Внешняя политика.
Задачи внешней политики: Возвращение потерянных в годи смуты территорий. По Столбовскому миру 1617 года Россия передавала Шведции область Карелии, Польше по Деолинскому перемирию 1618 года отходили Смолненские, Черниговские и Новгород-Серевские земли. Борьба за выход в Балтийское море. Защита южных границ от Крымских татар. Дальнейшее освоение Сибири. Смоленская война 1632-1634 годов завершилось поражением России, но Польский король Владислав отказался от претензий на русский престол. 1653 год - Земский собор принял решение о воссоединении России и левобережной Украины. Это послужило поводом к войне с Польшей(1654-1667). По итогам которой России возвращались Смоленские, Черниговские и Новгород-Сереврские земли. В 17 веке из-за поражения в Русско-Шведской войне Россия выход к Балтийскому морю не получила. В 1645 году Василий Поярков с отрядом казаков по Амуру вышел в Охотское море. В 1648 году Семен Ежнёв открыл пролив между Азией и Северной Америкой(Беренгов пролив). Ерофей Хабаров из Якутии совершил поход в Забайкалье и дошел до Амура, а Владимир Атласов открыл каматку, которая стала территорией России. Причины церковной реформы Никона Усиливающаяся централизация Московского государстватребовала централизованной церкви. Необходима была ее унификация — введение одинакового текста молитвы, одного и того же типа богослужения, одних и тех же форм магических обрядов и манипуляций, составляющих культ. С этой целью во время правления Алексея Михайловича патриархомНикономбыла проведена реформа, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие православия в России. За основу изменений была взята практика богослужений в Византии. После крещения Руси в ритуале византийской церкви произошли некоторые изменения. Задумав исправление книг по греческим образцам, Никон понял, что без решительной ломки многих укоренившихся в русской церкви обрядов не обойтись. Для того чтобы заручиться поддержкой, он обратился к Константинопольскому патриархуПаисию,который не рекомендовал Никону ломку устоявшихся традиций, однако Никон поступил по-своему. Помимо изменений в церковных книгах, нововведения касались порядка богослужения. Так, крестное знамение надо было творить тремя пальцами, а не двумя; крестный ход вокруг церкви совершать не по солнцу (с востока на запад, посолонь), а противу солнца (с запада на восток); вместо земных поклонов надо делать поясные; крест почитать не только восьми- и шестиконечный, но и четырехконечный; аллилуйю петь три раза, а не два и некоторые другие. Реформа была провозглашена на торжественной службе в московском Успенском соборе в так называемуюНеделю православия1656 г. (первое воскресенье Великого поста). Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, а соборы 1655 и 1656 гг. одобрили ее. Однако со стороны значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства она вызвала протест. В основе протеста лежали общественные противоречия, принявшие религиозную форму. В результате начался раскол церкви. Тех, что был не согласен с реформами, называли раскольниками. Во главе раскольников стояли протопопАввакумиИван Неронов.Против раскольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни и гонения. Аввакум и его сподвижники были расстрижены и отправлены в Пустозерский острог, где были сожжены заживо в 1682 г.; других ловили, пытали, били, обезглавливали и жгли. Особенно жестоким противостояние было в Соловецком монастыре, который удерживал осаду со стороны царских войск около восьми лет. В Москве на защиту старой веры встали стрельцы под руководствомНикиты Пустосвята.Они потребовали проведения диспута между никонианцами и старообрядцами. Диспут вылился в перебранку, однако староверы почувствовали себя победителями. Тем не менее победа оказалась иллюзорной: на следующий день руководители старообрядцев были арестованы и через несколько дней казнены. Приверженцы старой веры поняли, что надежд на победу в государственном плане у них не остается. Усилилось бегство на окраины страны. Самой крайней формой протеста стали самосожжения. Считается, что за время существования старообрядчества количество сжегших себя достигло 20 тыс. «Гари» продолжались в течение большей части XVIII в. и прекратились только в царствование Екатерины II. Патриарх Никон попытался утвердить приоритет духовной власти над светской, поставить патриаршество выше самодержавия. Он рассчитывал, что царь не сможет обойтись без него, и в 1658 г. демонстративно отрекся от патриаршества. Шантаж успеха не имел. Поместный собор 1666 г. осудил Никона и лишил его сана. Собор, признав независимость патриарха в решении духовных вопросов, подтвердил необходимость подчинения церкви царской власти. Никон был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь.
|