ГЛАВА 12. Париж - далеко не такой романтичный, как многим кажется
Париж - далеко не такой романтичный, как многим кажется. Истина глаголет беспрестанно! Это не город любви, красоты, и счастливой жизни. Скорее, город прелюбодеяний, кумиров и вина. В нём полно грехов, злобы и желчи. Страх окутывает каждого. Все пороки используются строго по назначению, прямо как врач прописал; и ненавистью пропитан каждый, кто испытывал боль ближнего своего. В последующую неделю количество беспорядков увеличилось. Было, правда, несколько бунтов, но незначительных. Компания из десяти ребят под предводительством Антуана продолжала участвовать в погромах. Жану доставалось всё больше работы и ему это нравилось.
3 ноября 2005 года. Свежая газета, с множеством статей, большинство из них бесчестные, провокационные и заключают в себе ложные идеалы:
«Интифада в предместьях Парижа» В пригородах французской столицы идут уличные бои с иммигрантами. Парижские предместья уже шестой день подряд охвачены массовыми беспорядками. Здесь проживают в основном иммигранты - выходцы из бывших французских колоний в Северной и Экваториальной Африке. Волнения, начавшиеся в городке Клиши-су-Буа, департамент Сена-Сен-Дени, распространились ещё на четыре соседних департамента - Валь-д'Уаз, Сена и Марна, О-де-Сен и Ивлен.
«Парижские сумерки» В результате столкновений ранения получили около 20 полицейских. Общее количество сожжённых автомобилей приближается к 70, а всего в регионе зафиксировано около 150 поджогов. Молодёжь забрасывает полицию бутылками с зажигательной смесью и камнями. Полиция в ответ стреляет по нарушителям резиновыми пулями. Больше всего пострадал департамент Сена-Сен-Дени, где, по последним данным, сожжены 62 автомобиля. Там же совершена попытка поджечь начальную школу. В городе Бонди арестованы четыре человека, бросавшихся камнями в полицейских. В городе сожжено 14 машин. Кроме того, сгорел магазин, торгующий коврами, но пока что неизвестно, связано ли это с беспорядками. В городке Ольнэ-су-Буа были сожжены 15 машин. Столкновения проходили рядом со зданием мэрии. Кроме того, нападению подверглось местное пожарное депо. Полиция утверждает, что погромщики действуют небольшими мобильными группами по 10-15 человек, что затрудняет их идентификацию и нейтрализацию. Так же отмечается, что если в предыдущие дни беспорядки вспыхивали ближе к ночи, то теперь всё начинается сразу с наступлением темноты - около семи часов вчера. Министр внутренних дел Франции Николя Саркози заявил, что только в ночь на среду, 2 ноября, были арестованы 34 человека, подозреваемых в организации массовых беспорядков. Ранее трёх участников погромов приговорили к двум месяцам тюрьмы. Ещё 11 участникам беспорядков прокуратура предъявила обвинение "в умышленном насилии по отношению к полицейским с оружием при исполнении служебных обязанностей". Им грозит до 5 лет тюрьмы…
«Уличные беспорядки в пригородах Парижа» Кроме того, в Клиши-су-Буа и ещё четырех городах департамента Сена-Сен-Дени были арестованы 19 человек. При этом, в самом Клиши-су-Буа, куда были переброшены полицейские подкрепления, обстановка в последние сутки успокоилась. Однако власти ожидают возобновления беспорядков вечером в среду. Между тем, погромы в парижских пригородах вынудили премьер-министра Франции Доминика де Вильпена задержать на несколько часов свой вылет в Канаду, куда он направляется с официальным визитом. Премьер лично отправился во французский парламент, чтобы обсудить ситуацию в парижских пригородах с депутатами. Глава МВД Саркози также отменил намеченные на следующую неделю визиты в Пакистан и Афганистан.
«Смерть в трансформаторной будке» Поводом для беспорядков стала гибель в четверг, 27 октября, двух подростков, которые, как утверждают местные жители, убегали от полиции и решили спрятаться в трансформаторной будке, где и получили смертельный удар током. Одному из них - Зиеду Бенна - было 15 лет. Его родители иммигранты из Туниса. Другой погибший - 17-летний Буна Траоре - сын выходцев из Западной Африки. С ними также находился сын турецких иммигрантов, который остался жив, но получил сильные ожоги. Приводятся разные версии, отчего подростками заинтересовалась полиция. По одним данным, их застали за воровством стройматериалов, по другим - у них просто пытались проверить документы. Брат Зиеда Бенна утверждает, что мальчишки целый день играли в футбол, а на пути домой увидели полицейский патруль. У одного из подростков не было с собой документов, а так как все они, будучи мусульманами, целый день ничего не ели, соблюдая пост в священный месяц Рамадан, то им не понравилась перспектива оказаться в участке для выяснения личности, и они пустились в бега. Как бы там ни было, местные жители обвинили в случившемся не слепое провидение, а французские власти и полицию, которая ведёт усиленное патрулирование пригородов, где процветает преступность, и вовсю действуют уличные банды. После этого прошли акции протеста, большей частью мирные, хотя и было сожжено несколько машин и разбито несколько окон. Однако вечером в воскресенье, 30 октября, произошёл новый инцидент, давший толчок более масштабным беспорядкам. Во время вечерней молитвы, когда в местной мечети находились около 700 человек, кто-то распылил в помещении баллончик со слезоточивым газом. Мусульмане обвинили в провокации полицию, которая в этот момент проводила поблизости операцию по нейтрализации очередной молодежной банды.
«Сначала стрелять - потом говорить» Дополнительно обострили ситуацию и высказывания Саркози, который выступает за принятие жёстких мер к нарушителям общественного порядка. Он назвал участников беспорядков "отбросами общества". В ответ на обвинения в не политкорректности министр парировал: "Я говорю, как есть. Если кто-то стреляет в полицейских, то он уже не "молодой человек", а негодяй, и точка". Между тем левая оппозиция активно критикует принимаемые властями меры по восстановлению спокойствия. Она считает силовые методы неэффективными и настаивает на диалоге конфликтующих сторон. Следуя этим рекомендациям, премьер-министр де Вильпен принял родственников двух подростков, случайная гибель которых стала поводом для массовых волнений. Глава правительства пообещал тщательно разобраться в обстоятельствах их смерти. Расследованием происшествия также занялась прокуратура и внутренняя инспекция правоохранительных органов. По предварительным данным, инцидент был несчастным случаем, и полиция здесь ни при чём. Министр внутренних дел Николя Саркози также решил действовать дипломатическими методами и пригласил на совещание с сотрудниками МВД руководителей пригородных муниципалитетов и представителей молодёжных группировок из Клиши-су-Буа и ещё ряда парижских предместий. Но параллельно Саркози вновь сделал жесткие заявления о том, что не допустит разгула бандитизма в пригородах французской столицы, и это, по мнению либералов, лишь усилило конфронтацию. Оба политика - Саркози и де Вильпен - являются основными кандидатами на участие в следующих президентских выборах, которые пройдут во Франции в 2007 году. Поэтому их действия по щекотливому иммиграционному вопросу находятся в фокусе внимания общественности. Некоторые эксперты полагают, что Саркози пытается использовать нынешнюю ситуацию для того, чтобы привлечь на свою сторону ультраправых избирателей, традиционно голосовавших за лидера Национального фронта Жан-Мари Ле Пена. Действующий президент Франции также назвал сложившуюся ситуацию "опасной" и призвал сделать всё возможное для восстановления общественного порядка.
«Демографический сдвиг» Между тем, как отмечает большинство обозревателей, гибель двух подростков явилась лишь катализатором всплеска недовольства, зреющего в среде этнических и религиозных меньшинств. За последние десятилетия демографическая ситуация во Франции претерпела кардинальные сдвиги за счёт прибытия на постоянное место жительства миллионов человек из бывших французских колоний. Так, 30-тысячное население Клиши-су-Буа состоит сейчас преимущественно из мусульман, приехавших сюда в поисках работы в основном из Алжира, Марокко и Туниса. Такая же ситуация складывается и во многих других парижских пригородах. Ранее проживавшие здесь французы предпочли переехать в другие места, поскольку в этих пригородных муниципалитетах власть закона уже практически не ощущается, а всем заправляют местные криминальные "авторитеты". Безработица среди молодёжи в этих районах достигает 50 процентов, в то время как в целом по стране её уровень составляет около 10 процентов. Проблема иммиграции приняла во Франции особо острые черты во второй половине XX века. Из 58 миллионов французов иммигранты составляют 8 процентов или 4,6 миллиона человек. Кроме того, Франция - преимущественно католическая страна с устоявшимися христианскими традициями. При этом количество мусульман здесь выросло в последние годы до 6 миллионов человек. В это число входят и коренные французы, в основном из депрессивных районов. Подобные тенденции наблюдаются во многих европейских странах и в Северной Америке. По сути, жители иммигрантских пригородов Парижа не столько требуют от французских властей восстановления якобы попранной справедливости, сколько отстаивают своё право жить по собственным законам, отличным от французских. И здесь французы, которые провозгласили лозунг "свобода, равенство, братство" более 200 лет назад, столкнулись с непростой дилеммой. С одной стороны - равные права для всех, толерантность к различного рода "инаким". С другой стороны - принципы светского государства.
В сентябре прошлого года во французских школах вступил запрет на публичное ношение любых религиозных атрибутов, включая элементы одежды. Это коснулось, в том числе, и хиджаба - традиционного женского платка, который носят мусульманки. Вскоре после этого в Ираке были похищены двое французских журналистов. И это при том, что Франция, наряду с Россией и Германией, активно выступала против вторжения антисаддамовской коалиции в Ирак. Похитители выдвинули претензии французскому правительству, что во Франции якобы нарушаются права мусульман. При этом имелся в виду и запрет ношения хиджабов в школах. - “Парижская полиция задержала на глазах у журналистов в понедельник в Париже двух мусульманок в арабских никабах, выступивших с протестом в день вступления в силу во Франции запрета на ношение в общественных местах одежды, закрывающей лицо, - передаёт корреспондент РИА Новости. - Французские мусульманки с понедельника не могут появляться в общественных местах и на улице в одежде, полностью закрывающей лицо, под угрозой штрафа в 150 евро ”. Митинг против этого закона должен был начаться около полудня на площади перед Собором Парижской Богоматери в столице Франции. К назначенному времени на площадь приехали около 50 журналистов, которым пришлось ждать ещё несколько минут появления первой женщины в никабе. Около получаса журналисты спокойно расспрашивали единственную участницу митинга о её правах, но потом в дело вмешалась полиция. Стражи порядка сначала окружили женщину и её спутников, а затем отвели их в полицейский микроавтобус. Через несколько минут на площади появилась вторая женщина в никабе, которой удалось простоять на улице не более 10 минут. Чтобы доставить женщину в участок, полиция пригнала автобус. Ещё через некоторое время стражи порядка задержали третью участницу протестной акции. Женщина была в платке с открытым лицом, но активно осуждала действия стражей порядка и привлекала внимание телекамер. Её тоже увезли на автобусе на глазах у удивлённых иностранных туристов. - "Сегодня вступил в силу запрет на ношение одежды, полностью закрывающей лицо, но он не имеет никакого отношения к этому аресту", - заявил журналистам дивизионный комиссар парижской полиции Алекси Марсан. Он объяснил, что организаторы не заявили в префектуру о предстоящей акции. - "Они создали проблемы для общественного порядка, мы имели право задержать их", - сказал полицейский. Кроме трёх задержанных участниц, журналистам удалось пообщаться с ещё одной активисткой за свободу выбора мусульманских женщин. Сначала девушка в платке общалась с журналистами из газет и с радио, заявляя о нарушении прав мусульманок, желающих носить паранджу. Но, когда к ней подошли телеоператоры, её сестра запретила снимать выступающую, заявив, что девушка просто шла по магазинам, не смогла удержаться и выступила перед журналистами, но к акции отношения не имеет. В итоге всё закончилось благополучно. Журналистов, в конце концов, отпустили по просьбе арабской общественности, отметившей позицию Франции в палестинском вопросе, но, как говорится, осадок остался. Речь идёт о том, что вокруг Парижа фактически появился пояс районов, где верховенство французских законов подвергается сомнению. И необходимость как-то выходить из этой ситуации становится настоящей головной болью для руководства страны.
«Проблемы европейского общежития» С подобными проблемами всё чаще сталкиваются и правительства других европейских стран, поскольку конфронтация между радикальными исламистами и местным христианским населением всё более обостряется. Хотя после терактов в Мадриде и Лондоне Европа ужесточила контроль за въездом граждан из стран арабского мира, к тому времени значительная мусульманская диаспора уже прочно обосновалась на территории Евросоюза. «Что же происходило в последние 30 лет?» Мы отправляли их на каникулы, занимались образовательными программами. Ощутимых результатов это не принесло. Сейчас существуют две задачи – обеспечить рабочими местами тех, кто хочет работать, и тюремными нарами – тех, кто не желает понимать, что закон существует и для них тоже. Министр внутренних дел Франции Николя Саркози об иммигрантах: - " Периодически из разных стран Европы приходят сообщения о массовых беспорядках в районах, населённых иммигрантами. Последним примером стали события в британском Бирмингеме, где в двадцатых числах октября схлестнулись между собой выходцы из Азии и с Карибских островов. В беспорядках, продолжавшихся три дня, принимали участие несколько сотен человек. Погромщики, вооружённые бейсбольными битами, нападали на горожан, поджигали машины и били стёкла в домах. Вслед за этим они вступили в столкновения с прибывшими подразделениями полиции. Результат: один погибший, 20 раненых, несколько арестованных. Характерным примером стало также убийство ровно год назад, 2 ноября 2004 года, голландского режиссера Тео Ван Гога. Его зарезал на амстердамской улице исламский экстремист, которому не понравились взгляды режиссёра на положение мусульманских женщин, публично выраженные им в своём фильме. Западные СМИ, в основном, стараются представить подобные происшествия как события, имеющие социальную или криминальную подоплеку. Безусловно, и эти факторы присутствуют в такого рода инцидентах. Но проблема иммигрантов, которые не смогли по разным причинам вписаться в европейское общество и стали образовывать закрытые анклавы, живущие по собственным законам, остаётся. И эту проблему Европе, так или иначе, придётся решать"… Прошло уже 11 дней после трагичного случая, связанного с двумя подростками. 7 ноября, свежий выпуск ежедневной газеты: В ночь с воскресенья на понедельник во Франции, значительная часть которой охвачена беспорядками, сожжено 1408 автомобилей. Эти окончательные сведения сообщило в понедельник утром главное управление национальной полиции. Количество сгоревших авто больше того, что было накануне. Отмечены многочисленные случаи поджогов общественных зданий, прежде всего школ, нападения на магазины, рестораны, церкви. По подозрению в причастности к беспорядкам задержано 395 человек. В столкновениях с погромщиками ранено 36 сотрудников правоохранительных органов, причём двое из них госпитализированы с огнестрельными ранениями. Итог предыдущих суток составил 1295 сожженных автомашин и 312 задержанных. Выступая в понедельник на пресс-конференции, генеральный директор национальной полиции Мишель Годен отметил, что в парижском регионе, который на протяжении 11 суток оставался эпицентром беспорядков, количество инцидентов несколько снизилось: за минувшую ночь здесь сгорело 426 автомобилей, в том числе 18 - в самом Париже, тогда как показатели предыдущей ночи - соответственно 741 и 36. - Напротив, - подчеркнул Годен, - волна беспорядков и погромов активно распространяется в провинции, захватывая новые зоны, о чём свидетельствуют цифры: 982 сожженных авто (554 предыдущей ночью). В числе городов, в наибольшей степени пострадавших от беспорядков, глава национальной полиции назвал Марсель, Сент-Этьен, Тулузу и Лилль. - В общей сложности, - сообщил Годен, - беспорядками были затронуты 274 муниципальных образования (накануне - 211). Фактически беспорядки, начавшиеся полторы недели назад в парижском регионе, в той или иной степени охватывают всю территорию страны и сосредоточены в пригородных зонах, населённых выходцами из арабских и африканских стран. В связи с расширением погромов профсоюз полицейских "Аксьон Полис" обратился к властям с призывом ввести комендантский час и направить в охваченные беспорядками районы воинские подкрепления в помощь сотрудникам правоохранительных органов.
Творился полный хаос. Как было спокойно, что он охватывал пока что только пригороды. Но это разрушение системы можно сравнить только с организмом человека - если сердцу не хватает жизненных сил, то кровь должна побежать к нему ото всех концов тела. Возможно, то же ждало и Париж…
|