Студопедия — Проблема определения религий 48 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема определения религий 48 страница






Однако человек во все времена остается человеком, и потребность его в задушевной беседе никогда и никуда не исчезала и, надеюсь, не исчезнет. И пусть писатель — сам себе «поп и прихожанин», но жажда исповеди, в особенности у пожилых писателей, острее чувствующих одиночество, в наш суетный век томит их, заставляет искать новые пуги к собеседнику, и не случайно в последнее время очень разные писатели начали общаться с читателем посредством коротких записей-миниатюр — таким образом можно скорее «настичь» бегущего, занятого работой, затурканного бытом современного читателя.

Меня часто спрашивают на встречах и в письмах: что такое затеси? Откуда такое название? Чтобы избежать объяснений, первому изданию «Затесей» («Советский писатель», 1972 г.) я дал подзаголовок «Короткие рассказы». Но это неточно. Рассказов, как таковых, в той книге было мало, остальные миниатюры не «тянули» на рассказ, они были вне жанра, не скованные устоявшимися формами литературы.

«Затеси» — писались и пишутся всю жизнь, печатались в разных изданиях, в местных и центральных газетах, чаще всего в тонких журналах: «Смена», «Огонек», «Сельская молодежь», «Студенческий меридиан» и других. Появлялись и в «толстых» — в «Нашем современнике», «Новом мире», «Знамени», «Молодой гвардии», «Урале».

Первое издание книги было сделано в Москве в «Советском писателе» в 1972 году благодаря стараниям и мужеству редактора В. П. Солнцевой, которая где хитростью и опытом, где и мощной грудью защищала и отстаивала эти далеко не мятежного характера малютки-произведения, но и ей, человеку недюжинного характера, не удалось полностью отстоять книгу и обойтись без кастраций и подчистки текстов.

Когда работает и царит здоровая общественная жизнь и мораль, нет места индивидуальности, тужащейся что-то измыслить и сказать свое, да еще и сокровенное.

Второй раз книга вышла в более полном составе, с новыми «затесями», уже разделенными на шесть тематически объединенных тетрадей, в 1982 году на моей родине — в Красноярске. И опять потребовалось мужество и стойкость издателей, гибкость и сноровка местной цензуры. Книга вышла с неощутимыми потерями и совсем почти «невинными» по тому времени подчистками и поправками. Тем не менее главный редактор издательства потерял из-за нее место работы, цензору же в партийной конторе долго и популярно объясняли, что он просмотрел и подписал в печать.

И, тем не менее, все же популярно объясняющие смысл литературы и жизни партийные товарищи большую часть стотысячного тиража спрятали в им лишь известные укромные места, и книги выдавали лишь почетным гостям в качестве сувенира, приобретая, разумеется, книги для себя и для библиотек своих детей и родичей.

Мне бы гордиться этим, ликовать, да что-то не хотелось, все это очень уж надоело, уж очень ото всего этого я устал.

Книга рассчитана на «разового» читателя, предназначена вроде бы для интимного чтения и общения, но я получил сотни писем от разных людей, воспринимающих ее как что-то «личное», к собеседованию и размышлению не только наедине предрасположенное.

В моей библиотеке хранится экземпляр «Затесей», посланных по просьбе зимовщиков на Северный полюс, — книга вернулась ко мне сплошь в благодарных подписях, в изречениях, как выписанных из книг, так и собственного сочинения пилотов, зимовщиков, их спутников и друзей.

Так вот книга, писанная вроде бы «для себя», сделалась нужной людям, и я продолжаю писать «затеси», когда есть хоть день, хоть минута для собеседования с собой и людьми. Ныне «затеси» охотно печатаются всеми периодическими изданиями, местными и центральными, издаются и за рубежом, и ничего уж такого, шибко крамольного в них никто не усматривает, потому что это моя и «наша» жизнь, наблюдения и размышления, и если уж крамольна сама жизнь, то к ней надо и претензии обращать, а не к автору, не к издателям. Течет жизнь, и книга эта течет и продолжается вместе с нею. Вот «затеси» дожили и до собрания сочинений, в 7-й том они включены наиболее полно. В этом томе их уже около двухсот, среди них впервые печатающиеся и «по следам» поездок за рубеж. Я и за рубежом ничего не записывал, в блокноты не заносил, но то, что застряло в памяти, поразило воображение, просилось обозначиться, тревожило память и предрасполагало к рассуждениям, иногда мимоходным, написалось сразу же или спустя годы.

Но прежде всего, настойчивей всего ломится из сердца и памяти, из нашего отечественного «леса», наш материал — вопиет он голосом одинокого, заблудшего российского человека, которому кто только не указывал пути к «светлому будущему», но он, российский человек, оказывался еще глубже в тайге, ныне вот и в буреломе. Голоса его как не слышали в период более напряженной борьбы за его же спасение, так не слышат и поныне. «Слушают», но не слышат как левые, так и правые, но все дружно борются за русского человека и за его спасение, как и за спасение России, не понимая и не желая понять, что нам, утратившим веру в Бога, нам, со смещенным сознанием, пониманием добра и зла, надо прежде всего бороться за самих себя и спасаться трудом, и молитвой, и в этом разбежавшемся зверинце самим обресть свободу и достойную жизнь.

Едва ли нынче возможно спасти русского человека посредством слова, но утешить этим словом можно, поговорив с ним по душам, хотя бы на минуту приостановившись в этом житейском бедламе, вспомнив о себе, а значит, и о нем.

Судя по письмам и откликам на «затеси», человек русский сделался за последние десятилетия еще более одинок и всеми покинут, и если мои «затеси», эти мимоходные зарубки и меты на стволах «древа жизни», хоть немножко, хоть чуть-чуть обозначат ему просвет впереди, укажут тропинку к собеседнику, утешат его в горькой этой и все более и более духовно и материально нищающей жизни, а кого, быть может, и образумят, заставят вспомнить о Боге и ближнем своем, значит, не зря началась и продолжается во мне эта беседа и работа, как выяснилось, необходимая чаще всего совсем одиноким, неутешенным, всеми забытым, всеми покинутым людям.

 

Проблема определения религий

Существует большое количество подходов к определению религий. Это связано прежде всего со сложностью изучаемого явления и с его многогранностью. И не случайно проблема определения религии рассматривается в таких областях знаний как история, психология, философия, социология, и др. Не смотря на широкий спектр мнений среди ученых, большинство подходов научных к определению религий можно свести к четырем позициям (характеристикам):

1. Вера в сверхъестесственное

2. Вера в Бога

3. Культы, обряды

4. Сакрально (священное)/профанное (мирское)

Первый подход – подход к религии через веру в сверхестесственное

Рассматривая данное направление необходимо ответить на три вопроса:

1. Определиться с понятием «сверхестесственное»

2. Действительно ли во всех религиозных традициях присутствует вера в сверхъестественное?

3. Есть ли такие формы духовной культуры не религиозного характера, в которых так же присутствуют элементы веры в сверхъестественное.

В религиоведении под термином «сверхъестественное» понимается нечто сверхприродное, сверхнатуральное или нечто трансцендентное.

Имманентный (противоположно трансц).

Первый. Согласно современным исследованиям, такой элемент религии как вера в сверхъестественное действительно присутствует во многих традициях, но далеко не во всех, в частности, он отсутствует в первобытной промысловой магии, которая была направлена на обеспечение жизнедеятельности коллектива. Функционирование таких магических обрядов было построено на неправильном истолковании причинно-следственной связи.

Можно выделить ряд религий национального характера, в которых так же отсутствует элемент веры в сверхъестественное (Буддизм и Джайнизм).

В Буддизме и Джайнизме признается существование различных божеств и духов, но именно как определенного вида живых существ наряду с людьми и животными. При этом, такие боги и духи могут так же рождаться и умирать (как и другие живые существа), обладать особыми способностями, недоступными человеку, но такие существа не оказывают принципиального воздействия на жизнь человека. Сущность буддизма и джайнизма поэтому заключается не в вере в нечто сверхъестественное, а в достижении Нирваны (высший пик духовного развития), достигнуть Нирваны может только сам человек путем самосовершенствования.

Другим примером отсутствия данного элемента может являться национальная религия Китая – Даосизм. Согласно доктрине даосизма, идеалом даозской религии является ни что иное как «Естественное» или «Естественность». В даосизме так же признается существование богов и духов, но основная суть религии и философии даосизма сводится к тому, что человек должен стремиться к саморазвитию, самореализации, самосовершенствованию, то есть к слиянию с Дао (первопринцип).

Даже в древних политеистических религий (египтян, греков, римлян) вера в сверхъестественное не представлена в чистом виде. Согласно верованиям египтян, боги, люди и животные обладают одной и той же природой, но в разном качественном измерении, поэтому божествам часто приписывались человеческие или животные характеристики, не только внешний вид, но и черты характера.

Таким образом, наиболее полно элемент веры в сверхъестественное присутствует только в трех религиях – иудаизм, христианство и ислам.

Кроме религиозной сферы можно выделить еще элементы или виды духовной культуры, где присутствуют элементы веры в сверхъестественное, например – онтологическая концепция философии Платона:

Мир идей

Мир материй

Таким образом, вера в сверхъестественное не может рассматриваться как универсальная или уникальная.

Второй подход к определению религий – вера в бога или в богов.

Как отмечено выше, на примере буддизма и джайнизма, в них отсутствует такой догмат, как вера в богов, хотя и признается их существование, но при этом, сущностью религиозного учения является духовное развитие человека. В этой связи вера в бога или богов не может рассматриваться как универсальная характеристика всех религий. Она не присуща всем религиозным традициям.

Третий подход к определению религий базируется на том, что всем религиям присуща система обрядовых действий и обычаев.

С точки зрения современного религиоведения, культ в той или иной форме представлен практически во всех религиозных системах, но в то же время, данная характеристика не может считаться уникальной для религии, это связано с тем, что существует не только религиозный культ, но и политический, военный и гражданский.

Четвертый подход к определению религий стал разрабатываться Э. Фюркгейм, М. Вебер, но наибольший вклад внес Мирча Элиаде

Суть подхода исследователя заключается в том, что каждая религия характеризуется наличием оппозиции или противопоставления сакрального/профанного (в религиозной системе есть четкое деление на мир священного и есть мир мирской обыденности).

В то же время, современные исследователи указывают на то, что не во всех религиях прослеживается чёткая грань между сакральным и обыденным.

В представлениях древних египтян все живые существа (животные, люди и боги) обладают одной и той же природой (сущностью), а соответственно, обладают одной и той же сакральностью, нов в то же время, степень сакральности у них различна: у божеств она достигает высших характеристик, поэтому они обладают сверхвозможностями. У людей степень сакральности ниже, а у животных низшая степень сакральности. В религии, в частности древних египтян, нет четкого противопоставления между миром священного и миром обыденного.

Подход к определению религий:

1. Е. А. Торчинов (СПБ). С точки зрения Торчинова, религия – это комплекс представлений верований, доктрин, элементов культа, базирующихся на трансперсональном переживании. То есть, в религии важен именно личный религиозный опыт, а не общий.

2. Яблоков (Мск). С точки зрения Яблокова и его сторонников, религия – это одна из сфер духовной жизни, способ практически духовного освоения мира человеком, социальной группой или обществом.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 372. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия