Студопедия — Толстой Л.Н. О воспитании. Аврелий Марк (121-180), римский император (с 161) из династии Антонинов и философ-стоик
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Толстой Л.Н. О воспитании. Аврелий Марк (121-180), римский император (с 161) из династии Антонинов и философ-стоик

 

Аврелий Марк (121-180), римский император (с 161) из династии Антонинов и философ-стоик

Али ибн Абу-Талеб (602-661), зять и сподвижник Мухаммеда

Аллен Грант (1848-1899), американский писатель и естествоиспытатель

Амаель Анри Фредерик (1821-1881), швейцарский писатель и философ

Анания, член раннехристианской Иерусалимской общины

Ангелус Силезиус (псевдоним Иоганна Шеффлера) (1624-1677), немецкий теолог и поэт

Архангельский Александр Иванович (псевдоним: Бука) (1857-1906), фельдшер, ветеринар, литератор, последователь Л.Н.Толстого, автор сочинения «Кому служить?»

Бабидов таблички, религиозные писания мусульманской секты бабидов, возникшей в Иране в середине XIX в.

Бакстер Ричард (1615-1691/1692), английский пуританский проповедник и теолог

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876), русский революционер, теоретик анархизма

Балу (Баллу, Бэллоу) Адин (1803-1890), американский пастор и писатель Бентам Иеремия (1748-1832), английский философ и юрист, теоретик утилитаризма

«Благочестивые мысли и наставления для руководства христианина на пути к совершенству» (М., 1879), сборник высказываний отцов церкви

Бондарев Тимофей Михайлович (1820-1898), крестьянин, автор сочинения «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца»

Браун Эдуард (1811-1891), английский религиозный писатель и церковный деятель

Будда (»просветленный»), имя, данное Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.), основателю буддизма

«Бхагавадгита», древнеиндийская религиозно-философская эпическая поэма, составная часть «Махабхараты»

«Вамана-пурана «, одна из пуран (мифологических произведений индуизма), в ваману (карлика) воплощается бог Вишну

Василий Великий (ок. 330-379), епископ Кесарии Каппадокийской, один из отцов церкви

Вивекананда Свами (1863-1902), индийский мыслитель, религиозный реформатор и общественный деятель

Вилькинс (Уилкинс) Джордж (1785-1865), английский пастор и писатель

«Вишну-пурана», мифологическое произведение индуизма, относится к группе вишнуитских пуран

Вольслей (Уолсли) Чарлз (ок. 1630-1714), английский писатель

Гейкей (Гейки) Куннингам Джон (1824-1906), английский теолог и церковный деятель

Гейне Генрих (1797-1856), немецкий поэт и публицист

Гераклит из Эфеса (кон. VI — нач.V в. до н. э.), древнегреческий философ, представитель ионийской школы

Геркулес, лат. форма имени Геракл, в греческой мифологии герой, наделенный необычайной силой

Герцен Александр Иванович (1812-1870), русский писатель, философ и общественный деятель

«Гитопадеша» (»Хитопадеша»), собрание индийских нравоучительных рассказов, басен (создано между Х и ХIVв.)

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852), русский писатель

«Голос безмолвия. Семь врат. Два пути. Из сокровенных индусских писаний. Обнародовано Еленой Петровной Блаватской» (Калуга, 1908)

Гумбольдт Вильгельм (1767-1835), немецкий языковед, философ и политический деятель

Гус Ян (1371-1415), чешский проповедник, идеолог Реформации, сожжен на костре по приговору церковного собора

Давид, царь Израильско-Иудейского государства (ок.1000-ок.965 до н.э.)

Демофил, древнегреческий философ-пифагореец, автор сочинения «Врачевание жизни», от которого сохранились лишь фрагменты

Джефферсон Томас (1743-1826), американский просветитель и политический деятель

Джордж Генри (1839-1897), американский экономист и публицист

Достоевский Федор Михайлович (1821-1881), русский писатель и мыслитель

«Дхаммапада», памятник раннего буддизма, содержит религиозно-философские и моральные изречения, входит в буддийский канон «рипитаку»

«Дхербелот» (»Джербелот»), персидский литературный памятник

Заведен (Зеведей), в Новом Завете отец апостолов Иакова и Иоанна

Зороастр (Заратуштра) (между Х и VI в. до н. э.), древнеиранский пророк и религиозный реформатор

Иафет, сын ветхозаветного праведника Ноя

Ибрагим Кордовский (X в.), испано-арабский писатель

Иисус Христос

Иоанн Богослов, апостол, евангелист

Иоанн IV Грозный (1530-1584), русский царь (с 1547)

Иоанн Златоуст (344/354-407), византийский церковный деятель, епископ Константинопольский

Иоанн Креститель, христианский пророк, непосредственный предшественник Иисуса Христа

Ирод Антипа (20 до н.э. — после 39 н.э.), правитель из династии Ирода (Иродиады), тетрарх Галилеи и Переи во времена Иисуса Христа (с 4 до н.э. — 39 н.э.)

Каин, в Ветхом Завете сын Адама и Евы, убивший из зависти своего брата Авеля

Кант Иммануил (1724-1804), немецкий философ и ученый

Карлейль Томас (1795-1881), английский историк и философ-моралист

Карпентер Эдуард (1844-1929), английский писатель и публицист

Картуш Луи Доминик (1693-1721), французский разбойник, глава террористической банды, казнен

Катон Старший (234-149 до н. э.), римский писатель и политический деятель

Клеовул (Клеобул) (VI в. до н.э.), один из «семи греческих мудрецов», тиран родосского города Линдоса (Линда)

Клиффорд Артур (1778-1830), английский писатель

Комб Абрахам (1785-1827), английский социалист, последователь Р. Оуэна

Консидеран Виктор (1808-1893), французский социалист, последователь Ш.Фурье

Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н.э.), древнекитайский мыслитель

Кришна, в индийской мифологии воплощение бога Вишну в человеческом облике, считается автором религиозно-философской доктрины индуизма

Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921), русский революционер, теоретик анархизма, ученый

Кросби Эрнест (1856-1907), американский писатель и общественный деятель

Ксенофонт (ок. 430-355/354 до н.э.), древнегреческий историк и писатель

«Курал», индийская книга изречений

Ла Боэти (Ла Боэси) Этьен (1530-1563), французский поэт и публицист

Лабрюйер Жан де (1645-1696), французский писатель-моралист

Лавеле Эмиль Луи Виктор (1822-1892), бельгийский историк и экономист

Лактанций Луций Цецилий Фирмиан (ок. 260-325/330), христианский теолог и писатель

Ламартин Альфонс (1790-1869), французский поэт, историк и политический деятель

Ламенне Фелисите Робер де (1782-1854), французский публицист и религиозный философ

Лао-Тсе (Лао-цзы) (IV-III в. до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель даосизма

Ларрок Патрис (1801-1879), французский философ

Лафатер Иоганн Каспар (1741-1801), швейцарский проповедник и писатель

Лев, монах, ученик Франциска Ассизского

Лейтон Александр (1568-ок. 1649), английский врач, доктор философии, проповедник, за памфлеты, направленные против официальной церкви, подвергся жестокому наказанию

Лессинг Готхольд Эфраим (1729-1781), немецкий драматург, философ и литературный критик

Лихтенберг Георг Кристоф (1742-1799), немецкий писатель и ученый

Лука, евангелист Людовик XI (1423-1483), французский король (с 1461) из династии Валуа

Лютер Мартин (1483-1546), немецкий религиозный реформатор

Люцилий (Луцилий), друг Сенеки, адресат его «Нравственных писем»

Магомет (Мухаммед) (ок. 570-632), основатель ислама, в котором почитается как пророк Мадзини Джузеппе (1805-1872), итальянский политический деятель, революционер

Маймонид Моисей (1135-1204), еврейский философ

Макиавелли Никколо (1469-1527), итальянский политический мыслитель и историк

Малори (Мэлори) Люси, американская писательница, переписывалась с Л.Н.Толстым

Миртино Гарриет (1802-1876), английская писательница

Матфей, апостол, евангелист «Махмуд-гаша», индийский мусульманский сборник

Мен-дзе (Мэн-цзы) (ок. 372-289 до н.э.), древнекитайский философ-конфуцианец

Менедем (ум. 278 до н. э.), древнегреческий философ

Ми-ти (IV-III вв. до н. э.), древнекитайский философ-конфуцианец

Моисей, в Ветхом Завете предводитель израильских племен, основатель иудаизма

Молинари Гюстав (1819-1912), бельгийский экономист и журналист Монтень Мишель (1533-1592), французский философ, сторонник скептицизма

Монтескье Шарль Луи (1689-1755), французский просветитель, правовед и философ

Мор Томас (1478-1535), английский политический деятель и писатель, автор «Утопии»

Моррисон-Давидсон Джон (1843-1906), английский писатель и общественный деятель

Наживин Иван Федорович (1874-1940), русский писатель, эмигрант

Несауалькойотль (1402-1472), вождь племени науа в Тескоко, мыслитель, ченый и поэт доиспанской Мексики

Ньютон Ричард Хебер (1840-1914), американский проповедник и писатель

Павел, апостол

Паркер Теодор (1810-1860), американский проповедник и писатель

Паскаль Блез (1623-1662), французский ученый, религиозный философ и писатель

Паульсен Фридрих (1846-1908), немецкий философ

Петр, апостол Пилат Понтий (Понтий Пилат), римский наместник Иудеи (26-36)

Пифагор (VI в. до н. э.), древнегреческий философ, религиозный и политический деятель

Платон (428/427-348/347 до н. э.), древнегреческий философ

Плутарх (ок. 45-ок. 127), древнегреческий писатель и историк

Прудон Пьер Жозеф (1809-1865), французский экономист, теоретик анархизма

Пюисье Мадлен д'Арсан (1720-1798), французская писательница

Разин Степан Тимофеевич (ок. 1630-1671), донской казак, предводитель крестьянского восстания

Рамакришна (наст. имя Гададхар Чаттерджи) (1836-1886), индийский религиозный мыслитель и общественный деятель

Рескин Джон (1819-1900), английский писатель и теоретик искусства

Род Эдуард (1857-1910), швейцарский писатель-моралист

Руссо Жан Жак (1712-1778), французский писатель и философ

Саади (1203/1210-1292), персидский писатель и мыслитель

Сайд бен Хамед

Самсон, в Ветхом Завете судья и богатырь, наделенный необычайной силой

Сенека Луций Анней (ок. 4 до н.э.-65 н.э.), римский политический деятель и философ-стоик

Сковорода Григорий Саввич (1722-1794), украинский философ-просветитель и поэт

Сократ (ок. 470-399 до н. э.), древне-греческий философ

Соломон, царь Израильско-Иудейского государства (ок. 965 — ок. 926 до н.э.)

Солтер Сэмюэл (ум. 1778), английский религиозный писатель

Спенсер Герберт (1820-1903), английский философ и социолог

Страхов Федор Алексеевич (1861-1923), единомышленник Л.Н.Толстого, философ

Сутты буддийские, произведения раннего буддизма

Талмуд, свод религиозно-культовых и правовых положений иудаизма, сложившихся в IV в. до н.э. — V в. н.э.

Тетскуко Незагуал Копотль — см. Несауалькойотль

Торо Генри Дэвид (1817-1862), американский философ и писатель

Тукер (Такер) Бенджамин (1854-1939), американский писатель, анархист

Улисс, лат. форма имени Одиссей, в греческой мифологии царь Итаки, герой «Одиссеи»

Фенелон Франсуа (1651-1715), французский писатель и церковный деятель

Фламмарион Камиль (1842-1925), французский астроном

Фома Кемпийский (1380-1471), монах, философ-мистик

Франциск Ассизский (1181/1182-1226), монах, основатель ордена францисканцев

Фридрих II (1712-1786), прусский король (с 1740) из династии Гогенцоллернов

Хим, сын ветхозаветного праведника Ноя

Хельчицкий Петр (ок. 1390-ок. 1460), чешский мыслитель

Цирцея (Кирка), в греческой мифологии волшебница с острова Эя

Цицерон Марк Туллий (106-43 до н.э.), римский политический деятель, оратор и писатель

Чаннинг Уильям Эллери (1780-1842), американский проповедник и писатель

Чернышевский Николай Гаврилович 1828-1889), русский ученый, писатель и общественный деятель

Чинг-Чанг, легендарный китайский император

Чокке Иоганн Генрих (1771-1848), немецко-швейцарский писатель

Шопенгауэр Артур (1788-1860), немецкий философ

Элиот Джордж (наст. имя Мэри Энн ванс) (1819-1880), английская писательница

Эмерсон Ралф Уолдо (1803-1882), американский философ, поэт и эссеист

Эпиктет (ок. 50-ок. 140), римский философ-стоик

Эразм Роттердамский (1469-1536), ученый-гуманист, писатель, теолог

Ювенал Децим Юний (ок.60 — ок.127), римский поэт-сатирик

Составитель В. М. Персонов

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора

Толстой Л.Н. О воспитании

· (ответ на письмо В.Ф. Булгакова)

Постараюсь исполнить ваше желание – ответить на ваши вопросы.

Во-первых, скажу, что то разделение, которое я в своих тогдашних педагогических статьях делал между воспитанием и образованием – искусственно. И воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. И потому, не касаясь этого подразделения, буду говорить об одном образовании, о том, в чём, по моему мнению, заключаются недостатки существующих приёмов образования, и каким оно, по моему мнению, должно быть, и почему именно таким, а не иным.

То, что свобода есть необходимое условие всякого истинного образования как для учащихся, так и для учащих, я признаю, как и прежде, то есть и угрозы наказаний и обещания наград (прав и т. п.), обусловливающие приобретение тех или иных знаний, не только не содействуют, но более всего мешают истин­ному образованию.

. Отсутствие у большинства людей нашего времени какого бы то ни было религиозного отношения к миру, каких-либо твёрдых нравственных правил, ложный взгляд на науку, на общественное устройство, в особенности на религию, и все вы­текающие из этого губительные последствия, всё это порождаемо в большой степени насильственными и корыстными приёмами образования.

И потому, для того чтобы образование было плодотворно, то есть содействовало бы движению человечества к всё большему и большему благу, нужно, чтобы образование было свободно. Для того же, чтобы образование, будучи свободно как для учащих, так и для учащихся, не было собранием произвольно выбран­ных, ненужных, несвоевременно передаваемых и даже вредных знаний, нужно, чтобы у обучающихся, так же как и у обучае­мых, было общее и тем и другим основание, вследствие которого избирались бы для изучения и для преподавания наиболее нужные для разумной жизни людей знания и изучались бы и преподавались в соответственных их важности размерах. Таким основанием всегда было и не может быть ничто иное, как одинаково свободно признаваемое всеми людьми общества, как обучающими, так и обучающимися, понимание смысла и зна­чения человеческой жизни, то есть религии.

Так это было прежде и так это есть теперь там, где люди соединены одним общим религиозным пониманием жизни и верят в него. Так это было и сотни лет тому назад в христиан­ском мире, когда все, за малыми исключениями, верили в цер­ковную христианскую веру. Тогда у людей было твёрдое, общее всем основание для выбора предметов знаний и распределения их, и потому не было никакой нужды в принудительном образовании.

Так это было за сотни лет. Но в наше время такой общей большинству людей христианского мира веры уже нет; в наше время самое влиятельное сословие, людей науки, руководящее общественным мнением, не признавая христианства в том виде, в котором оно преподаётся церквами, не верит уже ни в какую религию. Мало того, так называемые эти передовые люди нашего времени вполне уверены в том, что всякая религия есть нечто отсталое, пережитое, когда-то бывшее нужным человечеству, теперь же составляющее только препятствие для его прогресса, и старательно прямыми и обходными приёмами уверяют в этом слепо верящее им молодое поколение, стремящееся к образованию. Поддерживают же церковное учение только люди правительственные и то, только внешним образом и в той мере, в которой такая вера в народе полезна для их целей.

Так что в наше время и в нашем мире, при отсутствии общей большинству людей религии, то есть понимания смысла и назна­чения человеческой жизни, то есть при отсутствии основы образования, невозможен какой бы то ни было определённый выбор знаний и распределение их. Количество предметов знания бесконечно, и так же беско­нечно то совершенство, до которого может быть доведено каждое знание. Сравнить область знания можно с выходящими из центра сферы бесконечного количества радиусами, могущими до бесконечности быть удлинёнными. И потому совершенство в деле образования достигается не тем, чтобы учащиеся усвоили очень многое из случайно избранной области знания, а тем, чтобы,

-во-первых, из бесконечного количества знаний, прежде всего, были переданы учащимся знания о самых важных и нуж­ных предметах,

а во-вторых, тем, чтобы знания эти были дове­дены до относительно одинаковой степени, так чтобы переда­ваемые знания подобно одинаковой длины и одинаково равномерно друг от друга отделённым радиусам, определяющим сферу, составляли бы гармоничное целое.

. Люди узнают в школах всё об Александре Македонском и Лудовике XIV и его любовницах, знают о химическом составе тел, об электричестве, радие, о целых так называемых «науках» о праве и богословии, подробно знают о повестях и романах, написан­ных разными, считающимися «великими» писателями и т. п., знают о совершенно ни на что ненужных и скорее вредных пустяках, а ничего не знают о том, как понимали и понимают смысл своей жизни, своё назначение, и какие признавали и при­знают правила жизни миллиарды живших и живущих людей, две трети всего нехристианского человечества.

От этого-то и происходит то удивительное в нашем мире явле­ние, что люди, считающиеся среди нас самыми образованными, суть, в сущности, люди самые невежественные – знающие множество того, чего никому не нужно знать, и не знающие того, что прежде всего нужно знать всякому человеку.

Происходит это удивительное и печальное явление от того, что в нашем называемом христианском мире не только опущен, но отрицается тот главный предмет преподавания, без которого не может быть осмысленного приобретения каких бы то ни было знаний. Опущена и отрицается необходимость религиозного и нравственного преподавания, то есть передачи молодым поколе­ниям учащихся тех с самых древних времён данных мудрейшими людьми мира ответов на неизбежно стоящие перед каждым че­ловеком вопросы: первое – что я такое, какое отношение моё, моей отдельной жизни ко всему бесконечному миру, и второе – как мне сообразно с этим моим отношением к миру жить, что делать и чего не делать?

Ответы же на эти два вопроса – религиозное учение, общее всем людям, и вытекающее из него учение нравственности, тоже оди­наковое для всех народов, – ответы эти, долженствующие со­ставлять главный предмет всякого образования, воспитания и обучения, отсутствуют совершенно в образовании христианских народов. И еще хуже, чем отсутствуют, заменяются в нашем обществе самым противным истинному религиозному и нрав­ственному обучению собранием грубых суеверий и плохих софизмов, называемых законом Божиим.

И потому думаю, что для того, чтобы в наше время образование было не вредно, ка­ково оно теперь, в основу его должны непременно быть поста­влены эти отсутствующие в нашем образовании два самые глав­ные и необходимые предмета: религиозное понимание жизни и нравственное учение.

Об этом самом предмете я писал в составленном мною «Круге чтения» следующее:

«С тех пор, как существует человечество, всегда у всех наро­дов являлись учителя, составлявшие науку о том, что нужнее всего знать человеку. Наука эта всегда имела своим предметом знание того, в чём назначение и потому истинное благо каждого человека и всех людей. Эта-то наука и служит руководящей нитью в определении значения всех других знаний».

«Единственное объяснение той безумной жизни, противной своему сознанию, которую ведут люди нашего времени, заключается именно в этом, в том, что молодые поколения обучаются бес­численным, самым сложным, трудным и ненужным предметам, не обучаются только тому, что одно нужно, тому, в чём смысл человеческой жизни, чем она должна быть руководима и что думали об этом вопросе и как решили его мудрейшие люди всех времён и всего мира».

Скажут: «Нет такого общего большинству людей религиоз­ного учения и учения нравственности». Но это неправда. Если некоторым людям нашего времени кажется, что таких учений не было и нет – то происходит это только от того, что эти люди принимают те затемнения и извращения, которыми во всех учениях скрыты основные религиозные и нравственные истины, за самую сущность учений. Стоит только людям серьёзно отнестись к вопросам жизни, и одна и та же, и религиозная и нравственная истина во всех учениях, от Кришны, Будды, Кон­фуция до Христа, Магомета и новейших религиозных мысли­телей, откроется им.

Только при таком разумном религиозно-нравственном учении, поставленном в основу образования, может быть и разумное, и не вредное людям, а разумное образование. При отсутствии же такой разумной основы образования не может и быть ничего другого, как только то, что и есть теперь, нагромождение пустых, случайных, ненужных знаний.

Нравится нам это или не нравится, разумное образование возможно только при постановке в основу его учения о религии и нравственности.

И потому я полагаю, что первое и главное знание, которое свойственно, прежде всего, передавать детям и учащимся взрос­лым, это ответы на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первый: что я такое и какое моё отношение к бесконечному миру? И второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим и что всегда и при всех возможных условиях дурным?

Ответы на эти вопросы всегда были и есть в душе каждого человека, разъяснение же ответов на эти вопросы не могло не быть среди миллиардов прежде живших и миллионов живущих теперь людей. И оно действительно есть в учениях религии и нравственности, не в религии и учении нравственности какого-либо одного народа известного места и времени, а в тех осно­вах религиозных и нравственных учений, которые одни и те же высказаны всеми лучшими мыслителями мира от Моисея, Сократа, Кришны, Эпиктета, Будды, Марка Аврелия, Конфуция, Христа, Иоанна Апостола, Магомета до Руссо, Канта, персидского Баба, индусского Вивекананда, Чаннинга, Эмер­сона, Рескина, Сковороды и др.

Что же касается дальнейших предметов знания, то думаю, что порядок их преподавания выяснится сам собой при при­знании основой всякого знания учения о религии и нравствен­ности. Весьма вероятно, что при такой постановке дела первыми после религии и нравственности предметами будут изучения жизни людей самых близких: своего народа, богатых, бедных классов, женщин, детей, их занятий, средств существования, обычаев, верований, миросозерцаний. После изучения жизни своего народа думаю, что при правильной постановке дела обра­зования столь же важным предметом будет изучение жизни других народов, более отдалённых, их религиозных верований, государственного устройства, нравов, обычаев.

Оба эти предмета, точно так же, как и религиозно-нравствен­ное учение, совершенно отсутствуют в нашей педагогике и заменяются географией, изучением названий мест, рек, гор, городов и историей, заключающейся в описании жизни и деятель­ности правителей и преимущественно их войн, завоеваний и освобождений от них.

Думаю, что при постановке в основу образования религии и нравственности изучения жизни себе подобных, то есть людей, то, что называется этнографией, займёт первое место и что точно так же, соответственно своей важности для разумной жизни, займут свои соответствующие места зоология, математика, физика, химия и другие знания.

И потому полагаю, что главная и единственная забота людей, занятых вопросами образования, может и должна состоять, прежде всего, в том, чтобы выработать соответственное нашему времени религиозное и нравственное учение и, выработав тако­вое, поставить его во главе образования.. Нужна же людям потому, что, наилучшим образом отвечая на те одни и те же вопросы, которые везде и всегда ставил и ставит себе всякий разумный человек, вступающий в жизнь, она содей­ствует благу как отдельного человека, так и всего человечества.

Вот всё, что имел сказать. Буду рад, если это пригодится вам.

1 мая 1909 года, Ясная Поляна.

Лев Толстой

Статья может свободно размещаться на других интернет-ресурсах

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Толстой Л.Н. О воспитании

Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 338. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия