках. Обычно она занимает нижнюю часть экрана. Зоны на экране разделяются графическими символами, например, рамками (Box), или отличаются по цвету. Выбор цветовой схемы или цветовых пар, а также типа окантовки экранной формы и других элементов цветового оформления (задание тени, интенсивности свечения, мерцания объектов) также входит в задачу проектирования оформления экрана.
|