Студопедия — Трансцендентальное учение об элементах
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Трансцендентальное учение об элементах






Часть первая. Трансцендентальная эстетика

Необходимо учитывать, что кантовская трансцендентальная эстетка весьма сильно отличается от общепринятого понимания эстетики. Достаточно сказать, что понятие "трансцендентальное" применительно к эстетике вовсе не употребляется философами. Традиционная линия развития содержания данного понятия находится далеко в стороне от трансцендентальной эстетики.

Понятие "трансцендентальная эстетика" было введено И. Кантом только затем, чтобы отделить два мира - чувственный и мыслительный, связанные между собой, взаимообусловленные и разделенные способностью человека к мышлению на две неравные части, чтобы уйти от природного мира в мышление и сделать его самодостаточным, попытаться уйти в глубину мира, который осознается и понимается только посредством мышления и потому представляется как мир априорного знания, данный человеку как бы изначально.

А что же такое мир, в котором человек живет и в его непосредственной данности? Это и есть мир эстетики, по И. Канту.

"Каким бы способом и какими бы средствами не относилось познание к предметам, во всяком случае непосредственное отношение к ним оно получает в наглядном представлении, к которому, как средству, стремится всякое мышление" (33). Для И. Канта наглядное представление это только средство мышления, которое позволяет непосредственно обращаться к предметам мира. Только в этом случае предмет дан познанию, мышлению. И в такой интерпретации наглядное представление выступает не само по себе как объективная данность, а только как средство мышления. Это очень важное заключение И. Канта, и ему мы постараемся дать собственное толкование в соответствии с нашим пониманием.

Далее И. Кант пишет, что предмет может быть дан мышлению только потому, что он действует на душу, и называет это чувственностью. Точнее, он называет чувственностью способность, восприимчивость (по всей видимости души) получать эти представления. "Следовательно, посредством чувственности предметы нам даются, и только она снабжает нас наглядными представлениями..." (33). Из этого положения следует, что наглядными представлениями нас снабжает только чувственность, та чувственность, которая имеет удивительное свойство организовывать предметы посредством того, что предмет воздействует на душу, т.е. чувственность получает от этих предметов какие-то данные об их существовании. Получается удивительная вещь: посредством чувственности предметы нам даются, но чувственность сама по себе (по всей видимости) снабжает нас наглядными представлениями.

Что может означать данный тезис? Только то, что предмет известным образом действует на душу и не более того, сам по себе он не известен. Чувственность каким-то образом организует эти действия предмета. Словосочетание " наглядное представление " несет в себе строго определенную нагрузку: оно организовано. имеет четкое очертание, представлено в какой-то форме и поэтому может быть наглядным, т.е. его можно видеть в отличие от неопределенных понятий, употребляемых И. Кантом, "воздействие", "действие" на душу. Действие это еще не наглядный образ и не представлен в какой-либо форме.

Но чувственность есть только некая общая способность. Поэтому И. Кант вводит понятие " ощущение " как частное понятие, которое есть результат действия предмета и способности человека к наглядному представлению. И. Кант употребил здесь слово "действие" предмета, вместо воздействия. Это означает, что предмет действует вне человека и независим от него, но действия его воспринимаются человеком, имеющим способность строить посредством чувств наглядное представление. Способность улавливать действия предмета и есть ощущение, но еще не чувствование и не построение наглядного представления. Наглядное представление, имеющее форму и образ, сформированные способностью мышления к восприятию действий предмета посредством ощущения, и есть эмпирическое знание.

"Неопределенный предмет эмпирического наглядного представления называется явлением. В явлении то, что соответствует ощущениям, я называю материей его, а то, благодаря чему многообразное в явлении может быть приведено в порядок в известных отношениях, я называю формой явления. Так как то, в чем ощущения могут быть приведены в порядок и в известную форму, само не может быть опять ощущением, то хотя материя всякого явления дана нам только a posteriori, форма для них целиком должна находиться готовой в душе a priori и потому может быть рассматриваема отдельно от всякого ощущения" (34).

Согласно рассуждениям И. Канта, материя принадлежит ощущению, в то время как форма не принадлежит явлению. Формой называется нечто, благодаря чему было приведено в порядок все многообразие в явлении, в то время как порядок оказывается принадлежащим самому явлению. Таким образом, порядок и форма как бы разделены. При этом необходимо отметить, что многообразие приводится в порядок (чем-то или кем-то), но не порядок приводит многообразие в некую форму. Понятие "порядок" в данном случае есть только осуществляемый процесс, но никак не явление, поэтому он не может содержать в себе ощущение. Порядок приводит к упорядочиванию многообразия в явлении в некую форму, но и форма сама по себе есть только выражение того, что И. Кант называет "то": "так как то, в чем ощущения могут быть приведены в порядок и в известную форму...". "То" включает в себя порядок как процесс и форму как результат, причем известную форму, что означает, что форма принимает наглядное представление. "То" не имеет ощущений и само не может быть ощущением, а значит оно не дано мышлению ни как эмпирический опыт, ни как предмет. Оно не может быть предметом мышления опять же потому, что не дано в каких-то наглядных формах. В данном случае речь идет только об эмпирическом мышлении. Благодаря этому "то" готовая форма имеется в душе a priori и не связана с ощущением. И. Кант пишет, что она может быть рассматриваема отдельно от всякого ощущения.

Все это И. Кант называет чистым (в трансцендентальном смысле) наглядным представлением. "Науку о всех априорных принципах чувственности я называю трансцендентальной эстетикой " (36). Таким образом, в трансцендентальной эстетике И. Кант отвлекается от чувственности и от понятий и оставляет только эмпирическое наглядное представление. От последнего отделяется все, что принадлежит ощущению, в результате остается только чистая форма явления. "При этом исследовании оказывается, что существуют только две чистые формы чувственного наглядного представления, как принципы априорного знания, именно пространство и время..." (36). Они находятся в душе без относительно какого-либо предмета и вне ощущения, их можно назвать чистой формой чувственности.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 399. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия